Надо Знать

добавить знаний



Гобелен



План:


Введение

Здание мануфактуры гобеленов в Париже

Гобелены ( фр. gobelin ) - Одна из разновидностей декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Гобелены изготавливают из цветных шелковых и / или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшивают между собой (часто отдельные цветовые пятна).


1. Арас (гобелены) древности в Европе

Техника выполнения тканых ковров (похожих на Аррас) известна еще в Древней Греции и в Риме. Они не сохранились из-за разрушения нитей из органических материалов.

Примерами тканых ковров с фигурами и орнаментами (Арас давности) следует считать коптские ткани (2-4 век н.э.), название которых не совсем точна. Так называемым коптским тканям повезло больше. Их образцы хранят различные музеи мира ( Париж, Петербург, Киев, музеи Египта).

Чтобы обогатить фактуру тканей и ковров, использовали и смешанные техники (Арас с вышивкой, аппликацией и т.п.).


2. Аррас Середньвиччя Франции и Британии

Гобелен Байе

Единственный сохранившийся гобелен романской эпохи в Великобритании - гобелен Байе ( Вестминстерское аббатство, Лондон). Производство безворсовые ковров (Аррас) возникает заново в 13 веке во Франции. Первое сообщение о Аррас Франции 13 века найдены в "Книге ремесел" 1263, написанной по приказу Этьена Буало.

В 14 веке уже существовал цех мастеров Аррас, а их образцы описаны в документах. Во Франции существовало декилка небольших центров ковроткачества, самый зафиксировали в Париже. В 14 веке ковры создавались с гербами чиновников и орнаментами. Появились также небольшие ковры с изображениями птиц, небольших животных, цветов. После 1360 найдены инвентаре с перечнем целых серий Аррас на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, а также светских (на литературные и исторические сюжеты).

Древнейшим из сохранившихся Аррас Франции считают ковер Анжерский Апокалипсис. Известно и имя заказчика - герцог Луи И Анжуйский. Картоны для Апокалипсис выполнил фламандец Жан из Брюгге в 1375-1379 годах, поселился в Париже. Образцом рисунков были взяты миниатюры Апокалипсиса 13 ст. из сборника короля, увеличили и приспособили к ковроткачества. Аррас Анжерская Апокалипсис передавали по наследству. В 1480 году Анжерский собора их завещал король Рене. Первичная серия с семью Аррас 5 на 24 м каждый, где насчитали сто пять сюжетов. До 21 века дошло лишь 75 сюжетов (в музее Анжера, Франция).


3. Анжерский Апокалипсис.

  • Новый Иерусалим, Аррас из серии

  • Современная выставка Аррас Анжерская Апокалипсис в Музее города Анжер, Франция.

  • Третий всадник Апокалипсис.

  • Орел Господень, Аррас из серии


4. Возникновение мильфльорив во Франции

Францию ​​раздирала Столетняя война. Чтобы уберигты мастеров ковроткачества, их переместили на юг от Парижа. Центры ковроткачества возникают в городках долины реки Луара, где существовали королевские замки. Здесь и появился особый вид Аррас - мильфльор (от франц. mille fleur-тысяча цветов). Обычно на зеленом или красном фоне в систематической последовательности соткано много цветов. Большинство соткана с такой точностью, что их роспизнають ботаники и сторонники цветов. Сохранено не так много мильфльорив. Значительная их часть в музее Клюни.


5. Ковры музея Клюни в Париже

Дама с единорогом, центр Аррас Музей Клюни

На волне заинтересованностью готикой и Средневековьем во Франции 19 века начали спасать собственные древности. Возникают целые коллекции антикварных вещей и произведений декоративно-прикладного искусства. Если ювелирные изделия коллекционировали всегда (несмотря эпохи или страны изделия), то теперь собирают и произведения из кости, дерева, дешевого камня, ткани, Аррас.

Музей Клюни-национальный музей средневекового искусства Франции (с 1832 г. - частное собрание, с 1843г. - Выкуплена государством).

Ценная сборник произведений декоративно-прикладного искусства сконцентрирована в музее Клюни, Париж. Центральное место в музее заняла серия Аррас "Дама с единорогом" 1500 года. Серия из шести ковров была заказана президентом Высшего податного суда Жаном ле вести, герб которого на всех Аррас серии. Ковры сотканы в конце 15 века и завершены к 1500-му году.

В музее Клюни несколько средневековых Аррас из других серий и центров производства (ковер "Кавалер дарит сердце прекрасной даме", "Собрание винограда", "Сцены из жизни сеньоров" и другие). Есть несколько религиозных композиций: "Освобождение ангелом апостола Петра из тюрьмы" середины 15 в. и "Сцены жизни св.Стефана" конца 15 в.

Романтикой суток рыцарей и куртуазных романов веет от Арраса "Рыцарь верхи", сотканного именно в городе Аррас в конце 15 века (Монтекют хаус, Великобритания).

Редкие образцы средневековых Аррас приобрел и Метрополитен-музей США (серия "Охота на единорога").


6. Другие названия

Сикстинская часовня, украшенная фресками и Аррас.

Слово "гобелен" возникло в Франции в 17 веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Основатель этого рода, красильщик Жилль Гобелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I с Реймс к Париж, основал в пригороде столицы Сен-Марсель на ручье Бьерв (Bиеrve) красильню для шерсти (хлопка). Его наследники в 16 веке продолжали удерживать это заведение и прибавили к нему ковровую ткальню-мастерскую наподобие тех, которыми славилась тогда Фландрия. По совету великого Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткальню в казну, наделил их уставом, достаточным средством и новым зданием и создал, таким образом, "Королевскую гобеленивську мануфактуру". Произведения мануфактуры, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки (вельможам и дипломатам), и только в отдельных случаях поступали в продажу.

Несмотря на значительность расходов, которые требовались на содержание мануфактуры и не вознаграждались никаким доходом, она продолжала существовать при всех изменениях в правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественная учреждение, что составляет гордость этой страны.

Сначала гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались обоями.

Араке или Арас (по названию города Арраса, где в XIV веке производились яркие обои с использованием золотой и серебряной нити).

Вердюра - (слово возникло в XVI веке, образовано от фр. Verdure - Зелень, трава, листья. Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это название закрепилось за самими произведениями.

  • "Битва при Павии". Гобелен. Бернарт ван Орлей (бл.1531)

  • Визит короля Луи 14-го вместе с Кольбером к мануфактуре гобеленов 15 октября 1667 р.Гобелен серии "История короля" 1672

  • Гобелены дворца Линдерхоф, Германия, на фото 1900 года.


7. Аррас Фландрии

Гобелен Семь свободных искусств за картоном Корнелиса Схюта. Брюгге, вариант в Эрмитаже.
Замок-дворец Во-ле-Виконт, зал Муз, гобелены
Картоньер Якоб Йорданс, гобелен 17 в. Музей истории искусств, Вена

Пока во Франции 14 века шла 100-летняя война, в городе Брюссель (Фландрия, современная Бельгия) окрепло свое производство Аррас. Рост спроса на Арраса и добра плата за них привели к появлению мануфактур также в городах Антверпен, Оденарде, Лиль т.д.. В 16-17 веках мануфактуры Фландрии конкурировали с лучшими мастерскими Франции. Авторитет фламандских ткачей был настолько велик, что их приглашали на работу в другие страны, а обладатели мастерских Фландрии постоянно получали заказы с зарубежных государств. Мануфактуры возникают и в других странах ( Испания, Германия, Италия), под руководством фламандских ткачей. На бордюрах Аррас Фландрии часто сотканные надписи, помогает в идентификации этих произведений искусства.

Производство Аррас всячески поощрялось местными правительствами Фландрии, хотя и тщательно контролировалось. Производить Аррас имели право только ткачи с гражданством этого города, созданию предшествовал картон художника, продажа разрешался только после досмотра и разрешения особой комиссии. Неудивительно, что к созданию картонов привлекали лучших художников ( Рогир ван дер Вейден, Лука ван Лейди, Рубенс, Франс Снейдерс) и высококачественное сырье. Некоторая консервативность техники выполнения обусловила традиции и сохранение характерных черт Аррас, присущих только этому виду искусства. Были и нововведения, лишь дополняли традиционные средства создания (использование золотых или серебряных нитей, использования длинного русо-золотистых волос и т.п.). Сюжеты брались из Библии, античной мифологии, средневековых романов или аллегорий ("Легенда о Саблонську мадонну", "Милосердие императора Тита", "Марк Антоний и Клеопатра", "Семь свободных искусств? и др.).

Никакие произведения искусства Фландрии не известны так широко, как фламандские Аррас и гобелены. Наличие дешевого сырья (хлопка и красителей) и высоко одаренных мастеров обусловила появление ценнейших Аррас, не что иное как ткани фрески, текстильные стенописи. Ведь фрески и стенописи не получили развития в искусстве Фландрии, как было в Италии или Франции. Слава Аррас Фландрии гремит по всему миру уже 500 лет. Их мощное развитие захватывал в свои объятия и выдающихся живописцев Фландрии, охотно делали картоны (значение) для создания гобеленов - Лука ван Лейди, Рубенс, Юстус ван Эгмонт, Корнелис Схют т.п.). Признание мастеров Аррас Фландрии было таким полным, что они работали кроме Брюсселя также в Париже, Флоренции и Риме, выдающихся художественных центрах барокко 16-17 вв. вообще.


8. Гобелены прерафаэлитов - Великобритания 19 в.

Фирма "Моррис и Ко". Собрание в похид.Килим из серии "Святой Грааль".

В Британии сохранилось довольно много памятников Средневековья. И они влияли на вкусы жителей страны, несмотря на континентальные моды. Так, в 18 в. Х.Уолпол, сын премьер министра, построил дворец с интерьерами в стиле готики. Образцы средневекового искусства влияли и на поколение мастеров 19 в., Так называемых прерафаэлитов. Восстающих против академизма поддержал большой авторитет суток - Уильям Моррис (1834-1896). Защитник художественного достояния и ремесел, Моррис в 1862 г. основал мастерские изделия мебели, витражей, гобеленов. Образцами становились середьовични произведения и стилизации прерафаэлитов на средневековые темы. Картоны для ковров делал Бьорн-Джонс (1833-1898). Несколько унифицированные рисунки художника с равным успехом можно использовать и для витража, и для ковра, и как книжную иллюстрация. Но им присуща своя красота и они имеют своих горячих сторонников.


9. Аррас и гобелены в 20 в.

В XX веке появились новые названия: текстильное панно, таписерия. Честь возрождение искусства гобеленов в их традиционной технике в 20 в. принадлежит живописцу из Франции Жану Люрса (1892-1966). Он добавил в создание картонов современные мотивы, символические и фантастические образы, использовал надписи, строки стихов, даже контрасты красок, присущих витражам. Мастер нарисовал около тысячи картонов для Аррас.

Первый гобелен по картону Ж.Люрса назывался "Зеленые девушки" 1916 года. Главные произведения Люрса в ковроткачестве: "Званый вечер в Гренаде", "Гроза" и др.. Широко известна его серия "Песня мира" ,1957-1963 Лучшие из гобеленов Жана Люрса выполнены на фабрике в Обюссон.


10. Киевские частные коллекции ковров

Две интересные сборники ковров были в частных коллекциях М.С. Грушевского и в В.С.Кричевського.

  • Сборник профессора Грушевского имела 123 украинских и персидских ковров разных веков.
  • Коллекция В.Кричевского собиралась на протяжении 30 лет. Ее особенностью была разнообразна сборник произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь было около 80 ковров, украинских, российских суток царицы Елизаветы, суток короля Франции Луи 16-го, персидских, турецких.

В сборник также входили медные доски-матрицы гравера Григория Левицкого и около 150 картин художника.

Многоэтажный в то время дом на Паньковской улице стал мишенью артобстрела 25 января 1918, когда бандитские воины-большевики захватили Киев. К сожалению, коллекции было полностью уничтожено, а остались лишь их описания без фото-или зарисовок.


11. Гобелены и эксперименты

Особенностью искусства 20 века стали эксперименты, поиски (часто агрессивные) разрушительных, новейших техник, их комбинаций. Были вовлечены в этот процесс и ковроткачество. В создании гобеленов внесли объем. Так создания гобеленов разделилось на -

  • гобелен плоский, традиционный
  • гобелен объемный. Последние изделия имеют и свою постоянную выставку - Биеннале в городе Женева.

Источники

  • Deutsche Romanische Bildteppiche aus den domschatzen zu Halderstadt und Quedlinburg Insel-Verlag Lleipzig 1970 (нем.)
  • "Французские обои конца 15-20 вв. В собрании Ермитажа", Л, "Аврора", 1974 (рус).
  • "Юный художник", № 1,1993,-Есипова Г. "Дама с Единорогов", (рус).
  • Федор Эрнст "Художественнные сокровища Киева, пострадавшие в 1918 г.", 1918 г.

13. См.также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам