Надо Знать

добавить знаний



Герман Мелвилл



Herman Melville 1860.jpg

Герман Мелвилл ( англ. Herman Melville * 1 августа 1819, Нью-Йорк - 28 сентября 1891, там же) - американский писатель

Его самый роман "Моби Дик" ( 1851) был написан на основе реального опыта, полученного автором при ловле китов в южных морях.

Этот опыт послужил основой и для более ранних произведений, таких как "Тайпей" ( 1846) и "Ому" ( 1847).

Роман "Билли Бад" был закончен Мелвилла перед самой смертью и опубликован 1924 года.

Хотя большинство его произведений не имели популярности при жизни автора, сейчас Мелвилл является одним из найзгадуваниших американских писателей. Мелвилл - одна из самых ярких и значительных фигур американского романтизма. Недооцененный современниками, он был прославлен только в XX в. и с опозданием, но безоговорочно принят в пантеон великих мастеров национальной культуры. Отец Мелвилла был коммерсантом, предки которого принимали участие в американской революции XVIII в. Мать - голландка по происхождению, из богатой семьи, пыталась дать детям религиозное воспитание. Будущий писатель гордился своими традициями. Детство Мелвилла прошло в большом доме, в достатке, учился он в привилегированной школе. Неожиданная смерть отца в 1832 г. заставила Мелвилла, который не желал обременять близких, начать самостоятельную жизнь: он работал клерком в банке, школьным учителем, служил на меховой фабрике. В 1837 г. впервые вышел в море юнгой. В январе 1841 p., Охваченный жаждой приключений, завербовался матросом на китобойная шхуна "Акуншет" (она впоследствии служила за "модель" для вельбота "Пеквод" в романе "МобиДик") и отправился в плавание. На корабле Мелвил столкнулся с жестокими порядками. В июле 1842 г. во время стоянки в порту Нукухива (Маркизские острова) он вместе с товарищем Тебе оставил "Акуншет" и провел, видимо, около месяца, с местным племенем Тайбэй, за которым закрепилась зловещая слава каннибалов. От аборигенов бежал на сиднейской шхуны "Люси Энн", путешествовал некоторое время, пока не осел на Гаити. Там он устроился на американское военное судно "Юнайтед Стейтс" и вернулся на родину в октября 1844 г.

Почти три с половиной года, проведенных на море, обогатили Мелвилла неоценимым запасом впечатлений. Это легло в основу многих книг М., определило своеобразие его творчества как выдающегося художника-маринист. В 1844 p. Мелвилл поселился в Нью-Йорке, вошел в литературную среду, сошелся с В. Ирвингом, Н.Готорном (творчество которого вызвала у него восторга), с публицистом и философом Г. В. Эмерсоном. С вожделением принялся он за изучение философии, в частности таких немецких мыслителей как Г. В. Ф. Гегель, Кант, брать Шлегели; большое влияние оказала на него романтическая поэзия, особенно Дж. Блейка и П. Б. Шелли. В это время сформировалась политическая философия Мелвилла: его "беспощадный демократизм", устойчивая ненависть к рабовладения, до любых форм угнетения и попрания человека; не скрывал он и критического отношения к определенным недостаткам государственной системы, которая складывалась в США.

В 1846 p. Мелвил дебютировал книгой "Тайпей" ("Туре"), основанной на "Маркизские" эпизоде ​​его жизни и была тепло принята читателями. В насыщенной богатым, свежим этнографическим материалом, пронизанной своеобразным руссоистский пафосом, книге обрисован в духе романтической утопии жизни племени Тайпей на лоне прекрасной первозданной природы, их быт, обычаи и традиции, архаическую материальную культуру. Воспевается красота девушки Файявей, дочери вождя племени, которая полюбила героя-рассказчика. В книге содержатся выпады против миссионеров и антигуманной цивилизации, пораженной недостатками, которой, по контрасту, противопоставляется идиллический быт аборигенов, людей добродушных, непосредственных и дружелюбных. Успех первой книги побудил Мелвилла написать ее продолжение - "Ому" ("Отоо", 1847), основу которой послужило его странствующая ЖИЗНЬ на Гаити. Книга близка по форме к роману, она начинается с описания сверхтяжелых условий службы в торговом флоте, грубого обращения с матросами, повлекшее бунт команды. Матросов высадили на Гаити и посадили в тюрьму. Если тайпийци были в Мелвилла заметно идеализированные, то гаитяне показаны уже без прикрас. Еще одно произведение, запечатлевший "морской" опыт Мелвилла, - роман "Белый бушлат" и "White Jacket", 1850), в котором описаны неприглядный быт американского военного корабля: рядовых матросов постоянно унижают, офицеры донимают им мелочным придирки и тиранией . Здесь выделяются фигуры молодого кадета, который насаждает дисциплину с помощью розог, и корабельного хирурга Кьютикла, настоящего мясника, человека с фальшивыми зубами и париком, который оказывает жестокие эксперименты над своими пациентами. Это был образец морского романа".

Все эти произведения подготовили появление мелвиливського шедевра, романа "Моби Дик, или Белый Кит" ("Moby Dick, or White Whale", 1851), причисленного сегодня к вершинам мировой литературы. Сначала Мелвил задумывал книгу как один из видов морского романа о китобойном промысле, но постепенно его план и структура усложнялись, приобретали философской масштабности. Писатель раздвигал привычные жанровые и стилевые рамки романа, "аккумулировал" в себе элементы бытописания, аллегорию и символику, документалистику и высокую патетику, реалии китобойного промысла и корабельного избитую и религиозно-философскую проблематику. Проявил себя Мелвил и как маринист, воспроизводящий незабываемые морские пейзажи; океаническая стихия изменчивая, буйная, непокорная - одна из главных действующих лиц в романе. Океан разнообразный, многоликий, полон тайн. Мелвилл был его вдохновенным певцом. Как отметил критик В. Торп, писатель "проявил большую смелость, сделав героями романа американских китобоев, прототипы которых он встречал десять лет перед тем во время плавания на" Акуншети ". Грандиозное действо близкое к пьесам Софокла и Шекспира с той разницей , что актеры разыгрывают его на покрытой жиром палубе китобоя. Сила искусства Мелвилла превращает ее в сцену, достойную самого действия, но и в этой же обстановке кроется скрытая сила ". Роман содержал в себе "театральные", сценические компоненты: в пору его написания Мелвил увлеченно читал произведения Шекспира.

Сюжет романа - перипетии охоты китобоя "Пеквод" за таинственным гигантским Белым Китом, который выступает как нечто большее, чем могучий житель морской стихии, он - воплощение вечного зла, которого следует избегать морякам, желающим благополучно вернуться в родной порт. Капитан вельбота Ахав - романтический герой, человек, одержимый маниакальной страстью одолеть Белого Кита, "темную неуловимую силу, существующую извечно"; в последней схватке с ним он лишился ноги и пользуется белым костяным протезом. Он прибивает к мачте золотой дублон - вознаграждение тому, кто первый увидит в море ненавистного ему могущественного кашалота. Наряду с Ахавом - многонациональная команда "Пеквода", будто символизирует человечество в миниатюре. Перед нами разные типы людей: старший помощник Старбак, мягкий по натуре, добрый христианин, второй помощник Стаб, удачливый и склонен с облегчением относиться к опасности, третий помощник - недалекий Фласк; матросы: таинственный азиат Федалла, полинезиець гарпунер Квиквег, приятель Измаила , героя-рассказчика, африканец Дагу; чернокожий слуга Поп; гарпунер индеец Тештигу. После отчаянной трехдневной погони "Пек-вод" догоняет Белого Кита. Ахав поражает его смертельным ударом, но и Кит влечет за собой в пучину корабль. Из всего экипажа спасается лишь Измаил, персонаж во многом автобиографический, его подбирает китобойное судно "Рахиль".

Но разнообразные коллизии, событийный план не исчерпывают многогранного содержания романа. В нем "просвечивают" несколько смысловых, стилевых уровней и планов. Значительный "китологичний" пласт - десятки страниц, где изображены привычки кашалотов, их анатомия, "технология" промысла. Вообще произведение Мелвилла - настоящая энциклопедия знаний о китах, которые не только водятся в морях и океанах, но и как взлетают к высотам религиозно-философских категорий. "Моби Дик" включает в себя и элементы социального романа, особенно там, где речь идет о китобойном промысле, службу на судне. Следует помнить, что во времена Мелвилла промысел китов был совсем не экзотическим занятием, а важной отраслью производства в США, в которой были задействованы сотни судов, десятки тысяч людей. Самой сложной является философия романа, насыщенного символикой, аллегориями, аллюзиями библейского, исторического, легендарного характера, ссылками на труды ученых, мыслителей, религиозных деятелей. Именно этому аспекту романа посвящено немало работ исследователей, особенно, конечно же, американских, которые предлагают различные толкования его глубинного смысла.

Ю. Ковалев, один из авторитетнейших знатоков американского романтизма и творчества Мелвилла, считает, что автор "Моби Дика" через сюжетные перипетии произведения исследует универсальные законы бытия и деятельности человеческого разума. Мелвил приходит к материалистическим выводам, считая, что во Вселенной нет высших сил, которые направляют жизнь человека и общества, народов и государств, нет ни Бога, ни абсолютного духа, поэтому человеку не на кого переложить ответственность. Своим романом Мелвил доказывал неправомерность надежды на вмешательство высших сил; человек сам ответственен за свою судьбу и должен полагаться на собственные силы.

Лучшее произведение Мелвилла, который издавался современникам "странным", не получил при жизни автора читательского признания. Путь писателя длился еще четыре десятилетия, но он погружался в забытье. Ему пришлось зарабатывать на жизнь службой чиновником на таможне. Между тем из-под его пера продолжали выходить интересные произведения. В романе "Пьер" ("Pierre", 1852), в значительной мере имеет автобиографический характер, описаны сложные психологические коллизии, которые переживает писатель Пьер Гленденнинг, который жертвует любовью ради семейного долга. В романе "Израэль Поттер" ("Israel Potter", 1855) М. обращается к исторической теме; главный герой - участник войны за независимость, рядовой солдат, патриот своей родины. Захваченный в плен, он только через 45 лет возвращается в Америку, где оказывается забытым, и умирает в нищете. В последней повести "Билли Бадд" ("Billy Budd", изд. Посмертно в 1925 p.) Мелвил возвращается к морской тематике. Герой, молодой матрос Билли Бадд, неопытный, наивный, становится объектом зависти и злобы офицера Клеггарта, который ложно обвинил Билли в намерении совершить бунт на корабле. Вызванный на допрос к капитану, Билли Бадд, потрясенный возведенным на нем клеветой, убивает Клеггарта. Капитан, который сочувствует Билли, вынужден отправить его на виселицу, но, уйдя из жизни, Бадд остается жить как легенда в матросском среде.

Мелвилл создал ряд новелл, которые по праву принадлежат к лучшим образцам этого жанра в США. Среди них "Бенито Серено" - о восстании негров на борту и "Писарь Бартльби" - о горькой судьбе маленького человека. Морально-философские и религиозные искания Мелвилла последних лет отчасти отразились в его поэтических произведениях - сборниках Стихи о войне" ("Battlepieces", 1866), "Джон Марр" ("John Marr and Other Poems, 1888)," Тимолеон "(" Timoleon ", 1891), а также в романе в стихах" Кларель "(1876). Автор-Дима Петушков.

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Герман Мелвилл


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам