Надо Знать

добавить знаний



Генрик Ибсен


Ibsen-Dresden01.jpg

План:


Введение

Генрик Ибсен ( норв. Henrik Johan Ibsen * 20 марта 1828, г. Шиен - ? 23 мая 1906, Кристиания, теперь Осло) - норвежский драматург и поэт, реалистичные и противоречивые пьесы которого революционизировали европейский театр.


1. Биография

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в норвежском портовом городке Шиен, в семье, принадлежавшей к кругу местной купеческой аристократии. С пятнадцати лет юноша был вынужден работать учеником аптекаря - именно тогда он начинает писать стихи в сентиментально-романтическом духе. Революционные потрясения 1848 года в Европе влияют и на него Ибсен создает свою первую бунтарские-романтическую пьесу "Катилина" (1849). В 1850 году он переезжает в Кристиании (современное Осло) и становится профессиональным литератором.

В настоящее время Ибсен пишет несколько пьес, преимущественно в национально-романтическом духе. С конца 1851 до 1857 года он руководит первым норвежским национальным театром, основанным в Бергене и последовательно выступает за возрождение национального искусства. Со временем драматурга приглашают возглавить "Норвежский театр" в Кристиании, и здесь в первой половине 60-х годов создаются и получают сценического воплощения первые значительные произведения Ибсена.

В то время в норвежской литературе господствовала так называемая национальная романтика. Но Ибсен был убежден, что "не пустяковое копирования сцен быта" делает писателя национальным, а "тот особый тон", несущийся "навстречу нам из родных гор долин ... но прежде всего - из глубины нашей собственной души". Еще 1857 Ибсен так определил свое творческое задание - сделать драму серьезной, заставить зрителя мыслить вместе с автором и героями, превратив его в "соавтора драматурга". В драме не должны бороться идеи, потому что этого не бывает в действительности, нужно показывать "столкновения людей, жизненные конфликты, в которых, как в коконах, глубоко скрытые идеи, борющихся гибнут или побеждают".

Стремясь избежать фальшивой романтической приподнятости и найти более твердую почву для своего творчества, писатель обратился к историческому прошлому своей страны и создал две пьесы: построенная на материале древних саг драма "Воины в Хельгеланди" (1857) и народно-историческая драма "Борьба за престол "(1863). В стихотворной пьесе "Комедия любви" (1862) Ибсен язвительно высмеял романтические иллюзии, считая более приемлемым мир трезвой практики. Разочарование Ибсена в национальной романтике, усилившееся в конце 50-х годов, было связано и с его неверием во всех сферах норвежского общественной жизни. Для него становится ненавистным не только мелкое мещанское существование, но и лживость возвышенных фраз, демагогические лозунги, которые провозглашаются на страницах газет и в народных собраниях.

Впрочем, жизнь Ибсена становится все тяжелее. Он нуждается, и настоящим спасением оказывается полученная с помощью драматурга Бьернстьерне Бьернсон стипендия на поездку в Рим. Ибсен уезжает из Норвегии 5 апреля 1864 и находится за рубежом с короткими перерывами почти двадцать семь лет.

В Италии драматург создал две монументальные философско-символические стихотворные драмы - "Бранд" (1865) и "Пер Гюнт" (1867), которые знаменовали его отграничения и прощание с романтизмом и поставили Ибсена в первый ряд современной скандинавской литературы. И "Бранд", и "Пер Гюнт" сочетают живые индивидуализированные образы с обобщенными, подчеркнуто типизированы.

Основная проблема этих драматических произведений - судьба человека, личности в современном обществе. Но центральные фигуры этих пьес диаметрально противоположны. Герой "Бранда" - священник Бранд - человек необычайной целостности и силы; герой другой драмы - крестьянский парень Пер Гюнт - воплощение душевной слабости человека. Бранд не отступает ни перед какими жертвами, не соглашается ни на один компромисс, стремясь выполнить свою миссию - воспитывать цельных, лишенных лицемерия и стяжательства людей, способных самостоятельно мыслить. Его лозунг - "быть самим собой", то есть развивать в себе неповторимые черты человеческой личности. Пламенными словами Бранд бичует половинчатость, душевную дряблость людей и пороки современного государства. И хотя ему удается вдохновить прихожан - бедных крестьян и рыбаков в заброшенном краю на далеком Севере, и повести их за собой, конец священника оказывается трагическим. Люди поверили и пошли за ним к вершине горы в поисках свободы духа. Когда пастор не смог объяснить конкретной цели этого похода, люди в гневе забросали его камнями. Жертвами Бранда с его нечеловеческой волей становятся близкие люди - сначала погибает его сын, потом жена. И сомнительным представляется тот подвиг, которому Бранд посвятил жизнь.

"Пер Гюнт" знаменовал окончательное отмежевание Ибсена от национальной романтики. Это произведение было воспринято современниками как беспощадный антиромантические выпад и одновременно как тончайшая романтическая поэма. Драма насыщена глубокой поэзией природы и любви, которая сохраняет особый национальный колорит. Лирическое богатство пьесы, ее эмоциональная привлекательность заключаются прежде всего в тех чувствах, которые изложены автором с необычайной силой и совершенством. Носителями высокой поэзии в "Пер Гюнт" является, в первую очередь, не традиционные фольклорно-романтические, фантастические персонажи и мотивы, а персонажи реального плана, обычные, хотя и не лишены своеобразия люди. Высший лиризм связан здесь с образами простой девушки Сольвейг и матери Пера - Осе. Местные же крестьяне выступают в произведении как грубые, злые и жадные люди, а сказочные тролли - как уродливые злобные существа.

В начале драмы Пер - обычный сельский парень, несколько ленивый, фантазер и сорванец. Жизнь в родном селе его не удовлетворяет. Он считает, что крестьяне, озабочены только будничными заботами, стоят презрения. Однако автор приводит своего героя к троллей - фантастических враждебных людям существ - и показывает, что Гюнт в душе готов принять на всю жизнь их лозунг "Будь доволен собой". Он не замечает разницы между девизом людей "будь самим собой", который ведет к нравственному совершенствованию личности, и лозунгом троллей, что оправдывает индивидуализм, самовлюбленность, подчинение жизненным обстоятельствам. В первых трех действиях автор показывает формирование нравственных качеств Пера Гюнта, а в четвертой - те последствия, к которым приводит жизненная философия "Будь доволен собой". Путешествуя по миру, Пер Гюнт приспосабливается к любым ситуациям, теряя собственные особые черты. В пятом действии наступает постепенное прозрение героя, начинаются поиски своего потерянного "я", появляется стремление восстановить свою цельную личность. Центральной символической фигурой в этой действия становится Гудзивник, который ходит по миру с оловянной ложкой и собирает в нее людей на переплавку: цельные личности исчезли, теперь лишь один из многих людей, сплавленных вместе, можно сделать одну настоящего человека. И Пер Гюнт может избежать переплавки, если докажет, что хоть когда-то целостной личностью. Символические образы, возникающие Пера Гюнта, раскрывают его моральное обнищание. Только Сольвейг, которую он любил в юности, утверждает, что Пер Гюнт всегда оставался самим собой - в ее вере, надежде, любви. Гудзивник оставляет Пера Гюнта на земле до следующей встречи, давая ему последнюю возможность переродиться.

Творческие поиски первых драматических произведений, философские обобщения и художественные находки "Бранда" и "Пер Гюнта" стали основой для создания драмы нового типа. Внешним проявлением этого является переход от стихотворной к прозаической речи драматических произведений. В комедии "Союз молодежи" (1868) писатель обращается к прямой политической сатиры. Ибсен предчувствует и призывает приход "революции духа", которая должна обновить все сферы человеческого существования. Свои размышления Ибсен воплощает в философско-исторической трилогии ?Кесарь и галилеець" (1873) и в нескольких крупных поэзии. Но переворот в общественной жизни не происходит. Начинается новый цикл мирного, внешне благополучного исторического развития - расцвет "классического" буржуазного общества. И, начиная с 1877 года, из драмы "Столпы общества", Ибсен создает двенадцать пьес, в которых чрезвычайная точность в изображении реальных форм современной жизни сочетается с глубоким проникновением во внутреннюю его сущность и в душевный мир людей.

Эти пьесы обычно разделяют на три группы, по четыре в каждой. Первая группа, в которой особенно четко и прямо определена социальная проблематика - это "Столпы общества", "Кукольный дом" (1879), "Призраки" (1881), "Враг народа" (1882). Ко второй, которая также отражает обстоятельства реальной жизни, но больше сосредоточена на конфликтах в душе человека, принадлежащих "Дикая утка" (1884), "Росмерсхольм" (1886), "Женщина с моря" (1888), "Гедда Габлер" (1890 ). Пьесы третьей группы исследуют глубины человеческой души в определенной экспериментальной отвлеченности. Это "Строитель Сольнее" (1892), "Маленький Ейольф" (1894), "Йун Габриэль Боркман" (1896) и драматический эпилог "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" (1899). У них еще ярче просматривают обобщенно-символические черты, присущие пьесам второй группы. Подобное группирование пьес несколько условное. Социальная проблематика не исчезает и из более поздних пьес Ибсена, а душевная жизнь человека стоит и в центре его "социальных" драм.

Еще при жизни Ибсена его драматургия признавалась новаторской. С полным правом он был объявлен создателем аналитических пьес, которые возрождали традиции античной драматургии. Композиционные принципы драм Ибсена связаны с построением "Царя Эдипа" Софокла. Все действие этой трагедии посвящена раскрытию тайн - выяснению событий, которые когда-то произошли. Постепенное приближение к раскрытию тайны и создает сюжетное напряжение пьесы, а окончательное ее раскрытие - развязку, которая определяет истинную предысторию главных персонажей и их дальнейшую судьбу.

В пьесах Ибсена драматизм ситуации заключается в том, что оказывается полная противоположность между видимостью жизни и его настоящей природой. Раскрытие показанного в пьесе мира начинается зачастую уже в ходе действия - в деталях, в отдельных и, казалось бы, случайных репликах, в конце же пьесы происходит полный крах иллюзий и выяснения истины.

Ибсеновской аналитичность отличная от аналитичности античной трагедии, глубоко погруженной в мифологическую стихию. Недаром для действия "Царя Эдипа" так важны предсказания оракула. В Ибсена же участи противостоит детерминированность законами природы и общества, а также внутренними законами человеческой души. В "новой драме" Ибсена именно интеллектуальный диалог является способом решения сюжетных коллизий. Именно логика действия приводит героев к необходимости осмыслить свою жизнь, самих себя, своих близких, свою среду, а иногда и все то общество, в котором они живут, а также принять решение, поскольку дальше жить так, как жилось раньше, больше нельзя.

Интеллектуально-аналитическая строение "новых пьес" Ибсена сопряжена со стремлением сохранить естественность и достоверность сценического действия, жизненность персонажей. С этим связана и своеобразие языковой ткани его пьес, которая создается с помощью чрезвычайной экономии и стилистической лаконичости. Источники такой художественной экономии - в традициях древней исландской саги с ее сдержанностью в изображении чувств.

Скрытые смыслы делают структуру диалога многослойной. В отдельных фрагментах текста содержатся указания на то, что уже произошло или должно произойти, то, что непонятно самим персонажам. Большая и роль пауз. Возникает особый подтекст - система значений, которые не даны сразу, в диалоге, но существуют скрыто, осознаются только по мере развертывания действия, но иногда так и не раскрываются до конца.

Но особенно определяющие все же пьесы Ибсена, в которых и сюжетная аналитичность, и интеллектуальное осмысление сосредоточены в последних сценах произведения, в его развязке, где в диалоге, который граничит с дискуссией, происходит настоящее переосмысление персонажами своего предыдущего жизнь и самих себя. Такие пьесы и являются классическими интеллектуально-аналитическими пьесами Ибсена, в которых внешнее воздействие полностью покорена интеллектуально-аналитическом началу.

1891 Ибсен вернулся в Норвегию. Умер Генрик Ибсен 23 мая 1906 после изнурительной болезни.


1.1. "Кукольный дом"

Концепция, по которой в современной действительности связи между внешней и внутренней сути разорванными, становится определяющей для проблематики пьес Ибсена и для их строения. Аналитическая композиция превращается в постепенное раскрытие внутреннего неблаго-получше и трагизма, которые скрываются за достаточно благополучной внешней оболочкой изображаемой действительности.

Это очень сильно проявляется в "Кукольном доме". С помощью аналитической структуры автор постепенно подводит зрителя к пониманию внутренней сущности семейной жизни адвоката Хельмера, на первый взгляд, довольно счастливой, но основанного на лжи и эгоизме. При этом раскрывается подлинный характер как самого Хельмера, который оказывается эгоистом и трусом, так и его жены Норы, которая сначала выступает как легкомысленное существо, но в действительности является человеком сильным, способным на жертвы и такой, который стремится мыслить самостоятельно. Важную роль в этом играет и Предистория, раскрытия сюжетных тайн, как движущая сила в развертывании действия. Постепенно выясняется, что Нора, чтобы получить заем у ростовщика Крогстада, необходимую для лечения мужа, подделала подпись своего отца - ведь женщина в тогдашней Норвегии была лишена права ставить свою подпись под документами, за нее должны "поручиться" отец или муж. Очень насыщенной и напряженной оказывается и внешнее действие: постоянная угроза разоблачения Норы, ее попытка оттянуть момент, когда Хельмер прочитает письмо Крогстада, который лежит в почтовом ящике, и т.д..

Конфликт вскрывает и сущность социальных норм - женщина боится признаться в том, что способна на самоотверженные поступки, какие законы и официальная мораль признают только преступлением. Нора уходит от мужа, надеясь проанализировать и осознать события, которые произошли. Хельмер же остается ждать "чуда из чудес" - возвращение Норы и их обоюдного перерождения. Окончательное разочарование Норы в ее семейной жизни, осознание ею необходимости начать новое существование, чтобы стать полноценным человеком, - вот к чему приводит развитие действия в "Кукольном доме".

Социальные противоречия в драме Ибсена "Кукольный дом" перерастают в противоречия моральные, и драматург решает их в психологическом плане. Основное внимание автор сосредотачивает на том, как Нора воспринимает свои поступки и поступки других героев, как меняется его оценка мира и людей. Ее страдания и прозрения становятся основным содержанием драмы.

Стремление пересмотреть и переоценить все современные обычаи и нормы морали с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена на дискуссии. И дело тут не только в том, что развязкой в ​​"Кукольном доме" есть беседа Норы с Хельмером - первая за всю их совместную жизнь, в которой Нора делает жесткий и требовательный анализ истинной сути их отношений. И Нора, и Хельмер, и все их существование предстают в этой беседе совершенно по-новому - и именно новизна придает особое драматизма заключительной сцене пьесы. Здесь происходит переход внешнего сюжетного напряжения в напряжение внутреннее, интеллектуальное, напряжение мысли, из которого и вырастает сюжетный поворот, который завершает развитие действия.

В психологической драме Ибсена важную роль играет символика. Символично название пьесы "Кукольный дом". Маленькая женщина встает против общества, не желая быть куклой в кукольном доме. Символика эта воспроизводится в системе "игр": Нора играет с детьми, "играет" с мужем и доктором Утром, и они, в свою очередь, тоже играют с ней. Все это подготавливает зрителя к финального монолога Норы, в котором она упрекает мужа и отца, всему обществу, что ее превратили в игрушку, а она сделала игрушками своих детей.

Пьеса ?Кукольный дом? вызвала бурные дискуссии, в которых принимали участие и критики, и зрители. Публику волновала острая постановка проблемы положения женщины в буржуазной семье и лживых, ханжеских основ, на которых базируется эта семья. Но, как и в других пьесах, Ибсен не ограничивается социальным аспектом проблематики, задумываясь о правах личности и достоинство человека. Так, в "Кукольном доме" в ответ на слова Хельмера, что Нора не имеет права покинуть семью, потому что у нее есть священные обязанности перед мужем и детьми, она говорит: "У меня есть и другие, так же священные ... обязанности перед самим собой ".

Генрик Ибсен создал современную "новую драму", насытив ее социальной, философской и нравственной проблематикой. Он разработал ее художественную форму, развил искусство диалога, включив в него живое разговорное вещание. В сценических картинах повседневности драматург широко использовал символику, значительно расширив изобразительные возможности реалистического искусства.

Учащимся Ибсена считал себя Бернард Шоу. Последователями Ибсена на разных этапах творчества выступали Август Стриндберг и Гергарт Гауптман. Символика ибсеновской драматургии вдохновляла Мориса Метерлинка. Никто из драматургов рубеже веков не избежал его влияния.


2. Интересное из жизни

Ради гостей

Генрик Ибсен, известный своей молчаливостью, отказался от приглашений на банкет, объяснив это так: "Я бы только присутствовал и не произнес бы ни слова, а из вежливости другие гости тоже молчали бы целый вечер. Если я не приду, разгневанные гости будут тему для приятной беседы ".

3. Афоризмы, цитаты

Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.

Не может быть свободы или красоты в домашней жизни, опирающийся на займы и долги.

Чистая совесть - лучшая подушка.

Женщина - мощнейшая в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог.


Литература

  • Кочур Г. П. Ибсен Генрик / / Украинская литературная энциклопедия. - Т. 2. - М., 1990. - С. 286-287.
  • Зингерман К. И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. - М., 1979.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам