Надо Знать

добавить знаний



Гераклит



Гераклит
Западная философия
Античная философия
Heraclitus, Johannes Moreelse.jpg
Родился примерно 535 до Р.Х.
Умер 475 до Р.Х.

Основные интересы метафизика, эпистемология, этика, политика
Значительные идеи логос, течение, течение

Гераклит Эфесский ( дав.-гр. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος ) - греческий философ - досократиков. Единственный известный произведение - "О природе". Автор известных выражений: "Все течет, все изменяется" ( дав.-гр. Παντα ρει και ουδεν μενει ) [1] [2] и "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".

По некоторым данным, именно в трудах Гераклита впервые фиксируется понятия космополита - гражданина космополии (всемирного града, всемирного общества), гражданина вселенной.


Достижение

Гераклиту принадлежит философский прозаическое произведение "О природе" (не путать с одноименной работой Анаксимандра). Изложение мыслей в этом произведении затемненный стилистически загадочностью, поэтому идеи его не вполне четкие, темные (недаром Гераклита называли "темным"). Однако речь Гераклита, в отличие от Анаксимена, простая и непринужденная, богатая метафорами и сравнениями, значительно мифологизирована. Исследователи отмечают, что у Гераклита мифологии больше, чем в милетских философов.

В учении Гераклита основой наук считается логос. Именно Гераклит впервые вводит в философскую терминологию это понятие, которое у него означает общий закон бытия, основу мира. Гераклит утверждает: все осуществляется логосом, который является вечным, всеобщим и необходимым; высшая цель познания - познания логоса, а вместе с тем познание высшего единства мироздания и достижения высшей мудрости, ибо признак мудрости - способность согласиться с утверждением логоса, что все едино. При этом Гераклит указывает, что познание логоса и мудрости дается не всем, хотя все люди от природы умные.

Понимание логоса как объективного закона мироздания, как принципа порядка и меры приводит Гераклита к открытию субстанциальной-генетического начала всего существующего в огне. Огонь у Гераклита не только то, что лежит в основе всего существующего, но и то, из чего все возникает. "Все существующее, - указывает Гераклит, - всегда было, есть и будет вечно живым огнем, который со временем то вспыхивает ярче, сильнее, то угасает ". Логос у Гераклита - это закон Вселенной. Согласно этому закону, все абсолютно переменное, в мире ничего не повторяется, все преходяще и одноразовое - "все течет".

Гераклит - один из первых философов, кто заметил, что одно и то же одновременно является отличное и даже противоположное. Он указывал, что существенное изменение - это изменение в свою противоположность, что одна противоположность обнаруживает ценность другого, а противоречивость сближает противоположности. Гераклитивський вогнелогос присущ не только всей мироздании, а человеку, его душе. Душа имеет при этом два аспекта: вещественно-натуральный и психически умственный. Благодаря тому, что душа огненная, она должна самовозрастающая логос. В социальной философии Гераклита закладываются основы демократии. Он подчеркивает, что народ в государстве превыше всего и должен ставить закон, он должен бороться за него, как за свой ​​собственный дом. Это необходимо делать потому, что все человеческие законы питаются от единого божественного закона - логоса.


Примечания

Литература

  • Ахутин А. В. Античные начала философии. - СПб.: Наука, 2010.
  • Бакина В. И. космологической учение Гераклита Эфесского / / Вестник Московского университета. - Сер.7. - Философия. - 1998. - № 4. - С.42-55.
  • Дынник М. А. Диалектика Гераклита Эфесского. - М., 1929.
  • Кабисов Р. С. Логос Гераклита и наука логики / / Философия и общество. Philosophy and society. - М., 1998. - № 3. - С.135-154.
  • Кессиди Ф. Х., Кондзёлка В.В. Гераклит и Древний Восток / / Философские науки. - 1981. - № 5. - С.94-100.
  • Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм / / Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С.142-146.
  • Муравьев С. Н. Traditio Heraclitea (A): Свод древних источников о Гераклите / / Вестник древней истории. - 1992. - № 1. - С.36-52.
  • Хольцман А. Сходство и различие между учениями о противоположностей в Гераклита и Николая Кузанского / / Verbum. - СПб., 2007. - Вып. 9. Наследие Николая Кузанского и традиции европейского философствованием. - С. 55-69.
  • Вольф М. Н. Путь отыскания истин: Гераклит и Парменид / / V Российский философский конгресс "Наука. Философия. Общество" Материалы. Том II, Новосибирск, 2009. С.14.


Философы / Античные философы / Досократики
Предфилософских традиция

Орфей Лин Ферекида Эпименид Акусилай Семь мудрецов

Милетская школа

Фалес Милетский Анаксимандр Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор Алкмеон Филолай Архит Гиппон

Элеаты

Ксенофан Парменид Зенон Элейский Мелисс

Атомисты

Левкипп Демокрит

Софисты

Протагор Продик Горгий Гиппий Критий

Вне школами

Гераклит Анаксагор Эмпедокл Диоген Аполлонийский

п о р Древняя Греция в темах - Портал: Греция
История
География
Экономика
Деньги и монеты Сельское хозяйство Рабство Вина
Культура
Древние греки
Происхождение
и племена
Полководцы,
ученые
Архитектура
Искусство
Наука
Календари Астрономия Математика Медицина Технологии
Язык и письмо
Протогреческие Микенская Гомеровская Диалекты (эолийский аркадокиприотський аттический дорийский ионийский локридський давньомакедонська язык Памфилии) койне Линейное письмо А Линейное письмо Б Греческий алфавит


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам