Надо Знать

добавить знаний



Головин Александр Яковлевич


Alexandr Golovin self-portrait.jpeg

План:


Введение

Александр Яковлевич Головин ( рус. Александр Яковлевич Головин 1 марта 1863, Москва - 17 февраля 1930 Детское Село) - известный русский художник. Рисовал заказаны и театральные портреты, натюрморты с цветами, пейзажи. Чрезвычайно одаренный театральный художник, автор многих декораций к спектаклям и театральных занавесов. Занимался графикой, делал театральные программки, иллюстрации к книгам.


1. Обучение.

Родился в Москве. Происходит из семьи священика.Навчався в известной гимназии Поливанова, где учились Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества

Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда попал в 1881 г. Обучение начинал на отделении архитектуры, но перешел на художественное. Его учителя - И.М.Прянишников и В.Е.Маковський. Хорошие отношения с учителями не сложились, ибо осуждали самостоятельность ученика и склонность к виришння декоративных и колористических задач. Поэтому наибольшее влияние на формирование Головина был колорист Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), палитра которого сияла по словам Головина. Но официально по классу Поленова он не считался.


2. Дважды в Париже

Березы, 1908 г.


Головин дважды посетил Париж. В 1889 г. он учился в школе Коларосси (класс Жюля Симона и Жака Бланша), в 1897 г. в школе Витти. Захват импрессионизмом мало недолгое время и позже будет остатки только в технических средствах Головина при выполнении пейзажей. Всю жизнь он будет придерживаться реализма с незначительными примесями импрессионизма или модерна. Постоянные колористические поиски побудили художника обращаться к работе преимущественно темперой, гуашь, пастелью.


3. Усадьба Абрамцево.

Недолгая сутки стиля модерн характерна обращением к кустарных промыслов и ремесленных изделий. Захват декоративно-прикладным искусством пережили Савва Мамонтов, Михаил Врубель, Богдан и Варвара Ханенко, Александр Головин.

Художник делал эскизы мебели, интерьеров в неорусский стиле, ковров. Особое миске заняли керамические изделия Головина в мастерской усадьбы Абрамцево - блюде, горшки, вазы, кафель. Печь с изразцами была украшением интерьера в неорусский стиле, созданном Головиным в 1903 году. А его керамическое панно "Клеопатра" до сих пор украшает фасад гостиницы "Метрополь" в Москве.


4. Испания

Художник путешествовал по миру и путешествовал по Италии, Греции. Впечатление после посещения Грейции отразились в создании панно "Кладбище Древней Греции" для Музея изящных искусств в Москве, который строил профессор В.Цветаев. Панно были разрушены во время 2-й мировой войны.

Головин был одним из немногих художников России, посетивших далекую Испанию. Художник увидел Бургос, Барселону, Мадрид, Толедо, Валенсию, Гранаду с остатками дворца мавританских правителей Альгамбры. Испания поразила художника контрастом богатой истории, воспалительных испанских характеров и чрезвычайным распространением бедности. Испания, ее костюмы, ее женщины долго будут одной из тем станковой живописи художника, которую в России подпитывали представления оперы Ж. Бизе " Кармен ".


5. Портреты кисти Головина

Театральный режиссер В.Меерхольд

Головин заявил о себе как интересного портретиста еще в ранние роки.Коло его моделей сначала замыкался на друзьях или молодой жене (портрет неизвестного мальчика, 1887, художник Е.Татевосян, 1898, заснула (жена художника).

Среди заказанных портретов Головина - конный портрет богачки Е.Носовои, поэт Кузмин, художник Рерих Николай Константинович, неизвестный аристократ с теннисной ракеткой. Позже будут сделаны портреты композитора Скрябина Александра Николаевича, режиссера В.Меерхольда, несколько очень удачных автопортретов.

Встречи и сотрудничество со многими актерами побудила художника к созданию портретов многих актеров. Среди них главное место заняли портреты оперного певца Ф.Шаляпина в ролях Фарлафа ("Руслан и Людмила"), Мефистофеля ("Фауст" Гуно), царя Бориса Годунова ("Борис Годунов" Мусоргского), Олоферна ("Юдифь" Серова).


6. Мамонтовский кружок

Первые театральные работы Головин выполнил в мамонтовского гуртку.Проихильник оперы и оперного пения, Савва Мамонтов часто устраивал домашние спектакли в усадьбе Абрамцево. Художник М.Нестеров вспоминал: там была атмосфера, где "все играют, рисуют и поют. Все артисты или друзья артистов". Нестерова дополнял Станиславский Константин Сергеевич, который тоже бывал в Абрамцево: "Тогда весь дом на неделю или две делался филиалом мастерских портных и художников. В одной комнате стелили полотно для Поленова, рядом работал Врубель, во второй половине дома шили и примеряли театральные костюмы, в уголках йшлись репетиции. В кабинете хозяина сияли огни, хлопали топоры, там мастерили сцену ".

Позже при содействии Головина при Императорских театрах откроют бутафорский цех и новый костюмерный.


7. 1898 рик.Початок работы в театре.

В 1898 г. Головин, которого хорошо знали в Москве, получил приглашение на работу в Большой театр (русский-Большой театр). После колебаний художник согласился и это стало началом его долгого сотрудничества с различными театрами. К сожалению, блестящая театральная карьера мастера скрыла его свершения в жанрах портрета, в пейзажной живописи, в создании декоративных панно.Довгий время Головина изучали и относили к сугубо театральных художников, что было и остается ошибкой.

8. Список театральных работ (декорации)

Маскарадная зал. Эскиз А. Головина к драме М. Лермонтова.
  • Ледяного дом (опера Корещенка, 1900)
  • Псковитянка (опера Римского-Корсакова, 1901)
  • Кармен (опера Бизе, 1908)
  • В ворота царства (опера Гамсуна, 1908)
  • Орфей и Эвридика (опера Глюка, 1911)
  • Гроза (драма Островского, 1916)
  • Маскарад (драма Лермонтова, 1917)
  • Каменный гость (по Пушкину и Даргомизькому, 1917)

Короткий срок работал в антрепризе Дягилева Сергея Павловича в Русских сезонах в Париже (декорации к опере "Борис Годунов", 1908, балета "Жар-птица" Стравинского, 1910).

Старый театральный художник (во времена после большевистского переворота 1917 г.) успел сделать декорации к "Свадьба Фигаро", 1927 г. и в "Отелло" Шекспира (оба во МХАТе в Москве).


9. Смерть

Головин имел болезнь сердца, что и повлекло его смерть. Он умер в Детском Селе, как переименовали большевики царскую резиденцию (в прошлом Царское Село (музей-заповедник)).

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам