Надо Знать

добавить знаний



Ге Николай Николаевич


Nikolaj Alexandrowitsch Jaroschenko 009.jpg

План:


Введение

Николай Николаевич Ге (15 февраля ( 27 февраля) 1831, Воронеж - 1 июня ( 13 июня) 1894, хутор Ивановский, ныне с.Шевченко Бахмачского района Черниговской области) - русский живописец, художник - передвижник, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Жизнь и творчество художника связаны с Украина - от 1876 ​​года проживал на Черниговской, много преподавал в украинских художественных школах, помогал талантливой молодежи, финансово способствовал открытию памятника Николаю Гоголю в Нежине ( 1881).

Брат Николая Ге - Григорий Ге ( псевдоним "Григор Лядава"; 1830 - 1911) - украинский и российский культурный и общественный деятель, историк - краевед, прозаик, публицист и драматург (в том числе автор пьес украинские), живший в Юге Украина - в Николаеве и Херсоне.


1. Биография

1.1. Детство

Портрет Николая Осиповича Ге (отца художника), 1854

Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Отец художника Николай Осипович - внук французского эмигранта, покинувшего родину еще в XVIII веке. [1] Дед художника Осип Ге женился на дочери полтавского помещика Дарьи Яковлевне Коростовцев. [2]

Портрет Григория Николаевича Ге (брата художника), 1856

Николай Осипович был женат дважды: впервые с круглой сиротой, дочерью ссыльного поляка Еленой Яковлевной Садовской. От этого брака родились три сына: Осип, Григорий и Николай (будущий художник). Через три месяца после рождения Николая Николаевича его мать умерла.

После этого семья переезжает в имение отца в село Попелюхи Могилевского уезда Подольской губернии (ныне Мурованокуриловецкий район Винницкой области). [3] Николай Осипович посвятил себя сельскому хозяйству, сумел до конца своей жизни увеличить вдесятеро свою прибыль. Несмотря на рациональное ведение дела, что, по словам брата Григория, помогло отцу оставить сыновьям в наследство "хозяйство в порядке уже почти капиталистическом" , в имении отца царил крепостной строй, жестокие правила. [4] По собственному признанию Николая Николаевича, быт того времени наложило отпечаток на его дальнейшее духовное развитие. [5]

В 1840 году девятилетнего мальчика отвезли в Киев, где был зачислен в Киевской первой гимназии. Это учебное заведение сыграл важную роль в формировании личности будущего художника. В то время в гимназии работали некоторые профессора, прогрессивно мыслили, в частности, Николай Иванович Костомаров, которого вскоре арестуют за деятельность в Кирилло-Мефодиевского общества. Позднее Ге вспоминал: "Приближаясь к 48-м году, идея свободы проникала в запертые двери гимназии", и юноша "уже тогда осознавал всю несправедливость угнетения ... личности ... и считал себя обязанным никого угнетать". [1]


1.2. Обучение в Академии художеств в Петербурге

Российский скульптор, друг Ге Забелло Пармен Петрович

Художественный талант мальчика проявился довольно рано. Однако, в 1847 году, после окончания гимназии, Ге, по совету отца, поступает в математического отделения Киевского университета. Позже он переводится в Петербургского университета. Оказавшись в столице империи, он, в большинстве благодаря своему другу скульптору П. Забелло [6], который тогда учился в Академии художеств, попал в среду художественной молодежи. Страсть к рисованию вытесняет интерес к наукам. Не закончив курса обучения на математическом отделении, Николай Николаевич поступает в Академии художеств.

Девятнадцатилетний Ге пришел в Академию художеств со сложившимися взглядами и вкусом. Очень скоро он стал в оппозицию к бюрократических порядков и художественной рутины, царивших в учебном заведении во времена репрессий. По словам Николая Николаевича, после отъезда Брюллова в Италию воспитанием молодежи занимались малоодаренные художники, а преподавание сводилось к обучению ремеслу - освоение суммы технических навыков. [7]

Официально Ге был учеником Петра Васильевича Басина, однако настоящим своим учителем он считал Карла Брюллова. Брюллов вдохновлял Ге, потому что Карл Павлович требовал от творца всегда оставаться самим собой, воплощать в своих произведениях только собственные мысли и чувства. [8]


1.3. Первый зарубежный период

В 1856 году Николай Ге получил за картину "Саул в Аендорськои колдуньи" Большую золотую медаль Академии художеств и право на выезд за границу. Ге буквально бежал из России: "Если бы меня спросили: зачем вы едете? Я бы, возможно, ответил: заниматься искусством, хотя это был бы ответ внешняя, не та. Себе бы я отвечал: оставаться здесь я не могу, там, где шир, где свобода - туда хочу "- писал художник. [9]

Сначала Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию ​​, после того несколько лет прожил в Италии.

В Париже на Николая Николаевича сильное впечатление произвели Салон 1857 года и выставка произведений Поля Деляроша. В Риме он познакомился с А. Ивановым. [10]

Своими работами, которые были созданы в этот период, Ге остается неудовлетворенным, поэтому решает оставить искусство:

" Я кончил тем, что решил: лучше ничего не сказать, чем сказать ничего - слова Карла Петровича Брюллова. Надо оставить искусство, и вот я оставил все ... Я хотел поехать в Россию и сказать, что тому ничего не привез, что убедился в отсутствии у себя творческого таланта "

[11]

Однако Ге был с детства человеком религиозным, поэтому в критический для себя период обратился к Библии. [10] В ней он находит силы продолжать свое творчество. В 1861 году он работает над картиной "Тайная вечеря", которую выставляет в 1863 году на осенней выставке Академии художеств в Петербурге. Работа вызвала активные дискуссии в тогдашнем обществе. За "Тайную вечерю" Ге получил звание профессора.


1.4. Второй заграничный период

После относительного успеха картины "Тайная вечеря", Ге возвращается Италии ( Флоренция) и продолжает работать над библейскими сюжетами. В это же время Николай Николаевич знакомится с Александром Герценом. В 1867 году было завершено его портрет, который считается одним из наиболее удачных работ Ге.

1.5. Возвращение в Россию

Картины второго заграничного периода не получили положительных отзывов в Петербурге. Картины "Вестники Воскресения", "В Гефсиманском саду" не принимают на выставку. Это заставляет Ге вернуться к России и оставить библейскую тематику.

В это время он становится одним из инициаторов основания Товарищества передвижных выставок. Ге старается быть ближе к российскому обществу, поэтому обращается к истории. К двухсотлиття со дня рождения Петра он пишет картину "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871). Картина была выставлена ​​на Первой выставке Товарищества передвижников.

Также Ге пишет работы: "Екатерина II перед гробом императрицы Елизаветы "( 1874), "Царь Борис и царица Марфа" ( 1874), "А. С. Пушкин в селе Михайловском "( 1875). Однако позже художник признавал: "Две картины:" Петр с царевичем Алексеем "и" Екатерина II во время похорон императрицы Елизаветы "измучили меня. Исторические картины тяжело писать ... Четыре года в Петербурге и занятий искусством, искренним, привели меня к тому, что так жить нельзя ... Искусство я просто люблю, как духовное занятие, я должен найти себе способ независимый от искусства. Я пошел в село. Я думал, что жизнь там дешевле, проще, я буду хозяйничать и этим жить, а искусство будет свободным . [12] "Трех" исторических "картин мне было достаточно, чтобы выйти из тесного круга на свободу, снова туда, где можно найти задушевным, самое дорогое - свою и всемирное". [13]


1.6. Жизнь в деревне

Так, в 1876 ​​году Ге переезжает в село в Черниговской губернии. В творчестве он возвращается к библейской тематике.

Фотография Толстых с гостями, среди которых Н. Н. Ге

В 1882 году он познакомился с Львом Толстым, идеи которого оказали на художника большое впечатление. Ге был солидарным с Толстым числе и в приверженности к простому народу, крестьян. Николай Николаевич становится частым гостем в Ясной поляне. Начинает серию иллюстраций к "Нового Евангелия" Толстого. В 1884 году было завершено портрет Толстого.

Работы последнего периода творчества Ге, за некоторыми исключениями, также не нашли одобрительных отзывов современников. Картины "Суд Синедриона", "Христос и Пилат" были запрещены для экспонирования. Относительно последнего, Ге понимал, что картину не поймут в России. Но ее было показано на выставках Европы, Америки, но и там она не нашла сторонников.

Ге проводил беседы с учащимися Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, также разъясняя им свои работы. Среди его любимых учеников были С. Костенко, В. Замирайло, А. Куренной, Г. Бурданов, С. Яремич, Л. Ковальский, Г. Дядченко, И. Пархоменко. Они делали одиночество художника после смерти его жены легче, помогали в домашних делах, в работе. Известно, что Степан Яремич, впоследствии признанный искусствовед и художник, позировал, подвязанный веревками к импровизированному кресту, для последней и трагической картины его учителя - "Распятие", которая стала своеобразным реквиемом мастеру.

Николай Николаевич Ге умер 1 июня 1894 года.

Л. Толстой и Ге
(Юлий Львович Синькевич, 1982; Луганский областной художественный музей)

Человеческая сущность художника особенно ярко вырисовывается в воспоминаниях дочери Льва Толстого Татьяны. Живя на хуторе, Николай Николаевич примкнул к вегетарианству, старался как можно меньше пользоваться услугами прислуги и делал для себя все сам, что было ему под силу. Он признавал необходимость физического труда и вне занятий полем, садом, пчелами у себя на хуторе избрал еще и профессию печника. Он хорошо клал печи и любил эту работу, оставил после себя много печей в округе.

Отличительной чертой Николая Ге была любовь к людям. В любом человеке он находил хорошую сторону. И если во время работы к нему приходил кто-то за советом или с просьбой, он бросал работу и посвящал все свое внимание посетителю. В Ге был удивительный дар влиять на людей, заставлять себя слушать и находить с каждым человеком те точки общения, на которых не могло быть разногласий. Он прекрасно говорил, всегда вкладывая в свои слова всю душу. Очень характерно отношение Николая Ге к своим коллегам. Посетив однажды с писателем Иваном Тургеневым в Репина и увидев "Бурлаков", над которыми он работал, уже знаменитый в то время Николай Ге, картину которого "Тайная вечеря" Репин считал вершиной в мировом искусстве, сказал Репину, что "Бродяги" затмили "Тайную вечерю".

К деньгам Николай Ге относился равнодушно. И если у него покупали картину, он радовался прежде всего потому, что это было признание его работы. Одежду он носил грубый, полотняный, не стеснялся надевать старый поношенный пиджак и в такой одежде ездил в Петербурга, Москвы, бывал в разных обществах.

Портрет мальчика-украинский Национальный музей русского искусства, Киев

Николай Ге принадлежал к той передовой части интеллигенции, которая высоко несла эстетические и нравственные идеалы эпохи. Но он во многом сумел опередить время - и в творчестве, и в нравственных поисках истины. Стремясь показать глубину человеческих страстей и страданий за правду, Ге ушел от тесноватых уже для него рамок традиционной живописи передвижников - их идейного натурализма. Силу эмоций своих героев и драматизм ситуации он выразил в таком динамизме формы и мазка, что сделало его провозвестником экспрессионизма - художественного течения ХХ века.

Николай Ге 18 лет провел в Украине. Он принимал активное участие в культурной жизни Киев конца XIX века, дружил со многими известными людьми - художниками, меценатами. И не случайно 1927 года Всеукраинский исторический музей (ныне Национальный художественный музей Украины) приобрел у одного из сыновей художника 32 полотна его отца.

Природа Украины во многом определила образный строение работ художника. Украинских лунные ночи нашли свое отражение в пейзажах Ге.


2. Ранний период творчества

"Суд царя Соломона" (1854), Национальный музей русского искусства, Киев
"Ахиллес оплакивает Патрокла"

Самые картины Ге, которые были выполнены в Академии художеств в Петербурге - это работа "Суд царя Соломона" ( 1854) и "Ахиллес оплакивает Патрокла" ( 1855). Они выполнены в академической манере, по всем канонам, поэтому несколько в скованы манере.


2.1. "Саул в Аендорськои колдуньи"

Картина "Саул в Аендорськои колдуньи" была написана в 1856 году.

Рассказ о Аендорську чакнунку находим в Первой книге Царств (глава 28).

"Саул в Аендорськои колдуньи" ( 1856)

Картина "Саул в Аендорськои колдуньи" свидетельствует о том, что за годы учебы Ге совершенстве овладел рисунком и композицией. [14] риторически-театральная композиция наполнена глубоким драматизмом. В резком боковом свете поднимается тень пророка Самуила, которое было вызвано властным жестом колдуньи. Напуганный царь Саул падает, а его спутники убегают. Динамическая композиция свободная от традиционной центричности, напряженный ритм движения. Драматический поединок взглядов, резкие контрасты света и тени - все создает в картине неподдельное чувство страсти. Романтично поднята тема - ничтожестве человека перед неизвестным грозными силами.

В эскизе яснее, чем в конечном варианте, чувствуется романтическое настройки художника: здесь в глубокую темную тональность врывается холодный лунный свет. [15]

В картине чувствуется влияние творчества Брюллова на Ге (динамика жестов и мимики героев, особое звучание пурпурного цвета напоминают " Последний день Помпеи" ). [16]

За картину "Саул в Аендорськои колдуньи" Николай Николаевич Ге получил Большую золотую медаль Академии художеств и право на выезд за границу за счет учебного заведения.


3. Первый зарубежный период

"Любовь весталки" (1857-1858)

За рубежом Ге работает в разных жанрах: портрет, этюды итальянской природы, сцены народного быта.

Однако свое настоящее призвание он находит в крупных исторических работах. В картинах "Любовь весталки" ( 1857 - 1858), "Смерть Вергинии", "Разрушение Иерусалимского храма" ( 1859) сильные и прекрасные герои выступают в драматических ситуациях.


3.1. "Смерть Вергинии"

"Смерть Вергинии" ( 1859)
Итальянка (этюд к картине "Смерть Вергинии") (1857)

Сюжет картины "Смерть Вергинии" взято из одноименной трагедии Альфьери (поэта, популярного в Италии в годы освободительной борьбы): старый римский воин убивает родную дочь, чтобы спасти ее честь от Аппия Клавдия, который объявил девушку своей рабыней. Народ был возмущен этими событиями и был поднят восстание против тирании.

Ге пытается соединить драматизм сюжета с исторической достоверностью. Как и Брюллов, он обращается к изучению источников - памятников Рим; пишет этюды. Один из них - молодая итальянка в народном костюме ( 1857). Колорит этюда, эмоциональная непосредственность образа свидетельствуют о том, что художник хотел приблизить античную трагедию в живой действительности.

О стремлении художника овладеть натурой говорит упорная работа над пейзажем ("Вид на Везувий в Вико" ( 1858), "Облака. Фраскита" ( 1859)

В 1858 году Ге пишет маленький портрет жены в белом пеньюаре на фоне вскрытых на балкон двери.

Среди картин, изображающих народный быт, стоит выделить "Утро" ( 1857) и "Мать на похоронах ребенка" ( 1857 - 1858).


3.2. "Возвращение с погребения Христа", "Разрушение Ерусалимскього храма"

В Риме Ге познакомился с Александром Ивановым. Не без его влияния он вновь возвращается к библейской тематике в своих произведениях. И в 1859 году он работал над двумя картинами: "Возвращение с погребения Христа" и "Разрушение Иерусалимского храма".

"Возвращение с погребения Христа" ( 1859)

И композиция, и отдельные фигуры, и пейзаж картины "Возвращение с погребения Христа", обращение к работе на натуре, попытки передать свитоповитряне среду, солнечное освещение явно навеяны творчеством Иванова. [17]

Иерусалимский Храм - центр еврейского религиозного жизни между Х в.до н.е. и И ст.н.е. Был построен на Храмовой горе в Иерусалиме. В 66 - 73 годах был поднят антиримского восстания, в ходе которого были разрушены Храм.

Ге писал о создании этой картины:

" Все непонятное, все нереально, я не заметил, как отверг. У меня, кроме непосредственных чувств, ничего не было. Итак, кроме моего чувства добра, правды, как идеала, все разрушено. Вот моя форма - разрушение. Какое разрушения может вполне выразить мое положение? Я нашел его - начал картину "Разрушение Иерусалимского храма". Голодная толпа, среди которых ложный пророк. Он ждет спасение с неба. Храм пылает; попы дерутся. Тит выходит из храма, и за ним несут природные запасы реальности этого удивительного храма пустым Святое Святых, которых не мог понять Тит ... Кто этот пророк, кто эти голодные? Что такое для меня храм? Ничего. И я оставил эту картину ... "

[18]

"Разрушение Иерусалимского храма" ( 1859)

По воспоминаниям Л. В. Даля, Ге в Флоренции "... почти ничего не сделал, но часто часами может говорить о России, о ее несчастной положение редко противоречит при этом сам себе на каждом слове" [19]

Ге был недоволен своими последними работами, поэтому писал: "Я закончил тем, что решил: лучше ничего не сказать, чем сказать ничего - слова Карла Павловича Брюллова ... Я хотел поехать в Россию и сказать, что тому ничего не привез, что убедился в отсутствии в себя таланта художественного " ​​[18].


3.3. "Тайная вечеря"

В 1860 году в Италии Ге решает завершить свое творчество. Но обращение к Библии помогает ему преодолеть творческий кризис, возобновить свою деятельность. [10] Ге обращается к новой для себя темы драматического столкновения мировоззрений, которая занимает важную роль во всей дальнейшей творчества Николая Николаевича.

В 1861 году Ге начинает работать над картиной "Тайная вечеря". Он вспоминал: Приехав из Рима во Флоренцию, я разбирал св. Писания, читал произведение Штрауса и стал понимать св. Писания в современном смысле, с точки зрения искусства" [20] Д.-Ф. Штраус - немецкий философ-идеалист. Его книга "Жизнь Иисуса" ( 1835 - 1836) посвящена критике христианских догматов. Штраус не отрицал существования исторической фигуры Христа, однако признавал, что большинство представлений о Нем имеют позднее происхождение. Он пытался выяснить, из которых греческих, еврейских и восточных элементов складывались эти представления. В книге "Евангелие трактуется ... в духе современного бунтарского радикализма. Христос выступает в этой книге как основатель новой религии, но как вожак движения, направлено в обновление человечества". [21]

"Тайная вечеря", 1863

Ге писал:

" Св. Писание не является для меня только история. Когда я прочитал главу о "Тайную вечерю", я увидел здесь присутствие драмы. Образы Христа, Иоанна, Петра и Иуды стали для меня вполне определенными, живыми - главное, по Евангелию, я увидел те сцены, Иуда идет с Тайной Вечери, и происходит полный разрыв между Иудой и Христом. Иуда был хорошим учеником Христа, он один был иудей, остальные были из Галилеи. Но он не мог понять Христа, потому что вообще материалисты не понимают идеалистов "
" Я увидел горе Спасителя, теряет навсегда ученика - человека. Рядом с ним лежал Иоанн: он все понял, но не понимал возможности такого разрыва, я увидел Петра, вскочил, потому что он также понял все и возмущен - он горячий человек, увидел я, наконец, и Иуду: он непременно пойдет. Вот, понял я, что мне дороже моя жизнь, вот тот, в слове которого я, а все народы утонут " "

[22]

События в картине происходят в тесном бедной темной здания: нет никаких признаков театральности, академической чопорности. Спаситель изображен печальным: он тоскует по учеником. Слева от Него - Иоанн Богослов, он удивлен тем, что происходит. Справа - возмущен Петр. Остальные апостолов, изображенные позади Христа, кажется, не понимают, что только случилось.

Главным образом картины является образ Иуды. Ге нарушил академическую композиционную схему: Иуду изображена сбоку картины. [23] Иуда заслоняет собой свет, поэтому его фигура темная, зловещая. Она контрастирует с лицами других апостолов, которые освещены.

Борьба таинственного лунного света с теплым желтым светом светильников усиливает ощущение драматизма. Сначала художник выполнял скульптурный эскиз картины, что помогло ему достичь пластической выразительности формы. Ге отказывается от локальной системы колорита. [23]

Известно, что голову Иоанна Ге писал со своей жены, Петра - с самого себя. Для реализации образа Христа он использовал фотографии Герцена, выступавший для Николая Николаевича идеалом писателя-гражданина.

Черты академизма прослеживаются только в идеализации образа Христа, условном изображении складок одежды.


3.4. Критика

В 1863 году картина была выставлена ​​в Петербурге. Академия художеств признала, что картина выполнена "с особым мастерством и с сильным психологическим выражением" [22]

Однако отзывы общества не были единодушны. Большинство критиков осуждали картину за реализм, вольная трактовка евангельского сюжета.

Александр Васильевич Никитенко в своем дневнике от 27 сентября 1863 году писал: "Тайная вечеря" произвела на меня неприятное впечатление. Христос похож на какого-то парня, что скучает о чем-то. Это они называют простотой в духе новейшего искусства [24]

Василий Григорьевич Худяков ( русский живописец) признавал "Тайную вечерю" явлением

" действительно странным за замашкой, по впечатлениям нельзя не признать его очень талантливую вещь, но по отношению, с которым художник трактовал этот сюжет, - это самая пошлость! Сюжет настолько приподнятое и глубоко драматический трактовано тоже, видимо, драматично, но грязь до безобразия, даже к сочувствию, что художник с талантом, можно сказать, подавил в себе все благородное и высказался так невежественны и небрежно! "

[24]

Ахшарумов Николай Дмитриевич ( писатель): Картина

" удивляет своей новизной. Комната, освещение, стол, группа лиц, расположенных вокруг, - все имеет характер чего-то, что вы видите впервые и удивляет вас своим оригинальным характером. Вы чувствуете, что автор не имел дела ни с кем из своих предшественников, он взял свой сюжет из первых рук - почерпнул его из источника и понял его, пережил своим сердцем во всей полноте ... Христос расстроен глубоко. Это вас поражает: вы не привыкли видеть на этом лице то, что вы здесь видите ... Фигура на первом плане - это Иуда, но не тот грубый вор, каким рисовали многие кто. Нет, это величественный, наполненный мрачной красотой образ, в котором вы видите тип того энергичного, живущего племени и народа, за которое боролся Иисус. Это все иудейство ... что воплощено в одной живому человеку, который еще недавно был избран членом узкого круга реформаторов, но теперь который разрывает с ними связь, конечно, не из-за мелкой обиды или мелочной жадности, а потому, что он с ними не мог сойтись. .. Посмотрите на это лицо: это отступник в полном смысле слова, но это не тот мелкий шпион и предатель, который продал учителя за небольшую цену ... Нет, тридцать сребреников играют здесь роль простой формальности ... Если бы отступник только деньги были нужны, то зачем ему идти и повеситься после их получения! Не говорит ли это самоубийство очевидно, что Иуда сам ценил дорого то, с чем он разорвал свою связь на Тайной вечери, и сам страдал глубоко от разрыва, но причина разрыва лежала глубоко во всей его сущности ... Вы видите абсолютно оригинального, самостоятельного мастера, за которого можно поручиться, что он пойдет своей дорогой и будет всегда верен себе и суровой правде своих сюжетов "

[25]

Андрей Иванович Сомов (русский искусствовед) писал:

" Никогда еще русский художник, который был отправлен за границу для усовершенствования, не возвращался таким независимым талантом, как Ге. Не будет никакого преувеличения, если скажем, что русская школа за все время своего существования не сделала ничего, в чем проявлялось бы столько творчества, чужой постороннему влиянию "

Так же как и М. Ахшарумов, многие представители тогдашней интеллигенции и видели в Иуде прежде всего представителя своего народа - иудеев, которые ожидали от Христа освобождение от угнетения римлянами. Так, А. Сомов писал:

" Окончательный разрыв между Христом и Иудой произошел. Иуда, который был воспитан в еврейских суевериях, который любил родину ... доведенный до крайности. После долгих колебаний он пришел к убеждению, что Иисус не восстановитель родины, а враг ее, который угрожает разрушить все, что за пониманием тогдашнего еврея, составляло ее национальность. Дьявол вошел в сердце Иуды. Этот дьявол - демон мести, а не корысти; ... Это не негодяй .. но глубоко оскорблен старообрядец, который приносит учителя в жертву своим предубеждением "

[26]

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин так трактовал образ Иуды:

" Так, верогидно, и у него были определенного рода цели, но это были цели узкие, которые не выходили из тесной сферы национальнсти. Он видел Иудею порабощенной и вместе с большинства своих сограждан желал только одного: свергнуть иноземное иго и вернуть родине ее политическую независимость и славу. Остальные, остальные широкие цели были для него пустым звуком, разрешительной делом, скорее препятствием, чем та, что способствует выполнению пламенной его мечты "

[27]

Владимир Васильевич Стасов в 1863 году писал о Николае Николаевиче:

" Я не вижу у него высшего творческого дара, я не вижу у него той глубокой и правдивой фантазии, создает неожиданное, большое из элементов, всюду рассыпаны в действительности, я не вижу у него способности к точной характеристики выбранных лиц, - один словом, я не вижу в Ге всех важнейших сторон таланта, которые составляют основу великих мастеров и заставляют их делать творения, на которые будут смотреть десятки тысяч человек. Его Христос не включил в себя ни одной из тех высоких качеств, под влиянием которых в мире было создано переворот беспримерный, неслыханный. Так представлять себе Христа - значит совершенно не понимать ни его характера, ни его значения "

[28]

Федор Михайлович Достоевский был возмущен манерой письма Ге: Вглядитесь повнимательнее:

" ... Это обычная ссора вполне обычных людей. Вот сидит Христос, но разве это Христос? Это, возможно, и очень добрый молодой человек, очень расстроена ссорой с Иудой, ... но не тот Христос, которого мы знаем ... и спрашивается: где и чему здесь восемнадцать веков христианства, последовавших? Как можно, чтобы с этой обычной ссоры таких обыкновенных людей, как у Ге, собравшихся поужинать, получилось несколько столь колоссальное? Здесь совсем ничего не объяснено, тут нет исторической правды, тут даже и правды жанра нет, тут все фальшивое "

[29]

Исходный текст (Рус.)

Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссор весьма обыкновенных людей. Вот сидит Христос, но разве это Христос? Это, может быть, и очень добрый молодой человек, очень огорченный ссорой с Иудой, ... но не тот Христос, которого мы знаем .... но спрашивается: где же и при чем тут последовавшие восемнадцать веков христианства? Как можно, чтоб из этой обыкновенной ссоры таких обыкновенных людей, как в г. Ге, собравшихся поужинать, произошло нечто столь Колоссальное? Здесь совсем Ничего не объяснена, здесь нет исторической правды, тут даже и правды жанра нет, тут все фальшивое

По мнению Д. В. Сарабьянова, Ге в картине пытался "объединить ... реально-историческое и идеально возвышенное" [30]

Кандидат искусствоведения, сотрудник Третьяковской галереи Светлана Степановна Степанова пишет: Иуда "представлен не как предатель, который делает низкий поступок, а как явный противник Христа, что не соответствует евангельскому тексту. Кроме того, он идет опознан в том, что слова Христа указывают на него, а это также расходится с текстом ". [31]


4. Второй заграничный период

4.1. Портрет Герцена

Портрет физиолога М. Шифа (1876)

Одной из важнейших работ этого периода считается портрет Александра Герцена.

После приезда в Италии Ге мечтал о поездке в Лондон с целью встречи с Александром Ивановичем Герценом. Однако встреча состоялась в Флоренции.

Портрет был выполнен за пять сеансов. Темный фон и белый воротник рубашки фиксируют внимание зрителя на лице писателя. Ге не исправлял несколько крупных славянских черт лица Герцена: широкий нос, усы и борода, лоб мыслителя. Темпераментный мазок, контраст светотени усиливают ощущение одухотворенности.

Герцен был чрезвычайно доволен портретом. В письме Огарева ( 16 февраля 1867 года) он писал: "Портрет идет Rembrantish (по-рембрандтовскую)" [32]

Этот портрет является воплощение народного представления о русском писателе и публициста. Вернувшись на родину, Ге тайно перевез портрет в 1869 году в Россию. Долгие годы портрет находился под запретом. Его даже был снят с посмертной выставки Николая Николаевича.

Общение с Герценом оставило глубокий отпечаток в душе художника. В годы жизни в Италии Ге писал также портреты людей, связанных с Герценом (И. Доманже - воспитатель детей Герцена, А. Бакунина, М. Шифа)

"Мария, сестра Лазаря, встречает Христа, идущего к ним домой" (1864)

Портрет Шифа также значительной работой Ге. Главное в этой картине - утверждение силы ума и деятельного характера.


4.2. "Мария, сестра Лазаря, встречает Христа, идущего к ним домой", 1864

Евангельский сюжет в картине трактуется в лирико-поэтическом плане. Мария стоит слева на ступеньках в тени. Дело подходит Христос, который освещен жизнерадостным ясркавим солнечным светом.

4.3. "Вестники Воскресения", 1867

Над данным сюжетом художник начал работать в 1866 году, и первоначальный замысел был воплощен лишь в эскизе. Позднее Ге изменил замысел картины, которая была завершена в 1867 году. [31]

Мнение картины, по словам художника: "Воскресение, которое было уведомлено противоположно двумя сторонами свидетелей" [33]

О создании картины Ге писал:

" Мария Магдалина, которая верила в правду, увидела Христа, воскрес, она спешит возвестить эту большую радость тем, кого он любил, и всему миру.
"Весть о Воскресении" (эскиз, 1866)

Мария Магдалина стала заревом другого света, встречая у самого источника мрачный образ тьмы, уже сравнением вступает в борьбу и тем самым начинает ряд побед - историю свободы человека, которое было венчаний в воскресенье сына человеческого. Такую встречу и такие победы я хотел и сколько мог и умел, выразил в картине

"

[34]

"Вестники Воскресения" ( 1867)

Как и предыдущая работа, картина "Вестники Воскресения" выполнена в лирически-поэтическом настроении.

А. Н. Веселовский писал:

" Новая картина Ге продолжает собой его предыдущую: за "Тайной вечерей" следует "Воскресение". Как и в предыдущей картине, новая построена на том же антагонизме представлений ... Перед вами далекий пейзаж, уходящая вглубь, за которым рисуется в матовом свете Елеонская гора. Между ней и зрителем голубой туман, покрывающий местность Голгофы, время на рассвете; край неба за горой чуть светлеет золотом, и до переднего края картины оно еще не дошло. Здесь с правой стороны поднимаются еще в полумраке стены Иерусалима и идет к вам навстречу группа воинов. На втором плане образ Марии Магдалины. Первые лучи солнца упали на ее профиль; но еще больше в ней того внутреннего просветления, которое дает вера, что еще не перестала быть верой, но уже стала знанием. Воскресение свершилось в ней самой; в эту минуту он сам начинает собой новую христианскую жизнь "

[35]


4.4. "Искушение Христа", "Христос в синагоге", "Христос перед Анной"

"Искушение Христа", 1864 - 1867
"Христос в синагоге", 1868
"Христос перед Анной"

Над этими тремя картинами Ге работал в период с 1864 по 1869 года.

Сюжет картины "Искушение Христа" ( 1864 - 1867): "Затем, по обычаю, Иисус отправился на гору Елеонскую. И ученики последовали за Ним. Придя на место, Иисус сказал им:" Молитесь, чтобы вам не введены в искушение ". Отойдя от учащихся на расстояние полета камня, Иисус стал на колени и начал молиться: "Отче, если воля Твоя, забери эту чашу от Меня. Но пусть свершится воля не Моя, но Твоя ". И ангел с небес явился пред Ним и укрепил его силы. Преодолевая муку, Иисус молился еще более ревностно. И пот Его падал на землю, как капли крови" (Лк. 22, 39 -45).

Сюжет картины "Христос перед Анной" ( 1869): "Тогда воины во главе со своим командиром и иудейская сторожа схватили Иисуса. Они связали Его и повели сначала к Анне, Каяфиного тестя" (Ин.18 :12-13).

Однако все эти три картины остались на стадии эскизов. С дальнейшим картин этого творческого этапа было завершено только картину "В Гефсиманском саду".


4.5. "В Гефсиманском саду"

В первоначальном варианте этой картины царил настрой строгого резкого драматизма. В процессе разработки общей концепции работы был эскиз-вариант, на котором Христос в муках лежал на земле. На конечном варианте в холодном лунном свете написано силуэт человека с аскетично мужественным лицом, который стоял на коленях. Фигура полна решимости. В образе Христа нет прошлого лиризма, перед нами боец, который собирает свои духовные силы для выполнения сложного долга [36]

Не случайно современники увидели в образе Христа характерные черты шестидесятника. Художник намеренно пошел на такое толкование. Один из этюдов картины был написан на художника гарибальдийця Сани [36].

"В Гефсиманском саду", 1869-1880

Александр Антонович Риццони писал в марте 1869 года П. М. Третьякову о "В Гефсиманском саду":

" ... Картина плохо нарисованная: фигура Христа немного падает, кроме того, фигура преувеличена реализмом, то есть он надел Христа совсем в тряпье, да еще и грязное ... "

[37]

В 1869 году картины "В Гефсиманском саду" и "Вестники Воскресения" было экспонировано на Международной художественной выставке в Мюнхене [38]

В корреспонденции "Голоса" от 6 сентября 1869 года было сказано:

" Сюжеты Ге вызвали не художественную полемику, и это - прямая вина. Произведение искусства изобразительного нет в коем случае проявлять личные философско-литературные взгляды артиста. Такой дилетантизм теряет богатые творческие силы ... Ге настойчиво работает над своим оригинальным, новым отношением к евангельской драмы. Он хочет что-то сказать только в манере письма, но и в замыслах сцен из жизни Иисуса. Такое желание ли любом крупном, знаменательном движения в стране, народе, в обществе, где вырос и развился Ге? Конечно, нет ... Нельзя, следовательно, и претендовать на то, что ни одна из картин Ге не вызывает на мюнхенской выставке интереса зрителей "

[39]

Исходный текст (Рус.)

Сюжеты г. Ге вызвавшего НЕ художественную полемику, и это - его прямая вина. Произведение искусства изобразительного не должно ни в каком случае проявлять личные философско-литературные воззрения артиста. Такой дилетантизм губит самые богатые творческие силы ... Г. Ге упорно трудится над своим оригинальным, новым отношением к евангельской драме. Он хочет что-то сказать не только в манере письма, но и в замыслах сцен их жизни Иисуса. Такое желание отвечает ли какому-нибудь крупном, Знаменательно движению в стране, в народе, в обществе, где вырос и развился г. Ге? Конечно, нет ..... Нельзя, следовательно, и претендовать на то, что Ни одна из картин г. Ге не вызывает на Мюнхенское выставке интереса зрителей

В 1870 году картину "В Гефсиманском саду" был показан на персональной выставке Ге в Академии художеств. Но и там она "никого не поразила ..., она упала, как камень, в глубокий колодец". [40] Через неканоническое трактовка евангельского сюжета картина была запрещена выставлять. Только через 20 лет после ее написания "В Гефсиманском саду" приобрел П. М. Третьяков.


5. Петербургский период

Общение с Герценом подготовило Ге к созданию Товарищества передвижных художественных выставок. В конце 1869 году он вернулся в России.

В перетбурзький период ( 1869 - 1875) художник тесно общается с кругами русской интеллигенции. Однако критики идеалистического направления определили этот период, как "попытку Ге ради родства с современниками стать посредственностью". [41]

В настоящее время Ге пишет портреты И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. И. Костомарова, выполнил скульптурный портрет В. Белинского. Более удачными среди них считаются портреты историка Костомарова и Салтыкова-Щедрина. В них подчеркнуто интеллектуальность, нравственная сила образов, глубокий психологизм.


5.1. "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе"

"Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", 1871

Эту картину было создано в 1871 году по случаю первой передвижной выставки. Как и в "Тайной вечери", здесь Ге обращается к теме борьбы двух мировоззрений. Художник обращается к острому и дискуссионного вопроса русской истории - реформ Петра I.

Николай Николаевич тщательно изучал документальные материалы, специально ездил в Петергоф. Как и Брюллов, Ге обладал феноменальной зрительной памятью, поэтому почти не делал натуральных зарисовок.

Салтыков-Щедрин в рецензии к первой передвижной выставки отмечал демократизм понимание реформ Петра I в картине. В работе нашла воплощение идея патриотизма, гражданского долга.

Картина получила всеобщее признание, еще в мастерской ее приобрел П. М. Третьяков.

Кроме этого, Ге создал две картины на историческую тематику: " Екатерина II у гроба Елизаветы "( 1874), " А. С. Пушкин в селе Михайловском "( 1875). У них нет той глубины сюжета, как в работе "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе".

В 1876 ​​году наступает новая творческий кризис Ге. Три крупных исторических работы чрезвычайно истощили художника. Он вновь обращается к проповеди нравственного совершенствования, оставляет Петербург. Однако Николай Николаевич до конца жизни остался сторонником идей товарищества передвижных выставок.


6. Последний творческий период (1876-1864)

Так, в 1876 ​​году Ге покупает хутор в Черниговской губернии. Художник считает, что деньги он будет зарабатывать за счет собственного хозяйства, а искусство будет свободным.

"Омовение ног" (бумага, уголь)

Первые годы он дорабатывает прошлые картины (например, "В Гефсиманском саду") и пишет портреты местных богачей (портреты Терещенко, И. Я. Петрункевича ( 1878).

В конце 1879 года начинает работать над картиной "Милосердие". На ней девушка подавала воды нищему, вспоминая слова из проповеди Христа: "А кто напоит нищего, меня напоит. В лице нищего Ге пытался передать Христа. [42] Картина была экспонированы на восьмой передвижной выставке ( 1880), однако художник остался недоволен картиной, потому зарисовал ее в будущем новой "Что есть истина? Христос и Пилат" (на картине между Христом и Пилатом проступает голова женщины).

"Иуда" (1870-1880)

После знакомства с Львом Толстым в 1882 году начинается новый этап творчества Николая Николаевича. К циклу иллюстраций "Новых Евангелий" Толстого принадлежала работа "Омовение ног" (1886). За ней последовали работы "Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане" и "Последняя беседа Христа с учениками", которые остались на стадии эскиза.

В 1870 - 1880 гг Николай Николаевич работал над картиной "Иуда". Драматическое трактовка образа Иуды подчеркнуто колористическими находками художника, близкими к экспрессионистических осмысления натурных впечатлений. [43]


6.1. "Христос в Гефсиманском саду", 1888

"Христос в Гефсиманском саду", 1888

В 1888 году Ге создает картину "Христос в Гефсиманском саду", на которой в ночь после Тайной вечери апостолы выходят из здания, где праздновали Пасху, а Христос останавливается у входа и молится. Его голова поднята к небу, руки судорожно сцепленных, его охватывает чувство одиночества. Поникшие фигуры апостолов, процессией продвигаются в ночную тьму, усиливают настроение глубокой печали. Чувствуется атмосфера трагедии приближается.

Картина "Христос в Гефсиманском саду" была подготовлена ​​для передвижной выставки 1889 года.


6.2. "Христос и Никодим", 1889

Сюжет картины находим в Евангелии от Иоанна: "И был там человек по имени Никодим. Он был фарисеем и одним из иудейский вождей. Однажды ночью он пришел к Иисусу и говорит:" Равви, мы знаем, что Ты учитель, посланный Богом, ибо никто не способен на такие чудеса, как Ты, если не поддерживает Бог ". И сказал тогда Иисус:" Истинно говорю, если кто-то хочет увидеть Царство Божие, он должен родиться второй раз. Кто не родился вновь, то не увидит Царства Божия "(Ин. 3:1-3)

"Христос и Никодим", 1889

На картине две фигуры прямо противопоставлены друг другу. Голова и тело Христа изображены темными на светлом фоне. Только контур вытянутой правой, указательный палец, глаз Христа переданы красными и белыми бликами. Фигура Никодима наоборот изображена яркими зелеными, желтыми, белыми красками. Палец Христа почти касается лица Никодима, который передает взволнованность ситуации. В этой картине Ге впервые создает новый образ Христа - слабого физически, но сильного духом, верой.

Эскиз является лаконичным, он написан широкими мазками. В противостоянии Христу и Никодима впервые поднимается тема столкновения двух социальных миров, нашла полное выражение в следующей картине "Что есть истина? Христос и Пилат".


6.3. "Что есть истина? Христос и Пилат", 1890

В Библии разговор Христа с Пилатом описано так: "А как наступило утро, первосвященники вместе со старейшинами, с книжниками и со всем Синедрионом решили, что делать. Они связав Иисуса, отвели и передали Его Пилату. Пилат спросил Его:" Ты - Царь Иудейский? " Иисус ответил: "Ты сказал". Первосвященники обвиняли Его во многих преступлениях. Пилат снова спросил Его: "Ты не собираешься отвечать? Но посмотри, сколько обвинений предъявлено против Тебя! "Но Иисус дальше не отвечал. Пилат был смущен. (Мк. 15:1-5). "Тогда Пилат обратился к первосвященникам и толпе:" Я не вижу вины за этим мужчиной ". Но первосвященники настаивали, говоря:" Он Своим учением подстрекает людей по всей Иудее. Он начал в Галилее и пришел сюда "(Лк, 23:4-5).

"Что есть истина?" Христос и Пилат, 1890

Художник так описал сюжет картины в письме 1889 года: "Что есть истина?" - Ироническое или просто глупое отрицание Пилата Христу на его ответ, что он для того родился, чтобы свидетельствовать об Истине, и, кто от истины, слушает и понимает его. [44]

Лев Толстой так трактовал сюжет работы: "... в историческом отношении она выражает ту минуту, когда Иисуса, после бессонной ночи, во время которой его связанного водили с места на место и били, привели к Пилату. Пилат - римский губернатор, вроде наших сибирских губернаторов, которых вы знаете, живет только интересами метрополии и, конечно, с презрением и некоторой отвращением относится к тем смут, и еще и религиозных, грубого, суеверного народа, которым он руководит.

Здесь-то происходит разговор ..., в которой добродушный губернатор хочет опуститься ... к варварским интересов своих подчиненных и, как это свойственно важным людям, составил себе представление о том, о чем он спрашивает, и сам заранее говорит, даже не интересуясь ответами; с улыбкой снисхождения, я считаю, все говорит: "ты царь?". Иисус устал, и одного взгляда на его холеное лицо достаточно, чтобы понять всю сложность для Пилата понять его учение. Но Иисус помнит, что и Пилат человек и брат, то, что заблудился, однако брат, и он не имеет права не открывать ему ту истину, которую он открывает людям, и он начинает говорить. Но Пилат останавливает его на слове истина. Что может оборванный нищий-юноша рассказать ему, другу и собеседнику римских поэтов и философов, - сказать об истине? ... И, сказав, "Что есть истина?" и вернувшись на каблуках, добродушный губернатор уходит к себе. А Иисусу жалко человека и страшно за ту пропасть лжи, которая отделяет его и людей от истины ... " [45]

В отличие от предыдущей работы ("Христос и Никодим"), на картине Что есть истина?" Христос не убеждает оппонента. Его взгляд выражает соболезнование и горечь.

Картина указывает на влияние учения Толстого на Ге: в пассивной обреченности Христа отражается идея "непротивления злу", надежда на изменение человечества через любовь. Другая сторона влияния Толстого на Ге - осуждение чиновников, защиту народной правды.

Картина получила категоричны неодобрительно отзывы от представителей власти и церкви, поэтому по приказу царя была снята с выставки.

Д. Л. Мордовец считал картину Ге найвеличнищим явлением не только в области искусства, но и философии истории.


6.4. "Совесть. Иуда"

"Совесть, Иуда", 1891

Над этой картиной Ге работал в 1891 году. Сюжет ее заключается в том, что Иуда, который только что предал Христа, следует за Учителем, апостолами и стражниками.

О картине Николай Николаевич писал: "Толпа идет быстро - Иоанн и Петр - бегут следом. Иуда идет медленно: и побежать не может, и вовсе отстать также не может. Душа его разрывается. Он вдруг осознал всю мерзость своего поступка и был напуган ним. Что делать? Куда идти? Вперед нельзя, назад - никуда ... Один выход таком мертвец - умереть, он и умер " [46]

Перед художником была тяжелая задача: событие уже произошло, и нужно было выразить идею только одной фигурой Иуды. Она в холодном темном пространстве кажется еще более одинокой.

Василий Дмитриевич Поленов (русский художник) так высказался о "Совесть": "очень и очень слабая вещь". [47]

Павел Петрович Чистяков (русский художник и педагог) считал, что Ге "пачкает святое искусство своими размышлениями" [47].


6.5. "Суд синедриона"

"Суд синедриона", 1892

В 1892 году Ге создал картину "Суд Синедриона. Должен умереть".

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая писала: "В картине" Должен умереть "Ге хотел изобразить Христа мысленно молится за своих врагов и просит бога дать ему сил простить их, поскольку они" не знают, что делают "... Мимо проходит синедрион во всей своем величии. Первосвященники Анна и Каиафы идут торжественно ... Только Никодим, который понимает, что происходит, сидит, закрыв лицо руками, в левом углу картины. Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает старый палец вверх, чем-то угрожая ему. Другой плюет ему в лицо. За ними - открытая дверь, сквозь которые видны темно-синее южное небо. " [48]

Исходный текст (Рус.)

В картине "Должен смерти" Ге хотел изобразить Христа, Который мысленно молится за Своих врагов и просит бога дать ему сил простить их, так как они "не ведают, что творят". Мимо него проходит синедрион во всем своем величии. Первосвященники Анна и Каиафа идут торжественно ... Только Никодим, Понимая то, что происходит, сидит, закрывших лицо руками, в левом углу картины. Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает дряхлый палец кверху, чем-то грозы ему. Другой плюет ему в лицо. За ними - открытая дверь, через которую видно темно-синее южное небо

Картина была написана к очередной передвижной выставки 1892 года, однако сразу же ее сняли с экспозиции, после чего Ге в своем селе несколько переделал фигуру и лицо Христа.

После смерти художника в 1894 году сын Николая Николаевича две последние работы отца ("Суд синедриона" и "Распятие") отправил Л. Н. Толстому в Ясную Поляну. Для перевозки картины сняли с подрамников и обратили в газеты, влиплися в краску. В 1897 году картина была передана Третьяковской галерее.

Реставрация картины было завершено в 2008 году. 12 декабря 2008 "Суд синедриона заняла место среди постоянных експонаций Третьяковской галереи. [49]


6.6. "Голгофа", "Распятие"

"Голгофа", 1892

Работы "Христос и Пилат", "Совесть. Иуда", "Суд Синедриона" принадлежит к "страстной" цикла, к которому также относятся последние работы художника: "Голгофа" (1892) и "Розпиьяття" (1892 и 1894).

В 1891 году Ге задумал создать цикл картин о событиях последнего дня земной жизни Христа. На работе "Голгофа" он хотел изобразить неповторимый ужас, что происходит. Трагичность и монументальность достигают лаконичности.

Николай Николаевич продолжил традицию неканонического понимания евангельского сюжета: мы не видим крест на картине - на него только указывает рука легионера. С обеих сторон от Христа стоят розбойникы: один - тот, что насмихатиметься над Иисусом после распятия, второй - тот, что поверит Его словам. Первого из них изображен с дикими глазами, черным лицом, другой отвернулся от страданий Христа.

Фигуру Христа вылеплен с удивительной энергичной пластичностью. Она передает крайнюю эмоциональность события. Христос заламывает руки. Художник смело сопоставляет цвета: синий, фиолетовый с желтым, золотистый с зеленым.

В поисках страшной правды умирает романтическая поэзия и красота. Ге ищет теперь максимальной реалистической выразительности, почти натуралистической достоверности. [50]

В последние годы жизни Ге работал над сюжетом распятия Христа. В 1892 году он писал: "Я пишу Распятие так. Три креста, один разбойник сознания, это тот, который ругался, потом Христос на последней минуте жизни, умирает, и третья фигура - разбойник, который пожалел Христа, он сделал большое усилия, чтобы увидеть Христа и, видя его страдания, забыл свое плачет, глядя на Христа, который умирает - видите, как просто " [51]

Николай Николаевич Ге хотел доказать картиной победу любви, потому изобразил Иисуса, что исполнил свой долг самопожертвования, и разбойника, раскаявшегося.

Тело Христа искажено муками. Председатель запрокинутом на последнем издыхании. Глаза потухли. Разбойник с нечеловеческим криком обращается к Христу. Его тело распухло через тугие веревки.

Ге писал: "Я шокирую их все мозги страданием Христа. Я заставлю их плакать, а не умиляться. Вернувшись с выставки, они надолго забудут о своих свои интересы" [52].

"Распятие", 1892
"Распятие", 1894

Л. Н. Толстой писал об этой картине: "Впервые все увидят, что распятие - казнь, и ужасная казнь" [52].

Концепция "Распятие" 1894 года несколько иная. На создание этой работы его вдохновила картина Шведа, на которой Христос и разбойники стоят на земле. Это поразило Ге, и этой идеи он нашел подтверждение в словаре древности летие и в труде Ренана. [53]

Ге никогда не оставался равнодушным к судьбе родины. Время правления "царя-миротворца Александра III был переполнен казнями, однако все это было тайным. Сделать это тайное открытым Николай Николаевич хотел в своих последних работах. [52]

Президент Академии художеств великий князь Владимир был возмущен картиной и говорил: "это - бойня". Соответственно, полотно не было допущено к выставке. [52]

Зато Толстой считал запрет картины и слова князя триумфом Ге: наконец-то ему удалось показать истинные события, происходившие на Голгофе, а не то, как их трактует "домашнее, карманное" христианство [54]

Цензура запрещала хранить "Распятие" Ге в России, поэтому в 1892-1894 годах сын художника вывез их из страны. Сейчас неизвестно нахождения картин. "Распятие" в 1894 году известно лишь по черно-белой фотографией. [55]


Примечания

  1. а б Горина Т. Н. "Николай Николаевич Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1977 (рус.) (с. 8)
  2. "Евангелие от Николая Ге" - www.day.kiev.ua/163313/ Ежедневная всеукраинская газета "День", 3 июня 2006
  3. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (с. 29)
  4. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.)
  5. Зограф Н. Ю. "Николай Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1974 (рус.) (с. 8)
  6. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (с. 367)
  7. Зограф Н. Ю. "Николай Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1974 (рус.) (с. 9)
  8. Зограф Н. Ю. "Николай Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1974 (с. 10)
  9. Некоммерческий проект "People's History" - www.peoples.ru/art/painter/nikolay_ge/
  10. а б в http://www.rusart.nm.ru/pages/ge.html - www.rusart.nm.ru / pages / ge.html
  11. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге", "Художник РСФСР", Ленинград, 1968 (рус.) (с. 44)
  12. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге", "Художник РСФСР", Ленинград, 1968 (рус.) (с. 100-101)
  13. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (с. 108-109)
  14. Горина Т. Н. "Николай Николаевич Ге (альбом)", Издательство "Изобразительное искусство", М., 1977 (рус.) (с. 6-7)
  15. Зограф Н. Ю. "Николай Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1974 (рус.) (с. 10-11)
  16. Художник Ге. Биография и картины Николая Николаевича Ге. Галереи русских художников - www.bibliotekar.ru / kGe / index.htm
  17. Зограф Н. Ю. "Николай Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1974 (рус.) (с. 15)
  18. а б Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге", "Художник РСФСР", Ленинград, 1968 (рус.) (с.44)
  19. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (с. 312)
  20. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге", "Художник РСФСР", Ленинград, 1968 (рус.) (ст. 49)
  21. Зограф Н. Ю. "Николай Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1974 (рус.) (с. 15-16)
  22. а б Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (с. 49)
  23. а б Горина Т. Н. "Николай Николаевич Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1977 (рус.) (с. 9)
  24. а б Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (с. 51)
  25. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (с. 53-54)
  26. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (с. 56-57)
  27. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (с. 59)
  28. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (с. 57-58)
  29. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (с. 67)
  30. Сарабьянов Д. В. "История русского искусства второй половины XIX века", Издательство Московского университета, 1989 (рус.) (с. 87)
  31. а б Николай Николаевич Ге-Императорское Православное Палестинское Общество - www.ippo.ru / bibleyskie-mesta-i-syuzhety-v-russkoy-zhivopisi / nikolay-nikolaevich-ge.html
  32. Горина Т. Н. "Николай Николаевич Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1977 (рус.)
  33. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (с. 70)
  34. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (c. 70-71)
  35. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (c. 76-77)
  36. а б Зограф Н. Ю. "Николай Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1974 (рус.) (ст. 20-21)
  37. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 75-76)
  38. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 322)
  39. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 78)
  40. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 79)
  41. Горина Т. М. "Николай Николаевич Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", Москва, 1977 (рус.) (ст. 12)
  42. 17. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", М., 1978 (рус.) (ст. 109)
  43. http://www.ippo.ru/bibleyskie-mesta-i-syuzhety-v-russkoy-zhivopisi/nikolay-nikolaevich-ge.html - www.ippo.ru/bibleyskie-mesta-i-syuzhety-v-russkoy- zhivopisi / nikolay-nikolaevich-ge.html
  44. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 143)
  45. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 149-150)
  46. "Тень материалиста Иуды" Тайная вечеря "Николая Ге вызвала ... - religion.ng.ru/art/2008-06-04/10_judas.html - Независимая газета (Россия), 2008-06-04 / Светлана Степановна Степанова - кандидат искусствоведения, сотрудник Государственной Третьяковской галереи
  47. а б Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика. Воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 160)
  48. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика. Воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 256)
  49. Шедевр Ге выставят в Третьяковке - Новости НТВ - www.ntv.ru/novosti/146788/
  50. Горина Т. М. "Николай Николаевич Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1977 (рус.) (ст. 56-57)
  51. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика. Воспоминания современников", "Искусство", 1978 (рус.) (ст. 170)
  52. а б в г Горина Т. М. "Николай Николаевич Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1977 (рус.) (ст. 62)
  53. Зограф Н. Ю. "Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика. Воспоминания современников", "Искусство", Москва, 1978 (рус.) (ст. 173-174)
  54. http://www.rvb.ru/tolstoy/01text/vol_19_20/vol_19/0977.htm - www.rvb.ru/tolstoy/01text/vol_19_20/vol_19/0977.htm
  55. Горина Т. М. "Николай Николаевич Ге (альбом)", издательство "Изобразительное искусство", М., 1977 (рус.) (ст. 58)

Литература

  • Усенко П. Г. ГЭ (Ге) Николай Николаевич - www.history.org.ua/?l=EHU&verbvar=Ge_M&abcvar=4&bbcvar=6 / / Энциклопедия истории Украины. - Т. 2. - К.: Научная мысль, 2005. - С. 61.
  • Украинский Советский Энциклопедический Словарь. - Т. 1. - М., 1966. - С. 431.
  • Ге / / Искусство Украины: Биографический справочник / Под редакцией А. В. Кудрицкого. - К., 1997 .. - С. 145.
  • Ге Г. Н. Воспоминания о Н. Н. Ге как материал для его биографии. "Артист", 1894, № 43-44 (Рус.)
  • Альбом художественных произведений Николая Николаевича Ге. М.-СПб., 1903
  • Стасов В. В. Николай Николаевич Ге. Его жизнь, произведения и переписка. М., 1904 (Рус.)
  • Произведения Н. Н. Ге в Киевским музее русского искусства. К., 1975 (Рус.)
  • Николай Николаевич Ге: Письма, статьи, критика, воспоминания современников. М., 1978 (Рус.)
  • Говдя П. И., Коваленко А. Н. Передвижники и Украина. К., 1978
  • Тарасов В. Ф. Николай Николаевич Ге. Л., 1989 (Рус.)
  • Черниговщина: Энциклопедический справочник. К., 1990
  • Шорох [Шевелев] Ю. Третья стража. К., 1993
  • Щербатюк О. Николай Ге: украинская тема. / / В кн.: Украиноведение-2001. К., 2000

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам