Надо Знать

добавить знаний



Георг Доннер


Georg R Donner.jpg

План:


Введение

Георг Доннер (полное имя Георг Рафаэль Доннер, нем. Georg Raphael Donner , 24 мая, 1693, Эслинг - 15 февраля, 1741, Вена) - австрийский скульптор суток барокко.


1. Биография

Происходил из ремесленников, его отец был плотник. Начинал как ученик ювелира. В 1707 году перешел в мастерскую скульптора Джованни Джулиани. Работа с Джулиани дала возможность знакомства с художественным собранием князя Лихтенштейна. Все это оказало значительное влияние на художественное сознание скульптора. Позже его успехи удивляли знатоков, ибо знали, что Доннер не учился в Италии. В 1710 г. он находился в городе Мюнхен, где изучал литейное дело, необходимую для создания скульптур из металлов.

В ранних произведений мастера относят Меркурия и Амура (свинец, музей монастыря Клостернойбург), где видят влияния фламандца Франсуа Дюкенуа или Адриана де Врис, произведение которого молодой скульптор мог видеть в Дрездене во время визита к скульптору Пермозер. Некоторое время работал во дворце Мирабель в городе Зальцбург (cкульптурни украшения парадных ступенек дворца).

Значимой была работа по заму примаса Венгрии, князя Имре Эстерхази, в соборе города Братислава. Доннер сделал конный монумент Св. Мартина, отдающего нищему половину собственного плаща. Одежда Мартина напоминает тогдашний одежда богатого венгра.

В 1734 г. создал скульптуру императора Австрии Карл VI в виде римского императора с фигурой-аллегорией Славы (Музей барокко во дворце Нижний Бельведер).

В последние годы жизни Доннер работал над созданием фигур фонтана по заму магистрата Вены. Фонтан венчает фигура Провидения (или Мудрого Правления), как намек на заказчиков произведения.

Г. Ф. Доннер. Фонтан Андромеда, прикованная к скале, рельеф на старой ратуше Вены.

Был фонтаном и рельеф с изображением Андромеды, прикованной к скале на стене Старой ратуши в Вене. В духе барочных аллегорий тех пор она олицетворяла Австрию, лишенную турецкого нашествия в конце 17 века.

Последним произведением скульптора стала Пьета (Оплакивание Христа) для собора в Гурко.

В возрасте 49 его не стало.


2. Характеристика творчества

Скульптурная шрупа "Св. Мартин и нищий", Братислава.
Гурко, Оплакивание Христа

Срок творческой деятельности Доннера был небольшим. Если Франц Мессершмидт или Балтазар Пермозер брались за создание комплиментарных барочных портретов, то Доннер работал как скульптор монументалист. И сложный, аллегорический по характеру портрет-апофеоз принца Евгения Савойского - создаст Пермозер, а не Доннер. Но достаточно посмотреть на скульптурную группу "Святой Мартин отдает нищему половину собственного плаща ", чтобы понять, что Доннер были подвластны и портреты, и конные монументы, и аллегории. Более того, он и сам создал барочные аллегории рек Марч и Эннс, которые украсили площадь Нового рынка в Вене. Их и сейчас можно видеть в Вене.

Бюст скульптора Доннера Братислава.

Как большинство монументалистов, Доннер работал по закажите богатых церквей ("Оплакивание Христа", собор в Гурко, "Св. Мартин и нищий", собор в Братиславе), так и по закажите императора, то есть государственными того времени. Его художественная манера не сопротивлялась воздействиям Лоренцо Бернини или даже итальянского маньеризма (закрученные женские фигуры Андромеды, аллегории реки Марч). Но жесты его скульптур лишены пустого эффекта и приближены к реальности. Мастер хорошо чувствовал металл и мерцающая поверхность шлифованных скульптур еще придает его произведениям выразительности и приближает к совершенству. Вена не похож по климату на юго Рим или жаркий Палермо - необходимости в фонтанах Вена не имел. Этого требовало стилистика барокко. Свинцовые аллегории (оригиналы!) Доннера могли быстро испортиться, как это произошло с свинцово скульптурами в Петергофе или Летнем саду. Венцы бережно спрятали оригиналы талантливого мастера в Музей барокко, чтобы не потерять их навсегда. А заменили - более продолжительными из сплавов. Они - славное наследие австрийской истории и искусства барокко всей Западной Европы.


3. Увековечения памяти

  • В Вене скульптору установлено монумент на площади Шварценплац. Он во весь рост стоит возле скульптурного станка и работает над фигурой Мудрого Правления.
  • Бюст скульптора установили в Братиславе возле церкви Св. Мартина.
  • Австрийская монета в 100 евро имеет портрет скульптора Георга Доннера [1].

4. Произведения Доннера в городах Западной Европы

Примечания

  1. 100 евро, Австрия (Скульптура. Г.Доннер) - www.euro-coins.info/euro-comm/austria/2002/100-evro-avstriya-skulptura.html

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам