Надо Знать

добавить знаний



Голландский воздушно-десантная операция


Waves of paratroops land in Holland.jpg

План:


Введение

п о р
Западноевропейский театр военных действий Второй мировой войны
1939-1940
Странная война - Саарскую битва - Дания-Норвегия - Бельгия - Люксембург - Голландия - Франция - Великобритания - "Зеельове"
1942
Сен-Назер - Дьеп
1944-1945
Нормандия - Южная Франция - "Линия Зигфрида" - Голландия - Хюртгенвальд - Аахен - Шельда - Арденны - Эльзас-Лотарингия - Кольмар - "Веритейбл" - Рейн - "Версити" - Рур - Центральная Европа - Эльба
Боевые действия на море
Атлантика

Голландский [1] воздушно-десантная операция или Операция "Маркет Гарден" ( англ. Operation Market Garden ) - Масштабная совместная воздушно-десантная операция войск союзников во время Второй Мировой войны, которая была проведена в период с 17 сентября по 25 сентября 1944 на территории Нидерландов.

Главной задачей этой операции был захват и удержание стратегически важных мостов через главные водные преграды на территории оккупированной немецкими войсками южной Голландии.

Целью операции "Маркет Гарден" ( англ. Operation Market Garden ) Ставилась овладеть стратегической инициативой, преодолеть главный естественный барьер (река Рейн) на путях продвижения войск союзников в Германии и тем самым обойти с северо флангу мощные фортификационные сооружения "Линии Зигфрида". При успешном выполнении запланированной операции союзники планировали завершить войну в Европе к началу 1945 года. Необходимость в ее проведении стала очевидна, когда после окончания боев в северо-восточной Франции американские, английские, канадские и французские войска в тесном взаимодействии с франко-бельгийским движением Сопротивления стремительно подошли вплотную к границе Нидерландов и оказались перед той же проблемой, что и немцы в 1940 -м - наличием в этой стране большого количества водных преград, которые могли серьезно замедлить темпы наступления.

Начало операции сказался успехом в связи с захватом стратегически важного моста через реку Ваал ( нидерл. Waal bridge ) Вблизи голландского города Неймеген 20 сентября 1944. Но в целом, операция потерпела поражение, потому что Первая британская воздушно-десантная дивизия была не способна захватить или удержать мосты вблизи голландского города Арнем, несмотря на то, что в целом они продержались значительно дольше ранее запланированного срока. Части XXX-го армейского корпуса Великобритании, не смогли прорвать оборонительные сооружения на определенном участке, и большая часть сил 1-й воздушно-десантной дивизии (около 7 000 парашютистов) была захвачена в плен. Нацистская Германия удерживала определенные рубежи до марта 1945 года, пока армия союзников не начала масштабное наступление на этом театре военных действий. Северная Голландия осталась под нацистской оккупацией еще долгих полгода, в результате чего за зиму там погибло от голода несколько десятков тысяч человек.


1. Предпосылки

1.1. Общая обстановка

После высадки союзников в Нормандии, на юге Франции в июне 1944 года и ряда понесенных поражений, остатки немецкой армии осуществляли поспешный отход через страны Бенилюкс ( Бельгия, Нидерланды, Люксембург) и восточную Францию ​​в направлении немецкой границы. 21-я группа Армий Великобритании (под командованием фельдмаршала сэра Бернарда Монтгомери) Первая Канадская Армия, 6-а (генерала Джекоба Л. Деверс) и Двенадцатой группы армий США (генерала Омара Брэдли) продвигались вперед, постепенно освобождая оккупированную захватчиками французскую территорию.

Общее положение на Западном фронте в сентябре 1944

После проведения масштабной высадки в Нормандии, все воздушно-десантные соединения были передислоцированы в Англии на переформирование, где 2 августа 1944 года была сформирована первая Воздушно-Десантная Армия союзников ( 3 воздушно-десантные дивизии США, 2 воздушно-десантные дивизии Великобритании и 1-я парашютная бригада Польши).

Однако, несмотря на все успехи, в конце августа 1944 в союзнических войсках возникли огромные проблемы с материально-технического обеспечения своих передовых соединений и частей. Главные морские порты севере Франции, а также Бельгии и Голландии оставались под контролем немецких войск, грузов (топливо, имущество, боеприпасы) у большого количества накапливались в прибрежной полосе, но пропускная способность транспорта и плечо подвоза грузов были очень ограниченными. Многие английских и американских грузовиков было даже оставлено по техническим причинам. Кроме того, главное командование было вынуждено оставлять некоторые вновь прибывшие во Францию ​​резервные соединения без техники и артиллерии, только продолжить продвижение передовых частей вперед. В связи с возникшими проблемами снабжения, ситуация значительно ухудшилась.

Верховный Главнокомандующий Союзными экспедиционными силами в Европе генерал Дуайт Эйзенхауэр (США) настаивал на решении вопросов логистики, накоплении сил и средств и продолжении постепенному наступлению на всем фронте, но командиры объединений (в том числе Б.Монтгомери, О.Бредли, Д.Паттон) были категорически против, предпочитая стремительном, но уверенному продвижению вперед.

Американские командиры предложили стремительным ударом прорвать оборону немецкой армии в районе города Мец, захватить выгодные позиции в Эльзасе и Лотарингии и, не давая покоя противнику, прорваться сквозь оборонительные сооружения "линии Зигфрида" и через Северо-Германскую низменность вырваться в сердце промышленных районов Рейнской области Германии, и в дальнейшем продолжить решительный наступление на Берлин.

Идея проведения воздушно-десантной операции возникла еще в конце августа. Ее предпосылкой стала господствующая в союзных военных штабах эйфория и мысль о том, что вермахт в течение летней кампании 1944 года будет практически уничтожен. К тому же наступательные операции, проводимые красной армией в Белоруссии и Румынии, гарантировали в будущем отсутствие подкреплений для Западного фронта. Основываясь на этом, разведывательный отдел штаб-квартиры союзных войск в Париже в сентябре докладывал главнокомандующему экспедиционными силами:

"Абсолютно немыслимо продолжение организованного сопротивления под контролем германского главного командования после 1 декабря, возможно его прекращение и в более короткие сроки ".

Общий план операции "Маркет Гарден"

Инициатором проведения операции стал Монтгомери, так жаждал урвать большую славу победителя Гитлера" , что забыл до конца войны свою обычную осторожность и мечтал о марш на Берлин. По этой причине английский командующий на совещании в Брюсселе потребовал от Эйзенхауэра, чтобы 21-й группе армий позволили самостоятельно провести наступление с целью прорыва немецкого "Западного вала" на Рейне и выхода на оперативный простор.

По словам присутствовавшего на совещании главного маршала авиации сэра Артура Теддера, союзный главком поначалу решительно отверг этот план, считая, что "чистая фантастика говорить о марше на Берлин с армией, которая большинство своих снабженческих ресурсов еще не вывезла с побережья ". И все же, Эйзенхауэр в конце концов согласился с доводами Монтгомери и санкциював операцию, поскольку хотел получить стратегический плацдарм на восточном берегу Рейна с ходу, пока союзный наступление не выдохся во Франции. Кроме того, его привлекала возможность применения элитной первой Воздушно-десантной армии, в отношении которого Верховное командование союзников мало долгосрочные планы. После успешной Нормандской воздушно-десантной операции 18 раз было запланировано применение воздушно-десантных войск на Западном фронте, потому что стремительное продвижение сухопутных войск союзников просто не предоставляло такой возможности. [2]

Сначала британский фельдмаршал Б.Монтгомери предложил ограниченную высадку воздушного десанта (операция "Комета") в районе города Арнем (Голландия). По замыслом этой воздушно-десантной операции десант был должен захватить стратегические переправы через Нижний Рейн и тем самым способствовать окружению немецкой пятнадцатой армии в северной Голландии, но погодные условия, растущее сопротивление немецкой армии, состав десанта и большая глубина до предложенного района десантирования повлияли на это решение.

Основной замысел операции "Комета" был положен в основу плана операции "Маркет Гарден".

Даже общий стратегический замысел операции нес в себе опасные пороки. Продвигаясь на север, а не на восток, Вторая английская армия открывала широкий зазор на левом фланге 1-й армии, что влекло к значительному растяжению позиций ее южных соседей. Северное направление наступления отводил Двадцать первый группу армий от главной цели - Рура и добавлял на ее пути еще одну водную преграду - реку Маас. Кроме того, это весьма отдаляло перспективу быстрого начала использования стратегически важного порта Антверпен на бельгийском побережье.

Только полностью овладев Антверпеном (крупнейшим портом в Европе и ближайшим к немецких границ), можно было осуществлять крупные наступательные операции на территории "Третьего рейха". Канадские войска на начало сентября уже освободили город, но острова в устье Шельды продолжали удерживаться немцами, делая невозможным функционирование порта. Самостоятельно канадцы не смогли выбить противника с побережья, к тому же поставки, поступало к ним, Монтгомери теперь переправлял своей "ударной" 2-й армии.

Руководители союзников во время операции "Маркет Гарден"

Руководители Вермахта во время операции "Маркет Гарден"

В конце концов, под давлением со стороны верховного командования союзников генерал Д.Эйзенхауэр был вынужден отдать приказ на подготовку и проведение воздушно-десантной операции с общим названием "Маркет Гарден".

"... Эйзенхауэр разрешил Монтгомери проигнорировать Антверпен ради безрассудной операции в Арнеме, которая не приносила значительных результатов даже в случае успеха. Эйзенхауэр сам говорил: "Нет смысла подходить туда (в Западной вала), пока у нас нет сил что-либо там сделать". Но поскольку он ... не настоял на Антверпене, именно так и произошло. Это была его самая крупная ошибка за всю войну ".

Для достижения цели операции воздушно-десантным войскам нужно было захватить инженерные сооружения на 8 водных преградах. Это сеть каналов на север от Эйндховен, потом - р Маас, 40 км восточнее ней - в 13 км г. Ваал, через которую перекинут тяжелый мост в Неймеген. А также главный объект - это большой мост через Нижний Рейн у Арне. Кроме того, низовья Рейна составило последнее препятствие перед слабо укрепленным немецким рубежом, до которого от Арнеме оставалось еще 30 км.

Десант воздушный должен был узкой "ковровой дорожке" высадиться в юго-восточной части Нидерландов на участке Эйндховен - Арнем. Удаление районов десантирование от линии фронта составляло 60 - 100 км. Согласно плану проведения операции захвата всех сооружений должно было осуществляться воздушно-десантными войсками одновременно. Расчеты давали возможность преодолевать все препятствия с помощью инженерных средств, в случае, если их невозможно было захватить силами десанта, за исключением мостов над Ваалом и Нижним Рейном.

Главные силы 2-й армии Великобритании ( ХХХ армейский корпус) должны были продвигаться по шоссе № 69, которое позже получило название "Дорога в ад" ("Hell's Highway"). Эта двухполосная дорога пролегала течение 100 км через Пондер (осушенные участки местности), узбични полосы ее были непригодны для движения маневра танков и тяжелой техники.


1.2. Замысел операции

По замыслом операции она осуществлялась в двух направлениях:

Маркет: - высадка большого парашютного десанта долей сил Первой Воздушно-десантной армии союзников генерала Бреретон (Brereton) (США) под общим командованием генерала Браунинг (Browning) (Великобритания) для захвата ряда мостов и

Гарден: - наступление главных сил 2-й армии Великобритании (авангард - ХХХ-й британский армейский корпус) под командованием генерал-лейтенанта Брайана Хоррокс (Horrocks) до определенных районов десантирования.


1.2.1. Маркет

Согласно замыслу операции "Маркет", Сто первый воздушно-десантная дивизия США (командир дивизии генерал-майор Максвелл Тейлор (Taylor) имела боевую задачу: десантироваться в два ближайшие районы десантирование с глубиной десантирования около 25 км, захватить и удерживать до подхода главных сил Второй Британской Армии мосты вблизи Эйндховен и Вегхеля.

Восемьдесят второй воздушно-десантная дивизия США (командир дивизии бригадный генерал Джеймс М. Гейвин десантировалась севернее за 101-ю дивизию с целью захвата мостов через р Маас около города Грейв и через г. Ваал у Неймеген и Грусбекськи высоты (Groesbeek Heights).

Первая воздушно-десантная дивизия Великобритании (командир дивизии генерал-майор Роберт Уркхарт совместно с 1-й отдельной воздушно-десантной бригадой Польши (командир бригады бригадный генерал Станислав Сосабовський получили сложное задание. Они были должны осуществить высадку на самый северный край запланированного района десантирования (общая глубина десантирования более 100 км), захватить большой дорожный мост у Арнеме, а также овладеть понтонный и железнодорожным мостами в 3 км юго-западнее Арнеме, потом окружил город, овладеть им и удерживать до подхода главных сил.

На проведение Голландской воздушно-десантной операции привлекалось 34 600 парашютистов, из которых 14 589 было высажено посадочным способом с планеров, а 20 011 совершили высадку парашютным способом. Планерами и парашютами было доставлено 1 736 автомобилей различного назначения, 263 артиллерийские системы, 3 342 тонны боеприпасов, продовольствия, горючего и других грузов. (Англ.) [3]

Авиации, которая поддерживала, ставилась задача - за сутки до начала операции уничтожить истребители на всех аэродромах в полосе пролета десанта, обеспечить непрерывное авиационное прикрытие перелета и высадку десанта, а также постоянную поддержку на поле боя и материальное обеспечение в ходе операции.

С целью высадки воздушного десанта привлекалась большое количество военно-транспортной авиации : основные силы десантировали 1 438 самолетов, 321 переоборудован бомбардировщик и 2 160 планеров. Большая часть самолетов не только перевозил десант в грузовых отсеках, но и тянула за собой грузовые планеры с личным составом и техникой. Однако все усилия авиации не хватало для проведения такой масштабной операции за один подъем, они была способна поднять только 60% от запланированного количества личного состава, грузов и техники.

На решение проводить десантирование в дневное время повлиял ряд обстоятельств. Прежде всего, это почти полное отсутствие в этой период времени года лунного света; 17 сентября 1944 и последующие дни был молодой месяц. В связи с данными разведки риск противодействия авиации противника, Люфтваффе, был очень низким, авиация союзников овладела ось воздушное пространство, в районе проведения воздушно-десантной операции, поэтому генерал Бреретон (Великобритания), командующий Первой воздушно-десантной армии союзников решил, что после подавления системы ПВО немцев силами своей авиации десантирования будет проведена достаточно успешно, без больших потерь.

Высадка десанта восемьдесят второй пдд возле города Грейв в ходе Голландской воздушно-десантной операции. 17 сентября 1944

В противоположность от проводимых ранее воздушно-десантных операциях на Сицилии и в Нормандии в темное время года, эта операция имела много преимуществ. Точность десантирования была гораздо выше, при осуществлении десантирования был в три раза короче, чем в темное время суток, воздушно-десантные дивизии совершили сбор на площадках приземления на 30% быстрее, чем это проводилось ранее, в ночь. (Англ.) [4]


1.2.2. Гарден

Согласно замыслу операции "Гарден", главные силы ХХХ-го британского корпуса (элитная танковая дивизия Ирландской Гвардии, с сорок третьего Уессекскою и 50-й Нортембрианскою пехотными дивизиями) должны прорваться до ближайшего района десантирования 101-й воздушно-десантной дивизии армии США уже в первый день проведения операции. Район десантирования 82-й воздушно-десантной дивизии корпус должен был достичь на вторые сутки ведения боевых действий, а район, захваченный 1-й воздушно-десантной дивизией Великобритании и 1-й отдельной парашютной бригадой Польше не позднее чем на четвертый день после десантирования в этом районе. По мере выхода главных сил воздушно-десантные соединения усиливались пехотными частями и соединениями.

Главное командование союзников считало, что сопротивление Пятнадцатой немецкой армии в районе проведения воздушно-десантной операции сломлен и потому противник не будет иметь достаточно сил для активного противодействия десанта. По данным разведки на всем направлении предстоящих действий, противник был рассеян, местами продолжал отход под натиском союзников; танковых подразделений практически не осталось.

Исходя из этого, ХХХ-й армейский корпус был должен быстро продвигаться 69-м шоссе, практически не встречая сопротивления со стороны противника, который, по мнению командования союзников, будет вынужден вести оборону вдоль этого шоссе (более 100 км) на два направления - на севере против десанта, на юге с войсками, которые рвутся на встречу с парашютным десантом.

Однако для ведения активных боевых действий воздушно-десантными войсками в течение четырех суток они имели очень малый боевой потенциал. В войсках практически отсутствовала противотанковое оружие.


1.3. Немецкие войска

Несмотря на активную работу разведки союзников, немецкий пятнадцатый армия не представляла собой такое положение, как считало это командование США и Великобритании. С прибытием в начале сентября на место главного командующего войсками Вермахта на Западном фронте генерал-фельдмаршала фон Рундштедта, которого ненавидел Гитлер, но очень уважали его войска, обстановка на этом театре ведения Второй Мировой войны стабилизировалась. Немцам удалось успешно переправить значительное количество войск в Голландию с северной Франции (86 000 человек и 600 артиллерийских систем), которые обороняли побережье в районе Па-де-Кале от вероятной высадки морского десанта. Фон Рундштедт начал активную деятельность по организации обороны на всем Западном фронте и противодействия прорыва противника на территорию Германии.

Немецкие военнопленные. Шербур. 1944

Генерал-полковник Курт Штудент, пионер и основатель воздушно-десантных войск Германии, был назначен командиром Первой парашютной армии нацистов. Под этим пышными словами было сформировано соединения общей количеством около 3 000 немецких парашютистов, которых срочно перебросили на оборудование фортификационных сооружений на границах Германии вокруг с районе запланированного проведения воздушно-десантной операции. (Англ.) [5] В районах вокруг мостов в Нидерландах были созданы так называемые сборные пункты, которые формировали подобие сборных военных подразделений из числа военнослужащих и отрядов, отступавших из Франции. По стечению обстоятельств в район севернее Рейна по приказу фон Рундштедта был передислоцирован для доукомплектования 2-й танковый корпус СС. Подразделения 9-й "Hohenstaufen" и 10-й "Frundsberg" танковых дивизий СС из состава корпуса расположились в разных городах рядом с Арнемом. Обе дивизии СС были в очень слабом состоянии, общая численность личного состава была не более 7 000 человек, некоторые части не имели вообще ни танков, ни артиллерии, ни другого тяжелого вооружения. Однако по иронии судьбы в важнейшем районе запланированного десантирования (1-й воздушно-десантной дивизии Великобритании и 1-й отдельной воздушно-десантной бригады Польши) находились несколько тысяч военных с танками, бронеавтомобили и штурмовой артиллерией.


1.4. Проблемные вопросы

Несмотря на полученные еще 10 сентября 1944 года разведывательные данные от голландского антифашистского движения Сопротивления о перемещении войск Вермахта, включая информацию о появлении танковых частей СС в запланированном районе проведения воздушно-десантной операции союзников, это было фельдмаршалом Монтгомери вольно или намеренно проигнорированы.

Выбор площадок приземления в районах десантирование иногда был очень неудачным, особенно в важнейшем зоне высадки в районе Арне. Площадки приземления находились на расстоянии 15 км от объекта восхищения.

Планирование и подготовка воздушно-десантной операции была проведена всего за одну неделю, по сравнению с предыдущими на Сицилии и в Нормандии, которые разрабатывались и готовились несколько месяцев. Как потом замечал один историк из Военно-Воздушных Сил США ( англ. United States Air Force ), Что несмотря на масштабы проведения операции: "она не имела ни целевой программы по ее подготовке, ни практических тренировок, практически осуществлялась без подготовки, и с очень низким уровнем тактической обученности войск привлекались". (Англ.) [6]

Согласно графику, в английском секторе в первый день должны были высадиться 5700 человек (50% личного состава 1-й дивизии вместе с ее штабом). На следующий день эта численность должна была составить 100%. Главную опасность для успешного проведения десантирование представлял собой непосредственно этап высадки войск с воздуха, так как основное сопротивление ожидался со стороны немецкой зенитной артиллерии и истребителей ПВО. Для ликвидации этой угрозы в ночь на 17 сентября 200 "Ланкастеров" и 23 "Москито" нанесли интенсивного удар по северным немецких аэродромах, сбросив 890 тонн авиабомб. Утром около сотни английских бомбардировщиков в сопровождении 53 "Спитфайров" бомбили немецкие береговые батареи в районе предполагаемых трасс полета; 816 самолетов Б-17 8-й воздушной армии ВВС США, прикрывающихся 153 "Мустанги", обрушили 3139 тонн бомб на 117 позиций зенитной артиллерии.

Одновременно с налетом американской авиации, заставил замолчать зенитные батареи, в 09.45 как лидеры в направлении Эйндховен - Арнем стартовали первые 18 транспортных С-47 "Дакота" передового отряда.

В 11.15 24 аэродромы в Южной и Восточной Англии потрясло рев моторов армады с 1527 транспортных самолетов и около 1000 бомбардировщиков, 478 из которых тянули планеры, и 1250 истребителей сопровождения, взяла курс на европейский континент. Огромное количество самолетов, несла более 20000 военных, 511 машин, 330 артиллерийских систем осуществляла перелет двумя маршрутами: северный - с десантниками Первая воздушно-десантной дивизии Великобритании, за ней - Восемьдесят второй воздушно-десантная дивизия США; юго - Сто первый воздушно-десантная дивизия США.

Воздушная армада взяла курс на Голландию.

Еще до пересечения британской границы союзники потери. 30 планеров было потеряно (из них 23 британских) над Англией. Позже Уркхарт потерял еще 5 планеров над Ла-Маншем. (Англ.) [7] На высоте 500 метров был проведен отцепки планер.


2. Битва

День первый: воскресенье, 17 сентября 1944

2.1.1. Первоначальные успехи

17 сентября 1944 г. между 12.00 и 14.00, небо над Голландией потемнело от большого количества самолетов союзников. Это была первая высадка воздушного десанта союзников днем ​​за всю войну.

Около 14 часов старший офицер штаба Моделя, полковник фон Темпельхоф, ворвался в апартаменты Моделя со словами: "Полное свинство - над нами одна или две дивизии парашютистов!". Фельдмаршал В.Модель даже решил, что союзники пытаются таким образом захватить его в плен. Отдав приказ: "Всем убираться - сбор в Терборге!" Модель поспешно прыгнул в свою тяжелую штабную машину. Промчавшись на полной скорости десяток километров, он удачно вырвался из зоны высадки вражеского десанта и вскоре прибыл в штаб II танкового корпуса СС. Подобно Моделирование, внезапное нападение с воздуха застало врасплох и других высших немецких командиров в Нидерландах: командующий войсками в Голландии Христиансен в это время обедал в амстердамском ресторане; командующий 1-ой парашютной армии генерал-полковник Штудент находился практически в 10 километрах от района десантирование сто первый американской дивизии в н.п. Уайт (Vught). С началом высадки десанта, родоначальник воздушно-десантных войск Германии Германии забрался на крышу дома и наблюдал за высадкой войск генерала Тейлора. (Англ.) [8]

Комендант Арнеме, генерал-майор Куссин, осознав случившееся, признал ситуацию такой тревожной, что лично выехал на рекогносцировку, в ходе которой был перехвачен группой британских парашютистов. Его гибель стала одной из первых жертв кровопролитной операции ... [9]

Несмотря на то, что масштабная высадка войск привела сначала командование германскими войсками в панику, командир 2-го танкового корпуса СС обергруппенфюрер В. Биттрих, оставив ясную голову в этих условиях, смог адекватно оценить ситуацию, которая сложилась и немедленно выслал разведывательную роту 9-й танковой дивизии СС на усиление обороны моста в районе Неймегена. Конфуз, который случился с модели быстро был выяснен и он, не теряя времени, решительно приступил к организации противодесантной противодействия на всех направлениях.

Начало операции "Маркет Гарден" ознаменовался для союзников полным успехом. Десантирование всех участников воздушно-десантной операции прошло с большой точностью высадки, практически без потерь. Например, подразделения 82-й воздушно-десантной дивизии США осуществили высадку 89% войск на определенные площадки приземления с отклонением до 1000 м от центра площадок в своем районе десантирования, по сравнению с ночное десантирование, где разброс парашютистов иногда достигало до 19 км от запланированного ранее. Потери от огня противовоздушных средств немцев были совсем маленькие.


2.1.2. Зона высадки сто первый пдд США

Сто первый пдд (США) десантировалась с задачей захвата пяти мостов через три канала и две реки в районах вегела и Эйндховен. Такое большое количество объектов восхищение одновременно, требовала распыления сил дивизии. Учитывая сложности выполнения задачи отдельными группами не связанными между собой, которые не в состоянии были оказать друг другу помощь, а также в силу неясности расположения немецких резервов и их количества, командир сто первый пдд решил высадить дивизию относительно компактно в междуречье и оттуда последовательно решать задачи по захвату сначала отдаленных от фронта и важнейших объектов. В дальнейшем, по мере зачистки от противника основного района предусматривалось отделение части сил для содействия наступающим с фронта войскам с целью захвата близких к ним мостов в большом городе Эйндховен, овладение которым без поддержки артиллерии наступающих войск с фронта подвергалось сомнению.

Выполняя свою боевое задание Сто первый воздушно-десантная дивизия американцев генерала Тейлора преодолела сопротивление незначительных подразделений охраны немцев и захватила 4 из 5-ти мостов в определенном районе ведения боевых действий. Пятый мост под городом Сон севернее Эйндховен был взорван солдатами Вермахта, когда парашютисты только приблизились к нему.


2.1.3. Зона высадки восемьдесят второй пдд США

Восемьдесят второй пдд (США), которая была взорвана между реками Маас и Ваал, главными силами в районе Грусбека и одним полком в районе Граве с задачей овладеть мостами в районе Неймегена и у Граве, а также мостами через канал Маас - Ваал, для обеспечения связи и взаимодействии с войсками, действующими в районе Граве. Оценив значение высот и подснежников в районе между Неймегеном и Грусбеком, а также Маасом, перехватывая основные пути возможного подхода немецких резервов, командир восемьдесят второй дивизии решил главные силы десантировать в районе Грусбекських высот (Groesbeek Heights), а один полк в районе моста у Граве, что обеспечивало десанта захвата и зачистка от противника важного района и в дальнейшем захвата моста Неймеген.

Подразделения 82-й воздушно-десантной дивизии генерала Гэйвина, приземлившись, с ходу захватили мост над рекой Маас около города Грейв и успешно овладели одним из жизненно важных мостов- дамб над каналом Маас-Ваал. Но главной задачей дивизии ставилась - овладеть и удерживать до подхода главных сил союзников высоты, господствующие на востоке от города Неймеген, с целью недопущения подхода резервов немцев в район ведения боевых действий.

Разминирование американцами Неймегенського моста

508-й парашютный полк из-за отсутствия четкого взаимодействия не смог захватить 540-метровый мост у Неймегена. Если бы они начали атаку с ходу, полк имел бы дело с дюжиной солдат противника, однако, когда вечером американцы начали штурм, там уже был 9-й разведывательный батальон СС. Мост так и остался в руках немцев.

В конце концов, это сыграло ключевую роль. Если мосты над другими водными преградами ХХХ-й британский корпус мог преодолевать с помощью своих инженерных сил и средств, то мосты у Неймеген и Арне на главных рукавах Рейна, оставить в руках противника грозило провалить продвижения вперед главных сил союзников и всю операцию Маркет Гарден ".


2.1.4. Зона высадки первого пдд Великобритании

Главные силы 1-й дивизии Великобритании десантировались практически без потерь, за исключением потерянных в ходе перелета. Однако из-за необдуманно планирования проблемы начали возникать практически немедленно. Согласно плану, десантирование проводилось в два подъема, поэтому большая часть сил должна была содержать и обеспечивать площадки приземления в районе десантирования для остальных десанта, которые десантировались только на следующий день. Лишь половина сил могла быть задействована для захвата определенных объектов.

Английские десантники высаживались на так называемой "северной трассе", за Рейном, дальше всех в тылу немцев. Непосредственное их прикрытие обеспечивали 371 истребитель "Темпест", "Спитфайр" и "Москито". 212 истребителей-бомбардировщиков девятой воздушной армии ВВС Великобритании на всем протяжении высадки проводили "профилактические" атаки немецких зенитных батарей. Над морем непрерывно патрулировали "Сандерленд", лодки, летающих с задачей поиска и спасения экипажей сбитых самолетов. Немецкая ПВО Нидерландов была практически парализована. Сопротивление оказывала только зенитная артиллерия. Нападение пятнадцати FW190 над Везель были отражены "Мустанги" 8-й воздушной армии с большими потерями для немцев.

Британские парашютисты на борту самолета C-47 "Skytrain" перед десантированием в Голландии

Разведывательный батальон дивизии по плану высадки имел задачу стремительным броском, используя автомобили типа Джип, захватить важный в ходе проведения всей воздушно-десантной операции мост у Арнема, и удержать его до подхода основных сил дивизии. Большое расстояние площадок приземления от объекта захвата, потеря 38-ми планеров с джипами, и в конечном итоге потери позволило противнику не только усилить оборону моста, но и перебросить девятой разведывательный батальон СС на содержание моста у Неймегена. Когда через 5 часов после десантирование парашютисты начали атаку моста, их авангард был остановлен решительным противодействием солдат Вермахта.

Большое расстояние между объектом восхищения и районом десантирования (до 13 км), вызвала одну из главных проблем при проведении операции в районе Арне - радиостанции дивизии были способны работать только в радиусе 8 км. Более того, по разным причинам практически весь радиосвязь вышел из строя. Попытки восстановить успеха не имели. Связь была потеряна даже с самолетами авиации, поддерживала. Как следствие, организация боевых действий и взаимодействия в дивизии было возбуждено, тем временем немецкие войска действовали скоординированно и уверенно.

Союзное командование допускало возможность потери 25-30% привлеченных к высадке транспортных самолетов и планеров, однако 17 сентября было сбито всего 2,8%, из них - ни британской машины. Союзная авиация провела этот день 4676 вылетов, из общего числа поднятых в воздух самолетов было потеряно 75, еще 291 повреждено.


2.1.5. ХХХ-й армейский корпус

Генерал Брайан Хоррокс (командир ХХ-го корпуса Великобритании) решительно отказывался начинать наступление своих войск, пока он не получит подтверждение об успешном десантирования воздушно-десантных частей в определенном районе, ссылаясь на предыдущий опыт, когда операции с высадкой воздушного десанта в последнюю минуту были отменены. Поэтому ХХХ-й корпус не начинал атаки до 14:35.

Десантирование в ходе операции "Маркет Гарден". Сентябрь 1944

В 14.35 четыреста тяжелых орудий начали обстрел позиций противника, а через полчаса колонна, насчитывавшая в своем составе 20 тысяч транспортных средств, отправилась на северо-восток. Марш возглавляли бронетанковые подразделения Ирландской гвардии, с воздуха немецкие огневые точки и подразделения, которые направлялись к фронту, атаковало более 200 "Тайфун". [9]

Хоррокс не ожидал серьезного сопротивления со стороны немцев. На практике все обернулось по-другому. С началом наступления британские войска немедленно столкнулись с сопротивлением пехоты и противотанковых подразделений Вермахта на 69-м шоссе. Движение главных сил был задержан на несколько часов. Уничтожение одного танка, который шел впереди, влекло за собой образование пробки и остановку всей колонны. На очистку дороги и продолжение марша всякий раз уходило много времени и сил, так что 17 сентября англичане прошли всего 6-8 километров, а к южной окраине Эйндховен авангард корпуса подошел только на следующий день. Замедление темпов продвижения сухопутных сил поставило десантников под удар.

В 17 часов начались сумерки, колонна войск была еще в 15 километрах от зоны высадки сто первый дивизии и отставала от запланированного графика действий. Войска прекратили движение.

Вскоре штабом Эйзенхауэра было получено первое совместное сообщение от командования всех трех дивизий, триумфально гласило: "Высадка состоялась. Никакого сопротивления".

Британское Би-Би-Си в своем воскресном вечернем выпуске сообщило следующее:

"Высокопоставленный офицер королевских ВВС, командующий воздушно-десантными войсками, сделал следующее оптимистично звучное заявление: "Мы провели самую воздушно-десантную операцию. Ее успех или неудача означать быстрое достижение победы на Западе или долгую зимнюю кампанию. Поэтому вооруженные силы убеждены, что воздушно-десантные войска высажены в необходимом для этого состоянии, в нужное время и в нужном месте ".

Но первый день прошел, главные задачи выполнены не были, преимущество англо-американского десанта в внезапности была утрачена, и нацисты быстро начали активные противодействия.


День второй: понедельник, 18 сентября 1944

С понедельника, 18 сентября, погодные условия в полосе проведения операции, как это и прогнозировали синоптики, резко ухудшились. Вторая волна десанта была отложена на 3 часа. Более того, из-за погодных условий следующие 7 суток поддержка действий десанта с воздуха была ограничена.

2.2.1. Зона высадки первого пдд Великобритании

1-й и 3-й парашютные батальоны британской воздушно-десантной дивизии продолжали решительно атаковать противника, пытаясь захватить главный объект - бедный Арнемський городов, но упорная оборона немцев не только не позволила осуществить задуманное, но и нанести значительное поражение парашютистам.

Британские парашютисты во время своего броска к автомобильному мосту через Рейн в Арнеме встретили сопротивление поднятых по тревоге частей городского гарнизона, вследствие чего только одному, 2-й парашютно-десантном батальона, который совершил глубокий маневр южной окраиной Арнеме, удалось ворваться в город и овладеть северным концом моста. В этом ключевом пункте было немедленно установлено несколько 57-мм противотанковых пушек, что простреливали городов и подступы к нему на противоположном берегу Рейна. Командовал батальоном ветеран английских воздушно-десантных войск подполковник Джон Фрост.

К концу 18 сентября 1-й и 3-и английские батальоны продвинулись к главному мосту на удаление 1,5 км, но из числа тех, кто штурмовал, осталось 200 парашютистов, только одна шестая часть личного состава. Большинство офицеров и сержантов была убита или ранена.

Того же дня, разведывательная рота 9-й танковой дивизии СС, которая была отправлена ​​на усиление обороны Неймегенського мосту, вернулась в Арнеме и с ходу атаковала десантников с южного направления. Однако атака была отбита и немцы вынуждены были отступить, претерпел значительные потери в ходе боя, в том числе своего командира роты гауптштурмфюрера СС Пауля Грёбнера.

Вторая волна десанта совершила высадку, несмотря на туман в полном составе (4-я парашютная бригада и две роты стаффордширского полка). Крупные силы Вермахта, которые дислоцировались в районе высадки десанта, смогли быстро организовать достаточно мощную ПВО и второй эшелон британского десанта в районе Арнеме был встречен плотным огнем с земли. Неуклюжие планеры, которые шли на посадку, немцы обстреливали даже из пистолетов. [9]

Генерал-фельдмаршал Модель немедленно начал концентрацию своих частей в угрожающем районе. Против войск XXX-го армейского корпуса и американских десантников были брошены основные силы Первый парашютной армии, занимавшей позиции на этом участке фронта, усилив ее танками. Основной удар этот день командование Вермахта нанесло по боевым порядкам Первый английского пдд , Чьи действия угрожали целостности оборонительных позиций на Рейне. Против нее были направлены все силы II танкового корпуса СС.


2.2.2. Зона высадки восемьдесят второй пдд США

В полосе ведения боевых действий 82-й воздушно-десантной дивизии США в районе Неймеген немцы продолжали упорно контратаковать парашютистов, пытаясь выбить их из Грусбекських высот (Groesbeek heights), и с утра 18 сентября захватили площадку приземления предназначенной для второй волны десанта, высадка которой планировалась на 13 часов. 508-й парашютно-десантный полк штурмом овладел этой зоной высадки до 14 часов, захватил при этом 16 зенитных установок и 149 пленных. Подкрепление десантувалося с опозданием на несколько часов.


2.2.3. Зона высадки сто первый пдд США

Сто первый воздушно-десантная дивизия потеряв мост у Сону, безуспешно пыталась захватить второй мост вокруг Бестужев. Частью сил она продолжала продвижение на юг и в конце концов вышла на северную окраину Эйндховен, где полудня встретилась с разведывательными подразделениями ХХХ-го корпуса. Командование дивизии доложило о ситуации, сложившейся и решения на восстановление моста у Бейля, который был разрушен. Части ХХХ-го корпуса прошли через Эйндховен, и расположились на юге от Сону.

За двое суток с момента начала операции главные силы продвинулись только до первого водного рубежа, главные инженерные сооружения в Неймегене и Арнеме оставались в руках солдат Вермахта.


День третий: вторник, 19 сентября 1944

2.3.1. Арнем (зона высадки первого пдд Великобритании)

Воздушная поддержка и переброски боеприпасов и подкреплений в лице 1-й отдельной польской парашютной бригады из-за нелетной погоды пока не представлялись возможными.

С самого утра 1-а парашютные-десантная бригада англичан начала решительные атаки с целью захвата моста над Нежным Рейном. Несмотря на весь напор парашютистов штурм не удался. Потерял большую часть тех, кто наступал, остатки из четырех батальонов (в совокупности лишь 500 десантников) 1-й воздушно-десантной дивизии Великобритании отошли в западном направлении на соединение с главными силами десанта в районе Остербюк.

2-й батальон 1-й бригады подполковника Фроста с приданными подразделениями в количестве примерно 600 человек стойко продолжал удерживать северные подходы к мосту. Немецкие войска осознал, что они не могут выбить десант с занимаемых рубежей путем постоянных атак, начали систематический артиллерийский и минометный обстрел английских позиций, пытаясь таким образом уничтожить противника. Несмотря на большие потери, постоянный огонь, что беспокоит, парашютисты продолжали устойчиво защищать свои позиции.


2.3.2. Остербюк (зона высадки первого пдд Великобритании)

На севере Остербюка четвёртое парашютно-десантная бригада этой дивизии предприняла попытку прорваться сквозь боевые порядки немцев, но упорное сопротивление немцев и проблемы со связью вызвали провал их попытки.

Таким образом, 1-я воздушно-десантная дивизия Великобритании до четвертого дня боев было очень сложную диспозицию. Части, потеряв все способности для проведения наступательных действий, перешли к обороне занимаемых позиций. Командование дивизии, осознав невозможность прорваться в подразделения 2-го батальона Фроста, которые удерживали подходы к Арнемського моста на севере, и выполнить боевую задачу сконцентрировалось на попытке объединить остальных своих войск и продержаться до подхода главных сил ХХХ корпуса.

Парашютисты первой польской отдельной парашютной бригады из-за погодных условий (туман), как и ранее, оставались в исходном районе для десантирования на аэродромах в Англии.


2.3.3. Неймеген (зона высадки восемьдесят второй пдд США)

Около 08.20 504-й парашютно-десантный полк соединился с главными силами ХХХ-го корпуса у Грейв. К середине дня 19 сентября, части корпуса вышли к южной окраине Неймегена. Но, согласно плану операции они должны были уже быть в районе Арне. Совместимые попытки захватить мост не имели успеха. Бои продолжались до полуночи среды. ХХХ-й корпус продолжал топтаться на месте.


2.3.4. Эйндховен (зона высадки сто первой пдд США)

Части 101-й воздушно-десантной дивизии США при поддержке британских танков вели с переменным успехом затяжные бои за удержание мостом Бейли. В конце концов городов был захвачен и удержан англо-американцами.

День четвертый: Среда, 20 сентября 1944

2.4.1. Мост в Арнеме (зона высадки первого пдд Великобритании)

2-й батальон британцев продолжал устойчиво удерживать свой ​​край Арнемського моста, несмотря на непоправими потери, и поддерживая связь с командованием 1-й дивизии через местную телефонную линию. После полудня, британцы, оценил реалии обстановки, выяснили, что подход подкрепления не возможен - главные силы корпуса остановлены на южных окраинах Неймеген; сил для удержания моста практически не осталось, число раненых была очень высокой, боеприпасы, вода, медицинские препараты почти закончились, - приступили к переговорам с противником. Заключенное двухчасовая перемирие позволило передать раненых, в том числе командира батальона подполковника Д.Фрост, на лечение немцам.

Войска Вермахта продолжали зачистку местности, ликвидируя все очаги сопротивления вокруг северного края моста, после чего начали перегруппировку резервов на помощь войскам, которые вели боевые действия у Неймегена. Англичане продолжали истошно стинатися с превосходящими силами противника, однако до утра четвергу ось сопротивление было подавлено, остальные были захвачены в плен. Последнее радиосообщение перехватили нацистских радисты: "... боеприпасы закончились, Боже храни Короля!"

Поздние расчеты показали, что вместо цельной воздушно-десантной дивизии в количестве 10 000 военных, которые должны были удерживать городов только двое суток, фактически боевые действия по захвату и содержание объекта вело 740 человек, в течение вдвое более продолжительного времени со значительно превосходящими, чем ожидалось, силами немецких войск. Потери англичан убитыми только при обороне моста составляли 81 человек. Генерал Джеймс М. Гейвин, командир Восемьдесят второй американской воздушно-десантной дивизии назвал это противостояние одного парашютного батальона: "наиболее знаменитая оборона одного парашютного батальона времен войны"


2.4.2. Остербюк

Танки бронетанковой дивизии Ирландской Гвардии на 69 шоссе, 1944

На западной окраине Арнеме, в районе поселка Остербюк остатки первой британской воздушно-десантной дивизии собирались для последнего боя. Немцы пытались решительными атаками отрезать десантников от Рейна, и таким образом, ликвидировать последнюю возможность британцев выйти окружения. Из всех направлений немцы вели бесконечные атаки, которые поддерживали артиллерией и танками. Часто бои переходили в рукопашные схватки, где парашютисты применяли только штыки.


2.4.3. Неймеген (зона высадки восемьдесят второй пдд США)

Лодки, которые были заказаны восемьдесят второй дивизией для осуществления обходного маневра за сутки до того, были поставлены лишь около полудня. Несмотря на дневные условия, у 15.00 десантники 3-го батальона 504-го парашютно-десантного полка начали форсирования на 28 парусных штурмовых лодках с целью штурма хорошо оборудованных фортификационных сооружений на противоположном берегу, который удерживал противник. Подразделения не имели опыта использования незнакомых английских лодок, отсутствие должного количества весел привело к тому, что парашютисты использовали примеры винтовок, чтобы ускорить преодоление водной преграды. Немецкие войска вели плотный огонь по десанту, который пытался захватить противоположный берег. Лишь 50% личного состава батальона вышла реку, и с ходу стремительной атакой захватили северный край моста, чем сразу использовались части ХХХ-го армейского корпуса во взаимодействии с парашютистами 505-го парашютно-десантного полка. После четырех суток бесконечных боев и потери многих людей, мост был наконец захвачен. Позже это событие получило название - "малой Омахи", по сравнению с высадкой десанта в Нормандии.

На востоке от этого моста войска Вермахта и американские десантники 504-го полка парашютистов достигли переменного успеха в схватке за овладение господствующими высотами в районе Грусбекських высот ( англ. Groesbeek Heights ). Немцы пытались любой ценой выбить десант из высот и перерезать главную магистраль - 69-е шоссе, тем самым блокировать парашютный десант и на допустить дальнейшее продвижение главных сил ХХХ-го британского корпуса в направлении Арне.

На юге подразделения сто первый дивизии продолжали зачистку района своих действий от противника.


День пятый: четверг, 21 сентября 1944

2.5.1. Остербюк

У 3 600 английских парашютистов из 1-й воздушно-десантной дивизии, те, что уцелели во время пяти суток боев, держали крепкую оборону в зданиях поселка Остербюк и прилегающих лесах, пытаясь удержать занимаемые позиции до подхода главных сил союзников. Немцы продолжали упорные атаки по всем направлениям, в особенности в юго-западном направлении, пытаясь уничтожить оборонительные позиции британцев вокруг парома. Попытка англичан поддержать десант с воздуха провалилась.

После длительного опоздания в связи с улучшением погодных условий для усиления британской первой воздушно-десантной дивизии, примерно в 15 часов, было совершено десантирования первой польской парашютной бригады. Бригада была взорвана на новую площадку приземления на противоположном, южном берегу Рейна, близ населенного пункта Дриель. Постоянный противодействие Люфтваффе, а главное, из-за плохой организации десантирования, как и прежде, парашютисты были десантирована на расстоянии 15 км от запланированного.

Пытаясь использовать паром для усиления позиций англичан, они вдруг обнаружили, что противоположный берег захвачен немцами, а паром исчез. Позже он был найден возле моста вниз по течению в непригодном состоянии. Понял, что попытки преодолеть Нижний Рейн и помочь десантникам Великобритании приведет к значительным потерям, поляки отошли к Дриеля.

Командование 1-й воздушно-десантной удалось установить радиосвязь с 64-м полком ХХХ-го армейского корпуса, который оказал значительное огневую поддержку окруженным.

Бедный Арнемський городов с высоты птичьего полета. Сентябрь 1944

2.5.2. Неймеген

Несмотря на долгожданное захвата Неймегенського моста и высвобождение сопредельной территории, бронетанковая дивизия Ирландской Гвардии даже не начинала продвижение вперед еще в течение 18 часов. Генерал-лейтенант Брайан Хоррокс утверждал, что его частям и подразделениям требуется время, для того чтобы подготовиться к наступлению. Это решение вызвало очень много сомнений, в особенности после войны.

Половина дивизии осталось в районе боевых действий 82-й воздушно-десантной с целью усиления десанта и не допустить прорыва немцев на шоссе № 69. Сейчас весь дальнейший успех операции "Маркет Гарден" зависел от содержания этого стратегически важного пути. Генерал Гейвин писал в своем дневнике:

"Если командиром главных сил в этот момент был Риджуэй (Matthew Ridgway) (американский генерал-майор командир XVIII воздушно-десантного корпуса США, бывший командир восемьдесят второй пдд), он бы нашел силы, и несмотря на трудности спас бы англичан в Арнеме. "

Историк Макс Хастингс писал:

"Это неуважительная отразилось на Британской Армии... "

Неожиданная задержка британских бронетанковых сил сыграла на руку немцам и позволила им значительно усилить свои оборонительные позиции на южной окраине Арне. Дальнейшее наступление британцев тормозилось заболоченной местностью рядом с шоссе, лишали их возможности любого маневра. Вскоре танки остановились столкнувшись с упорным обороной Вермахта; не имеющие ни сил, ни возможности осуществить маневр они были вынуждены прорываться в сторону первой парашютной бригады поляков, у Дриеля на расстоянии 30 км от британских парашютистов.

После успешного захвата 504-м парашютно-десантным полком моста над Вийчен немцы неоднократно пытались контратаками выбить десант с моста. Но усиление, которое подошло от 101-й дивизии дало существенную помощь и мост был удержан.


День шестой: пятница, 22 сентября 1944 ("Черная пятница")

В зоне ведения боевых действий первой британской дивизии, немецкие войска, рассерженные безуспешными и дорогими атаками в предыдущие дни, изменили тактику и с самого утра пятницы начали вести изнурительный артиллерийский огонь, вместо бесполезных атак пехоты. К концу битвы ними было сосредоточено около 110 артиллерийских систем вокруг Остербюка. Атаки проводились крайне редко и то только против британских позиций, оборудованных домах стояли отдельно. Противник превосходил десантников в соотношении 4 к 1.

Польская парашютная бригада, будучи не в состоянии форсировать Рейн и пробиться в район боевых действий британцев, однако причиняла массу проблем для противника. Немцы застеригаючись возможного захвата поляками Арнемського моста и, что еще опаснее, вероятного дальнейшего блокирования единой дороги, ведущей на юг частям Десятая танковой дивизии СС, которая вела сдерживающие бои против бронетанковой дивизии Ирландской Гвардии Великобритании, заставила их вывести 2400 солдат от Остербюка в Дриелю. Подразделения в быстром темпе преодолев мост вступили в схватку с польскими парашютистами и продолжали сковывать их в течение всего дня.


2.6.1. Соединение польской бригады и частей ХХХ-го корпуса

К вечеру этого дня, подразделения сорок третьей бронетанковой дивизии прорвались же к позициям парашютистов первой польской бригады в районе Дриеля. Британские и польские инженеры делали самоотверженные попытки оборудовать течение дня импровизированную переправу через Рейн под постоянным огневым воздействием противника. Все попытки осуществить форсирование не увенчались успехом.

69 шоссе или "адский хайвей" прочно удерживалась войсками союзников, но немцы в течение дня предпринимали активные контратаки в попытке сбить англо-американцев с захваченной дороги. В конце концов им удалось перерезать участок шоссе между Вегхелем и Грейв, и тем самым лишить союзников возможности продвижения вперед.

Британские военнопленные первой пдд под Арнемом

День седьмой: суббота, 23 сентября 1944

После того, как командование Вермахта осознала замысел польско-британского группировки в районе Дриеля, немцы в течение дня предприняли активные попытки отрезать окружены части 1-й воздушно-десантной дивизии Великобритании от Рейна и, тем самым, окончательно замкнуть кольцо вокруг десантников. Одновременно они стали атаковать поляков, в надежде лишить их маневренности и возможности прорваться на усиление англичан. На обоих участках стороны не добились успеха и понеся значительные потери - отправить в исходное положение.

На расстоянии 19 км к югу от Арнеме, немцы организовали еще ряд атак, с целью укрепиться на участке захваченного шоссе, но проведена силами ХХХ-го корпуса контратака позволила не только отразить их попытки, но и освободить захваченную накануне участок важной дороги. Несмотря на все свои попытки, корпус все еще продолжал стоять буквально в нескольких километрах от такой желанной конечной цели - Арнемського моста.


День восьмой: воскресенье, 24 сентября 1944

Следующая ночная попытка немцев захватить участок 69 шоссе к югу от Вегхеля и укрепиться здесь, увенчалась полным успехом. Не зная масштабов данной угрозы, командование ХХХ-го армейского корпуса приостановило все дальнейшие попытки прорваться на север до моста и отложил наступление до полной ликвидации подразделений противника на опасных участках в своей тыловой зоне.

Последняя попытка осуществить усиление Первая воздушно-десантной дивизии была предпринята в ночь на воскресенье силами 4-го батальона Дорсетширського полка. В результате ошибки в ориентировании подразделения высадились практически прямо в руки немцев. С 315 человек батальона, которые начали форсирование, только 75 смогли пробиться в Остербюку своим, остальные были или уничтожена еще в ходе форсирования или захвачена в плен. Провал этой затеи окончательно заставил англо-американцев принять решение выводить первую дивизию с правого берега и отказаться от дальнейших попыток захватить Арнемський городов.


День девятый, последний: понедельник, 25 сентября 1944

На рассвете понедельника, после недели кровопролитных и бесконечных боев британские парашютисты получили приказ начать отход за Рейн. (Англ.) [10]

До наступления темноты десантники не могли приступать к уходу, ведя ожесточенные бои. Имея подозрения о подготовке отступления, немцы сформировали из подразделений СС 2 боевых тактических группы с целью блокирования возможных путей и недопущения ухода парашютистов через Рейн.

Однако постоянное артиллерийская поддержка с противоположного берега предоставила британцам возможность удержать занимаемые позиции. В 22.00 понедельника, введя противника в заблуждение о времени и месте форсирования, и создав ложное впечатление о занимаемые ими прежние позиции, Первая воздушно-десантная дивизия Великобритании начала отход. Британские и канадские инженерные подразделения обеспечивали переправку десанта под прикрытием 3-го польского парашютного батальона. К утру было переправлено 2398 военнослужащих, еще около 300 оставалось, когда противник на рассвете обнаружил отступление. Немцами был открыт плотный огонь, переправа была сорвана.

С 10 600 человек первой британской воздушно-десантной дивизии с подразделениями усиления, 1485 были убиты, а 6 414, из которых более трети были ранены, взяты в плен. Элитная воздушно-десантная дивизия почти была полностью уничтожена.

Южнее, зновприбула пятидесятых Нортембрианська дивизия с ходу атаковала немцев, захвативших участок шоссе и освободила эту дорогу.


3. Итоги

3.1. Ход дальнейших действий

До ноября 1944 года десантники Первой Воздушно-десантной армии при поддержке ХХХ корпуса продолжали удерживать Неймегенський выступление, образовавшийся в результате проведения операции, пока не перешли в подчинение Первой Канадской Армии. Здесь они оставались до февраля 1945 года, до начала Рейнской воздушно-десантной операции, или Операции Veritable ("Настоящий").

Потери

Потери Погибшие в бою Раненые в бою Пленные Всего В целом за операцию
Немцы у 2 000 у 6 000 у 8 000 у 8 000
Британцы 6 484 6,946 13,430 14,360
Американцы 558 558
Поляки 96 276 372

Кроме потерь среди военнослужащих обеих сторон, большое количество голландцев была убита, в том числе, участвовавших в боях партизан движения Сопротивления, так и простых мирных жителей.


3.2. Последствия

В результате проведения операции "Маркет Гарден" элитные воздушно-десантные соединения понесли очень серьезные потери. После завершения самой операции, десантники остались для удержания захваченного района, что не соответствовало никаким требованиям применения данного рода войск. Десантники по своей штатной структуре не имели ни соответствующей техники, ни вооружения. Фронт удерживаемый ими обороны на северо-западном направлении был продлен более чем в два раза. Растянутый фронт, отсутствие свежих частей, проведение серии новых наступательных операций западнее Неймегенського выступления стали результатом успешно проведенной немцами в декабре 1944 года контрнаступальнои операции в Арденнах, почти поставила под угрозу разгрома все Западный фронт, а десантников вынудила вести долгие оборонительные бои в районе Бульжа.


3.3. Дебаты вокруг стратегии и тактики проведения операции

Операция "Маркет Гарден" стала предметом долгих споров и обсуждений. И стратегия и тактика проведения воздушно-десантной операции в Голландии подверглась рассмотрения на высшем уровне Верховного Командования союзников в Европе. Послевоенные исследования и анализы тщательно изучали весь ход боевых действий. Военные историки в своих работах неоднократно подчеркивали, что крах операции "Маркет Гарден" стал причиной провала всей последующей кампании в северо-западном направлении Западного фронта в 1944 году.

Среди всех аналитических разработок особенно выделялся главный аспект успешного проведения операции - это условие, что все мосты на всех водных преградах будут захвачены десантом практически одновременно. Малейшая случайность или опоздания приводили в итоге к подрыву противником мостов и соответственно срыва стремительного наступления в Арнеме. Выбор одного единственного шоссе для наступления ХХХ-го армейского корпуса, с прилегающей местностью, которая не позволяла ни малейшей возможности для маневра силами и средствами - также послужил причиной краха операции.

Главной задачей для всех десантов был захват мостов. В ретроспективе стало удивительным, что при осуществлении планирования операции непосредственно на захват таких важных объектов уделялось так мало внимания. Там, где десантирование проводилось вблизи мостов (Вегхель и Грейв) они были захвачены практически с ходу и с малыми потерями. Решение осуществить высадку восемьдесят второй пдд на удалении в несколько километров от Неймегенського мосту и сосредоточить основные усилия на захвате Гросбекських высот вызвало много нареканий. В результате десант потерял эффект внезапности и мост был захвачен только после длительных боев и многочисленных потерь. И хотя генерал Бреретон приказывал захватить все мосты вдоль шоссе с возможно максимальной скоростью, и Браунинг (командир десанта в ходе операции), и Гейвин ( командир 82-й воздушно-десантной дивизии США) предпочли заранее захватить близлежащие высоты, обеспечив тем самым прочные оборонительные возможности своих дивизий, но потеряв самое дорогое - время.

Сначала генерал Гейвин готов был осуществлять план с непосредственной высадки десанта на мосты, что могло повлечь большее количество жертв, но гарантировало успех. Но в дальнейшем, опасаясь за положение своей дивизии которая находилась буквально в центре проведения операции, и он, и Браунинг предпочли сначала закрепиться на захваченных рубежах, и затем "заняться" мостами. В результате противник выиграл жизненно важный для них фактор - время, и в сочетании с провалом замысла по захвату моста британцами в Арнеме, они смогли осуществить переброску резервов на усиление южных мостов.

Действия командования ХХХ-го корпуса вызвали еще больше вопросов. По сути, все продвижение британцев - это полное отсутствие какого-либо наступательного порыва. Например, ожидая в полной определенности с высадкой десанта и соответственно задержка на несколько часов, потом небольшие столкновения с немецкими протитанкистамы на шоссе в первый же день привели в итоге к полному срыву плана наступления. Корпус прибыл в Неймегенському моста только во вторник, 19 сентября, когда по графику он должен уже был быть на 70 км севернее, в районе Арне.

Пока не понятны были их действия после захвата Неймегена, когда корпус задержал продвижение вперед на 18 часов. Как потом говорил командир 504-го парашютно-десантного полка полковник Рейбен Таккер: "Гвардейцы остановились попить чаю!" Слова Таккера в целом отражали мнение американцев о боевых качествах ХХХ-го армейского корпуса. Риджуэй писал, что был очень разочарован полной апатией и отсутствием агрессивности британских сил.

Особенно ХХХ армейский корпус подвергся сильной критике за выполнение временного графика операции.

Командира танковой дивизии Ирландской Гвардии полковника Аллана Едейра еще перед высадкой союзников в Нормандии Монтгомери хотел снять с должности по его командирские качества, но он остался на месте и руководил наступлением главной дивизии.

Операция "Маркет Гарден" была задумана как очень рискованное разработка, и требовала очень высокой степени риска на всех уровнях ее выполнения. Но увы, например, 1-а воздушно-десантная дивизия Великобритании была меньше подготовленной во всех отношениях десантной частью, но получила сложное боевое задание из всех.

Главными же факторами поражения частей, высадившихся, стали:

  1. отсутствие достоверных разведывательных данных о наличии противника в районе высадки;
  2. быстрая потеря внезапности;
  3. распыление сил, выделенных для операции;
  4. отсутствие какой-либо инициативы;
  5. медленное продвижение на помощь десанта соединений сухопутных войск и, как это ни парадоксально для 1944 года,
  6. слабая авиационная поддержка.

В целом англо-американцы явно пренебрегали противником и переоценили свои возможности. Оптимистичный настрой, сформировавшийся в штабах западных союзников в начале осени 1944-го, привело к тому, что десантникам поставлена ​​задача не под силу.

В Голландской операции была опробована специально разработана воздушно-десантная операция и союзники попытались определить общие принципы использования таких оперативных объединений и проведения крупных операций ихьою участием. Однако несмотря на то, что в руках командующего воздушно-десантной армии были собраны все средства проведения воздушно-десантной операции (десантные войска, авиация, средства управления) первую попытку невозможно назначить удачной, хотя бы потому, что основная цель операции - форсирование Рейна - не была достигнута.

Голландская сделка еще раз подтвердила, что для достижения успеха важно проводить высадку части десанта как можно ближе к объектам атаки. Как показал опыт, командиру воздушного десанта не всегда выгодно одновременно десантировать все части в район боевых действий, а иногда необходимо, кроме резерва в районе боевых действий, иметь резерв в исходном районе для десантирования в готовности для усиления сил воздушного десанта или высадки в тыл противника, контрнаступае.

Кроме этого, был сделан вывод, что при багаторейсовому десантировании, необходимо высаживать перед его началом не только команды наведения самолетов, но и специальные группы управления военно-транспортной авиацией, которые приводили авиации при десантирования и выбрасывание грузов.


3.4. Упущенные возможности

Несмотря на массовую мужество и героизм десантников, операцию преследовали неудачи, одновременно малейшие возможности исправить положение дел, почему-то игнорировались. Командир одного из десантно-планерных полков просил посадить его часть буквально на южной оконечности Арнемського мосту, когда британцы поняли, что начали срывать выполнение задания, чтобы одновременной атакой с двух направлений захватить мост, но был отвергнут. Это было особенно странно, в мире того, что британские парашютисты Шестой воздушно-десантной дивизии имели практический опыт при десантировании в ходе Нормандской воздушно-десантной операции по захвату мостов следующим образом.

В Великобритании, командир пятьдесят второй Лоуландськои пехотной дивизии просил командование дать на высадку его частей вблизи с окруженными войсками Уркхарта, был также отвергнут.

Генерал Сосабовський с его первой парашютной бригадой был готов осуществить десантирование прямо в условиях тумана, но также не получил разрешения.


3.5. Послевоенные разногласия

Стивен Эмброуз дал следующую оценку причин и последствий провала наступления:

"В свою защиту Эйзенхауэр писал через много лет после войны: "Я не только одобрил сделку" Маркет-Гарден ", но и настоял на ней. Нам необходим был плацдарм за Рейном. Ради этого я мог подождать со всеми другими операциями. Эта акция доказала, что идея "одного полнокровного прорыва" в Берлин - ерунда ". Но среди всех факторов, влияющих на решение Эйзенхауэра, - развить успех, форсировать Рейн, ввести в действие хорошо подготовленных, но мало используемых парашютистов, - особое место занимало желание задобрить Монтгомери. Никогда - ни до, ни после - склонность Эйзенхауэра к компромиссу и желание осчастливить своих подчиненных не стоили так дорого ".

Фельдмаршал августа Бернард Лоу Монтгомери Эль-Аламейнський (согласно меткой характеристике американского генерала Паттона - "маленький усталый пердун"), например, указывает на плохую погоду, якобы сорвала его грандиозный план выхода в Берлин через Северную Германию. К этому часто добавляют неожиданно сильное сопротивление немцев, поверхностную разведку и некачественное руководство операцией. [9]

Кроме этого, Монтгомери в целом называл "Маркет-Гарден" - "90% успеха" и говорил:

"Если мы рассмотрим непредвзятым взглядом всю операцию, и она была бы возвращена в исходное положение, и мы имели бы все необходимое: войска, авиацию и ресурсы, битва завершилась бы успешно, несмотря ни на мои ошибки, ни на плохие погодные условия, ни на присутствие в районе Арнеме II-го танкового корпуса СС. Я оставляю операцию Маркет Гарден на суд объективных следователей. Кажется, что каждая победа союзников - это заслуга только американцев, а каждое поражение - вина британцев".

Наследный принц Голландии Бернард адресовал непосредственно Корнелиусу Райану:

"Моя страна никогда больше не сможет позволить себе такой второй" победы "Монтгомери".


4. Литература

  • Lt.Gen.Edward M. Flanagan Jr., USA (Ret) A Combat History of American Airborne Forces. Ballantine Books, New York, 2003. ISBN 0-89141-688-9
  • Edwin P. Hoyt Airborne. The History of American Parachute Forces. A Scarborough Book, New York, 1983. ISBN 0-8128-6127-2
  • Clark, Lloyd. Arnhem: Operation Market Garden, September 1944. Thrupp, Gloucestershire: Sutton Publishing, 2003. ISBN 0-7509-2835-2.
  • Powell, Geoffrey. The Devil's Birthday: The Bridges to Arnhem, 1944, rev. ed. London: Leo Cooper, 1992. ISBN 0-85052-352-4.

5. Сноски

  1. В советской военной историографии - Арнемська
  2. Запланированные операции "Handsup", десантирование на Киберон, была отменена после проведения морской операции, а операция "Beneficiary", десантирование на Сен-Мало, в провинции Бретань, Франция - потому что оборонительные сооружения немцев были очень крепкие.
  3. Warren, Appendix 2, Tables I, II, and III, pp. 226-227.
  4. Warren, p. 154.
  5. Cornelius Ryan A Bridge Too Far (book). 1974. p. 49
  6. Warren, p. 99.
  7. Lt.Gen.Edward M. Flanagan Jr., USA (Ret) A Combat History of American Airborne Forces. Ballantine Books, New York, 2003 p.246
  8. Lt.Gen.Edward M. Flanagan Jr., USA (Ret) A Combat History of American Airborne Forces. Ballantine Books, New York, 2003 p.248
  9. а б в г Ю. Ненахов Воздушно-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСК ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ "Харвест", Минск, 1998
  10. Lt.Gen.Edward M. Flanagan Jr., USA (Ret) A Combat History of American Airborne Forces. Ballantine Books, New York, 2003 p.259

Источники


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам