Надо Знать

добавить знаний



Гоголь Николай Васильевич


Портрет Гоголя.jpg

План:


Введение

Николай Васильевич Гоголь ( рус. Николай Васильевич Гоголь , Фамилия при рождении Яновский, с 1821 года - Гоголь-Яновский; * 20 марта ( 1 апреля) 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния - 21 февраля ( 4 марта) 1852 года, Москва) - украинский [1] прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный классик украинской и русской литературы [2] [3].


1. Семья

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в городке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая [4]. Согласно семейным преданиям он происходил из старинного украинский казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя, который был в конце XVII века гетманом Правобережной Украины. В смутные времена украинской истории некоторые из его предков приставали и к шляхетство, и еще дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский ( 1738 - 1805), писал в официальной бумаге, что "его предки, фамилией Гоголь, польской нации" , хотя большинство биографов склонны считать, что он все же был "малороссом" (украинский).

Родовид Яновских
Ян (Иван) Яковлевич (отец Иоанн), род. ок. 1670 г., ум. после 1723 г. Федор Яковлевич
Демьян Иванович (отец Дамиан) Петр Федорович
Афанасий Демьянович (1738-1805) Кирилл Демьянович (ум. в 1797 г.) Иван Петрович (род. ок. 1740 г.)
Василий Афанасьевич (1777-1825) Меркурий Кириллович Савва Кириллович Василий Иванович Николай Иванович (род. 1781 г.)
Николай Васильевич (1809-1852) Степан Меркурьевич Владимир Саввич

Прапрадед Ян (Иван) Яковлевич, воспитанник Киевской духовной академии, "выйдя в российскую сторону", поселился в Полтавском крае (ныне - Полтавская область Украина), и от него пошло прозвище "Яновских". (По другой версии они были Яновским, так как жили в местности Яну). Получив дворянскую грамоту в 1792 в, Афанасий Демьянович сменил фамилию "Яновский" на "Гоголь-Яновский". Сам Гоголь, будучи крестным "Яновским", видимо, не знал о настоящем происхождении фамилии и впоследствии отбросил его, говоря, что его поляки выдумали. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский ( 1777 - 1825), умер, когда сыну было 15 лет. Полагают, что сценическая деятельность отца, который был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра украинском языке [5], определила интересы будущего писателя - у Гоголя рано проявился интерес к театру.

Мария Ивановна Гоголь-Яновская (род. Косяровская), мать писателя

Мать Гоголя, Мария Ивановна (1791-1868), урожденная Косяровская, выдана замуж 1805 году в возрасте четырнадцати лет. Жених был вдвое старше ее. Кроме Николая, в семье было еще одиннадцать детей, из которых остались жить только старший сын Николай и три сестры. Когда после родов умерли первые два, Василий и Мария уже беременна переехали в Сорочинцы, где проживал известный на всю округу доктор М. Я. Трохимовский [6]. В имении Трохимовского и родился мальчик, которого назвали Николаем.

22 марта ( 3 апреля) 1809 в Спасо-Преображенской церкви он был крещен. Крестным отцом был полковник М. М. Трохимовский, сын врача М. Я. Трохимовского, принимавший роды у матери Гоголя.

Языково-музыкальная культура родной земли находила свое выражение в воспитательной практике бабушки Татьяны Семеновны, маминой мамы. Уже с детских лет она закладывала в юного Николая любовь к языку и чувство слова. Впоследствии он увлекся сбором украинских народных песен, пословиц и поговорок, готовил материалы к украинские - российского словаря. Позже он так писал об украинской песне:

"Если наш край не имел такой казны песен, я бы никогда не понял истории его, потому что не понял бы прошлого ...", "Моя радость, жизнь моя! Как я вас люблю! Что все холодные летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Как помогают в истории песни! .. "," Это народная история, живая, яркая, красочная, правдивая, раскрывающий всю жизнь народа ".

2. Образование и студенческие годы

В 1818 - 1819 годах - учился в Полтавском уездном училище.

В 1821 - 1828 - в Нежинской гимназии высших наук, где впервые выступил на сцене гимназического театра как актер и режиссер -постановщик спектаклей "Эдип в Афинах", "Урок дочкам", "Лукавин" и многих других. Мастерски сыграл роль Простаковой в спектакле "Недоросль". Участник настоящего спектакля К. Базиль, позже известный публицист и дипломат, вспоминал:

"... Я видел эту пьесу и в Москве, и в Петербурге, но всегда считал, что одной актрисе не удавалась так хорошо роль Простаковой, как ее сыграл 16-летний Гоголь".

А товарищ Гоголя Т. Пащенко утверждал:

"Думаю, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков-артистов, если бы вступил на сцену".

В гимназии Гоголь особенно охотно изучал древнюю украинскую историю, народные обычаи и устное народное творчество, с которыми знакомился не только из печатных источников, но и на нежинских базарах, в пригороде Магерки, где было много знакомых. Позже нежинские типа, отдельные сценки вошли к произведениям писателя.

В Нежине Гоголь написал свои первые литературные произведения и опубликовал некоторые из них в рукописных журналах и альманахах. Здесь появились его стихи "Италия", "Новоселье", "Непогода", "Две рыбки", "Битва при Калке" поэма "Ганс Кюхельгартен", сатиры "насмешник некстаты", "Нечто о Нежине, или Дурак закон не писан", драматические произведения.

Памятник Николаю Гоголю в Киеве
Русановка, 2009 год

Еще в студенческие годы Гоголь решает социальными неурядицами и настраивается на такую ​​деятельность, "чтобы быть по-настоящему полезным для человечества:

"Я горел неугасимым стремлением сделать свою жизнь нужным для блага государства, я стремился принести хотя малейшую пользу. Тревожили мысли, что я не смогу, что мне преградят путь, нанеся мне глубокой печали. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не терять, не сделав блага "

3. В Петербурге

Мечтая о литературной деятельности 1828 года Гоголь поехал в Петербург. Материальная необеспеченность заставила его поступить на службу чиновником Департамента уделов.

1829 -го он опубликовал свое первое произведение - поэму Ганс Кюхельгартен".

Того же года в журнале "Отечественные записки" появилась повесть "Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", первая из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Эти произведения были романтической направленности, подкрепленные глубокими знания устного народного творчества. Лиризм, проницательность и любовь автора к изображаемому производили впечатление на читателя [ ].

Памятник Николаю Гоголю в Яготине

В конце 1833 года Гоголь хлопочет о месте профессора истории в Киевском университете св.Владимира. Побуждала к этому, в частности, и дружба с Михаилом Максимовичем, профессором-земляком, этнографом, фольклористом, историком, ботаником, будущим ректором этого же университета. Гоголь писал:

"Я восхищаюсь заранее, когда представляю, как закипят труды мои в Киеве. Там кончу я историю Украины и юга России и напишу всемирную историю. А сколько соберу там легенд, поверий, песен! Какими интересными можно сделать университетские записки, сколько можно уместить в них подробностей, совершенно новых о самом край! "

В июле 1833 Гоголь уговаривал Максимовичу:

"Бросьте, действительно, кацапию и езжайте на Гетманщины. Я думаю то же самое сделать и в следующем году махнет отсюда. - Дураки мы действительно, если рассудить хорошенько. Для чего и для кого мы жертвуем всем. Едем! Сколько там мы накопим всякой всячины" [7].

А в декабре 1833 Гоголь писал своему другу:

"За все: за письмо, за мысли в нем, за новости и т. д. Представь, я тоже думаю: Туда! Туда! До Киева! До древнего, прекрасного Киева! Он наш, он не их! Неправда! Там или вокруг него делались дела старины нашей. Я работаю, я всеми силами стараюсь, но на меня находит ужас: возможно, я не успею Да, это славно будет, если мы займем с тобой киевские кафедры: много можно будет сделать добра. Но меня беспокоит, что это осуществится. Говорят, что очень много назначено туда каких-то немцев. Это не очень приятно. Хотя бы для святого Владимира побольше славян " [7].

В это же время Гоголь работал над книгами "Арабески", "Миргород" ( 1835).

1835 занимает кафедру истории в Санкт-Петербургском Императорском университете, но через короткое время вынужден оставить профессорскую деятельность. Он окончательно порвал с педагогической деятельностью:

"... Уже не детские мысли, не ограниченный круг моих знаний, а высокие, полны истины и ужасной величия мысли волновали меня".

Со 2-й половины 1830-х годов дальнейшее развитие таланта Гоголя связан с драматургией.

"
"Смех - великое дело: она не забирает ни жизни, ни имения, но перед ним виноват - как связанный заяц ..."

Эти замечания Гоголя написаны через два года после Ревизора, но они так ярко отражают то, чего хотел достичь Гоголь своей драмой: его искусство просилось на сцену, там должно оно было расцвести. Но "Женитьба" ( рус. "Женитьба" ) Его это именно его особый, почти безыдейный, то, что сожалеет и совсем не сечет, юмор. [8] "

Исходный текст (Рус.)

"Смѣхъ-великое дѣло: онъ НЕ отнимаетъ ни жизни, ни имѣния, но предъ нимъ виновный-какъ связанный заяцъ ..."
Эти замѣчания Гоголя написаны черезъ два года послѣ "Ревизора", но они такъ ярко отражаютъ то, чего хотѣлъ достигнуть Гоголь своей драмой: его искусство просилось на сцену, тамъ должно было оно расцвѣсть. Но "Женитьба" его это именно его особый, почти безъидейный, сожалѣющий и отнюдь не бичующим юморъ ".

"

Этапным стал его социальная комедия "Ревизор" ( 1836).

"
"Даже в" Ревизоре ", который так обидел публику на первом представлении, потому что она узнала в нем самого себя, и тут Гоголя нельзя назвать, что сечет. <...> Благие намерения замысла" Ревизора "прекрасно оценил Николай I, покровительствовал этой комедии. [9] "
Исходный текст (Рус.)

"Даже въ" Ревизорѣ ", Который такъ обидѣл публику на первомъ представление, потому что она узнала въ немъ самое себя, и тутъ Гоголь не может быть въ сущности названъ бичующимъ. <...> Благонамѣренность замысла" Ревизора "отлично оцѣнилъ Николай I, покровительствовавших Этой комедии "

"
"В галерее чиновников, выведенных в" Ревизоре ", представители российской полицейско-бюрократического государства познали себя, где все они выступали в роли" высшего лакейства "перед отсутствую в комедии фигурой главного чиновника государства российского Николая I. Комедия Гоголя своими образами представляла зловещий символ всего государственного строя Российской империи. Это хорошо почувствовала выше петербургская знать и сам Николай I, который после первого спектакля, выходя из ложи, сказал:

"Ну и пьеска: всем досталось, а мне - больше!" [10] "


4. За рубежом

Мемориальная доска, установленная в Риме на доме, в котором проживал Гоголь

Вскоре после премьеры пьесы Гоголь выехал на достаточно длительное время за границу, посетил Германию, Швейцарию, Францию ​​, Италию.

В Италии пишет первый том поэмы-романа "Мертвые души", которая выходит в свет 1842 года.

"С появлением" Ревизора "и" Мертвых душ "кофликт Гоголя с российским обществом еще более определился и обострился. <...> Ведь Гоголь показал не только Украины, но и - как бы для контраста - и Россию. Это сопоставление глубоко задело национальные чувства русских патриотов. К. Аксаков в письме к Гоголю 1842 передает ему, какое впечатление вызвали его "Мертвые души": "Смотрите, какое страшное, тяжелое насмешки в конце этой книги:" Русь, куда несешься ты, сама не знаешь, не даешь ответа ". Другие - со слезами на глазах от полного отчаяния: они говорят, что тот не русская, у кого сердце не обливается кровью при виде безрадостного состояния, - говорят: "Гоголь не любит России: посмотрите какая красивая Малороссия и какова Россия"; добавляют : "и заметьте, что сама природа России не помилован, и погода даже вся мокрая и грязная" " [11]
"Под давлением критики и моральным террором российского общества Гоголь поставил своей задачей дать во втором томе" Мертвых душ "позитивный обрах России, создать положительный образ русского человека," одаренного божественными добродетелями ", или идеальную русскую" девицу "," которой не найти нигде в мире ". По поводу этого замысла Белинский с тревогой отмечал: "Многие, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет еще на свете" [12] " [13]

Тонкое чувство гениального художника збурювалось безжизненность образов ним создаваемых и трижды вторая часть великой поэмы, многолетний труд художника, сжигалась ним [14].

"
Художественный реализм Пушкина находит свое дальнейшее развитие в "натуральной школе" Гоголя. В его "Мертвых душах", первый том которых вышел в 1842 г., а второй закончен автором 1845-го (хотя появившийся только в 1855 г., и к тому же полностью), развернулась во всей своей непосредственной гениальности художественная одаренность выдающегося бытописателя. <...> Независимо от того, хотел или не хотел того автор, его "Мертвые души" были самой сатирой на дореформенные русское жизни, достигло предела гнусности, скудности, экономического и духовного обнищания. Даже II том "Мертвых душ" поддерживает такое впечатление. [15]
Исходный текст (Рус.)

Художественный реализмъ Пушкина находитъ себѣ дальнѣйшее развитие въ "натуральной школѣ" Гоголя. Въ его "Мертвыхъ душахъ", первый томъ которыхъ вышелъ въ 1842 г., а второй законченъ авторомъ в 1845 г., (хотя появился въ печати Лишь въ 1855 г., и при томъ въ неполномъ видѣ), развернулось во всей своей непосредственной гениальности художественное дарование великаго бытописателя. <...> Независимо отъ того, хотѣлъ или не хотѣлъ авторъ, его "Мертвые души" явились величайшей сатирой на дореформенную русскую жизнь, достигшую предѣлов пошлости, мизерносты, экономическаго и духовнаго обнищания. Даже II томъ "Мертвыхъ душ" поддерживаетъ это впечатлѣние ".

"

Последние годы жизни писателя полны драматических поисков себя в Истине. Об этом - в издании 1847 года "Выбранных мест из переписки с друзьями", что, как и первый том "Мертвых душ", написанные в Италии.


5. Возвращение в Россию

1848 года Гоголь вернулся в Россию, усиленно работал над вторым томом "Мертвых душ", но (по известной в СССР версии) незадолго перед смертью сжег рукопись. Вскоре после этого Николай Васильевич Гоголь умер.

"Гоголя был взломан, но не получено для России - он умер и был похоронен как ее враг. Петербургская цензура решительно запретила печатать статью Ивана Тургенева о смерти Гоголя. Правящая верхушка и полиция считали, что писать о Гоголе "в таких пышных выражениях" и "представят смерть Гоголя как незаменимую потерю" является "легкомысленным и близоруким" поступком. Когда Тургенев переслал свою статью в газету "Московские ведомости", где она была напечатана, писатель был немедленно арестован и выслан из Петербурга. Д. Оболенского рассказывает в своих воспоминаниях: "Цензор объявлено было приказание - сувого цензурировать все, что пишется о Гоголе, и, наконец, объявлено было полное запрещение говорить о Гоголе ... Наконец, даже имя Гоголя опасались упоминать в прессе и вместо этого использовали выражение "известный писатель" " [16] ".

6. О Николае Гоголе

Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич :

Гоголь "по-своему вживую и болѣзненно - чувствовалъ тягость существования при данныхъ порядкахъ, отношенияхъ, нравахъ, и, можно сказать даже, ему, по особенностям его душевной организации, было тошнѣе жить среды господствовавшей умственной тьмы и нравственной слѣпоты, чѣмъ многимъ и многимъ , в том числе и кое кому изъ тѣхъ, Которые принадлежали къ передовымъ и просвѣщеннѣйшимъ людямъ эпохи ".

7. Произведения

Dead Souls (novel) Nikolai Gogol 1842 title page.jpg
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Миргород

Повести (1835-1842 гг):


8. Влияние на современную культуру

Произведения Гоголя многократно экранизировались. Его произведения использованы несколькими композиторами при создании опер и балетов. Кроме этого, Гоголь был персонажем нескольких фильмов и других произведений.

1910 года в Российской империи был выпущен фильм "Жизнь и смерть А.С.Пушкина" (производство Московского отделения французского Общества "Гомон"), где, среди прочего, А. Пушкин читает свои произведения Гоголя.
По мотивам повести "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1961 киностудия "Мосфильм" выпустила цветной фильм.
1967 года на киностудии "Мосфильм" режиссером Александром Птушко был снят фильм "Вий" по одноименному произведению Гоголя.
1972 киностудия им.Александра Довженко по сценарию Ивана Драча, созданным по мотивам ранних произведений Гоголя, выпустила фильм на русском языке "Пропавшая грамота".
1977 года на той же киностудии "Мосфильм" Леонидом Гайдаем был создан фильм "Инкогнито из Петербурга" по пьесе Н. Гоголя "Ревизор", а в 1996 году был экранизирован спектакль Московского театра сатиры под этим же названием.
2003 года был экранизирован балет в постановке Игоря Моисеева "Ночь на Лысой горе" по мотивам произведений Николая Гоголя.
Компания Step Creative Group выпустила два квесты: "Вечера на хуторе близ Диканьки" ( 2005) и "Вечер накануне Ивана Купала" ( 2006).
Первой игрой по повести Гоголя стала "Вий: История, рассказанная заново" ( 2004) [17].
2009 года в Украине режиссерами Петром Пинчуком и Евгением Березяк создан фильм "Дума про Тараса Бульбу". В то же время в Москве режиссером Владимиром Бортко поставлен фильм "Тарас Бульба", с очевидным пропагандистским оттенком.
Мотивы гоголевских произведений и их персонажи использованы в фильме режиссера Константина Худякова "Марево", завершенном в 2010 году.

На Украине проводится ежегодный мультидисциплинарный фестиваль современного искусства ГОГОЛЬFEST, названный в честь писателя.

Фамилия писателя отразилось в названии музыкальной группы Gogol Bordello, лидер которой, Евгений Гудзь, является выходцем из Украины.

Изображение Гоголя можно встретить на почтовых марках и монетах.


9. Родовид Гоголя

Gogol Ukraine.jpg
  • 1. Остап Гоголь (? -1679)
  • 2. Иаков (Прокоп)
  • 3. Иван (Ян) Яковлевич
  • 4. Федор Яковлевич
  • 5. Демьян Иванович Яновский
  • 6. Петр Федорович
  • 7. Кирилл Демьянович
  • 8. Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский (1738 (9) -1798)
  • 9. Татьяна Семеновна Лизогуб (1760-1826)
  • 10. Иван Петрович (1740 -?)
  • 11. Агафья Петровна Мазуренко
  • 12. Иван Матвеевич Косяровский
  • 13. Мария Шостак
  • 14. Меркурий Кириллович
  • 15. Савва Кириллович
  • 16. Василий Афанасьевич Гоголь - отец (1777-1825)
  • 17. Мария Ивановна Косяровская - мать (1791 (92) -1868)
  • 18. Николай Иванович (1781 или 1785 -?)
  • 19. Мария Федоровна
  • 20. Василий Иванович (1786-1832)
  • 21. Елизавета Бачманова
  • 22. Илья Иванович (1792 -?)
  • 23. Мария Ивановна (1777 -?)
  • 24. Ефросинья Ивановна (1789 -?)
  • 25. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
  • 26. Иван (1810-1820)
  • 27. Мария (1811-1844)
  • 28. Дмитрий (1812-1813)
  • 29. Анна (1817-1820)
  • 30. Андрей (ок. 1818-1819)
  • 31. Анна (1821-1893)
  • 32. Елизавета (1823-1866)
  • 33. Татьяна (1824-25)
  • 34. Ольга (1825-1907)

См.. также

10. Сноски

  1. Николай Гоголь "Душа тоскует по Украйной"
  2. Шаблон: ВТЭСБЕ
  3. Гл. редактор Г. П. Шалаева Кто есть кто в мире. - Москва: филологической общество "СЛОВО": ОЛМА-ПРЕСС Образование. - С. 361. - ISBN 5-8123-0088-7
    Энциклопедия Кольер. Открытое общество. 2000.
    Биографический словарь. 2000.
    Большая биографическая энциклопедия. 2009.
    Биографический словарь. 2000.
  4. В. Вересаев, "Гоголь в жизни". Том 1. "Выписать из Метрической книги Спасо-Преображенской церкви местечка Сорочинцы, Миргородский уезда, 1809 год", № 25: "Месяц марта 20 числа в помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещён. Молитвовал и крестил священно-наместника Иоанн Беловольский. восприемником Был господин полковник Михаил Трахимовский ". Русская старина, 1888, ноябрь, с. 392.
  5. Василий Афанасьевич Гоголь - Пьеса "Простак"
  6. Евгений Сверстюк. Николай Гоголь - мистик / / Наша вера. -.
  7. а б Гусев В. Туда! Туда! В Киев! В древний, прекрасный Киев! / / День. - 1999. - 2 апреля.
  8. Аничков Е. В. Очерк Пушкинскаго периода. - В. кн.: История России въ XIX вѣкѣ. Томъ № 2. Глава XII. - С.-Петерьургъ: Т-во "Бр. А. и И. Гранатъ и К О". - 340 с.
  9. Аничков Е. В. Очерк Пушкинскаго периода. - В. кн.: История России въ XIX вѣкѣ. Томъ № 2. Глава XII. - С.-Петерьургъ: Т-во "Бр. А. и И. Гранатъ и К о". - 340 с.
  10. Голубенко Петр. Между двух стихий. - В кн.: Голубенко Петр. Украина и Россия в свете культурных взаимоотношений. - М.:, 1993. - С. 292.
  11. Голубенко Петр. Украина и Россия в свете культурных взаимоотношений. - М.: Днепр, 1993. - С. 259.
  12. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953-1959. Т. VII. - С.432.
  13. Голубенко Петр. Украина и Россия в свете культурных взаимоотношений. - М.: Издательство Днепр, 1993. - 447 с. "
  14. Гоголь, Николай Васильевич. - Ст.в: Малая Советская Энциклопедия. Том второй. Ванини-Дротик. М.: Акционерное об-во "Советская Энциклопедия", 1929. - С. 537-540.
  15. Аничков Е. В. Очерк Пушкинскаго периода. - В. кн.: История России въ XIX вѣкѣ. Томъ № 2. Глава XII. - С.-Петерьургъ: Т-во "Бр. А. и И. Гранатъ и К о". - 340 с.
  16. "Русская старина, ч. 12, 1873, стр. 949. - Цит. По: Голубенко Петр. Украина и Россия в свете культурных взаимоотношений. - М.:, 1993. - С. 261."
  17. gamevision.ru.
  18. УКРАИНСКИЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Сборник материалов международной науово-практической конференции

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам