Надо Знать

добавить знаний



Гомер


Homeros MFA Munich 51.jpg

План:


Введение

Гомер ( дав.-гр. Ὅμηρος ) - Легендарный древнегреческий поэт, который считается автором "Илиады" и "Одиссеи", двух знаменитых греческих эпических поэм, которые начали европейскую литературу. В античности Гомеру приписывалось авторство и других произведений (см. киклични поэмы, от некоторых из них сохранились фрагменты). Совокупность проблем, связанных с личностью Гомера и его отношением к "Илиаде" и "Одиссеи", о времени возникновения, состав и взаимосвязь отдельных частей этих поэм составляют знаменитый не только в сравнительном литературоведении, но и во всей науке о античный мир "Гомеровский вопрос".


1. Имя Гомера

Толкование имени Гомера пытались уже античные авторы. Эфор Кимський, опираясь на традиции, видит в нем значение "слепого" (ὁ μη ὀρων). Позднейшие писатели считают, что оно означает создателя эпической композиции, составителя (ὁμου - ά̓ρω), другие видят в нем указание на тесно сплоченный состояние певцов (ό̔μηροι - товарищи), откуда, по их мнению, заимствуется название для мнимого родоначальника общества. Другие отождествляли это имя с именем древнего фракийского певца Фамириса (Θάμυρις) и считали Гомера абстрактным понятие.

Между тем имя Гомера впервые приводит Гесиод. Этимологически имя совпадает с греч. όμηρος , Что переводится буквально как "заложник" [1]. Оно родственно с эолийских диалектов [2]. Так, Лукиан Самосатский в работе "Правдивая история" описывает поэта как вавилонцев Тиграна, который принял имя Гомера (т.е. Заложника) после того, как попал в плен к грекам [3].

Вместе немецкий филолог-классик Теодор Бергк, не признавая символическое значение "заложника" или "поручителя", просто считал Гомера историческим лицом. До имя поэта вызывает различные гипотезы, вплоть до истолкования его значение как "Слепой", "Боян" и т.п.. Аналогии со слепыми кобзарями легко отыскиваются у разных народов, в том числе и в Украинской.


2. Жизнь

Гомер со своим поводырем, картина Адольфа Вильяма Бугро (1825-1905). Сцена изображает Гомера на горе Иди, на острове Крит, в сопровождении поводыри Галвка (за историей "Жизнь Гомера" Псевдо-Геродота).

Об самого Гомера и о его жизни нет никаких достоверных свидетельств или хотя доказательств, что авторство поэм принадлежит одному человеку, а не группе людей. В античные времена были известны девять более или менее подробных жизнеописаний Гомера, не представляющих однако существенного интереса, поскольку все они вымышленные грамматиками времена римского императора Октавиана Августа. Так же мало значения имеют сохранившиеся до наших многочисленные изображения Гомера, бюст которого часто изображают поэта в условной идеализированной форме, в виде слепого старца.

Ни места, ни времени рождения Гомера античная традиция также не знала. О века, в котором жил поэт, древние авторы очень расходятся. Часть греческих писателей относили его к эпохе Троянской войны, якобы имевшей место в период 1194-1184 лет до н. е., датировали различными другими мифологическими событиями от 1130 до 910. Кратет Пергамский утверждал, что он жил до переселения Гераклидов; историк Эфор Кимський относил его к эпохе спартанского легендарного законодателя Ликурга; Феопомп - до времен вторжения киммерийцивта и Эвфорион свидетельствует, что он жил на 500 лет позже Троянской войны. Таким образом, между наиболее ранним временем, к которому относят жизни Гомера, и поздним образуется промежуток не менее чем в 460 лет. Наиболее вероятным считается расчет Геродота, который писал, что Гомер родился за 400 лет до его времени, следовательно, около 850 года до н. е.

Родина Гомера, как и его возраст, также составляет предмет спора. Конечно приводятся семь городов, которые считали его своим гражданином. Эпиграмма в Авла Геллия, древнеримского историка и филолога 2 века, называет [4] : Смирну, остров Родос, Колофон, Саламин (город на Кипре, не путать с островом Саламин) Иос, Аргос и даже Древние Афины. Вместе вариации этой эпиграммы называют еще Киму в Малой Азии, острова Хиос, Пилос и Итаку [5]. Некоторые из этих городов поэтому считаются родиной Гомера, в них особенно процветала гомерическая поэзия, другие притязания основаны на связи греческих колоний.

Современные исследователи склонны относить его деятельность к VIII или даже VII века до н. е., отмечая как основное место его пребывания остров Хиос или какой-либо другой регион Ионии, существовавшей в центральной части западного побережья Малой Азии. Больше других городах Смирна или есть остров Хиос могли стать плодородной почвой для эпической поэзии. В пользу Смирны говорит добра Работа Гомера в тамошней топографии, которую он демонстрирует в "Илиаде" [6]. По мнению Вильгиельма Дерпфельда, немецкого архитектора и археолога классичности, Гомер мог посетить все эти места и регионы ( Микены, Трою, дворец Одиссея на острове Итака), которые он описал в "Илиаде" [7]. Кроме того Диодор Сицилийский пишет, что Гомер посетил даже Египет [8]. На остров Хиос как место рождения указывал Симонид Аморгоський, древнегреческий поэт 7-6 веков до н. е.

Поэтому Гомера следует считать ионийцы, как по общему его характером, так и за отдельными чертами его поэм. Местом смерти поэта принято считать Кикладский остров Иос [9] [10].

Отсутствие достоверных сведений вызвала уже в античности двойственное отношение к Гомеру. Так, во времена до Геродота (до 5 века до н. н.э.) существовало мнение о том, что Гомер был не одним историческим лицом, но представлял собой коллективное обозначение для поэтов древнего героического эпоса в целом. Позже, от времени Платона (4 век до н. н.э.) и основателя гомеровской критики Аристарха Самофракийской (2 век до н. э), утвердилось мнение, что Гомер был единоличным творцом "Илиады" и "Одиссеи". В наше время, хотя вопрос и не ставится в такой отчетливой и простой форме, ученые также делятся на "ревнителей единства" (Einheitshirten) и "охотников за песнями" (Liederjger).


3. Гомеровский вопрос

Совокупность проблем, связанных с выяснением возникновения гомеровских поэм, отношения к авторству Гомера, их дальнейшего формирования и взаимоотношений - составляет содержание так называемого "гомеровский вопрос".

"Апофеоз Гомера" картина Жана Огюста Доминика Энгра. Гомер изображен как Зевс, на троне в окружении крупных европейцев, преимущественно писателей он античности до Нового времени, которые преподносят ему дары ( Пиндар возносит лиру, Фидий - молот, Александр Македонский - ценную шкатулку и т. д.). Слева Геродот сжигает ладан. На лестнице две женские фигуры - аллегории "Илиады" (слева) и "Одиссеи" (справа)

Критическое отношение к авторству Гомера возникло уже в античности на основе подмеченных противоречий между некоторыми местами "Илиады" и поэме "Киприи", также приписывалась Гомеру. Позже, в Александрийскую эпоху, "принцип противоречий лег в основу критики Ксенофана и Геллоника (так называемые "горизонты" - "разделители"), которые считали, что "Илиада" и "Одиссея" принадлежат двум разным поэтам, потому что иначе, по их мнению, невозможно объяснить, например, то, что женой Гефеста, за "Илиадой", была Харита, а за "Одиссеей" - Афродита, или то, что в Нестора, за "Илиадой", было 11 братьев, а за "Одиссеей" - только два тому подобное. Однако критические взгляды "горизонтов" не укрепились, и верх одержала мнение Аристарха Самофракийской, который считал, что обе поэмы принадлежат Гомеру: "Илиада" написана поэтом в молодые годы, а "Одиссея" - в старости. Многочисленные противоречия в поэмах объяснялись, следовательно, слабым памятью поэта.

В таком состоянии проблема находилась до XVIII века, когда и возникает, собственно говоря, "Гомеровский вопрос", с появлением 1795 года знаменитого исследования немецкого филолога Фридриха Августа Вольфа ("Prolegomena ad Homerum"). Исходя из принципа противоречий и отмечая многочисленные слабые в композиционном отношении места поэмы, Вольф, выдвигая на первое место значение хорошей редакции ее текста, стремился доказать, что:

  • "Илиада" и "Одиссея" не могли принадлежать одному поэту, но были результатом творчества многих рапсодов и поэтов;
  • объединение отдельных песен (т.е. былин) в две большие поэмы произошло за много столетий после времени составления песен;
  • сведением и редактированием песен занимались малоизвестные поэты;
  • окончательная редакция принадлежала редакторам при дворе афинского тирана Писистрата в VI веке до н. е.

С появлением критической труда Вольфа, не утратила своего значения во многих отношениях до наших дней, возникла знаменитая научная спор, расколола филологов на два лагеря: "вольфианци" разделяли взгляды Вольфа, а их противники, "унитарии", доказывали единоличное творчество Гомера. Сегодня, при большей раздробленности филологии, продолжают развиваться разного рода унитаристични теории с различными построениями их противников. Подобные гомеровского вопроса проблемы о редакторство и сведения воедино поднимаются при исследовании процесса кодификации юридической литературы римлян.

Только в некоторых принципиальных вопросах достигнута относительная ясность, более-менее удовлетворяла ученых. Так, в историческом отношении можно считать в целом решенным утвердительно вопрос об отношении "возраста эпоса" в крито-микенской культуры, а, следовательно, ясно поставлены вопросы о историческую основу гомеровских поэм. Более-менее освещены вопросы государственного строя и общественных отношений, которые нашли отражение в "Илиаде" и "Одиссеи". Важную роль в процессе стандартизации гомеровских поэм часто признают тираном Гиппархом (около 525 до н. Э), сыном Писистрата, который реформировал гомеровские соревнования на Панафинейских играх, что способствовало появлению канонического текста поэм.

Благодаря изучению немецкого и кельтской поэзии выяснилось, что при решении проблемы об авторстве Гомера критика должна иметь в виду "одного поэта", однако не одного личного поэта, создателя "Илиады" и "Одиссеи", но поэта-творца того или иного эпического произведения малого объема, предшествовавший "Илиаде". Необходимо учитывать также "автора" той или эпической части "Илиады", а также "автора" основного малого эпического произведения, составившего ядро ​​Илиады (например, песня о Ахиллеса). При этом вопрос о гениальности автора должен решаться не в индивидуалистическом направлении, но в коллективистической: художественная единство "Илиады" и "Одиссеи" обусловлена, в первую очередь, не личным творческим желанием какого-либо одного поэта, но объясняется процессом развития эпической поэзии, что, несомненно, зависело от определенного уклада общества, в котором жили и действовали предшественники Гомера. Роль певцов рапсодов сводилась, скорее, к передаче уже готовых произведений с некоторыми лишь внесенными изменениями в процессе их воспроизведения. Изложенное выше Гомеровский вопрос можно выразить образно сравнением с коробочками (малые песни), лежащих в большой коробке (окончательная редакция песен).

Большинство современных ученых считают верной теорию, согласно которой поэмы появились как результат не письменной, а устного творчества. Эта особенность поэтической техники знаменует принципиальное различие между двумя гомеровским поэмам и всем позднейшим "Книжным эпосом". Существенная черта устного стихосложения крупных поэм - то, что поэт слагает свои стихи значительной мере из готовых формул (т.е. сочетаний из двух или нескольких поэтических слов), которые были заранее подобраны самим же поэтом или его предшественником так, чтобы вписываться в различные метрические позиции в стихотворении и описывать стандартные ситуации, возникающие согласно тому или иному сюжета. Эти формулы могут гибко изменяться в зависимости от конкретных задач поэта. Иногда такие формульные периоды растягиваются на несколько строк - как при описании отплытия корабля или приготовления пищи. Иными словами, создавая свои поэмы, певец использует гораздо больше готового материала, чем автор, пользующийся бумагой и пером. То, что произведение адресовано слушателям, а не читателям, спасает такую ​​поэзию от риска сделаться монотонной. Как и при восприятии музыки, при быстрой декламации публика приветствует темы и мотивы, возобновляемые, чтобы ее внимание оставалось прикованным к сюжету и его развития.


4. Особенности гомеровских поэм

Большая заслуга Гомера заключается в том, что к нему поэты излагали в коротких песнях только небольшие части с большой области сказаний о событиях Троянской войны, а он соединил в художественной композиции, соблюдая законы поэтического единства, большой, законченный цикл сказаний. Этот цикл, из которого Гомер почерпнул материалы для обоих великих поэм, "Илиады" и "Одиссеи", - Троянский цикл [5]. К основным сюжетно-стилистинчих особенностей поэм Гомера следует отнести:

  • рассказ о действительных исторических событиях сочетается с авторской выдумкой.
  • в монументальной, идеализированной форме воспроизводятся нормы героической поведения человека, которая защищает честь, свободу и независимость своего народа.
  • традиционная композиция: запев, который готовит читателя к восприятию рассказа о событиях; указывает на время и место события, знакомит с героями. Автор может обращаться к слушателю или других лиц (например, Муза).
  • нет развернутых описаний внешности героев.
  • в стиле поэм сохранилось много элементов, которые берут начало в песенной стадии развития эпоса. Боги, люди, вещи - все имеет эпитеты : хмарогонитель Зевс, волоокая Гера, быстроногий Ахиллес, шлемосяйный Гектор, ясноокая Афина и так далее.
  • в поэмах много повторений. Количество стихов, повторяющихся достигает 2253 (явление ретардации).

Кстати, последнее время все большее распространение приобретает мнение, что Гомер для обработки поэмы использовал письменную фиксацию, без нее невозможно понять и так стройно, обдумано скомпоновать огромный объем материала. Конечно, о создании письменного текста в современном понимании, то есть текста для чтения, не было и речи. Отрывки героического эпоса о Троянской войне, как и ранее, выполнялись рапсодами устно. А если нет фиксированного, записанного канонического текста, то неизбежно появляются различные варианты, вставки (интерполяции), купюры и т.д.. Возникает угроза "растворения" первоисточника в переводах, версиях. Сме желание сохранить, не дать раствориться в импровизациях текстовые "Илиады" побудило в середине VI в. до н.э. (Время правления в Афинах тирана Писистрата) создать комиссию, которая закрепила текст поэмы письменно. нельзя не согласиться с мнением известного литературоведа античников В. Ярхо: "Как бы современная филология представляла себе возникновение гомеровского эпоса, для европейской общественной и эстетической мысли на протяжении многих веков Гомер оставался своего рода эталоном всей древнегреческой культуры".

Греция догомеривськои микенской эпохи, согласно "Илиадой"

4.1. Историчность поэм Гомера

В середине XIX века в науке господствовало мнение, что "Илиада" и "Одиссея" - неисторические произведения. Однако археологические раскопки Генриха Шлимана на холме Гисарлик и в Микенах показали, что это неверно. Позже исследователи открыли хеттские и Египетские документы, в которых проявляются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны. Дешифрование в 1950-х годах Майклом Вентрисом составного микенского письма (а именно линейного письма Б [11]) дало много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие "Илиады" и "Одиссеи". Хотя литературных фрагментов этой письменностью найдено не было, Вентрис убедил в языковой преемственности между надписями 13 века до н. е. и поэмами, предписанным авторству Гомера [12]. Тем не менее, данные поэм Гомера сложным образом соотносятся с имеющимися археологическими и документальными источниками и не могут использоваться некритично: данные "устной теории" свидетельствуют об очень большие искажения, которые должны возникать с историческими данными в традициях подобного рода.


5. Влияние на позднейшую литературу

Практически во все периоды европейской литературы "Илиада" и "Одиссея" рассматривались как вершина эпической поэзии. С этим соглашались и критики, и поэты. За образец первой половины "Энеиды" Вергилий взял "Одиссею", а второй половины - "Илиаду". Поэтому писатели, жившие после Вергилия, и были мало знакомы с Гомером, сами того не осознавая, воспринимали древнегреческого поэта посредством Вергилия. Гораций ставит Гомера выше всех остальных эпических авторов. В своем чрезвычайно влиятельном произведении "Искусство поэзии" он превозносит мастерство Гомера в изложении, построении сюжета и образов героев. Именно Гораций, отталкиваясь от "Одиссеи", пустил в общий оборот принцип, эпос следует начинать посреди действия. Даже в те времена, когда греческий язык был на Западе практически неизвестной, Гомера продолжали почитать (см. Данте Алигьери).

Эпические авторы суток Возрождение и более поздних периодов европейской литературы действовали, оглядываясь на Гомера. В сравнительно недавние времена, особенно в связи с почетом романтиков к греческой культуры в начале XIX столетия, лириков и прозаиков вдохновлялись поэмами Гомера и черпали из них материал для творчества. Столь разные и по технике, и по традиции авторы, как Альфред Теннисон и Джеймс Джойс, написали на тему "Одиссеи" свои произведения. Однако в период с XVI по XVIII век больший интерес вызвала политическая по теме "Илиада", что нашло отражение в Шекспира и Жана Расина. Среди античных авторов, испытавших на себе влияние Гомера, можно назвать Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида, Квинта Энния, Овидия, Плутарха, среди более поздних Педро Кальдерона, Джона Драйдена, Джамбаттиста Вико, Иоганна Вольфганга Гете, Джованни Пасколи и Жана Жироду. Это влияние существует и поныне. Новогреческий поэт Н. Казандзакис сложил "Одиссеи" огромное продлении на 33 333 строк. Практически ежегодно появляются значительные произведения в русле неогомеривськои традиции.



См.. также


Примечания

  1. Online Etymology Dictionary: - www.etymonline.com/index.php?term=homer Homer - name of the supposed author of the "Iliad" and the "Odyssey," from L. Homerus, from Gk. Homeros. The name first occurs in a fragment of Hesiod. It is identical to Gk. homeros "hostage".
  2. Silk, Michael Homer: The Iliad. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987. ISBN 0521832330.
  3. Лукиан, Verae Historiae 2.20, процитировано по: Barbara Graziosi, Inventing Homer: The Early Reception of Epic, Cambridge University Press, 2002, - С. 127.
  4. Авл Геллий. 3, 11
  5. а б Гомер / / Любкер Ф. Реальный словарь классический древностей - slovari.yandex.ru / Гомер / Классические древности / Гомер /
  6. Barry B. Powell, "Did Homer sing at Lefkandi? ' - scholar.lib.vt.edu/ejournals/ElAnt/V1N2/powell.html, Electronic Antiquity, July 1993, Vol. 1, No. 2.
  7. Труда Вильгиельма Дерпфельда "Troja und Ilion" и "Alt-Ithaka: Ein Beitrag zur Homer-Frage, Studien und Ausgrabungen aus der insel Leukas-Ithaka"
  8. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга I, глава VI].
  9. Kirk, GS Homer and the Epic: A Shortened Version of the Songs of Homer. - С. 190. - London: Cambridge University Press, 1965. ISBN 0521093562.
  10. Homren - название одного из месяцев древнегреческого календаря на острове Иос. Проверено по: HG Liddell, R.Scott, A Greek-English Lexicon, rev. ed. Sir Henry Stuart-Jones, Clarendon Press, Oxford, 1968
  11. Линейное письмо Б не следует путать с Линейным письмом А, которое преимущественно расшифрована, однако собственно минойская язык остается непонятной.
  12. Milman Parry, Adam Parry. The Making of Homeric Verse: The Collected Papers of Milman Parry, Oxford University Press, Oxford 1987, 483 с. ISBN 978-0-19-520560-2

http://www.cnw.mk.ua/pushkin/rus/gomer.htm - www.cnw.mk.ua / pushkin / rus / gomer.htm


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам