Надо Знать

добавить знаний



Гвоздик Кирилл Васильевич


Гвоздик К.. JPG

План:


Введение

Гвоздик Кирилл Васильевич ( * 22 июля 1895 Ребедайловка - ? 20 июля 1981 Киев) - украинский живописец-монументалист.


1. Биография

Родился 22 июля 1895 года в селе Ребедайловка Черкасской области в крестьянской семье. [1]

В 1923 г. вступает в малярный факультет Института пластических искусств, который после слияния с Киевским архитектурным институтом в 1924 году получил название - Киевский художественный институт. Проявив значительные способности в монументальной живописи, был зачислен в мастерскую к профессору М. Бойчука.

В 1928 году под руководством М. Бойчука принимал участие в росписи Крестьянского санатория им.ВУЦИК в Одессе на Хаджибейском лимане. Коллективными сочинениями мастерской бойчукистов стала центральная композиция "Праздник урожая" и сюжеты "Товарообмен" и "Землеустройство". Собственноручно Кирилл Гвоздик выполнил фрески "Пахота" и "Разгром помещичьей усадьбы".

В процессе работы над эскизом фрески "Праздник урожая" в фойе Харьковского Червонозаводского театра. Слева направо: Бойчук, В.Седляр, И.Падалка, А.Павленко. Харьков, 1934 г.

Того же 1928 бойчукивци представляли ряд работ на Венецианском биеннале. [2] Сочинения учеников мастерской Бойчука итальянская пресса отметила умелым "сочетанием европейской традиции с народным примитивом", а Кирилла Гвоздика, который подал выполненные в технике яичной темперы картины "Крестьяне в беде" (1927) и "Пастухи" (1928) , окрестила "Украинский Гогеном". [3]

Кирилл Гвоздик был одним из активистов Ассоциации революционного искусства Украины [4]

По окончанию Киевского художественного института в 1929 художник обращается к теме бытового жанра. Он создал ряд картин на крестьянскую тематику - "Радио на селе", "Завтрак коммунаров", "Митинг", "Крестьяне на поле" (1929-1930), - в которых осветил изменения, которые произошли в украинском селе при советской власти.

1934 года в Харькове начинается масштабная работа бойчукистов - монументально-декоративное оформление интерьеров нового Харьковского Червонозаводского театра под руководством М. Бойчука. [5] Однако, идейно-художественные недоразумения с М. Бойчуком привели к тому, что Кирилл Гвоздик бросил работу над отделкой театра.


2. Заключение

Обвинен по доносу "в систематической антисоветской деятельности", в 1936 году был арестован и приговорен к "10 лет исправительно-трудовых работ и 5 лет поражения в правах".

8 сентября 1937 комиссия в составе инструктора просветительского отдела ЦК КП (б) У тов. Тли, директора Музея русского искусства тов. Раевского, художников Кодиева и Пащенко в присутствии научных работников Государственного Украинского Музея тт. Адольфа, Резникова пересмотрела произведения врагов народа Падалки, Седляра, Гвоздика, Липковського, Нелепинськои-Бойчук и Диндо, представленных на рассмотрение комиссии по спец. фонда Государственного Украинского Музея, устанавливает:

указанные произведения появляются по своему контрреволюционным бойчукивським формалистическим методом вредными, искажают нашу социалистическую действительность, дают фальшивые образы Советских людей, никакой художественной и музейной ценности не имеют и как произведения врагов народа подлежат уничтожению.

В ноябре 1949 года художника приговорили к расстрелу, который был заменен пожизненным заключением.


3. Реабилитация

В 1956 г. после смерти Сталина художника был реабилитирован.

По возвращении в Киев продолжает рисовать, однако отошел от принципов и теоретических установок бойчукизму и придерживается метода социалистического реализма. Рисует ряд полотен пейзажного жанра - "Вид на Днепр", "Киевский пейзаж" и другие. Опасаясь репрессий, отказался от выставочно-творческой деятельности и прекращает общение со старыми друзьями. Художник-бойчукистов О.Кравченко вспоминал, что на открытии его первой персонаьнои выставки в Киеве 1967 года, Кирилл Гвоздик в частном разговоре с досадой спросил "И зачем сдался тебе тот бойчукизм?".

По словам искусствоведа Б.Лобановського: "... до самой смерти, закрывшись в мастерской, (К.Гвоздик) бесконечно переписывал новые неизвестные шедевры", которые не были сохранены после смерти художника.

Умер 20 июля 1981 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.


4. Выставки

  • 1924 г. - Профессиональная выставка секции 130 Всерабиса (Киев);
  • 1927 г. - И выставка Одесского филиала АРМУ (Одесса);
  • 1927 г. - I Всеукраинская выставка АРМУ (Харьков);
  • 1927 г. - Всеукраинская юбилейная выставка, посвященная 10-летию Октября (Харьков, Киев, Одесса, Днепропетровск)
  • 1927 г. - Юбилейная выставка искусства народов СССР (Москва);
  • 1928 г. - XVI Международная выставка искусств (Венеция);
  • 1929 г. - Всеукраинская театральная выставка (Киев);
  • 1930 г. - Выставка "Искусство Советской Украины" (Харьков);
  • 1931 г. - Выставка художников Украины, Азербайджана, Армении (Москва);
  • 1931 г. - Выставка советского искусства (Цюрих);
  • 1932 г. - Выставка художников Украины, Азербайджана, Армении (Москва);
  • 1932 г. - Выставка советского искусства (Япония).

5. Произведения

Некоторые работы можно увидеть в Национальном художественном музее Украины. [6]


6. Галерея

  • Пастухи.
    1927.

  • Радио на селе. 1928.

  • Крестьяне на поле. 1929.

  • Разгром помещичьей усадьбы. Фреска 1928.

  • Вспашка. Фреска 1929.

  • Праздник урожая. Фреска 1934.


Источники

  1. Гвоздик Кирилл Васильевич / / Художники Украины: Энциклопедический справочник / Составители: М. Г. Лабинский, В. С. Мурза. Под редакцией А. В. Кудрицкого. - К. : "Украинская энциклопедия" им. М. П. Бажана, 1992. - 848 с. - ISBN 5-88500-042-5. - С. 152
  2. Роготченко А. Социалистический реализм и тоталитаризм / Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины.- М.: Феникс, 2007. - 608 с.: Ил. ст.184
  3. Кравченко Я. А. Школа Михаила Бойчука. Тридцать семь имен. - М. Мастерская книги, Оранта, 2010. - 400 с. ISBN 978-966-2260-18-2 ст.130-134
  4. Роготченко А. Социалистический реализм и тоталитаризм / Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины.- М.: Феникс, 2007. - 608 с.: Ил. ст.48
  5. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Часть 99. Михаил Бойчук и его школа. ст.5
  6. http://namu.kiev.ua/ua/about/collections/painting2/4.html

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам