Надо Знать

добавить знаний



Георг Вильгельм Фридрих Гегель


Hegel portrait by Schlesinger 1831.jpg

План:


Введение

Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel , * 27 августа 1770 - 14 ноября 1831) - немецкий философ 19 века, создавший систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - характеристика мирового духа, его понадрухы в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий. Диалектика рассматривалась как противопоставление тезисы, антитезы и синтеза, решения противоречий.


1. Биография

1.1. Ранние годы: 1770-1801

Гегель родился в семье финансового чиновника. В возрасте семи лет он ушел в Штутгартская гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. 1788 года после окончания гимназии он отправился в Тюбингенском теологическом институте. Здесь он подружился с Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и поэтом Фридриха Гельдерлина. В студентсськи годы Гегель восхищался Французской революцией. В эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом "дерево свободы". 1793 года Гегель получает степень магистра философии. Того же года он завершает учебу в институте, после чего работает домашним учителем в Берни и Франкфурте. В этот период он создает так называемые "теологические работы", опубликованы лишь в 20 веке - "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса", "Позитивность христианской религии".


1.2. Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801-1816

Получив наследство, Гегель смог заняться академической карьерой. С 1801 года он становится преподавателем Йенского университета. Он сотрудничает с Шеллингом в издании "Критического философского журнала". Того самого 1801 он защищает диссертацию "О орбиты планет". Гегель много работает над созданием собственной системы, пробуя диаметрально разные подходы к ее обоснованию. 1807 году он публикует "Феноменология духа", первую из своих значительных работ. Ряд образов "Феноменологии" (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) - диалектика раба и господина" как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция "несчастливой сознания", а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Оставив Йену, Гегель (с помощью своего друга Ф. И. Нитхаммера) устраивается редактором "Бамбергский газеты" в Баварии. Несмотря на умеренный характер публикаций, газета вскоре закрывается с цензурных соображений. С 1808 по 1816 годы Гегель - директор гимназии в Нюрнберге. 1811 году он женится (в браке он имел детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре публикует одну из центральных своих работ - "Науку логики" (в трех книгах - 1812, 1813 и 1815 года).


1.3. Гейдельберг и Берлин: 1816-1831

1816 Гегель возвращается к университетскому преподаванию. К 1818 он работает в Гейдельберге, а с 1818 по 1831 - в Берлине. 1817 Гегель издает первый вариант "Энциклопедии философских наук", состоящий из "Науки логики" (так называемой "Малой логике", в отличие от "Большой логики" 1812 - 1815 годов), "Философии природы" и "Философии духа" (при жизни Гегеля Энциклопедия дважды переиздавалась - в 1827 и 1833 годах). В Берлине Гегель становится "официальным философом", хотя и не во всем разделяет политику прусских властей. Он публикует "Философию права" (1820 год, на титуле - 1821), ведет активную лекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих работ. У него появляется множество учеников.

В воскресенье 14 ноября 1831 года перед обедом ему вдруг стало плохо. Врачи ничего не смогли поделать, и к вечеру Гегеля не стало. Причиной назвали холеру. Жена пережила его на 24 года. Ей пришлось заниматься сыновьями, осиротевших еще подростками. Смерть Гегеля подняла цену на его книги. Мария даже попросила всех, кому писал покойный, вернуть его письма. Это позволило ей дать детям хорошее образование. Старший из них, Карл, стал успешным историком.


2. Личностная характеристика

Гегель был очень необычным человеком. Трудно подбирая слова при разговоре на повседневные темы, он интересно рассуждал о сложных вещах. Рассуждая, он мог часами стоять на месте, не обращая внимания на то, что происходит. В рассеянности он мог не заметить ботинок, которые остались в грязи и продолжать прогулку босиком. При этом он был "душой компании" и любил женское общество. Мещанская скупость сочеталась в нем с широтой души, осторожность авантюризмом. Лекции Гегеля собирали до двух сотен студентов. Профессоров, о которых переводили множество анекдотов, знали тогда лучше актеров. Хотя Гегель и читал лекции почти без бумажки, слушать его все равно было трудно. Большинство ходили не слушать философа, а посмотреть на него. Некоторые из студентов откровенно признавался профессору, что не понимает, о чем он говорит. Тот в ответ только саркастически улыбался, а одному из таких слушателей посоветовал углубить знания географии, языкам и математике - настолько считал свое учение всеобъемлющим.

Однако нигде он не будет "уважаемый" так, как в Советском Союзе. Почти все его произведения были разрешены к печати и изучались в университетах СССР. Однако Гегель попал под острое перо Карла Маркса. Тот увидел в его произведениях "конец немецкой классической философии", а Ленин, читая у Гегеля объяснение Бога, на полях книги напишет: "Бога жалко! Сволочь идеалистическая!" [1]. Примерно такие же комментарии звучат в советских вузах на протяжении семидесяти лет. Дополнять их замечания К. Маркса: "[Гегель] - хороший способ получения головной боли" [2].


3. Философское учение

3.1. Гегелевскую диалектика

Гегель создал систематическую теорию диалектики, центральными понятиями которой являются тезис, антитеза и синтез (у Гегеля эти понятия называются по-другому). Ключевые понятия гегелевской диалектики:

  • Истинное есть целое: Только целое есть правдивым, а отдельные вещи - моменты целого и и отдельно взятые являются ложными. Гегель считает, что антитеза находится в теге, поскольку оба понятия соотносятся к чему-то высшему, общего. Для этого требуется проход через другое. Так, отдельное существует только потому, что существует другой, вместе с которым составляет целостность.
  • Противовесы: В состоянии синтеза противовесы между тезисом и антитезой нейтрализуются. Они одновременно исчезают, остаются и переходят на более высокий уровень.
  • Диалектика в мышлении и бытии: Для Гегеля диалектика есть не только методом мышления, но и формой, в которой развивается все бытия. При этом, диалектический самодвижение нашего мышления и диалектический самодвижение бытия - по сути одно и то же процесс.
  • Единство и борьба противоположностей: Бытие состоит из многих противоположностей. Противоположности - движущая сила, а движение - предпосылка существование, например, потребность человеческого существа. Потребность - противоречивость между существующим и желаемым состоянию. С этой противоречивости возникает человеческая действие.
  • Количественное и качественное: Констатация перехода от количественных изменений в качественные. Например, вода не перестает буди жидкостью, пока она имеет температуру от 0 до 100 градусов. Ниже нуля она становится твердой, а выше - приобретает газообразной форме.
  • Развитие от низшего к высшему: в эволюции наблюдается развитие от простейших структур к более сложным.
  • Отрицание отрицания: развитие происходит как отрицания (неприятие неприятия). Определенное состояние негуеться, который в свою очередь негуеться через новое состояние, но таким образом, что прежнее состояние восстанавливается, хотя в количественно или качественно измененной форме.
  • Диалектика господства и крепостничества: Пример, который, возможно, вдохновил Маркса. Тезис сознания сочетается с антитезой другого сознания. Обе объединяются в битве, в которой говорится о признании. Синтеза - самосознание, однако, хозяин и слуга остаются. Не существовало бы смысла, который один другого убил. Слуга сильнее позже, поскольку он ближе к природе. "Отрабатывая" природу, он становится хозяином над ней и над своей служницькою натурой. Он может достичь настоящей свободы, если восстанет против своего хозяина. Синтезом этой диалектики является свобода. Поскольку мировая история происходит с абсолютного духа, который является свободным, развитие событий можно связать со свободой. Маркс выводит из этого идею классовой борьбы.

3.2. Абсолютный идеализм

Гегель синтезирует из субъективного идеализма Фихте (материальный мир является продуктом субъективного духа) и объективного идеализма Шеллинга (субъективный дух является продуктом материального мира, а материальное является по своей сути объективным духом) абсолютный идеализм, где субъективный и объективный дух идентичны и одновременно идентичны.

Такое высказывание не соответствует аристотелева логике. Однако Гегель именно хотел создать диалектическую логику, которая превосходит аристотелеву. В советской литературе гегелевская философия ошибочно называлась объективным идеализмом.


3.3. Трехуровневость учения

Весь мировой процесс, согласно Гегелю, есть саморазвитием мирового духа. Идеализм Гегеля является философией становления. Абсолютное - результат развития. Оно является, наконец, тем, чем оно действительно есть. Задачей философии - саморазвитие духа, созерцать, думая. При этом не только философ распознает мировой дух в своем развитии, но и мировой дух является тем, кто думает в философии. Продвижение в философии происходят через откровение духа. Каждая философия времени показывает состояние развития мирового духа. Задачей философов - обрамить его время в мыслях. Указанный процесс развития и познания осуществляется на трех ступенях развития, которым соответствуют три философские дисциплины:

  1. Философия логики: логика действует не только для мышления, но и для бытия. Итак, логические понятия - не только законы мышления, но и бытия (в споре о универсалии Гегель выступает реалистом). Логика - изображение Бога в своей вечной существу перед создание природы и конечного духа. Логика - мысли Бога перед созданием. Формальная логика Аристотеля не является высшим принципом, поскольку научная логика должна быть в состоянии решать противоречия.
  2. Философия природы : дух отчуждается в материи. В форме природы, которая связана с время и пространством он теряет свою самосознание.
  3. Философия духа: дух возвращается к самому себе, но уже находится на высоком уровне. Царство духа и его философия, в свою очередь, делятся на три уровня:
    1. Субъективный дух: дух начинает переходить из состояния антитезы в состоянии синтеза. В отдельном человеке дух начинает осознавать самого себя. "Человек знает Бога в том смысле, что Бог в человеке знает самого себя". Считается, что это пантеистический Бог, а не христианский, хотя Гегель пытался дистанцироваться от такого упрека.
    2. Объективный дух: царство объективного духа - право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство, а также (политическая) история человечества, в которой развиваются все эти институты. Итак, философия истории Гегеля - приложение к учению об объективном духе. Дух возникает в человеческом обществе в форме над-индивидуальных, объективных законов - в этике. Государство - по своей сути этическая идея.
    3. Абсолютный дух, среди его составляющих:
      1. Искусство: противоречия между субъективным и объективным духом в обществе - причина движения истории. В произведении искусства субъект и объект показан в гармонии.
      2. Религия: над искусством стоит религия. Она представляет собой внутреннюю гармонию субъекта и объекта, находящегося в искусстве в форме внешней чувственности.
      3. Философия: высшая форма, в которой существует абсолютный дух. Споглянуте в искусстве и представленное и прочувствованное в религии объединяется в чистой форме в философии. Дух вернулся к себе обратно. Интересно, что под философией Гегель понимал именно свою философию. Здесь мировой дух впервые обрел себя полностью. Гегель считал, что его философия - высокий уровень существование абсолютного духа, который вообще возможен, значит, последним этапом истории философии.

Критика Гегель перешел границы, которые очертил Иммануил Кант.


3.4. Философия истории

История - саморазвитие объективного духа. В первую очередь, это политическая история, а не искусство, религия или философия. Последние являются вспомогательными факторами, но не развиваются сами по себе.

Смысл и ценность бытия отдельного человека состоит только в ее подчиненности исторической силе, особенно государстве. Мировой дух действует через отдельного человека, часто против целей и направлений последней. Существует "хитрость разума", которая действует так, чтобы отдельный человек в каждой стадии развития делает исторически правильное. Таким образом, великие исторические личности - инструменты мирового духа.

Индивиды, народы, эпохи - необходимые стадии перехода в большом свето-историческом процессе. Мировая история не является дном радости. Периоды радости есть только чистыми листками в ней. Мировая история является конечным пунктом, в нейтрализованы смысле одновременно началом. Путешествие духа сравнивается с путешествием Одиссея, который возвращается к своему исходному пункту, но уже в измененном виде.

История совершила в определенное время исторически необходимое и разумное. "Все что является разумным, является реальным, все реально, является разумным." Как отметил Адорно : "после Аушвица это не может быть действительным ". Когда Гегелю указывали на неразумность и плохое в мире, он говорил, что эти вещи не имеют реальности, они являются только явлениями. Итак, массовые убийства не имеют реальности (для сравнения - учение о зло в Платона).

Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Также Гегель определяет три фазы развития свободы :

  • восточная деспотия - только один человек свободен;
  • греко-римский мир - некоторые свободны;
  • христианско-германская община, где в принципе все свободные (недаром, его гегелевская, философия возникла в Германии). Таким образом, дух возвращается к себе обратно.

4. Основные произведения

Все произведения Гегеля можно классифицировать разделения в "Энциклопедии философских наук:

  1. "Наука логики"
    • "Наука логики" (Wissenschaft der Logik, 1812-16, переработанное издание 1831; также называется Малой наукой логики)
  2. "Философия природы" (Naturphilosophie)
  3. " Философия духа "(Philosophie des Geistes)
    • "Феноменология духа" (Phnomenologie des Geistes, 1806/07 - первисноо первая часть первого, неполного варианта системы под заголовком "Система наук")
    • "Основы филосо-фией права" (Grundlinien der Philosophie des Rechts, (1821, украинский перевод - издательство Юниверс, 2000, переводчик Роман Осадчук)
    • "Философия истории" (Philosophie der Geschichte) (опубликована посмертно)
    • "Философия религии" (Philosophie der Religion) (опубликована посмертно)
    • "Лекции по эстетике" (Vorlesungen ber die sthetik) (опубликована посмертно)
    • "Леки й истории философии" (Vorlesungen ber die Geschichte der Philosophie) (опубликована посмертно)

Произведения, не относящиеся к системе и малые произведения:

  • "Философская пропедевтика"
  • "Позитивность христианской религии" (Die Positivitt der christlichen Religion, 1795/96)
  • "Дух христианства и его судьба" (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800)
  • "Состояние Германии" (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02)
  • "Различные формы, которые имеют место в нынешней философии" (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
  • "Разница философских систем Фихте и Шеллинга" (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801)
  • "О сущности философской критики" (ber das Wesen der philosophischen Kritik, 1802)
  • "Как здравый смысл понимаю философию (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802)
  • "Отношение скептицизма к философии" (Verhltnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802)
  • "Вера и знание, или Рефлексивная философия субъективности в полноте ее форм как философия Канта, Якоби и Фихте" (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivitt in der Vollstndigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803)
  • "О научных способах трактовки естественного права" (ber die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803)
  • "Кто мыслит абстрактно?" (Wer denkt abstrakt? - 1807, фрагмент)
  • "Произведения Фридриха Генриха Якоби" (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817)
  • "Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 года" (Verhandlungen in der Versammlung der Landstnde des Knigreichs Wrttemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817)
  • "Сочинения и переписка Зольгера ..." (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828)
  • "Произведения Гаманн" (Hamanns Schriften, 1828)
  • "Об основах, членении и хронологии мировой истории" (ber Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Grres, 1830)
  • "О английский Билл о реформе" (ber die englische Reformbill, 1831)

Литература

  • Кирюхин Д. И. Введение в философию религии Гегеля. Философия спекулятивная теология. - М.: Парапан, 2009. - 204 с.
  • Гайм Рудольф. Гегель и его время. Лекции о первоначальном возникновении, развитии, сущности и достоинстве философии Гегеля. Перевод с немецкого Л. Соляникова. - СПб., 2006. - 392 с. ISBN 5-02-026909-3
  • Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. - СПб.: Наука, 1994. - (Слово о сущем). - 15050 экз. - ISBN 5-02-028175-1
  • Кожев А. Введение в чтение Гегеля. - СПб.: Наука, 2003. - (Слово о сущем). - 3000 экз. - ISBN 5-02-026788-0
  • Кричевский А. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. - М.: ИФ РАН, 2009. - 199с. ISBN 978-5-9540-0142-6
  • Ойзерман Т. И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования). - М.: "Канон +" РООЫ "Реабилитация", 2008. - 520 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-88373-047-3
  • Пушкин В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. (Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей). - СПб.: Лань, 2000. - 448 с. - (Мир культуры, истории и философии). - 3000 экз. - ISBN 5-8114-0306-2
  • Труфанов С. Н. "Наука логики" Гегеля в доступном изложении: учебное пособие. - Самара: Парус, 1999. - 187 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7967-0060-X
  • Ерохов А. Е. Теория всего и ответ Гегеля. - Санкт-Петербург: Реноме, 2007. - 80 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-98947-075-4

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам