Надо Знать

добавить знаний



Геродот



План:


Введение

Геродот, дом австрийского парламента, Вена

Геродот Галикарнасский ( греч. Ἡρόδοτος ), (Между 490 и 480 до н.е. - ок. 425 до н.е.) - древнегреческий историк, названный Цицероном "отцом истории". Один из первых географов и ученых-путешественников. На основании увиденного собственными глазами и услышанных рассказов создал первый общее описание известного тогда мира. Автор "Истории" в девяти книгах, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории Ахеменидов, Египет и др.., содержит первое систематическое описание жизни и быта скифов.


1. Жизнь

Сведений о Геродота немного. По свидетельствам Дионисия Галикарнасского, Геродот родился в малоазийском городе Галикарнас незадолго до похода Ксеркса в Грецию (ок. 484 до н.е.) и дожил до Пелопоннесской войны ( 431 до н.е.). Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. Через участие в борьбе против тирана Лигдамида Геродот был вынужден покинуть родину и переселился на о. Самос. В 464 до н.е. Геродот отправился в путешествие, первоначальной целью которого был сбор точных сведений о греко-персидские войны. Результатом стало большое исследование о народах, о которых греки в то время еще мало что знали. Традиция приписывает Геродоту длительные путешествия по странам Востока: он посетил Египет, где поднялся по Нила на юг до острова Элефантины (близ совр. Асуана), был в Месопотамии, Палестине, Финикии, добирался до больших пространств северного побережья Черного моря, посетил греческие колонии на территории современной Украина, осмотрел большую часть северного побережья Африки и большинство островов Средиземного моря, посетил Персию. Сам Геродот описывает как очевидец особенности более сурового, чем в Греции, климата Скифии, ему известно планирования Вавилона и то, каким способом возведены его стены, приводит данные о расстоянии между египетскими городами в долине Нила и подробно рассказывает об обычаях египтян.

В середине 440-х до н.е. Геродот несколько лет провел в Афинах, где он (как и в других городах материковой Греции) выступал с публичными чтениями отдельных книг "Истории". Скрытую полемику с Геродотом можно найти в его младшего современника Фукидида, который подчеркивал, что его собственная работа лишена выдумки, не столь приятное для слуха и создана не для того, чтобы звучать в скоротечном соревновании.

В 444 - 443 до н.е. Геродот вместе с философом Протагором Абдерского и архитектором Гипподамом Милетским принял участие в создании общегреческому колонии Турии на юге Италии (отсюда его прозвание Туриець). "История" обрывается описанием осады Сесто ( 478 до н.е.) и выглядит незавершенной, на основании чего считается, что Геродот умер между 430 и 424 до н.е.


2. Творчество

Монументальная работа Геродота посвящена истории греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами, - первый исторический произведение древнего мира, который дошел до нас, и одновременно первый в истории античной литературы памятник художественной прозы. Геродот впервые соотнес события греческой истории с более широкой, всемирной перспективой. Сначала он назывался "История" (гр. исследования, изыскания), в III ст.до н.е. александрийские ученые разделили его на 9 книг, дав каждой из них имя одной из девяти муз:

  • И. Клио.
  • II. Эвтерпа.
  • III. Талия.
  • IV. Мельпомена.
  • V. Терпсихора.
  • VI. Эрато.
  • VII. Полигимния.
  • VIII. Урания.
  • IX. Каллиопа.

Изложение событий греко-персидских войн объединяет в Геродота отдельные географические и этнографические очерки, так называемые логосы. Геродот начинает повествование рассказом о судьбе Лидийского царства и переходит к истории Мидии до воцарения Кира, в связи с походами Кира описывает Вавилон и обычаи его жителей, а также племя массагетов, живших за рекой Аракс. История завоевания Египет Камбисом дает ему повод рассказать об этой стране: так складывается знаменитый египетский логос, история неудачного похода Дарья на скифов перерастает в описание образа жизни и традиций племен, населявших причерноморские степи.

Это первое описание Скифии и народов, ее населяющих, который дошел до нас. Описание создан главным образом на расспросах сведущих лиц из числа греческих колонистов (нет доказательств, что Геродот побывал в крымских и приазовских городах). Характеристику скифских год Геродот начинает с Истра ( Дуная), что "течет через всю Европу, беря начало в земле кельтов" . Он считает Истр величайшей из известных год, к тому же всегда полноводной, летом и зимой. После Истра наибольшая река - Бористен ( Днепр). Геродот правильно указывает, что течет она с севера, но ничего не говорит о днепровских порогах, следовательно, не знает о них. "У моря Бористен - уже мощная река. Тут к нему присоединяется Гипанис ( Южный Буг), впадающей в то же лиман ". Геродот дал сведения об западные берега Черного моря от устья Днестра в Босфора и большей части побережья Балканского полуострова.

В своих описаниях Геродот пересказывает много мифов о происхождении скифского народа; в которых значительная роль отводится Гераклу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с воинственными женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага.

В экзотической фауне Северной Африки его интересует отчасти необычность внешнего вида и поведения животных, но еще больше характер связей, которые возникли между человеком и животными. Эта взаимосвязь в Египте гораздо теснее, чем в Греции, и налагает на человека необычные обязательства. Геродот задумывается над "договором", заключенным египтянином с кошкой, ибисов и крокодилом, и его исследования позволяют ему сделать поразительные открытия не в отношении животного, а в отношении человека. Его картина Египта, какой бы чудесной или неполной она ни была, все же в основном подтверждается современными историками или, во всяком случае, считается ими правдоподобной.

Подобные описания отдельных местностей и народов сближают "Историю" с трудами ионийских ученых- логографов и, в частности, с произведениями Гекатея Милетского, на которые Геродот неоднократно ссылается. Однако, в отличие от логографов, в канву исторического повествования Геродот включает эпизоды новеллы, близкие устным преданиям, существовавших среди народов. Вера во всемогущество судьбы, широта исторической и пространственной перспективы, неспешность повествования придают "Истории" эпического характера. Геродота называли "великим подражателем Гомера" .

Произведение Геродота пронизывает тема превратности судьбы и зависти божества к счастью людей. Подобно Эсхилу в трагедии "Персы", Геродот осуждал персидских царей за чрезмерную дерзость и стремление нарушить мировой порядок, велел персам жить в Азии, а эллинам в Европе. Ионийское восстания 500 до н.е., Геродот считал проявлением неосмотрительности и гордыни. При описании войн Геродот использовал воспоминания очевидцев, материалы надписей, записи оракулов, он посещал места боев, чтобы точнее реконструировать ход сражений. Неоднократно он отмечал заслуги рода Алкмеонидов, к которому принадлежал Перикл.

Геродота обвиняли в искажении истории, поговаривали, что он пытается выгородить Афины за счет Спарты, и в том, что это так и было, нет никаких сомнений. И все же одна из лучших качеств Геродота - его широта и беспристрастность. Мы не найдем у него и тени пренебрежения к другим народам.

Стиль Геродота ясен и прост, речь поэтическая. Произведение предназначался для чтения вслух, публичного или семейного, и отнюдь не для уединенного изучения. При чтении Геродота возникает такая полнота восприятия древнего мира, которой не смог дать никакой другой античный произведение.


3. Наследие

Римский оратор Марк Туллий Цицерон назвал Геродота "отцом истории" (Pater historiae). Этот титул до сих пор непременно добавляется к имени великого грека. Мир в описании Геродота головокружительно разнообразен, человеческое счастье - изменчиво. Мудрые, простодушные и причудливые рассказы о странах, городах, судьбы и обычаи - неисчерпаемый источник для новых литературных произведений. Сохранившиеся многочисленные греческие рукописи последующих веков отражают непрерывную рукописную традицию, восходящую к античным изданий текста. В эпоху Возрождение Лоренцо Валла ( 1479) перевел "Историю" на латинский язык.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам