Картина Пабло Пикассо Герника 1937.jpg
Пабло Пикассо
Герника, 1937
Guernica
Полотно, масло. 349 ? 776 см
Музей королевы Софии, Мадрид

Герника ( исп. Guernica ) - Картина Пабло Пикассо, написана в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для павильона на Всемирной выставке в Париже. Тема картины, выполненной в манере кубизма и черно-белой палитре, - бомбардировка баскийського города Герника, которое произошло в апреле 1937 г.

Тогда без всякого предупреждения немецкие самолеты с легиона "Кондор", присланного Адольфом Гитлером на помощь Франсиско Франко, провели 3-прием бомбардировки Герники. Хотя формальной целью атаки был соседний городов, в Герници погибло до 1650 жителей и около 900 были ранены. По словам очевидцев, тех, кто пытался бежать из-под бомб, обстреливали из бортовых пулеметов.

Потрясенный случившимся, Пикассо только через три недели создал большое в прямом (3.5х8.5 метров) и переносном полотно, в котором передал ужас войны и негуманного отношения человека к себе подобной.

1939 года картину выставили в испанском павильоне на Парижской международной выставке, а потом направили в Нью-Йорке для экспонирования в рамках акции по сбора средств для Испанского комитета сопротивления. С началом 2-й мировой войны Пикассо распорядился, чтобы "Герника" и другие его работы были приняты на сохранение Музеем современного искусства (Нью-Йорк). После войны большинство его работ были возвращены в Европу, а "Гернику" Пикассо попросил сохранять и в дальнейшем к "восстановлению в Испании гражданских свобод".

Франсиско Франко оставался диктатором Испании до самой смерти Пикассо ( 1973), и за это время художник ни разу не посетил Родину, несмотря на некоторое ослабление режима в 1967 году. Франко умер 1975 года, через два года после смерти Пикассо, и в стране восстановили конституционную монархию. Король Хуан Карлос I начал демократические преобразования, и осенью 1981 года бывший адвокат Пикассо дал разрешение на перевозку картины на Родину. Ее передали музею Прадо в Мадриде, где экспонировались на выставке, посвященной 100-летию художника.

1992 года вместе с другими художественными произведениями 20 века "Гернику" перенесли в Музей королевы Софии ( Мадрид), где она хранится сейчас.

Многочисленные баскийськи организации выступают против пребывания "Герники" в Мадриде. Эти требования особенно активизировались после открытия в Бильбао отделения нью-йоркского Музея Гуггенхейма.


Картина

Герника - полотно, написанное маслом в серых, черных и белых тонах, высотой 3.5 метров и длиной 7.8 метров. Картину можно увидеть в Музее королевы Софии ( Мадрид). По замыслу Пикассо картина должна привлечь внимание мира к бомбардировке города басков Герника немецкими бомбардировщиками, которые поддерживались Национальной армией генерала Франко во время Гражданской войны в Испании. Пикассо завершил картину в середине июня 1937 года. Пикассо изображает страдающих людей, животных, и здания, которые выделяются среди насилия и хаоса.

  • Общая сцена картины размещается в комнате, где в открытом конце слева стоит бык с широко раскрытыми глазами над женщиной, скучает по мертвым ребенком у нее на руках.
  • В цетре картины размещается конь, который падает в агонии от того, что пронзенный копьем. Центральным фокусом картины есть большая зияющая рана в боку коня.
  • Два "скрытые" изображения сформированы конем появляются в картине:
    • Человеческий череп на теле у коня.
    • Бык, сформированный нижней частью коня. Голова быка сформирована в основном по передней ноге коня, колено которой стоит на земле. Коленная чашечка ноги проявляется в форме носа головы быка, а угол находится в груди коня.
  • Хвост быка похож на пламени с дымом, в окне сторюеться более серый, светлый оттенок, чем в комнате.
  • Под конем лежит труп расчлененного солдата, который лежит на нескольких отрубленных рук.Одна из них до сих пор держит меч, из которого растет цветок.
  • На открытой ладони погибшего солдата есть стигма, символ мученичества, полученные от стигматы Христа.
  • Лампа над головой коня изображена в виде глаза.
  • В правой верхней части коня испуганная женская фигура, которые, судя по всему, попала в комнату через окно. Ее руки, которые также плавают, несут в себе огонь, освещенный керосиновой лампой. Лампа расположена очень близко к фонарю и является символом надежды.
  • Дело с благоговейным страхом женщина бродит по направлению к центру плавающей женской фигуры. Она смотрит прямоив горящую лампу.
  • Кинжали, которыми заменены языки быка, коня и скорбной женщины.
  • Птица, возможно, голубь, стоит на полке за быком в панике.
  • На правом краю фигура с поднятыми руками с ужасом попадает в ловушку огнем сверху и снизу.
  • Темные стены с открытыми дверями определяет правый конец фрески.

См.. также