Надо Знать

добавить знаний



Главный железнодорожный вокзал (Львов)


Главный железнодорожный вокзал Львив.jpg

План:


Введение

Главный железнодорожный вокзал (также Львов-Главный, на Львовской гвардии "Дворец") - вокзал станции Львов. Главный вокзал Львов и ЛЖД. Исторически это первый вокзал на территории современной Украины. Расположен в 2,5 км от центра города на юго-запад на линии Главного европейского водораздела на высоте 316 м над уровнем моря [1].

С 1861 года, времени открытия, это уже вторая вокзальная сооружение, возведенное в 1904 году.

Вокзал обслуживает все поезда дальнего и местного сообщения, а также пригородные поезда Краснянского, Рава-Русского, Сокальского и Луцкого направлений.


1. История

В 1841 году правительство Австрийской империи утвердил Программу по делам железных дорог, которым, среди прочего, было предусмотрено строительство железных дорог в Королевстве Галичины и Волыни. Линия по Вены до Львова должна быть построена к 31 декабря 1863 года. После этого город должен быть соединено с Бродами, Черновцами и другими городами коронной земли [2].

В 1858 году императорско-королевская Привилегированное общество Галицких железных имени Карла Людвига получило концессию на строительство вокзала во Львове. Строительство велось на заболоченном горе на площади 67 моргов. Открытие вокзала состоялось одновременно с открытием движения Галицкой железной имени Карла Людвига на участке Перемышль - Львов, 4 ноября 1861 года. В 14:30 прибыл первый поезд в составе поезду "Ярослав", двух пассажирских вагонов и четырех платформ. 24 ноября дирекция железной получила разрешение на регулярное движение поездов из Львова в Вены и Кракова.

Первое здание вокзала ( 1890 - 1895)

В 1866 году открыто движение до Черновцов, в 1869 году - до Брод и границы с Российской империей, в 1881 году - до Тернополя и Пидволочиска [2].

Сооружение станции была 70 саженей в длину и 10 сажен ширины. В помещении располагались залы ожидания для пассажиров всех классов, ресторан, кафе, конторы технических служб и полиции, касса багажного отделения, почтовое отделение. У здания вокзала были размещены два павильона для контор и квартир служащих, вагонное депо с четырнадцатью вагонами, казармы для надзирателей и железнодорожных рабочих, ремонтные мастерские, склады. Персонал станции составлял 38 человек: начальник, 26 служащих, 10 надзирателей и врач.

С постройкой Черновицкого вокзала, между ними возникла конкуренция. Впоследствии их функции были разделены: Черновицкий вокзал принимал поезда по направлению Краков, Главный вокзал - по направлению Черновцы [1].

В 1892 году железная дорога стала собственностью государства. Это ускорило приток инвестиций, соответственно, и строительство новых линий. Это поставило вопрос о строительстве во Львове нового железнодорожного вокзала, ведь существующий не справлялся и растущим пассажиропотоком. В 1899 году было рассмотрено и утверждено проект авторства Владислава Садловского, выполненный в 1898 году на основании материалов директора железной Людвика Вежбицька.

Платформа вокзала ( 1904)

Строительство было начато в 1902 году на месте старого вокзала. Строительные работы выполняла фирма Ивана Левинского, Альфреда Захаревича и Юзефа Сосновского. Главный вход и дебаркадер выполнены по проекту инженера Е. Зеленевский. Интерьеры залов очукування 1 и 2 классов спроектировал А. Захаревич. Интерьеры залов ожидания 3 класса, ресторана и столовой спроетувалы Т. Обминський и А. Лушпинский. Фронтон здания украсили скульптурами А. Попеля и П. Войтович : женщина символизирует дорогу и торговле, человек на льве - промышленность и город Львов. Основным элементом оформления главного вестибюля был витраж "Архангел Михаил" с панорамным видом Львова на фоне.

Вокзал был открыт 26 марта 1904 года. После открытия он был одним из самых современных в Европе [1].

20 июня 1915 года вокзал подожгли отступающие войска Российской империи. Сооружение также значительно пострадала в результате польско-украинской войны 1918-1919 годов. Результате были уничтожены первоначальные интерьеры и центральный портал вокзала [3]. После перехода Львова в Польше начались работы по восстановлению станции под руководством архитектора Генрика Зарембы. В 1923 году на фасаде и внутри здания установлено несколько композиций Петра Войтович. Полностью перестройка львовского вокзала завершилась лишь в 1930 году [1].

Вокзал сильно пострадал во время Второй мировой войны, которым он подвергался уже с первого дня войны - 1 сентября 1939 года. Полное послевоенное восстановление завершилось только в 1957 году.

В 2003 году, к столетию постройки, вокзал был отреставрирован.


2. Структура

Перон вокзала ( 2007)

Сегодня в здании вокзала находится: 1 кассовый зал, 6 залов ожидания различной комфортабельности, VIP -зал, зал официальных делегаций, 3 бары, ресторан, парикмахерская, газетные и аптечные киоски, комнаты отдыха. Вокзал имеет 5 перронов, 8 путей (по одному пути у первого и пятого перронов и по две у второго, третьего, четвертого перронов). Выход в перронов обеспечивают три подземные переходы, а к первому перрону, кроме них, еще два внешних выхода. Над всеми перронами вокзала находится металло-стеклянный дебаркадер.

Арочные перекрытия перронного дебаркадеру образуют клепаные из стали фермы большого радиуса, заполненных бронированным стеклом. Общая длина конструкции - 159 м, ширина - 69 м. Метель элементы каркаса изготовлены на комбинате "Витковице" в Остраве (современная Чехия) [4].

Вблизи вокзала, на площади Дворцовой находится конечная остановка трамвайных маршрутов № 1, 6, 9, 9а и автобусных маршрутов № 10, 16, 31, 32.


3. Галерея

  • Фасад

  • Перроны

  • Перроны

  • Информационный стенд для туристов у вокзала

  • Вид на вокзал с улицы Черновицкой


Примечания

  1. а б в г Ирина Котлобулатова Энциклопедия Львова / / Железнодорожные вокзалы / Андрей Козицкий. - Львов: Летопись, 2007. - Т. 2. - С. 380-383. - ISBN 978-966-7007-69-0
  2. а б Андрей Басараб Энциклопедия Львова / / Железнодорожный транспорт / Андрей Козицкий. - Львов: Летопись, 2007. - Т. 2. - С. 372-380. - ISBN 978-966-7007-69-0
  3. Архитектура Львова: Время и стиле. XIII-XXI вв. / / Архитектура начала ХХ века (1900-1918) / Бирюлев Юрий Александрович. - М.: Центр Европы, 2008. - С. 457. - ISBN 978-966-7022-778
  4. Кристина Харчук Энциклопедия Львова / / Платформа вокзала / Андрей Козицкий. - Львов: Летопись, 2007. - Т. 2. - С. 30. - ISBN 978-966-7007-69-0

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам