Надо Знать

добавить знаний



Гергарт Гауптман


Nicola Perscheid - Gerhart Hauptmann.jpg

План:


Введение

Nobel prize medal.svg

Гергарт Иоганн Роберт Гауптман ( нем. Gerhart Johann Robert Hauptmann ) ( 15 ноября 1862 - 6 июня 1946) - немецкий писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1912.


1. Жизнь и творчество

Почтовая марка Советской зоны Германии, посвященная Гауптману, 1948, 6 пфенинги (Михель 213, Скотт 10N30)

Родился в силезском городе Оберзальцбрунн (сейчас Щавно-Здруй) в семье владельца гостиницы. Учился в реальном училище в Бреслау ( Вроцлав). С целью стать скульптором учился в школе искусств. Там же познакомился с Йозефом Блоком, который стал его другом на протяжении жизни. Позднее почти семестр слушал лекции в Йенском университете. С 1883 в 1884 жил в Италии. В мае 1885 г. женился, поселился в Берлине. Он интересовался успехами естественных наук и натурализмом. Слушал лекции по естествознанию и истории в Берлинском университете. 1888 Гауптман отправился в Цюрих, где изучал медицинские основы мотивации человеческого поведения у психиатра А. Фореля.

Гауптман занялся литературным творчеством и вскоре из него выработался писатель-натуралист. Первым опытом в этом новом направлении была повесть "Стрелочник Тиль" ("Bahnwrter Thiel"). Затем он написал драму "Перед восходом солнца" ("Vor Sonnenaufgang") и отдал ее дирекции "Вольной сцены", только что организованной в Берлине кружком литераторов. Пьеса была представлена ​​в 1889 м и своим крайне "дерзким" реализмом подняла в печати целую бурю.

Гауптман является здесь учеником Ибсена, хотя еще незрелым, но уже с проблесками сильного, самобытного таланта. В том же 1889 появилась вторая пьеса Гауптмана, "Праздник мира" ("Das Friedensfest"), в которой он окончательно выступил на путь сознательного натурализма и делает смелую попытку к созданию нового драматического стиля.

Популярность Гауптмана укреплялась и талант его признавался серьезной критикой только после постановки двух следующих пьес: драмы "Одинокие" ("Einsame Menschen", 1890) и комедии "Коллега Крамптон" ("College Crampton" 1891) последняя пьеса - одна из самых веселых и умных во всей новейшей немецкой литературе. В "Одиноких" Гауптман обнаружил некоторую близость к взглядам графа Льва Толстого на брак.

В 1891 г. Гауптман переселился в Шрайбергау (сейчас Шклярска Поремба).

Новейшим крупным произведением Гауптмана была драматическая поэма "Ткачи" ("Die Weber", 1892), мастерски изображает экономическое положение силезских рабочих. Кроме драм, Гауптман написал еще несколько рассказов ("Der Apostel" и др.). Гауптман талантливее и глубже Зудермана, а в способе разработки своих сюжетов гораздо детальнее и смелее Ибсена. Индивидуализация лиц посредством оттенков речи доведена у него до высокой степени совершенства.

За 15 лет Гауптман стал во главе современной немецкой драмы. Начав с натурализма в духе Золя, с проблемы наследственности в своих ранних вещах ("Vor Sonnenaufgang", "Friedensfest"), Гауптман в дальнейшем своем творчестве ставил себе разнообразные задачи. От натуралистических драм, описывающих трагизм среды, он перешел к психологии личности в борьбе со средой. На этом построены его "Einsame Leute", где изображаются типы переходного времени, когда личность, познав свои права, еще недостаточно окрепла, чтобы утвердиться в них. Большое общественное значение имела его драма "Die Weber" (1892), где на фоне мятежа голодных ткачей рисовалась страшная картина человеческого горя. Основной мотив всей драмы выражен в заключительных словах: "У каждого человека должна быть мечта" ("Jeder muss halt a Sehnsucht ha b en"). Она очень интересна по технике: героем ее является толпа, состав которого меняется в каждом действии.

Гергарт Гауптман (из книги 1905 г.)

В дальнейшем творчестве Гауптмана пьесы реалистического содержания чередовались со сказочными, фантастическими драмами. В "Вознесении Ганнеле" ("Hannele's Himmelfahrt", 1892) Гауптман с большим успехом объединял изображение самой грубой действительности - жизнь в ночлежном притворе - с фантастическим миром грез, расцветали в душе затравленной девочки умирающей. Контрастами внешней уродства жизни с красотой скрытого духовного мира эта драма производит неотразимое впечатление. К разряду реалистических драм Гауптмана относятся историческая драма "Флориан Гайер" (1895), "Михаэль Крамер" ( 1901), "Извозчик Геншель" ( 1898), народные фарсы "Бобровая шуба", "Красный петух", "Шлук и Яу" и новейшая его драма "Роза Бернт" (1903). В каждой из этих драм идеалистические стремления духа противопоставляются унижаемый правде жизненных обстоятельств и человеческих страстей.

В "Флориан Гейер" Гауптман сделал попытку возродить историческую хронику. "Бобровая шуба", "Красный петух", "Шлук и Яу" по силе юмора и меткому натуралистическому изображением рабочего класса, без всякой идеализации, чрезвычайно жизненные и художественные. В "Розе Бернт опять выступает вопрос о личности, которая погибает, когда индивидуальная совесть становится объектом человеческого суда. Все эти драмы вполне реальны по манере письма, но проникнуты стремлением отразить идеалистические порывы духа: в этом сила Гауптмана, который и в общественных драмах, и в психологических, изображающих личность в борьбе со средой, никогда не ограничивается житейской стороной конфликтов, а всегда чутко прислушивается к голосу духа. Наряду с реалистом в Гауптмана высоко стоит поэт, чутко воссоздающий атмосферу национальных сказок и преданий в стихотворных драмах: "Затонувший колокол" (1896) и "Бедный Генрих" (1903). "Затонувший колокол" - трагедия идеалиста, скованного жалостью к земному, но он стремится вверх. "Бедный Генрих" - переработка старинного немецкого предания о прокаженных, исцеленному самоотверженной любовью девушки. Дух поэтического старинного перевода прекрасно сохранившийся в драме. Таким образом, основная черта Гауптмана - сочетание натуралистических приемов, близости к жизни и ее непосредственным интересам, сочувствия человеческим страданиям, с глубоким идеализмом, с верой в дух человеческий, который ставит себе все более и более высокие цели.

В духе иррационализма написаны драмы "Зимняя баллада" ( 1917), "Белый спаситель" ( 1920), "Индиподи" (1920); романы "Юродивый во Христе Эмануэль Квинт" ( 1910), "Остров великой матери" ( 1924). Проза Гауптмана, за исключением романа Еретик из Соаны" ( 1918), содержащего обличение ханжеской морали, уступает по художественной силе его драматургии. В позднем творчестве Гауптмана выделяется драма Перед заходом солнца" ( 1932), в которой звучат социально-критические мотивы. В период господства фашизма в Германии Гауптман отошел от современных тем. Написал автобиографический роман "Приключение моей юности" ( 1937), драматическую тетралогию на сюжет греческой легенды об Атридов (1941-44). Поэма "Большой сон" свидетельствовала о враждебности Гауптмана нацизму. После крушения гитлеровского режима Гауптман был избран почетным председателем организации демократической интеллигенции "Культурбунд".

За творчеством Гауптмана еще при жизни писателя следила украинский критика. О Гауптмана писали статьи Иван Франко (1898), Леся Украинского (1901), Григорий Цеглинский, Юрий Кмит, Михаил Яцков. Украинские исследователи С. Родзевич и А. Хомицкий рассматривали литературное наследие Гауптмана. В 1899 г. Леся Украинского перевела пьесу писателя "Ткачи". С 1898 г. его драмы переводили М. Павлик, А. Крушельницкий, Б. Гринченко, Ф. Федорцив, М. Голубец. Позже украинских переводчиков Гауптмана следует назвать С. Тобилевич, М. Вороного, О. Бублик-Гордона, Ю. Назаренко и других. В 1910 - 1920 гг в театрах Галиции относились такие пьесы Гауптмана, как "Возница Геншель", "Аннушка", в Одессе - "Извозчик Геншель" ( 1904). С 1919 года в театрах Украины относятся "Ткачи", "Извозчик Геншель", "Затопленный колокол", "Аннушка", "Эльга", "Перед заходом солнца" и другие пьесы.


2. Произведения

2.1. Романы

  • "Юродивый во Христе Эмануэль Квинт" (Der Narr in Christo Emanuel Quint), 1910;
  • "Атлантида" (Atlantis), 1912;
  • "Призрак" (Phantom), 1923;
  • "Ванда" (Wanda), 1926;
  • "Остров Большой матери" (Die Insel der grossen Mutter), 1928;
  • Um Volk und Geist, 1932;
  • "Вихрь призыва" (Im Wirbel der Berufung), 1936;
  • "Приключения моей молодости" (Der Abenteuer meiner Jugend), 1937;

2.2. Пьесы

  • "Перед восходом солнца" (Vor Sonnenaufgang), 1889;
  • "Праздник мира" (Das Friedenfest), 1890;
  • "Одинокие" (Einsame Menschen), 1891;
  • "Ткачи" (Die Weber), 1892;
  • "Коллега Крамптон" (College Crampton), 1892;
  • "Бобровая шуба (Der Biberpelz) 1893;
  • "Вознесение Ганнеле" (Hanneles Himmelfahrt), 1893;
  • "Флориан Гейер" (Florian Geyer), 1896;
  • "Эльга" (Elga), 1896;
  • "Затопленный колокол" (Die versunkene Glocke), 1896;
  • "Извозчик Геншель" (Fuhrmann Henschel), 1898;
  • "Шлук и Яу" (Schluck und Jau), 1900;
  • "Михаэль Крамер" (Michael Kramer), 1900;
  • "Красный петух" (Der rote Hahn), 1901;
  • "Бедный Генрих" (Der arme Heinrich), 1902;
  • "Роза Бернд" (Rosa Bernd), 1903;
  • "Девы с Бишофсберга" (Die Jungfern von Bischofsberg), 1905 (вышла в 1907);
  • "А Пиппа танцует" (Und Pippa tanzt), 1906;
  • "Заложница Карла Великого", 1908;
  • "Крысы" (Die Ratten), 1911.

3. Издание Гауптмана украинские

  • Ткачи: Драма с сороковых годов / Михаил Павлик, Иван Франко (пер. с нем.). - Львов, 1898. - 102 с.
  • Извозчик Геншель: драма в 5 актах / Антон Крушельницкий (пер. с нем.). - Львов, украинская-русская издательский союз, 1899.
  • Затопленный колокол: немецкий драма-сказка / Перевел Николай Голубец. - М.: Тиражом издательства "Пути", 1916. - 140 с. - (Новейшая библиотека; Чис. 21).
  • Затопленный колокол. - Киев: Серп и молот, 1918.
  • Ткачи / Николай Вороной (пер. с нем.). - М.: Союз, 1922.
  • Избранные произведения / Сергей Родзевич (пер. с нем.). - М.: Государственное издательство Украины, 1930.
  • Перед заходом солнца: драма на 5 действий. / Юрий Назаренко (пер. с нем.). - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам