Надо Знать

добавить знаний



Гораций



План:


Введение

Гораций

Квинт Гораций Флакк ( лат. Quintus Horatius Flaccus ; 8 декабря 65 до н.е. - 27 ноября 8 до н.е.) - поэт "золотого возраста" римской литературы, вместе с Вергилием и Овидием, один из прославленных авторов во всей мировой литературе.


1. Жизнеописание

Гораций родился 8 декабря 65 г. до н. е. в Венузии (совр. Веноза) в области Апулия на юге Италии. Отец, о котором сам поэт вспоминал с восторгом и преклонением (о матери он не упоминает), был вольноотпущенником. Ремеслом помощника распорядителя аукционов он заработал на небольшое поместье. Желая, чтобы способный юноша получил хорошее образование, отец привез Горация к Рим и вверил его воспитание известному грамматику и наставнику Орбилию Пупилла. Сам отец взял на себя роль "педагога", т.е. человека, сопровождающего ребенка в школу (обычно эта обязанность возлагалась на раба).

В 20 лет Гораций отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 44 г. до н.э. Марк Юний Брут, один из заговорщиков, убивших Цезаря, также прибыл в Афины якобы для занятий философией, на самом деле - чтобы завербовать среди молодых римлян, которые учились в Греции, офицеров своей будущей армии. Когда Марк Антоний и Октавиан открыли против ?освободителей? военные действия, Гораций встал на сторону Брута. В 22 года он получил чин военного трибуна и сопровождал Брута в Малую Азию. Но убежденным республиканцем Гораций не был, после роковой для брута битвы при Филиппах ( 42 до н.е.), он вернулся в Рим, где его поместье уже конфискован в пользу демобилизованных ветеранов. По общему амнистии Горацию удалось получить должность писца-казначея.

Стихи, написанные Горацием в это время, привлекли внимание Вергилия и Вария Руфа. Они познакомили молодого человека с Меценатом, и в 38 до н.е. последний принял Горация в круг своих друзей. Меценат был не только другом, но и заместителем поэтов. Он удостоился вечной признательности Горация, когда ввел его в литературных и политических кругов Рима, а в 33 до н.е. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах (близ совр. Тиволи), благодаря чему ему не надо было беспокоиться о деньгах.

В этот период политика все еще заботила поэта. Естественно, он присоединился к партии своего заместителя, хотя никогда не зрекався старинных друзей-республиканцев. Гораций стал деятельным сторонником Октавиана Августа лишь в результате военного конфликта между ним и его бывшим союзником Марком Антонием, который завершился победой при Акции ( 31 до н.е.) и взятием Александрии ( 30 до н.е.). После этих событий Гораций внес немалый вклад в кампанию, проводившуюся Августом, по политическому и нравственному возрождению Рима, поскольку был выходцем из среды вольноотпущенников, - из той социальной группы, что обогащалась от торговли и вытесняла родовую аристократию, становясь надежной опорой нового режима.

Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппах, Гораций избрал вроде двух остроумных и язвительных авторов: у грека Архилоха (ок. 675 до н.е. - ок. 635 до н.е.) он заимствовал ямб, у итальянца Луцилию (ок. 180 до н.е. - 102 до н.е.) - сатиру. Первая книга Сатир Горация (сам он называл их Sermones, т.е. Беседы), состоявшая из десяти стихотворений, написанных гекзаметром, вышла ок. 35 до н.е. После победы Октавиана Августа, ок. 30 до н.е., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к нее 17 коротких ямбический произведений, названных эподов. После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие ныне позитивному умах, в эолийский лирической (т.е. для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала VI в. до н. е., в Алкея и Сапфо, в них он черпал и вдохновение. Обращался он и к более легкомысленной лирики Анакреонта, и к более умственной и ученой эллинистической поэзии. Гораций искусно приспособил эти размеры до латинского языка, с легкостью настоящего мастера использовал он и благородный Алкея стихотворение, и изящную сапфичну строфу, и текучие Асклепиад.

В 23 до н.е. он выпустил в свет Оды, 88 разнообразных по метрике, размера (от 8 до 80 строк) и интонации стихотворений, тщательно распределенных по трем книгам (лат. Carmina, т.е. Песни, одами их назвали уже после античности).

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихи. В 20 до н.е. вышла первая книга написанных гекзаметром Посланий, куда вошли 20 писем преимущественно философского содержания, строгих по форме, чем Сатиры, но вполне индивидуальных и искренних. В эти годы Гораций в силу ряда причин в значительной степени утрачивает былое легкомыслие. Он остро чувствует, что молодость со всеми ее отрада его покидает. В 23 до н.е. Меценат не угодил Октавиану Августу и был отлучен с позиции наиболее приближенной к нему лица. В 19 до н.е. умерли уважаемый Горацием Вергилий, а также Тибулл. Однако в 17 до н.е. Август поручает Горацию заключения гимна в честь великих Столетних игр. Это наконец принесло Горацию широкую известность, и он вернулся к лирике. При создании написанных в несколько последующих лет 15 од, собранных в IV книге, Горацием двигало ощущение того, что поэзия способна даровать человеку бессмертие. Здесь мы находим восхищение императором, а порой и лесть. Такой же вдохновенный, блестящей первой стихотворение с ИИ книги Посланий, обращенное к Октавиана Августа на прямое его просьбе. В нем обсуждается состояние римской поэзии, причем Гораций защищает современных ему авторов от нападок со стороны приверженцев старины.

Время написания знаменитого Послания Писонив (названного в поздней традиции Ars Poetica, т.е. Поэтическое искусство) не установлен, как неизвестно и то, когда именно Гораций ответил отказом на предложение Октавиана Августа занять место его личного секретаря.

Светоний рассказывает, что на вид Гораций был невысок и гладкий: таким он описывается в его собственных сатирах. В делах любовных, судя по рассказам, он был непомерный, и говорят, что со своими любовницами он располагался в спальне, убранной зеркалами, с таким расчетом, чтобы везде, куда ни посмотреть, отражалось бы их соитие. Жил он, главным образом, в одиночестве, в своем сабинскому или тибуртинському имения.

В 8 до н.е. Меценат умер, и Гораций пережил его всего на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.


"


2. Произведения

  • (35 до н. Э) Sermonum liber primus или Сатиры I
  • (30 до н. Э) Epodes (Эподы)
  • (30 до н. Э) Sermonum liber secundus или Сатиры II
  • (23 до н. Э) Carminum liber primus или Оды I
  • (23 до н. Э) Carminum liber secundus или Оды II
  • (23 до н. Э) Carminum liber tertius или Оды III
  • (20 до н. Э) Epistularum liber primus (Послание)
  • (18 до н. Э) Ars Poetica, Поэтическое искусство или Послания Писонив
  • (17 до н. Э) Carmen Saeculare или Песня возрастного праздники
  • (14 до н. Э) Epistularum liber secundus (Послание)
  • (13 до н. Э) Carminum liber quartus или Оды IV

(Дать приблизительные)


3. Стиль

Сатиры начинались с близкого копирования Луцилию. Даже описание реальной поездки Горация из Рима в Брундизий был подсказан стихах Луцилию о путешествии по Сицилии. Как и то, Гораций мастерски воспроизводит неупорядоченность живого речевого потока, незаметно переходит от одного предмета к другому, украпляе местами живописные сценки и аллюзии, а также обрывки диалога. Горацию постепенно приходит осознание того, что ценность и значение сатир Луцилия - в их автобиографичности. Во II книге Сатир Гораций непринужденно развивает эту форму одновременно в двух направлениях: к автобиографичности своих Посланий и к обличительной патетике, что мы привыкли связывать прежде всего с Ювеналом и с жанром сатиры как таковым. ИИ книга Посланий состоит из двух больших трактатов, которым предоставлена ​​соответствующая форма: одно послание обращено к Октавиана Августа, другое - к Юлия Флора. Относительно более крупного (476 строк) Поэтического искусства античный комментатор сообщает, что в основе этого произведения - трактат Неоптолема паросский ( III ст.до н.е.)

Гораций - поэт мысли и вместе с тем мастер сильного, сжатого слова и четкого, конкретного образа. Все эти моменты присутствуют уже в раннем творчестве, но поэту не всегда удается создать из них единое художественное целое, и образный сторону оказывается нередко всего лишь иллюстрацией для отвлеченного рассуждения. Обеспечения целостности Гораций достигает в своих поздних произведениях.

Даже по некоторым фрагментам Архилоха, дошедшие до нас, мы можем сделать вывод, что в своих эпод Гораций заимствует у Архилоха какую-то идею, а затем развивает ее в соответствии со своим, как правило более добродушным, умонастроением. Также и в Одах он берет в Алкея или у другого греческого поэта идею, а затем придает ей такое направление, что никоим образом не мог появиться в оригинале. Если говорить о формальной стороне, для этих лирических произведений характерна изобретательная продуманность вплоть до мельчайших деталей, метрическая разнообразие, заботливость в словах, их благозвучие и странное тонкое место. Здесь использовано все лучшее, что дали латинскому языку обороты Изгнанника речей. Почти все стихи к кому обращены. Это явно на них сказывается: по интонации все это скорее напучувальни или ободряющие, нежели чисто личные произведения. Многие из них написаны по какой-то случаю (так, по крайней мере, в них утверждается). Для пения предназначались не все оды. Есть здесь и величественные патриотические гимны (под влиянием Пиндара), прежде первые шесть в III книге. Любовь не вызывает у поэта глубоких чувств, страсть обнаруживает себя только в эподов. В Одах поэт, достигший зрелых лет, превращается в равнодушного зрителя человеческой комедии, готового посмеяться как над чужим, так и над своим невежеством. Есть в Горация и волшебные стихи, посвященные сельскому жизни.


4. Наследие

В Риме Горация читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. В Средние века Горация почитали как моралиста, автора написанных гекзаметром сатир. Ему, "сатирику Горацию", Данте отводит место в Лимбе вслед за Вергилием и Гомером. Возрождение по-настоящему открыл Горация. Петрарка ( 1347) приобрел рукопись с его произведениями, и в некоторых стихах у него проявляется явное влияние Горация. Гуманисты считали Горация всецело своим, но его высоко ценили и иезуиты, потому что выхолощенный или христианизованных Гораций мог давать положительный моральное воздействие на учащихся. Нарисованная им картина простого сельского жизнь была по душе людям сходной с ним судьбы, придерживались близких вкусов, какими были Петрарка, Ронсар, Монтень. Особенно высоко ценился довольно условный в выражении чувств 2-й эпод. В Англии первым популяризатором Горация стал Бен Джонсон, под несомненным влиянием Горация возникали и некоторые сонеты Милтона. Эти поэты, а также литераторы XVII в. понимали Горация лучше, чем большинство его поклонников в XVIII в., чьи поверхностные восторги скорее повредили его репутации. В то же время лирические размеры Горация использовались и в латинском стихосложении, особенно удачно это делал немецкий гуманист Конрад Цельтиса (1459-1508), который внедрил, кроме того, обычай петь оды Горация в школе, стало в XVI ст. общераспространенной практикой. Впоследствии Горация стали перекладывать на новые европейские языки, удачнее на немецкий. Трактат Искусство поэзии повлиял на литературную критику. Это из него заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко. Однако движениям романтиков было не по пути с певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности, и с тех пор популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту.


5. Эхо в Украине

Произведения Горация были высоко оценены и в Украине. Трактат Горация "Послание к Пизони" часто вспоминает ректор Киево-Могилянской академии Ф. Прокопович в работе "О поэтическом искусстве", написанной "для юношества" в 1705 г. Полный перевод трактата Горация украинском языке "О поэтическом искусстве" сделал А. Содомора. Особые заслуги в деле популяризации поэзии Горация в Украине должна писатель-гуманист Павел Русин из Кросна. Произведения Горация изучали в братских школах, Киево-Могилянской академии, на него ссылались чаще, чем на других "латинцами". Ф. Прокопович призвал учиться у Горация мастерства. Г. Сковорода "претолковал малороссийским диалектом" его оды, в частности, горацианськи мотивы звучат в сборнике "Сад божественных песней?. Следуя И. Котляревского, который "украинизировал" "Энеиду", Горация перепевали П. Гулак-Артемовский и Л. Боровиковский. Поэзия Горация обрела новую жизнь в переводах И. Франко и В. Щурата. В отечественный время напечатано многочисленные переводы произведений Горация украинском языке М. Билыка, Николая Зерова, А. Судоморы, Бориса Тена и др..


См.. также

  • Оды
  • Сатиры
  • Древнеримская литература

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам