Надо Знать

добавить знаний



Георг Фридрих Гендель



План:


Введение

Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель (* 23 февраля 1685, Галле, Германия - ? 14 апреля 1759, Лондон) - композитор немецкого происхождения эпохи барокко, который жил в Великобритании. Известное произведение - "Мессия", оратория на тексты Библии короля Якова, обычно выполняется на Рождество. Глубокое влияние на многих позднейших композиторов, включая Гайдна, Моцарта и Бетховена


1. Биография

1.1. Детство и юность

Папа Георга Фридриха, также Георг, был цирюльником -хирургом. Когда родился маленький Гендель, Георгу-старшему было 63, и он был на службе у курфюрста Августа Саксонского [1]. Мамой Генделя была дочь лютеранского пастора Доротея Гендель (девичья фамилия - Тауст) 1651 рождения.

Духовный климат семьи способствовал формированию культурно и духовно богатой личности. Вместе с тем, отец Генделя было достаточно негативное отношение к профессии музыканта: он запрещал малом Георгу серьезно заниматься музыкой. Несмотря на то, когда отец взял сына с собой в поездку в Вайзенфельса, малый музыка сумел обратить на себя внимание герцога Иоганна Адольфа I, высказал пожелание, чтобы папа не препятствовал музыкальном развитии малого Генделя. Это повлияло на Генделя-старшего, и с 1694 года его сыну было разрешено учиться у выдающегося органиста и композитора своего времени - Фридриха Вильгельма Цахау (Zachow) [2].

Образование в Цахау была именно тем, что требовалось малом Гендель. Здесь он получал уроки игры на скрипке, клавесине, гобое и органе, искусству и законам генералбасу (а заодно - гармонии), был ознакомлен с многочисленными произведениями немецких и итальянских композиторов, а также впервые предпринял попытки писать музыку (1695). Методика Цахау, наиболее вероятно, была построена на практическом знакомстве с музыкой, к тому же с очень разными сочетания, что способствовало выработке у Генделя исключительного ощущения различных музыкальных стилей [1].

В ранней биографии Генделя известный также факт его поездки в Берлин, где он якобы выступал перед почтенной публикой (в частности перед курфюрстом бранденбургским Фридрихом III) и имел огромный успех. Курфюрст предложил молодому музыканту продолжить свое музыкальное обучение в Италии, но папа был против (в частности через свою болезнь - он хотел видеть сына у себя в тяжелое время). Однако, как дата (которая колеблется от 1696 до 1703), так и правдивость Генделевого музицирование в Берлине ставятся под сомнение [1].

11 декабря 1697 папа Генделя умирает. Теперь юный Георг Фридрих может сам решать, какой профессиональный путь ему выбрать, но, из уважения к воле отца, он все же начинает обучение в университете для получения юридического образования (1702 год). Того же года он принимает должность органиста в своего учителя, Цахау (Гендель в то время исполнилось всего 17 лет), обязывающий Генделя не только выполнять, но и писать музыку для воскресных богослужений (хоралы, псалмы, мотеты и кантаты). Кроме того, Гендель два раза в неделю проводит уроки пения [1]. В это время в Галле также недолго находится Георг Филипп Телеман, который одобрительно отзывается о Генделя.

Но уже через год Гендель прекращает свое обучение в университете и уходит с должности органиста. Он переезжает в Гамбурга и полностью посвящает себя музыкальной профессии.


1.2. Немецкий Венеция

Тогдашний Гамбург был важным музыкальным центром. Здесь в 1677-1678 годах был построен первый в Германии оперный театр. Также здесь жили и творили такие музыканты как Рейнгард Кайзер и Иоганн Маттезон. Маттезон стал одной из важных фигур как биографии Генделя, так и немецкой музыкальной истории в целом. От написания музыки к организации ее выполнения и самого исполнения на театральной сцене, от музыкальной критики теории: во всех этих вещах Маттезон был очень успешным и влиятельным лицом своего времени, в том числе и тогда, когда Весной 1703 года 18-летним юношей в Гамбург приехал Гендель [1].

Будучи лишь на 4 года старше, Иоганн Маттезон помог Гендель "влиться" в музыкальную среду города и пытался закрепить за собой определенный образ творческого опекуна Генделя. С фигурой Маттезона также связана интересное событие из жизни как Генделя, а именно - поездка в Любек летом 1703 года, чтобы послушать игру знаменитого в то время Дитриха Букстегуде - органиста, который имел существенное влияние на творчество Иоганна Себастьяна Баха. Во время этой поездки обоим гостям, как и Баху на 2 года позже, было предложено заменить Букстегуде в должности органиста, но лишь при условии женитьбы с его дочерью. Никто из них троих не согласился.

По возвращении в Гамбург Генделя принимают как второго скрипача в городской оркестр, кроме того, он часто исполняет партию клавесина в театральных представлениях. Но тут Генделем состоялась очередная интересное событие: когда Маттезон на время оставил Гамбург, Гендель решил воспользоваться шансом выйти на публику без предварительной консультации со своим "наставником" Маттезоном, и 12 февраля 1704 Гендель выполнил без его ведома "пансионатов за Иоанном". Конечно, Маттезон был недоволен, и сразу начал беспощадно критиковать Генделеву музыку. После нескольких конфликтных ситуаций, дело дошло до дуэли. Однако то обстоятельство, что спасла Генделя от гибели, заставила бывших друзей снова помириться: шпага Маттезона лопнула от удара о прочный металлический пуговицу на одежде Генделя.

После этого, оба принялись за работу над выполнением "Альмира" - первой оперы Генделя, была поставлена ​​8 января 1705 с большим успехом. Впоследствии, 25 февраля, с не меньшим успехом была поставлена ​​вторая Генделева опера - "Нерон".

Однако Гамбургский оперный театр вошел в период кризиса. Его директор - Райнгард Кайзер был вынужден бежать из города из-за долгов, а его преемник думал только о легкую музыку. Заказав Гендель оперу "Флориндо и Дафна", он позволяет себе существенно изменить ее. Положение Гамбургской оперы сильно ухудшается и на первый план выходит зрелище, а не содержание представлений.


1.3. Через Италию, Ганновер, в Лондон

Период между 1706 - 1710 годы отмечен в биографии Генделя знакомством с итальянским искусством и культурой. Кризис в Гамбурге заставляет Генделя искать нового среды, и он выбирает Италию, куда он отправляется Осенью 1706 года.

Еще во время постановки "Альмира" в Гамбурге Гендель познакомился с Джаном Гастона Медичи, который еще тогда предложил Гендель визит в Флоренции для ознакомления с музыкой Италии. Но Гендель отказался: для немецких музыкантов того времени итальянская музыка казалась не слишком глубокой и выразительной, немцы тяготели к собственному национальному стилю. Именно поэтому нотные образцы, показал тогда Гендель Медичи, не произвели на молодого композитора впечатление.

Но, когда в Гамбурге наступает кризис театра, Гендель решает воспользоваться своим знакомством, и Осенью 1706 года отправляется в Флоренции. Однако здесь он не задерживается надолго - очевидно, атмосфера этого города не была благоприятной и поддержка графа не оказалась настолько искренней. Поэтому уже в января 1707 г. Гендель появляется в Риме, где находится до осени, и именно в это время пишет знаменитый "Dixit Dominus". Однако первым публичным успехом Генделя стало постановки его "Родриго", первой полностью итальянской оперы Генделя, которое состоялось во Флоренции в конце 1707 года. Дальнейший путь Генделя этого периода является точно известным. Возможно, после премьеры "Родриго" он был в Венеции, возможно - нет. Зато установлено, что в 1708 он снова был в Риме, где ставили его "Родриго", после чего Гендель сблизился с музыкальной элитой Италии, в частности с Арканджело Корелли и Алессандро и Доменико Скарлатти. Далее (май 1708) Гендель едет в Неаполь, далее - снова в Рим, а затем - в Венецию, где с большим успехом происходит премьера Генделевои следующей итальянской оперы "Агриппины" (26 декабря 1709).

В Италии Гендель также познакомился с представителями знати города Ганновера, куда он и переезжает в 1710 году (по предположениям - в марте), чтобы выполнять обязанности капельмейстера. За время пребывания в Италии Гендель имел возможность писать не только оперы, но и кантаты, написал 2 оратории.

Однако и в Ганновере Гендель не задерживается. Его приглашают в Лондон, куда он прибыл в конце осени 1710.



1.4. Англия

Первый визит Генделя в Англию должен быть временный. Он все еще работал капельмейстером в Ганновере. Однако ему заказали новую оперу - "Ринальдо", и 24 февраля 1711 на сцене Королевского театра в Лондоне состоялась ее премьера. Англичане приветствовали Генделеву оперу, написанную как итальянский и для итальянской театральной труппы, которую выполняла. Гендаля также познакомили с королевой Анной. Однако Гендель нужно было возвращаться в Ганновер, где он все еще служил. Здесь он пишет камерную музыку, в частности концерты для гобоя, сонаты для флейты и баса [2].

Но в ноябре 1712 Гендель снова едет в Лондон, где в январе 1713 была поставлена ​​его новую оперу "Тезей". Королева Анна сделала его официальным композитором кололивського двора, несмотря на то, что к Генделя этим титулом могли пользоваться только англичане. Он также пишет для нее торжественные хоровые произведения ("Te Deum", "Jubiate"). С этого времени Гендель стабильно живет в Англии, несмотря на то, что он не получил на это официального разрешения виж прежнее патрона.


В 1714 г. немецкий курфюрст Георг перебирается в Англию и становится британским королем. Для его двора Гендель пишет "Музыку на воде", предназначенную для выполнения на праздниках.

С 1720 по 1728 г. Гендель занимает должность директора Королевской академии музыки. 13 февраля 1726 композитор получает британское гражданство.

В 1720-х и 1730-х Гендель продолжает писать много опер, а начиная с 1740-х основное место в его творчестве занимают оратории (самая известная из них - "Мессия").

На рубеже 1750-х у композитора ухудшается зрение. 3 мая 1752 ему оперируют глаза, однако безуспешно. Болезнь прогрессирует. В 1753 году наступает полная слепота.

Гендель умер 14 апреля 1759 г. в Лондоне. Похоронен в Вестминстерском аббатстве.


2. Оценка творчества

Памятник Г.Ф. Гендель в Галле, родине композитора

Гендель считается самым, кроме Баха, композитором позднего барокко и раннего классицизма. Он создал новый музыкальный жанр - "Английский ораторию", которая отличается от итальянской более возвышенной мелодикой и монументальным аранжировкой. Моцарт считал Генделя величайшим мастером хорового письма. Гендель приписывают создание популярной музыки, хотя он руководил оркестром на открытом воздухе, эти выступления мог слушать каждый. Примерами "популярной" барочной музыки могут служить "Музыка на воде" (1717) и "Королевский Фейерверк" (1749), которые в своем роде не имеют равных.

Музыка Генделя легкая и в то же время мощная, кипит жизнью и энергией. Она также может быть очень драматичной, например в крупных ариях, таких как Cara Sposa из оперы "Ринальдо" (1711). Гендель был также мастером игры на органе. Любители музыки в Германии, мечтали о "дуэль" Генделя с Бахом в органной сноровки. Дважды такую ​​встречу пытался устроить и сам И.С. Бах с помощью сына Вильгельма Фридемана, однако музыканты так и не встретились.

Как и многие другие композиторов того времени, Гендель творил в т.н. "Галантном" стиля, который был переходным от барокко к классицизму. В подобном стиле творили также Георг Филипп Телеман и сыновья Баха, тогда как сам Иоганн Себастьян оставался сторонником "чистого" барокко. Под конец жизни Гендель познакомился с К.В.Глюком, который делился с композитором планами идеями реформирования оперного искусства. Однако, своей поклонницы Сюзан Циббер Гендель сказал, что Глюк "понимается в искусстве контрапункта равно как и его повар Густав Вальц" [3].

Гендель при жизни пользовался большой славой по всей Европе. Британцы считают Генделя гордостью своей нации рядом с Генри Перселла.


3. Творческое наследие

Фрагмент рукописи оперы "Tolomeo"
Г.Ф. Гендель. Скульптура работы Ж.-Ж. Сальмсон, установленная возле Музея искусств в Рубо (Франция)

За свою жизнь Гендель написал около 50 опер, 23 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, а также ряд произведений развлекательного характера. Ниже представлен перечень важнейших произведений:


3.1. Оперы

  • "Альмира" ( Гамбург, 1705)
  • "Флориндо" (1708)
  • "Родриго" (1707)
  • "Агриппина" ( Венеция, 1709-1710)
  • "Ринальдо" ( Лондон, 1711)
  • "Il Pastor fido" ( Лондон, 1712)
  • "Тесей" (1713)
  • "Amadigi di Gaula" (1715)
  • "Acis and Galatea" (1718)
  • "Radamisto" (1720)
  • "Muzio Scevola" (1721)
  • "Floridante" (1721)
  • "Ottone, Re di Germania" ( Лондон 1723)
  • "Flavio" (1723)
  • "Юлий Цезарь" ( Лондон, 1724)
  • "Тамерлан" (1724)
  • "Rodelinda" ( Лондон, 1725)
  • "Scipione" (1726)
  • "Alessandro" (1726)
  • "Admeto" (1727)
  • "Ричард Первый" (1727)
  • "Siroe" (1728)
  • "Tolomeo" (1728)
  • "Lotario" (1729)
  • "Partenope" (1730)
  • "Poro" (1731)
  • "Ezio" (1732)
  • "Sosarme" (1732)
  • "Orlando" (1733)
  • "Arianna in Creta" (1734)
  • "Oreste" (1734)
  • "Ariodante" ( Лондон, 1735)
  • "Alcina" ( Лондон, 1735)
  • "Atalanta" (1736)
  • "Arminio" (1737)
  • "Giustino" (1737)
  • "Berenice" (1737)
  • "Alessandro Severo" (1738)
  • "Faramondo" (1738)
  • "Serse" ("Kserkses", Лондон, 1738)
  • "Giove in Argo" (1739)
  • "Imeneo" (1740)
  • "Deidamia" (1741)
  • "Semele" (1744)



3.2. Оратории


3.3. Музыка для оркестра

  • "Музыка на воде" (1717)
  • 6 concerti grossi, Op3 (1734)
  • "Музыка для королевских фейерверков" (1749)

3.4. Другие произведения

  • "Dixit Dominus" (1707)
  • "Utrecht Te Deum" (1714)
  • Серенада "Acis and Galatea" (1721)
  • "Dettingen Te Deum" (1743)

4. Музыкальные примеры


Литература

  1. а б в г д Ромен Роллан. Гендель. - М.: "Музыка", 1984.
  2. а б Т. Ливанова. История западноевропейской музыки до 1789 года. - М.: "Музыка", 1982.
  3. Густав Вальц - оперный певец (бас), сотрудничавший с Генделем
  • Грубер Р. И. Гендель. Жизнь и творчество. Л., 1935
  • Роллан Р. Гендель. - М., 1984.
  • Федосеев И. Г. Ф. Оперы Генделя и Королевская академия музыки в Лондоне (1720-1728): Исследование. - СПб.: Сударыня, 1996. - 160 с. ISBN 5-88718-003-X

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам