Надо Знать

добавить знаний



Герб


Элементы герба

План:


Введение


Герб ( пол. herb от нем. Erbe - Наследство) - эмблема, установившийся в соответствии с законами геральдики отличительный символический знак ( изображения) принадлежащего государстве, населенному пункту, дворянском рода или отдельной лицу подобное.

Герб изображают на флагах, хоругвях, монетах, печатях, документах и т.д..

Изучением гербов и их истории занимается геральдика. Упорядоченной сборкой гербов есть Гербовник. Устный или письменный описание герба называют блазоном.


1. История

Герб короля Ричарда и

Прототипы гербов берут начало с давних времен, когда люди на скалах, стенах пещер делали различные символические изображения солнца, воды, огня и т.п.. Так, символом шумерских государств был орел с львиной председателем, Афины - сова, Древнего Рима - орел.

Собственно гербы возникли в сутки крестовых походов и получили дальнейшего совершенствования с развитием феодального строя. Раньше показания герба - эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета, графа Анжу и Мэна в Франции, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где голубом поле изображена вероятно четырех золотых львов на ходулях (точное количество львов было трудно определить из-за положения, в котором нарисован щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правивший в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и подарил ему этот герб.

Одним из первых английских королей, имевших личный герб, был Ричард I Львиное Сердце. Его три золотые леопарды ( львы) в геральдике использовали королевские династии Англии.

Сначала герб позволял закованным в броню рыцарям в бою узнавать друг друга. Позже гербами стали пользоваться и в мирные времена и передавали потомкам как признак рода, не обязательно аристократического.


2. Структура герба и его главных элементов

Поскольку гербы достигли расцвета в средние, в период крестовых походов и рыцарских турниров, классический герб тесно связан с доспехами рыцаря и большинство его элементов имеют названия, заимствованные из рыцарского быта. К ним относятся щит, шлем, нашлемник или драгоценность, палатку девиз. Другими элементами, не так связаны с рыцарским бытом, есть корона, щитодержатели и мантия.


2.1. Щит

Разделение щита: 1 - вскрытие, 2 - сечение 3 - скос справа, 4 четвертной (вскрытие и сечение) щит, 5 - четвертной скошенный (скошенный с двух сторон) щит; 6 - клиновидный щит (сочетание четырех основных делений), 7 - щит напивперетятий и распятый, 8 - разделен вилообразно (напивскошений справа и слева и напиврозтятий) 9 - распятый и в первой части скошен справа, 10 - распятый костыльного зубцами, 11 - полумьевидно скошенный, 12 - слимакоподибно пересеченный.
Главные геральдические фигуры: 13 - глава, 14 - край, 15 - завершена глава (сочетание главы с уменьшенным разделом - вершиной), 16 - законченная глава (сочетание главы с уменьшенным краем - подножием), 17 - балка, 18 - столб, 19 - перевязь левый, 20 - стропило или шеврон, 21 - костыль (сочетание главы и столба), 22 - крест геральдический (соединение столба и балки), 23 - крест Андреевский (соединение двух перевязей), 24 - крест вилообразного (сочетание двух пивперевьязив и столба).
Второстепенные геральдические фигуры: 25 - кайма внешняя, 26 - кайма внутренняя, 27 - квадрат, 28 - шахматный щит (покрытый квадратами), 29 - свободная правая часть, 30 - клин левый; 31 - острие; 32 - щит, разделенный остриями; 33 - щит, покрытый рядами острий, 34 - три бруски, 35 - стеновой щит со швом (покрытый брусками), 36 - три теса, 37 - ромб; 38 - веретено; 39 - щит, разделенный веретенами в пояс, 40 - турнирный воротник; 41 - круг; 42 - щиток.
Негеральдические гербовые фигуры: 43 - лев, 44 - леопард, 45 - лилия геральдическая, 46 - лилия натуральная, 47 - единорог, 48 - феникс.

Подробные сведения в статье: Геральдический щит

Главной частью герба является щит. Повторяя собой очертания боевого щита, геральдический щит менял свою форму вместе с изменением тактики боя. В 11 веке, чтобы полностью защитить фигура воина от атаки противника, боевые щиты делали почти в рост человека, поэтому и геральдические щиты того времени были узкие и длинные, причем, они сужались вниз в острый угол. Со временем рыцари начали пользоваться короткими и широкими щитами, соответственно изменилась и форма щитов геральдических. В эпоху расцвета Средневековья, когда турниры становятся для рыцарского сословия важной частью жизни, и для турниров, даже создается отдельный рыцарский доспех, геральдический щит стал декоративнее, потеряв при этом простоту и строгость.

За период существования геральдического щита, его форма постоянно менялась, она была треугольной, овальной, почти прямоугольной и такой, которая имитировала конскую сбрую. В конце классическим в геральдике становится так называемый готический щит, который может быть изображен с помощью прямоугольника и двух дуг, пересекающихся внизу. Он легкий для исполнения и удобен для размещения на нем геральдических фигур.


2.1.1. Геральдические (гербовые) фигуры

Подробные сведения в статье: Геральдические фигуры

Поле щита обычно делится на части. Четыре основные разделы (вскрытие, сечение, скос справа и скос слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами. С выделением малых частей поля образуются главные (почетные) и второстепенные геральдические фигуры:

  • почетных геральдических фигур являются восемь: глава, край, балка, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест;
  • второстепенных геральдических фигур более трехсот, из них чаще встречаются двенадцать: обрамление (внешнее и внутреннее), квадрат, свободная часть, клин, острие, брусок, кирпич или гонта, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита ).

На щите изображают также негеральдические гербовые фигуры, условно разделены на три группы: естественные, искусственные и фантастические.

Нередко гербовая фигура содержит намек на фамилию владельца или название его поместья - так называемые именительный (номинальные) гербы.


2.1.2. Геральдические цвета

Подробные сведения в статье: Геральдические цвета

Tinkturen.svg

Изображение на поле щита наносятся цветами. Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти ( эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.

Сначала было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Первичные геральдические цвета имели символическое значение:

  • золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также добродетели : силу, верность, чистоту, справедливость, милосердие и смирение;
  • серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость;
  • голубой - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо;
  • июнь - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе;
  • зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луг трав;
  • чернь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура, печали;
  • пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

С 17 века в геральдике принимаются условные графические обозначения цветов штриховкой, а также правило, согласно которому металл на металл и финифть на финифть не накладываются.

Особым типом геральдических цветов являются меха, в частности горностаев и белков.

Мех, согласно средневековых норм, могло использоваться только королевскими и дворянскими семьями в знак их исключительности и превосходства.


2.2. Корона

Герб Лихтенштейна с короной прямо над щитом
Баронская корона

Подробные сведения в статье: Геральдические короны

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона указывает на положение ее владельца в общественной иерархии и титул обладателя герба.

Сначала короны помещали только на гербах суверенов. Как правило, корона на гербе монарха повторяла своим видом оригинала. Другие благородные короны ( Герцогские или княжеские, графские, баронские и простые благородные), которые появились позже, в каждой европейской стране были одинаковыми в пределах одного титула, и мало отличались друг от друга в разных странах. Так:

  • в Германии, геральдика которой оказало значительное влияние на центрально геральдику, графская корона имеет девять зубцов с жемчугом на концах, баронская - семь, а простая благородная - пять;
  • в Речи Посполитой благородная корона, положенная на шлем, символизирующий равенство шляхты, хотя порой это правило нарушалось и использовались ранговые, в основном немецкие, короны. Княжеские гербы изначально венчались красными шапками, подбитой горностаем.

В церковной иерархии короны заменяли шляпами с кистями, расположенными на декоративно заплетенных шнурках. Причем, каждый сан имел не только подходящий цвет шляпы: красный - в кардиналов, зеленый в архиепископов и епископов, фиолетовый - в папских прелатов, но и устоявшееся количество кистей: в гербе архиепископа, например, изображали шляпа с десятью кистями, а в гербе епископа - с шестью.

Стеновые короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаются в городских гербах.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Использование короны для украшения щита и как гербовая фигура пришло, вероятно, от монет - при французском короле Филипп VI начали чеканить монеты, на оборотной стороне которых изображалась корона. Тогда только короли помещали короны в свои гербы, но с развитием феодализма даже самые феодалы начали носить короны и украшать ими гербы. Очень часто корона не является знаком принадлежности к королевской или княжеской семьи, а выполняет чисто декоративную функцию. Это геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем как нашоломок, поддерживает сам нашоломок вместо бурлета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


2.3. Шолом

Helm prince.png

Подробные сведения в статье: Геральдические шлемы

Важной частью герба является шлем, хотя и появился он лишь в 14 веке. Шлем помещается над щитом. В геральдических системах Западной Европы существовали различные типы шлемов, которые зависели от титула или звания владельца герба. Даже положение шлема - прямое, возвращено вправо или влево - мало соответствовать устоявшимся правилам.

  • В гербе французских королей шлем был золотым, располагался прямо и имел поднятый забрало, потому что его обладатель должен все видеть и знать. На герцогских и княжеских гербах шлемы были серебряные с позолотой и располагались также прямо. Маркизы также имели право на размещенный в фас шлем, но уже из чистого серебра. На графском гербе серебряный шлем возвращали на три четверти вправо. Нетитулованное шляхта имела стальные шлемы, полностью возвращены вправо. В ублюдков на гербах шлемы были возвращены влево и имели опущено забрало;
  • В английском геральдике шлем с решетчатым забралом, повернутый прямо был для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решетчатым забралом, повернутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повернутый прямо - для баронета и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повернутый геральдически вправо - для эсквайр и джентльменов.

2.4. Нашлемник

Подробные сведения в статье: Клейнод гербовый

Шлемы украшались нашлемник или клейнодами. Помимо чисто психологического фактора (клейноды должны пугать коней противника), они помогали избегать трагических ошибок во время боя - позволяли распознавать рыцаря, лицо которого было закрыто забралом. Сначала для клейноды использовали перья страусов или павлинов, рога зверей и т.д.. В 13 веке были модны фигуры людей и животных, изготовленные из легких материалов: кожи, дерева, пергамента. Но со временем, в связи с неудобством таких нашлемник в бою, их стали употреблять только на турнирах, а еще позже - только в гербах. Часто в драгоценность переносились главные фигуры из герба. Так в клейноды герба Сас помещены стрелу, Лелива - полумесяц и звезду подобное. Встречаются гербы с несколькими шлемами, имеющих различные нашлемник. Главные типы нашлемник следующие:

  • Рога;
  • Крылья;
  • Перья и флаги;
  • Природные фигуры (человека или животных);
  • Искусственные фигуры;
  • Щитовые доски;
  • Головные уборы.

2.5. Палатка

Рис. 1

Палатка (ламбрекен) напоминает целый или порванный плащ, который также является украшением шлема, изображается в виде прикрепленной к шлему материи. Возник из потребности охранять голову рыцаря от солнечных лучей и от дождя. Особенно актуальным это стало во время Крестовых походов, когда европейцы столкнулись с жарким климатом Святой Земли. Рваные в боях платки и пелерины, которые покрывали головы освободителей Гроба Господня, особой гордостью рыцарей, доказательством мужества их владельца. Со временем эти невзрачные платки на гербах изменились вместе с изменением вкусов эпохи.

Рис. 2

Внешняя и внутренняя поверхности намета должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать палатки главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярськийи" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики нарушаются, если:

  • поверхность палатки будет металлической, а подкладка - финифтяним;
  • окраски палатки не соответствовать окраске гербового щита.
Рис. 3

Палатка может быть раскрашен с использованием меха. Иногда палатка покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намета усиюеться мелкими негеральдической фигурами, например, липовым листьями, звездами, сердцами и тому подобным.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный палатку. Палатка может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намета окрашивается в цвета почетное части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

Рис. 4

Можно выделить три типа шоломового палатки, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики:

  • целый, с ровным или вырезанным краем (XIV век). Рисунок 1;
  • в виде узких длинных полос материи (XV век) Рисунок 2.;
  • в виде растительного орнамента (XVI век) Рисунок 3 (начало века), Рисунок 4 (конец века).

2.6. Щитодержатели

Проект Большого герба Украины по щитодержателями - золотым львом и казаком с мушкетом

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживают его. Они подразделяются на:

Щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями есть характерные представители местной фауны - кенгуру, страус ( Австралия), антилопы, тигры, зебры. В частности, на большом гербе Кировограда щитодержателями есть аиста.

Щитодержатели могут олицетворять собой защитников, подчиненных или национальность владельца герба.


2.7. Постамент

Постаментом называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербе Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Постаментом может быть и причудливо изогнутая ветвь, похожая на деталь чугунных решетки, как на гербе князей Барклай-де-Толли-Веймарн.

Постамент не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на постаменте, какой бы формы он ни был. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, есть ангелы, летят.


2.8. Мантия

Большой герб Российской империи
1882 - 1917 годах)

Мантия - традиционная часть парадной одежды монарха. Встречается в гербах суверенов, а также представителей высшей аристократии, ведущих свою родословную от удельных князей.

На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о палатку, в которой рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов.

Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем или лисой и взыскана в углах золотыми шнурами с кистями. На некоторых крупных государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатер из той же материи.


2.9. Орден

В западноевропейской геральдике одной из форм повышения достоинства герба был помещения на нем орденов. Право на это имели лица, награждены соответствующими орденами. Сначала их помещали у клейнода, потом начали подвешивать под щитом. В центральноевропейской (польской) геральдике, где сповидувалася равенство шляхты, ордена на гербах не размещали.

2.10. Девиз

Девиз - краткое изречение, как правило, написано на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич. Но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражая кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвященным. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - или история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо через различные обстоятельства фраза искажалась, в нее вкрадалися ошибки.

Герб Румынского королевства с девизом: "Nihil sine Deo"

Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, расположенном над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов:

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под постаментом или на ее фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемник).


3. Личная геральдика

3.1. Гербы сыновей

Поскольку все дети имеют право наследовать герб отца, в их гербы включаются особые маркеры - бризуры, обслуживающие понятие "cadency", - младших ветвей в генеалогии, и указывающие на положение сына в семье. Маркерами служат не специально созданные, а стандартные геральдические фигуры, которые могут использоваться не только как маркеры:

  • Lambel.svg при живом отце (носителе родового герба) его старший сын помещает в свой герб знак "label", также называемый "титлом" или "турнирным воротником", хотя он, вероятно, от детали конской сбруи. Это очень старая награда, которая использовалась князьями королевской крови. "Label" Т-образный форме, но не с одним, а с тремя или более зубцами. Количество зубцов не обязательно должна что-то значить, но считалось, что фигура с тремя зубцами должна располагаться на щите наследника при живом отце, с пятью зубцами - при живом дедушке, с семью - при живом прадеду;
  • Wappen Kartitsch.png второй сын имеет в своем гербе знак "crescent" - полумесяц. Он попал в геральдику из крестовых походов и считался очень почетным знаком, особенно во французских крестоносцев;
  • toile d'or. Svg третий сын должен был поместить в герб "mullet" - пятиконечную звезду;
  • Hraldique meuble Merlette.svg четвертый сын обозначался знаком "martlet" - мифическим птицей-вестником;
  • Wappen Neipperg.svg пятый сын имел в гербе "annulet" - небольшое кольцо;
  • Lys thick.svg шестой сын - "fleur-de-lis" - геральдическую лилию;
  • Heraldique Rose.svg седьмой обозначался знаком "rose" - розой;
  • Cross-Moline-Heraldry.png восьмой сын обозначался крестом "Cross Moline", названным так из-за сходства с крыльями ветряка. Это крест с раздвоенными и завитыми концами
  • Octofoil.gif девятый сын обозначался знаком "Octofoil" - восьмилепестковая цветком. [1]

Внуки обладателя герба помещали свои маркеры в маркерах родителей. Так, старший сын старшего сына обозначался титлом в титле, и так далее.


3.2. Гербы незаконнорожденных

Косой жезл и волнистая кайма на гербе незаконнорожденного

Дети дворян и аристократов, рожденные вне брака и имели право наследовать герб, несли на своих гербах особые знаки, указывающие на их статус. Иначе герб незаконнорожденного отпрыска обладателя герба ничем не отличался бы от герба его законного сына. Таким образом, знак незаконнорожденного не носил какого-то особого унизительного, дискриминационного характера, поскольку отношение общества к незаконнорожденных было вполне терпимым, а имел чисто утилитарное значение. Есть несколько таких знаков, которые, однако, не всегда используются в геральдике только как маркеры незаконнорожденных. Основной знак - косой жезл, брусок, расположенный вроде "перевязи вправо". Английские герольды в последние 150 лет используется как знак незаконнорожденного различные варианты каймы или бордюра, например, волнистую кайму и наборную кайму.


3.3. Гербы женщин

Форма гербов женщины может меняться вместе с ее социальным статусом. Герб незамужней женщины или вдовы изображается на "lozenge" - ромбовидном щите без навершия (за исключением Шотландии, где женщина-руководитель клана и глава рода может иметь навершие). Эту же форму щита использует разведенная женщина, не вступила в новый брак. Поскольку традиционный гербовый щит был частью военного снаряжения мужчины, женщинам он не подходил. Поэтому специально для них определенный щит в форме ромба.

До замужества герб женщины повторяет герб ее отца, причем к верхнему углу ромбовидного щита может быть привязана лента "True lover's knot" - "бант возлюбленной", который показывает, что обладательница герба - девушка. Герб замужней женщины показывается вместе с гербом мужа на одном щите обычной (мужской) формы - герб мужа на Декстер, герб жены на синистери (в гербах духовных лиц применяется этот же принцип, только на Декстер помещается герб церковного учреждения, к которой принадлежит священник на синистери - его личный герб). Герб вдовы, каким он стал при замужестве, вновь переходит на ромбовидный щит.

Несколько иначе обстоит дело с геральдическими наследницами - женщинами, которые имеют право передавать родовой герб по наследству (например, когда в роду нет наследников мужского пола). Тогда родовой герб такой женщины помещается на щитке (inescutcheon), чья позиция в центре щита дает ему приоритет над всеми другими частями герба мужа.

Дети геральдической наследницы имеют право разделить щиты своих гербов на четыре части, так, чтобы в первой и четвертой четвертях размещался герб их отца, а во второй и третьей - герб их матери.

Единственное исключение из этих правил - женщина-монарх, как, например, королева Великобритании Елизавета II, которая является источником герба для своих детей и обладает полными родовым гербом, который не может быть разделен.


4. Государственные, земельные и городские гербы

4.1. Государственные гербы

Смотрите также: Категория: Государственные гербы

В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий. На многих современных европейских государственных гербах в том или ином виде присутствуют львы и орлы - традиционные символы власти и государственности.

Старейшим государственным гербом является герб Великобритании, складывавшийся на протяжении девятисот лет.


4.2. Земельные гербы

Земельные гербы - символы территориальных единиц государства. В Украине - областей, районов, Автономной республики Крым.

4.3. Городские гербы

Городской герб Святогорская

В основе городских и государственных гербов лежали печати феодалов, удостоверяющем подлинность документов, рассылаемых ими из своих владений. Родовой герб феодала, таким образом, переходил сначала на печать замка, а затем и на печати земель, принадлежащих ему. При возникновении новых городов и образовании новых государств требования времени и юридические нормы приводили к созданию гербов, либо совершенно новых, не заимствованных из родовых дворянских гербов, а таких, которые несут символические изображения, указывающие на местные достопримечательности, исторические события, хозяйственный профиль города или смешанных.


5. Корпоративная геральдика

Вместе с индивидуальной геральдикой, в средневековье получили развитие и другие ее направления, в частности корпоративное. Городские ремесленники и торговцы создавали гильдии, рееструювалися как "юридические лица" и обеспечивали себя соответственно гербами. Было принято, что члены гильдии носили одежду геральдических цветов своей ассоциации - особые ливреи. На корпоративные гербы помещались главным образом орудия труда. Аптекари изображают на гербах веса и ланцет, гвоздари - молоток и гвозди, Колесников - колеса, изготовители игральных карт - символы карточных мастей. Кроме того, в корпоративных гербах встречались изображения святых покровителей соответствующих ремесел.


5.1. Университетская (школьная) геральдика

Герб Кембриджского университета

Учебные учреждения также столетиями использовали гербы. Университеты часто получали гербы их основателей, как, например, колледж Христа в Кембридже, основанный леди Маргарет Бьюфорт. Итонский колледж в 1449 году получил герб от своего основателя короля Генриха VI.

Много частных и коммерческих фирм и сегодня стремятся получить герб, поскольку наличие такого герба придает фирме солидность и надежность.


5.2. Церковная геральдика

С первых дней своего существования церковь претендовала на высшую и абсолютную власть в мире, поэтому присвоила себе все атрибуты светской власти, в том числе и гербы. Гербом папства в XIV веке стали скрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра - "разрешающий" и "сдерживающий", перевязанные золотым шнуром, на червленом щите под папской тиарой. Этот герб сегодня является официальным гербом Ватикан, но каждый папа получает свой ​​собственный герб, в каком ключе и тиара обрамляют щит.

Церковь, которая была крупнейшим феодалом средневековья, рано начала использовать гербы в практических целях - для идентификации и демонстрации территориальной принадлежности церковных организаций. Гербы встречаются на печатях аббатств и епископов с XII века. Часто символы церковной геральдики - ключи святого Петра, орел святого Иоанна и другие знаки, символизирующие различных святых, детали церковного обихода, и самые кресты.

В Великобритании существуют определенные правила для гербов руководителей церкви, показывающие их статус в церковной иерархии. Например, гербы архиепископов и епископов украшаются Митры (герб папы римского венчает тиара), а на гербы священников более низкого ранга помещаются, в соответствии с их статусом, особые шляпы разных цветов, снабженные разноцветными шнурами и кистями.


6. Украинских гербы

Подробные сведения в статье: Гербы Украины

6.1. Средневековье

Эмблема Владимира Великого

Древнейшей известной княжеской эмблемой, из использовавшихся в Киевской Руси, есть изображение в виде буквы "Ш" на печати Святослава Игоревича. Большинство исследователей украинской символики отмечают, что термин "трезубец" ввел в обиход еще в XVIII веке русский историк Николай Карамзин. Некоторые исследователи считают этот знак символом Троицы - триединости мира, впоследствии, после принятия христианства, начал приобретать христианской трактовки.

Известно, что Владимир Великий и его потомки также имели гербы - трезубцы и двозубци. Мстислав И - изображение святого Михаила, галицкие князья 14 века - льва.

При распространении на украинских землях пункты, города в числе других привилегий получили право иметь собственный герб. В литовско-польскую сутки гербы употребляли многочисленные благородные роды. В литовских и украинских феодалов стали появляться польские гербы. Так называемые "предоставляемые" гербы получались от короля и часто содержали геральдические символы, не связанные с местной историей: звезды, оружие, разного рода кресты. Иногда властью утверждались так называемые "произвольные" гербы - те, которые использовались с древних времен. Эти гербы характеризуются большей конкретикой в ​​освещении местных особенностей - так, сочетание полумесяца и креста могло означать борьбу христиан с мусульманами, изображения крепостной стены означало наличие в городе своей власти, фигуры святых символизировали покровителей города. Поскольку в то время большинство городов имели статус частных, принадлежащих тому или иному магнату, герб владельца часто становился элементом герба города.


6.2. Эпоха казачества

Герб Войска Запорозського

В сутки барокко гербы и их обрамление получили сложного, изысканный вид. Свой герб мало Войско Запорожское. На нем с конца 16 века был изображен казак в шапке с саблей на боку и ружьем на левом плече. Этот герб был на печатях, флагах гетманов Украина. В период казацко-гетманского государства имели гербы и употребляли их на своих печатях многочисленные казацкие старшинские роды.


6.3. Имперская эпоха

На территории Украины (в составе России) фамильные гербы узаконил русский царь Петр, который 1722 году основал при сенате Герольдмейстерську контору. В конце 18 века права украинской шляхты с ее гербами признала Екатерина II, а на западноукраинских землях - Мария Терезия.

Утверждение гербов украинских городов пизньогеральдичного периода началось во второй половине 18 века. Несмотря на попытки унификации геральдических символов и приведение их к определенной единой системы, чрезмерная централизация часто приводила к противоположному - гербом города мог стать какой-то случайный символ или ассоциация, связанная с названием. Однако большинство городов Левобережье избежали этой участи, поскольку своевременно дали ответ на специально разосланы Герольдмейстерською конторой запросы, в которых содержались вопросы об истории города, происхождение названия и герба, выдающиеся события, происходившие в городе, наличие ремесел и развитие торговли. Так, Стародуб, Прилуки, Хорол, Лохвица, Зеньков, Борзна, Миргород, Погар и ряд других городов сохранили за собой символы, предоставленные еще ​​польскими королями.

В 18 столлитти произошли новые изменения в территориальном устройстве Украины. Закарпатье в составе Венгрии с 1711 года попало под власть Австрии. В конце века, после трех разделов Польши, в составе Российской империи оказались Киевская, Подолье и Волынь, а Галичина попали в состав Австрийской империи. В результате русско-турецких войн к России были присоединены Юг Украины, а Австрия распространила свою юрисдикцию на Буковину. Согласно территориальной принадлежности меняются подходы в решении вопросов геральдики. Так, утверждение гербов городов, попавших в состав Российской империи, часто носило поверхностный характер и включало в силу ошибок с точки зрения геральдических правил. В нарушение принципа невозможности нахождения в гербе города герба государства очень часто за основу брался герб польского периода, который содержался в нижний половине пересеченной щита, в верхней же находился имперский орел как символ "присоединения края к империи".

В 1856 году, когда Департамент герольдии возглавил Борис Кене. За очень короткое время им были разработаны принципы создания гербов и пересмотрены все имеющиеся гербы, в том числе и городов Украины. Разработана соответствующая система украшений, по которым можно было определить статус города и его административное подчинение. Вместо изображения имперского герба вводилась свободная часть, в которой содержался герб губернии, где находился город. Наличие городской короны символизировала значимость города:

Проект герба Чигирина 1864

Александровская лента:

  • с двумя золотыми колосками украшала гербы городов, отличавшихся земледелием и хлебной торговлей;
  • с двумя золотыми якорями украшала гербы приморских городов;
  • с двумя виноградными гроздьями - гербы городов, славились виноделием;
  • с двумя серебряными кирками - гербы городов, жители которых занимаются горных промыслами.

Георгиевская лента с двумя флагами, стоящие прямо и украшенные вензелями того императора, во времена которого была осада, предназначалась для крепостей, которые выстояли против врага.

Хотя переработке подлежали все гербы, часть из них так и не дождалась перемен.

Австрийское правительство придерживался несколько других принципов в вопросах геральдики. Герб рассматривался не только как символ города, а скорее как историческое наследие, к которой принадлежит относиться с уважением и почетом. На государственном уровне императорскими привилегиями был утвержден ряд древних гербов - например, Черновцы (1908). В гербовнике К. Линда, изданном в 1885 году, исторические гербы практически не претерпели никаких изменений за исключением одной - все гербы были изображены на французском щите. Были также созданы земельные гербы Австро-Венгрии, среди которых - гербы Галичины и Буковины.


6.4. Эпоха освободительной борьбы

Герб УНР

22 марта 1918 года старинный княжеский знак "трезубец" был утвержден в качестве малого герба УНР. Однако короткое время существования УНР не позволил серьезно заняться проблемами городской геральдики.


6.5. Советская эпоха

Период 1920-1940 годов с точки зрения геральдики заслуживает внимания лишь в двух регионах Украины - Закарпатье и Буковине. Закарпатье, как вновь с прежних четырех комитатов венгерского королевства административная единица под названием Подкарпатская Русь, вошло в состав Чехословакии и получил новый земельный герб. Буковина и Бессарабия, находившихся под румынской юрисдикцией, были разделена на 11 уездов. Всем уездам и населенным пунктам, которые имели статус муниципий (городских коммун), было предоставлено гербы, разработанные специальной комиссией при Министерстве внутренних дел Румынии и утверждены королевским декретом.

Герб СССР

Советский период в украинской геральдике был названным неудачным и ненаучным. Традиционная шаблонность - шестерня и колосок, красно-лазурные цвета - как и идеологическое, преимущественно некомпетентное вмешательство в процесс герботворення, привели к полному нивелированию геральдических знаков советского периода и фактического превращения их в агитационные символы.


6.6. Эпоха независимости

В 1991 году, после восстановления независимости Украины, Украинской геральдика вышла на качественно новый уровень. Нынешний ее развитие стало характеризуют две тенденции:

  • первая - это восстановление исторических гербов, присущих городу с древних времен;
  • вторая - создание новых символов, которые отвечают требованиям геральдики и не несут в себе отражение старой идеологии.

Многие вновь гербов разработаны с учетом классических правил. 28 июня 1996 года статьей 20 Конституции Украины утвержден малый герб государства - трезубец.

Смотрите также: Категория: Гербы Украины


7. Мон

Подробные сведения в статье: Мон

Системы составления и выработки корпоративных символов, которые были аналогичные европейской геральдической системе, существовали и за пределами Европы. Среди них одной из наиболее изученных являются японский система монов - родовых и организационных эмблем.

Моны использовались как и европейские гербы для идентификации владельца и его вещи. Существовали моны родовые, храмовые, святилищни, императорские и другие. Помещались они на одежде, предметах быта, флагах, оружия, но отличие от Европы, почти никогда не использовались на печатях.

Известными монами является 16-лепестковая хризантема - символ императорского рода Японии, и три листа мальвы - знак самурайского сьогунивського рода Токугава.

Как и европейские гербы, японские моны пережили эпоху рыцарства и широко используются в наше время, особенно художниками и дизайнерами.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам