Надо Знать

добавить знаний



Генрих Гейне


Heinrich-heine 1.jpg

План:


Введение

Кристиан Иоганн Генрих Ѓейне ( нем. Christian Johann Heinrich Heine * 13 декабря 1797, Дюссельдорф, Германия - ? 17 февраля 1856, Париж, Франция) - один из важнейших немецких поэтов и журналистов 19 века.

Гейне был одновременно и поэтом романтики, и ее покорителем. Он сделал язык повседневности пригодной для поэтических произведений, поднял жанр фельетонов и путевых рассказов до уровня искусства, и предоставил немецком языке, до этого не присущую, стилистическую легкость и элегантность. Будучи критиком, политическим журналистом, эссеистом, сатириком и Полемика, он был объектом захватов и отрицательного отношения. Гейне относится к немецкоязычных поэтов, произведения которых переведены на наибольшее количество языков мира.


1. Биография

Немецкий поэт, прозаик, эссеист Генрих Гейне родился в семье еврейского торговца Самсона Гейне и Бетти ван Гельдерн в городе Дюссельдорф, на Рейне. Рейнская область была экономически развитой, чем другие. Здесь уже 1805 с приходом французских войск были отменены феодальные повинности и введено прогрессивное законодательство. Поэтому с раннего возраста Гейне имел возможность видеть не только феодальную отсталость страны, но и ростки новой Германии. С 1810 по 1812 год Генрих учился в Дюссельдорфском лицее. Следующий год провел в конторе богатого банкира в Франкфурте-на-Майне. В 1816 году Генрих продолжил занятия коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди - миллионера Соломона Гейне.

Первый литературный выступление Гейне относится к 1817 году, когда в журнале "Гамбургский страж" были напечатаны его первые стихи. Юношеская лирика Гейне была откликом на первую неразделенную любовь к кузине Амалии.

На средства дяди юноша поступил в Боннского университета (1819), откуда потом переехал в Геттингенский университет (1820), но вынужден был оставить его в связи с дуэлью. Он изучал юридические науки, философию, литературу. В 1821 году поступил в Берлинский университет, где слушал лекции философа Гегеля, одного из образованнейших людей своего времени. Позже Гейне выступил с глубоким анализом немецких философских систем. В декабре 1824 году Генрих возвращается в Геттингенский университет. В этом же году его принимают в доме Гете в Веймаре. В 1825 году Гейне защитил в Геттингенский университет дис-ертацию на степень доктора права, а накануне принял лютеранство. Потом он много путешествовал, посещая Англию, Италию. Впечатления от этих поездок отразились в его дорожных очерках. Во время летнего отдыха Гейне прочитал в газетах о Июльской революции. Это подтолкнуло его к решению поехать в Франции.

Гейне прибыл в Париж 14 мая 1831. Вся последующая жизнь прошла в столице Франции. В Германию он боялся возвращаться, ведь ему угрожал арест за острые политические произведения. В течение жизни Гейне побывал в Германии два раза, чтобы навестить мать и устроить дела с издателем (1844). В дальнейшем поездки в Германию были невозможны по состоянию здоровья: у поэта был паралич спинного мозга. В мае 1848 года он в последний раз вышел из дома, чтобы посетить Лувр. Остальные годы он был прикован к постели. Проживая в Париже, Генрих Гейне встречался со многими выдающимися людьми: Оноре де Бальзаком, Жорж Санд, Гансом Кристианом Андерсеном, Рихардом Вагнером, Фердинанадом Лассалем и Карлом Марксом.

Этот портрет Гейне находился на рабочем столе Леси Украинская

2. Творчество

2.1. Книга песен

Лирические стихи раннего периода творчества Гейне составили целую книгу "Книга песен" ( 1827). Эта поэтический сборник принесла ему признание в Германии, а затем и во всем мире. При жизни автора она издавалась 13 раз, много стихов были положены на музыку Робертом Шуманом, Францем Шубертом, Иоганнес Брамс, Петром Чайковским, Рихардом Штраусом, Эдвард Григ и др.. История переживаний лирического героя образно передает мировосприятие молодого поэта, который находится в глубоком разладе с окружением. Содержание первых циклов "Книги песен" не исчерпывается несчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственников. Тема неразделенной любви в "Книге песен" служит лишь поэтическим выражением трагической одиночества героя в мире. Эти настроения усиливает романтический образ одинокой сосны, известный также под знаменитым переводом Михаила Лермонтова. Если первые циклы "Книги песен" написаны по традиции немецкой романтической лирики, то впоследствии своеобразие поэтического таланта Гейне появилась со всей яркостью. Он умеет причудливо сочетать романтические сны с точностью и ясностью реалистической детали. Он мастерски пользуется иронией как средством разоблачения несбыточных иллюзий, вымыслов, но снова и снова сам возвращается к романтичным образам. Значительное влияние на поэтическое творчество Гейне произвела немецкая народная песня, на образцах которой он учился мастерству непосредственного, всего изображения чувств.

Гейне начинал писать в то время, когда в Германии лирическая поэзия переживала расцвет. Эпоха романтизма сделала лирику традиционным жанром немецкой литературы. Его поэзия стала высшим достижением немецкого романтизма. Гейне отвергал устаревшие поэтические условности, говоря о своих чувствах без риторики и поэтики, а иногда позволял себе даже иронизировать над страстью своих чувств. Простота, естественность, импровизационность его поэзии покорили тогдашнего читателя. Гейне способствовал "упрощению" лирики, с космических высот и необозримой дали он перенес поэзию в бюргерскую гостиную, но от этого она не перестала быть искренней и значительной. Без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь - это кредо лирического героя "Книги песен" Гейне. Лирические стихотворения насыщены признаками повседневности, которые заставляют поверить в искренность чувств. Сквозь лирическую взволнованность постоянно прорывается ироническая интонация. Герой "Книги песен", каким бы не был счастлив, всегда помнит, что это лишь мгновение, а не извечное блаженство. Он находит в себе новые силы улыбнуться даже когда его чувства не разделяют, жить дальше и снова любить. Благодаря иронии Гейне поднимается над своим лирическим героем, автор всегда мудрее, чем тот, о ком он пишет. Названием "Книги песен" Гейне определил жанр и традицию своей лирики: поэт в первой своей книге следовал традициям немецкого фольклора. Он взял некоторые темы и мотивы из устного народного творчества, форма многих его стихов близка к песни. Подобно немецкой песни стихи Гейне часто похожи на лирический монолог, а явления природы и чувства героя образуют параллель. Жанровое своеобразие песни обусловило свободную и поэтическую форму, чем автор и руководствуется. Вместе с тем в "Книгу песен" вошло много стихов, написанных в строгих канонических жанрах сонета, баллады, романса. Молодой Гейне пытался использовать свой поэтический талант в разных жанрах, которые варьировали изменения настроения лирического героя.

Статуя Лорелай в Бронксе, Нью-Йорк

"Книга песен" состоит из четырех разделов. Первый раздел, "Юношеские страдания", наиболее романтичным. Перед нами - переживания и муки неразделенной любви. Лирический герой впадает в отчаяние. Он воспринимает свою трагедию крупнейшей в мире. Жизнь и смерть борются в его сознании. Второй раздел, "Лирическое интермеццо", изображает страдание как вечную, но всегда новую историю. Поэтому это примиряет страдальца с жизнью, тоску меняет светлая печаль. К этому циклу принадлежат стихотворения о сосне, пальму, известные в переводе М. Ю. Лермонтова, хотя в стихах Гейне "сосна" - мужского рода, а "пальма" - женского рода, и тематика имеет более глубокую любовную направленность. В третьем разделе, "Возвращение на родину", любовные страдания юности уже воспринимаются на часовом расстоянии, наводя на мысль переосмысления всего, что произошло. Гейне использует мотив странствий, где разочарован лирический герой покидает родные места и теперь, вернувшись, смотрит на все просветленным взглядом. Юношеские страдания теперь дорогие для него лишь как воспоминания. В этот цикл входит знаменитое стихотворение, посвященное рейнской красавицы Лореляй. Это давняя народная легенда о погибшей несчастной красавице, которая следует на побережье и завораживает всех, кто плывет Рейном вблизи высокой скалы, и это приводит к трагедии. Именно Гейне сделал этот сюжет очень популярным, и его стихотворение состояние народной песней. Лореляй воплощает губительную силу любви, которой она наделена невольно, ведь любовь - это сложное, загадочное чувство, которое очень трудно понять. В последнем разделе - "Северном море" - доминирует аналитическое начало. Лирический герой, переживший разочарования, потери, стремится теперь жить одной жизнью с природой, почувствовать себя маленькой, но необходимой частью вселенной. Ему кажутся теперь суета пустые волнения, он лишился романтических грез и иллюзий. Символическим, в этом плане стихотворение "Кораблекрушение".


2.2. Публицистика

В 30-е годы началась бурная публицистическая деятельность Гейне. Он печатает серию статей, в которых знакомит немецкого читателя с Францией времен Июльской монархии. Когда осенью Гейне совершил поездку в Германию, он почувствовал, как изменился за эти годы: получил большое общественного опыта, овладел передовыми идеями своего времени. После возвращения поэта из Германии в декабре 1843 года он встретился с молодым политическим мыслителем Карлом Марк-сом. Между ними установились тесные дружеские отношения. Важную роль сыграло знакомство с учением утопических социалистов, особенно Сен-Симона. Идеи Сен-Симона нашли отражение в первом разделе его новой поэмы "Германия. Зимняя сказка" (1844). Сюжетом ее послужила путешествие писателя Германией. В ней скрыт острый политический конфликт. Образ родины Гейне изобразил в четком временном и пространственном измерении. Пространство поэмы - это территория Германии, каждый новый раздел - это новое место, время реальное и условное. В центре авторского внимания - современность, хотя он иногда обращается к наполеоновской эпохи или к древности, ставшая уже мифами и легендами.

Восстание ткачей летом 1844 года всколыхнуло всю Германию. Это событие нашло отражение в творчестве многих поэтов и художников, стремившихся вызвать сочувствие к тяжелой судьбе ткачей. Гейне откликнулся на это событие стихотворением "Силезские ткачи" (1844).

В последнее десятилетие жизни поэт был прикован к постели, эти восемь лет он называл "матрасной могилой". События в Германии глубоко волновали поэта. Он обвиняет трусливую немецкую буржуазию, ее предательское поведение во время революции. Тяжелые размышления вызывает поражение революционных сил Германии и Венг-толщины ("В октябре", 1849). Сборник "Романцеро" (1851) отражает настроения горечи, его взгляд на ход истории становится пессимистичным. Последние 8 лет жизни Генрих болел туберкулезом спинного мозга. 17 февраля 1856 он умер. "Писать", "бумага", "карандаш" - были его последними словами.


3. Основные произведения

  • "Книга песен" (1826)
  • "Путевые картины"
  • "Германия. Зимняя сказка" (1844)
  • "Силезские ткачи" (1844)
  • сборник "Романцеро". (1851)

Литература

  • Кирпичников А. Две биографии. Ж. Санд и Гейне Гейне, М., 1886 - 1887.
  • Вейнберг П. И. Генрих Гейне, его жизнь и литературная деятельность. СПб. Тип. и лит. И. Г. Салова, 1891. [1] (2-е изд. - 1903)
  • Шелер Альфред. Генрих Гейне, М., 1906.
  • Овсянико-Куликовский Д. Н., Поэзия Генриха Гейне, СПб., 1909.
  • Анненский И. Ф. Гейне прикованный. Гейне и мы / / Анненский И.Ф. Книги отражений. - М., 1979.
  • Гейне в воспоминаниях современников. - М., 1988.
  • Гиждеу С. П. Лирика Генриха Гейне. - М., 1983.
  • Дейч А. Н. Судьбы поэтов. Гельдерлин. Клейст. Гейне. - М., 1974.
  • Пронин В. А. Генрих Гейне / / История зарубежной литературы XIX века. (Под ред. Н. П. Михальской) - Ч. 2. - М., 1991. - С. 115-126.
  • Дежуров А. С. "Книга песен" Генриха Гейне / / Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. - М., 2002. - С. 104-122.
  • Strodtmann Ad. H. Heine, Leben und Werke ( 1867 - 1869, 2 Bde, русск. сокр. пересказ Чуйко).
  • H?ffer H. Aus dem Leben H. Heine's, 1878.
  • Ducros LH Heine et son temps, 1886.
  • Pr?lss Rob. H. Heine, 1886.
  • B?lsche. H. Heine, Versuch einer ?sthetisch-kritischen Analyse seiner Werke, 1887.
  • Brandes G. Das Junge Deutschland, 1891 (есть русск. Перев.).
  • Betz PL Heine im Frankreich, 1895
  • Legras Jules. H. Heine po?te, 1897
  • Karpeles GH Heine, Aus seinem Leben und seiner Zeit, 1899 (А. Г. Горнфельд, Друзья и враги Гейне (из кн. G. Karpelesьа), см. его книгу "На Западе", СПБ., 1910 или "Русск. богатство", 1900, V)
  • Zurlinde OH Heine und die deutsche Romantik, 1899
  • Lichtenberger H., H. Heine penseur, 1905
  • F?rst RH Heine, Leben, Werke und Briefe, 1912
  • Plotke. H. Heine als Dichter des Judentums, 1913
  • Brauweiler E. Heine's Prosa, 1915
  • Wendel HH Heine, ein Lebens-und Zeitbild. 1917
  • Wolff MJH Heine. 1922
  • Jess HH Heine. 1924
  • Petriconi Giac., Arrigo Heine. Roma, 1925.
  • Belart W. Gehalt und Aufbau von H. Heine's Gedichtsammlungen, 1925
  • Bieber HH Heine, Gespr?che, Briefe, Tageb?cher, Berichte seiner Zeitgenossen, 1925
  • Clarke AM Heine et la monarchie de Juillet, 1927;
  • Ras G., B?rne und Heine als politische Schriftsteller, 1927;
  • Beyer, Der junge Heine. 1911.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам