Надо Знать

добавить знаний



Генри Миллер



План:


Введение

Генри Миллер в 1940

Генри Миллер (26 декабря 1891, Нью-Йорк - 7 июня 1980, Калифорния) - американский писатель, произведения и фигура которого были, вероятно, одними из найконтроверсийниших в литературе ХХ в.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Родился Генри Миллер в Бруклине, который тогда был довольно большим городом, четвертым по величине в Америке. Его родители - Генри и Луиза Миллер - имели немецкие корни. Отец, как и дед, был сапожником и имел собственную мастерскую, где в свое время работал и сам писатель. Несмотря на то, что родители относились скорее к мелкой буржуазии, они поощряли сына к учебе. Он, хотя был неспокойным ребенком, зато любил читать, в частности приключенческую литературу. Поиск нового мира, за которым следил Миллер на страницах книг, отразился на всем творчестве художника.

Несмотря на благосклонное отношение родителей к сына захвата книгами, родственники видели его будущее все-таки связанным с семейным делом, тем более, что младшая сестра Генри, Лоуретт, была инвалид от рождения. Однако их ожидания не сбылись. Когда 1909 г. Миллер заканчивает среднюю школу, то по совету учителя немецкого подается на стипендию университета Корнелл, которой не получает. Однако он посещает городской колледж, где знакомится с современной ему философией, и открывает для себя мистицизм языка, силу ее выражения. Первой женой Генри Миллера становится Паулина Шато, на 13 г. старше, чем сам Миллер. Со временем эта привлекательная, но малообразованный женщина, начинает утомлять его. К этому добавляется еще и скучная работа клерком. Неудивительно, что вскоре Генри Миллер переезжает в Калифорнию, сказав, что едет поступать в университет.


1.2. Юность

В Калифорнии Миллер занимается сбором цитрусовых. В этот период жизни начинается его увлечение теософией, мистикой, эзотерикой. Он знакомится с произведениями А. Блавацкой, Р. Штайнера и основами анархизма. Именно тогда формируется Миллерово понимание индивида как самодостаточной личности, которой чужой навязанный ей трансцендентный опыт. Чтобы найти внутреннее "я", нужно освободиться от институтов государства и интеллектуализированной образования. Вскоре Миллер возвращается в Нью-Йорк. Он работает в отцовской фирме немало внимания посвящает самообразованию. В его жизни входят произведения Милля, Бергсона, Бакунина, Драйзера, Шоу. Большое влияние на становление его мировоззрения имела и личная встреча с Эммой Голдман, которая говорит о сексуальной свободе и открывает ему творчество Уитмена. В 1914-15 Миллер начинает учиться игре на фортепиано и знакомится с Беатрис Викенс, учительницей музыки, с которой женится 1917 г. На период их семейной жизни приходится и первый литературный опыт Генри Миллера. В поисках заработка он публикует короткие истории в журналах (1919 г.). Он меняет работу за работой, пока не нанимается курьером в "Вестерн Юнион", где разносит телеграммы (1920-23 гг.) Работа его, очевидно, не удовлетворяет, хотя он быстро достигает карьерных успехов. Генри Миллер осознает всю Плачевность механизированного, четко продуманного жизни, далекого от спонтанности реального. Поэтому, когда его тогдашний работодатель предлагает написать роман "на прославление Америки", Миллер пишет 12 историй, которые бросают вызов американской мечты. Эти истории составили неопубликованный роман "подрезаны крылья". Может показаться странным, но однажды Генри Миллера застукали в сквере за чтением джойсовский "Улисса", а рядом лежал мешок нерознесених телеграмм. Миллер отделался штрафом.


1.3. "Парижские" годы

К полноценной литературной жизни Генри Миллера побуждает его новая пассия, а впоследствии и жена - Джун Эдит Смит, танцовщица на Бродвее, где они, собственно, и познакомились в 1923 г. Джун Эдит Смит, родившийся, кстати, на Буковине, которая к тому времени входила в состав Австро-Венгерской империи, стала роковой женщиной для Генри Миллера. Убеждена в талантливости Миллера-писателя, она настаивала на том, чтобы тот бросил работу и занимался творчеством, а она заботилась о деньгах. Джун, скажем, продавала "Mezzotints", серию Миллерово коротких эскизов, подписанных "Джун Е. Мэнсфилд". Когда же один из ее поклонников предложил поездку в Европу за законченное произведение, Миллер написал еще ученический роман "Молох" и вместе с Джун поехал в Париж. Поездка Миллера в Париж в 1928-29 гг была непродуктивна в писательском плане (Миллер основном рисовал акварели), но все же важна. Он познакомился с фотографом Брассая, с Конрадом Мориканом - знаменитым хиромантов и астрологов, с творчеством сюрреалистов. Наконец, Миллер решил переехать в Париж, но еще вернулся Нью-Йорка, где работал над романом "Безумный петух" - историей Джун Смит и Джин Кромськи. Намерен переехать Миллер воплотил в 1930 г. (правда, без Джун). Постепенно он входит в литературную жизнь Франции, хотя скорее на правах маргинала. Миллер познакомился с художницей Анаис Нин, которая открыла ему психоанализ в изложении Отто Ранка. Интерес Миллера в психологии на короткий период 1936 вернул его в Нью-Йорк для работы аналитиком, но, что важнее, это помогло ему понять свое прошлое и себя. Анаис Нин подсунула Миллеру новое читво - "В поисках утраченного времени" Пруста, произведения Дэвида Лоуренса - тексты, знаковые в дальнейшем творческой жизни Генри. Именно в это время он преподает в школе г. Дижон и работает над первым полнокровной романом "Тропик Рака". Текст романа он отправляет Т. С. Элиоту, Е. Паунда, Дж. Оруэлла, который и написал первое эссе о творчестве Генри Миллера. На 1936 квартиры Миллера, вилла Серра, стало средоточием художественного круга, к которому присоединился Лоуренс Даррелл, друг и единомышленник Миллера.

Окончание работы над "Тропик Козерога" ознаменовало начало спада литературной деятельности. Миллер погрузился в духовную литературу (астрологию, дзен, теософию). В начале Второй мировой войны он уехал на греческий остров Корфу к Лоуренсу Даррела. Простота земли и моря, греческий тишина в Греции пленили Миллера, человека городскую. Генри Миллер здесь нашел свой идеал и силы для дальнейшего творчества. Он пишет роман "Колос Марусийський" (1940), где указывает, что в Греции нашел новую цель жизни: не быть писателем, а просто быть. Вернувшись в Америку в 1940 г., Миллер продолжил свою автобиографическую сагу, но его основным достижением стало "Милостивое распятие", написанное в 1942-1959 гг, где он пытался охватить неуловимые отношения с Джун. Большинство его работ этого периода - это научная литература. По заказу Doubleday Миллер и художник Авраам Раттнер путешествовали США в 1940-41 гг Итогом путешествий стала книга "Аерокондиционований ужас" (1945), которая имела невероятный успех. В ней писатель отмечал, что американская мечта, известная поколению Миллера, - это испорченный европейским наследием вариант того, о чем говорили Торо и Эмерсон. Все плохо в Америке - от Европы, которая лишает возможности сравниться с себя самого. В 1942 г. Миллер переехал в Калифорнию, поселившись в Биг-Сур в 1944 г. Он снова оказался в центре круга художников и писателей, о котором общественность заговорила после статьи "Секс и анархия в Биг-Сур" (1947 г.) в журнале Harpers. Жизнь, однако, не было медом для Миллера. Он, как и раньше, жил в нищете, продавая свои акварели, нищенствующих у друзей. В 1944 г. он женился на своей третьей женой, Яниной М. Лепский, которая пыталась внести порядок в его жизни, но покинула его в 1948 г. Она и Конрад Морикан, Миллеров парижский знакомый-астролог, были наказаны как "дьяволы" в рассказе о жизни в Биг-Сур "Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха" (1957). В 1953 г. Миллер женился на Еве МакКлюр, но этот брак продлился до 1962 г., а в 1967 г. - с Хироко Токуда, двадцатишестилетний джазовой певицей из Токио, с которой развелся в 1969 г. Его последняя любовь описанное в произведении "Бессонница , или Дьявол на свободе "(1970). Создал он и серию акварелей с таким названием. Последние свои дни Генри Миллер провел в Pacific Palisades, Калифорния в материальном благополучии, обеспеченному средствами от снятых по его произведениям фильмов. Интерес к личности и творчеству несколько угас конце 60-х под влиянием распространенных тогда идей феминизма, который осуждал фалоцентризм, мачизм, сведения женщины к гениталий миллеривському мире.


2. Литературное творчество

Книги Генри Миллера

Книги Миллера с их откровенным сексуальным описанием расшатали рамке американского литературного реализма. Секс был для Миллера средством познания мира. Использование неприличия, которая так возмущала пуританскую сознание, означало восстание против той культуры, которая такое сознание порождала. Мир Миллера оттого часто полон гротескных персонажей, живущих на периферии общества. Миллер не дает спасительной видения (реальность всегда остается немного туманной в его прозе), но критикует современное ему обнищавшее духовную жизнь.

"Тропик Рака"
Роман "Тропик Рака"

Этот первый полнокровный роман, опубликованный в 1934 г., принес автору громкую славу, которая шла впереди его произведений и создала ему репутацию некоего легкомысленного ловеласа. Поэтому может показаться странным видшуковування каких-то скрытых смыслов или перекличек в этом произведении, хотя там они, как и в каждом более-менщ интересном тексте, безусловно, есть.

Сюжет имеет автобиографическое основу, хотя нельзя пренебрегать и в значительной мере явлений здесь художественным воображением. Как признается впоследствии висимдесятичотирилитний Генри Миллер в одном из интервью, произведение "И восходит солнце" Эрнеста Хемингуэя (1926) стал толчком для его путешествия в Париж, Мекку художников. В одном из писем к фотографа Брассаи Миллер так объяснил название книги: рак символизирует болезнь цивилизации, конечную точку на неправильном пути и потребность радикального изменения курса. Париж - это и побуждение, и фон для рассказа. Париж рассказчик называет проституткой: он "замечательный" на расстоянии, а при приближении пустой и отталкивающее. Сюжет разворачивается как искренняя и напряженная исповедь главного и одного из небагатох персонажей-мужчин Генри. Женских персонажей зато в произведении значительно больше, однако они не имеют выразительного характера. С исчезновением Моны - жены Генри - женщину представляют только ее половые органы. Текст, собственно, и начинается по воссоединению Генри Моной, хотя и непродолжительного. Париж с его проститутками (которым отведено большая часть прозы) вступает Мону и указывает на крах романтических идеалов. К тому же, парижское окружение выдвигает значительно меньше требований к его внутренней сущности. Пребывание в Перижи - некая форма саморазрушения. Генри, голодный и нередко без копейки в кармане, радуется своим страданием, оно подтверждает его ощущение мира как "гнилой раковины". Персонажем, контрастирует с Миллером как в его отношениях с женщинами, так и самосознании, является Ван Норден, невротический эгоист, который использует женщин, пытаясь забыть о себе, и олицетворяет мир, где страсть разграничена с сексом. Филмор - другой антагонист Миллера; как типичный американский эмигрант, он ищет во Франции вина, женщин и песен. Миллер помогает ему уйти от Джинет, и Филмор возвращается в Америку разочарованным. Зато самого Генри вряд ли можно назвать разочарованным. Весь текст выступает как его попытка быть самим собой. Это косвенно подтверждает и доминантная метафора "Тропик Рака" - река, которая течет и изменяется, в отличие от устаревших концепций и условностей современной цивилизации. Довольно отчетливо об этом заявляет сам Генри: "Я не прошусь обратно в Америку, чтобы меня опять сковали брачными узами и поставили к конвейеру. Я предпочитаю том, чтобы быть бедным человеком в Европе. Как видите, я достаточно бедный. Остается быть человеком и дальше ". Генри чужая меркантильность, олицетворяемой Америкой: смысл материального благосостояния нивелируется, если он не подкрепляется человечностью.

"Тропик Козерога"
Обложка романа "Тропик Козерога"

Этот роман - своеобразный комментарий на философском уровне описанному в "тропика Рака".

Действие произведения разворачивается в Нью-Йорке как история пробуждения от пресыщения страданиями и пороками. Главный персонаж текста, работник телеграфной компании, пытается абстрагироваться от своей прежней жизни и стать ангелом, "чистым и бесчеловечным", полностью сосредоточенным на своей ментальной сущности. Это история того, кто бы проснулся от ужаса истории и чьими вдохновителями являются труды Д. Г. Лоуренса, Достоевского, друг и, конечно, "Она", Мара. Америка - это "выгребная яма духа", ее фактическое богатство и счастье мнимые. Везде, однако, наблюдается жестокое отношение человека к человеку. Это ад представляет частности филиал "Cosmodemonic" (или "Cosmococcic") и ее работники: Карнахан, Дэйв Олински, Клаузен, Шульдиг. Единственным выходом видится искусство. Важным для понимания психологии персонажа кажется его детское воспоминание, когда тетя давала ему толстый кусок ржаного хлеба. Зато во взрослом возрасте эти ощущения нивелировано. Добывания хлеба становится значительно важнее смакование ним. Другой аспект загнивания - сексуальная реактивность, эротическая утопия. Это напоминает скорее состояние всеобщего помешательства. Секс итоге разочаровывает Миллера, мышление "через пенис" ведет в никуда. Весь роман можно назвать глубоко асексуальных. Нужна не та сексуальность, в которой человек утверждается, а та, в которой наоборот высвобождается. Неслучайно сюжетная линия затрагивает так называемую настоящую любовь. Знакомство в танцевальном зале с Марой переворачивает жизнь главного персонажа и изменяет его идентичность. Здесь увиразнюються переклички с предлогами романа и мыслями о мужской и женский начала, высказанными в них. Женщина - полная материальность (работы А. Венингер), носитель бессознательного, простиставленого мужском начальные - носителе сознательного (Молли Блум из джойсовский "Уллис"). Женщина может испытать и познать бесконечность (Ж. Батай, Лакан), а момент прикосновения к ней мужа является моментом саморождения, т.е. пробуждением из-за женщины. В финале текста возникает гробница, в которой похоронили бы и Мару, и Готфрида Леберехта Мюллера, который принадлежал ей. Мара стала Беатриче, которая привела его в рай воображения. Язык, использована для описания Мари, указывает, что она может действительно представлять бессознательная жизнь, жизнь, само существование которого отрицает Америка. Вместе с Марой внутреннее и внешнее ?я? уравновешены.

Творчество Миллера превосходит впечатление от самой личности, как бы незаурядная она была. Как и Уолт Уитмен, он расширяет рамке американской литературы, демократизирует ее. Кроме того, несомненный его влияние на Лоренса Даррелла и поколения битников 1950-х гг - Джека Керуака, Аллена Гинзберга, Лоуренса Ферлингеттиа, Грегори Корсо. Влияние Миллера можно обнаружить во многих текстах послевоенной американской литературы, в частности в смешивании разговорной, сюрреалистической, непристойной, фантастической риторики. Признание Миллера представляют голос отчужденного человека, которая несмотря на все трудности уверена в собственной человечности. Поиски Миллера направлены на сокращение разрыва между искусством и жизнью. Он пытался дать свое видение действительности, преломленные через собственный опыт.


3. Судьба произведений

Когда Миллер в 1940 г. вернулся в США, там было выдано только "Космологические глаза" (1939) и серию отрывков из "Макса и белые фагоциты" (1938). Остальные произведения были признаны слишком непристойной для публикации. Во Франции "Тропик Рака" и "Тропик Козерога" запретили в 1946 г., а Миллера осудили как порнографа. После протестов французских писателей это постановление отменено, но в 1950 г. "Сексус" запрещено во Франции, а в 1957 г. был осужден как неприличный в Норвегии. Когда "Тропик Рака" наконец опубликовали в США (1961 г.), против Миллера и его романа было возбуждено более шестидесяти дел. Книгу разрешили только после решения Верховного суда в 1965 г. Возмущение по поводу непристойности текстов на длительное время мешало беспристрастной оценке заслуг Миллера. К этому привела также его репутация клоуна и сатира. Дерзкий плевок в лицо искусства в первой успешной книге "Тропик Рака" побудил критиков обозначить ее как "антилитературу". Первую и единственную награду за литературные произведения получил в 1970 г. в Неаполе. Тогда была отмечена книга "Замри как колибри".


4. Живопись

Генри Миллер за работой

Генри Миллер начал писать картины раньше, чем литературные произведения, - после того, как в витрине универмага Бруклина увидел репродукции Тернера. Незадолго Миллер понял, что ему не хватает чертежных навыков, которые он компенсировал щедрой колоритом и интересной композицией. Всего он создал около 3000 картин, значительная часть которых неоддноразово выставлялась в художественных галереях.

За всю свою жизнь Миллер продал лишь несколько картин. Чаще он обменивал их на акварельные краски в Нью-Йорке, чашечку кофе в Париже, еду и одежду в Биг-Суре, а в основном дарил друзьям. Генри Миллер также описал свое творение акварелей: "Рисовать значит любить снова" (1960 г.), "Ангел - мой водяной знак" (эссе с акварелями) (1962 г.).


5. Творческое наследие

  • "Молох" (написано в 1927 г., опубликована посмертно 1992 г.).
  • "Безумный петух" (написано в 1928-30 гг, опубликована посмертно 1991 г.).
  • "Тропик Рака" (1934 г.).
  • "Письма Альфа" (1935 г.).
  • "В Нью-Йорк с возвратом" (1935 г.).
  • "Черная весна" (1936 г.).
  • "Макс и белые фагоциты" (1938 г.).
  • "Тропик Козерога" (1939 г.).
  • "Гамлет. Переписка с Майком Френкелем" (Т. 1) (1939 г.).
  • "Гамлет. Переписка с Майком Френкелем" (Т. 2) (1941 г.).
  • "Космологическое глаз" (1939 г.).
  • "Мир секса" (1940 г.).
  • "Под крышами Парижа" (написано 1941 г., опубликована посмертно 1983 г.).
  • "Колос Марусийський" (1941 г.).
  • "Мудрость сердца" (1941 г.).
  • "Воскресенье после войны" (1944 г.).
  • "Видимость таинственного прошлого" (1944 г.).
  • "Эхолалия" (1945 г.).
  • "Почему абстрактность?" (1945 г.).
  • "Аерокондицийований ужас" (1945 г.).
  • "Мавриций навсегда" (1946 г.).
  • "Помнить, чтобы помнить" (Вторая часть "Аерокондицийованого ужаса") (1947 г.).
  • "Ночная жизнь" (1947 г.).
  • "Улыбка на подножии лестницы" (1948 г.)
  • "Сексус" (Первая книга трилогии "Милостивое Распятие") (1949 г.).
  • "Блик акварелей" (1950 г.).
  • "Книги в моей жизни" (1952 г.).
  • "Плексуса" (Вторая книга трилогии "Милостивое Распятие") (1953 г.).
  • "Тихие дни в Клиши" (1956 г.).
  • "Вспоминает и размышляет Генри Миллер" (аудиозапись) (1956 г.).
  • "Время наемных убийц. Студия о Рембо" (1956 г.).
  • "Дьявол в раю" (1956 г.).
  • "Биг Сур и апельсины Иеронима Босха" (1957 г.).
  • "Красный блокнот" (1958 г.).
  • "Снова в Барселоне" (1959 г.).
  • "Нексус" (Третья книга трилогии "Милостивое Распятие") (1960 г.).
  • "Рисовать значит любить снова" (1960 г.).
  • "Ангел - мой водяной знак" (эссе с акварелями) (1962 г.).
  • "Замри как колибри" (1962 г.).
  • "Не знаю, что делать с Гарри" (1963 г.).
  • "Греция" (1964 г.).
  • "Бессонница, или Дьявол на свободе" (1970 г.).
  • "Первые впечатления о Греции" (1973 г.).
  • "Размышления о Мавриция: скромная оценка великой книги" (1974 г.).
  • "Генри Миллер: книга друзей" (1976 г.).
  • "Секстет" (1977 г.).
  • "Мой велосипед и другие друзья" (1978 г.).
  • "Джои: любовный портрет Альфреда Перле и некоторые причудливые эпизоды по противоположного пола" (1979 г.).

6. Интервью с Генри Миллером

7. Сайты, посвященные творчеству

8. Фильмография

  • "Генри и Джун" (1990).
  • "Тихие дни в Клиши" (1970, 1990).
  • "Тропик Рака" (1970).

Источники

  • Аствацатуров А. "Генри Миллер и его" парижская трилогия "/ А. Аствацатуров. - М.: Новое литературное обозрение, 2010.
  • Денисова Т. История американской литературы / Т. Денисова. - К.: Доверие, 2002. - 316 с.
  • Пальцев Н. Бессмертие плоти и величие духа / Н. пальцевого / / Миллер Г. Избранное: романы, эссе, рассказы, Автобиография / Г. Миллер. - Вильнюс: Полина, 1995. - С. 743-748.
  • Galloway RH Miller Henry / RH Galloway / / Notable American Novelists [encycl., Edit. by C.Rollyson]. - Pasadena Hackensack: Salem Press, 2008. - Vol. 2. - P. 934-942.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам