Надо Знать

добавить знаний



Горгий



Горгий ( греч. Γοργίας , 483 до н.е., Леонтины, Сицилия - 375 до н.е., Лариса, Фессалия) - древнегреческий философ, досократиков, софист. Оригинальный и последовательный среди всех софистов.

Около 427 до н. н.э. был отправлен в Афины во главе посольства с просьбой о помощи для своего города против сиракузцы (при Пелопоннесский войны). После этого он много путешествовал Грецией, излагая риторику и сочиняя торжественные речи для произнесения на олимпийских и дельфийских праздниках. Конец жизни провел в Ларисе и умер в 375 г. до н. е. на 108-м году от рождения.


Мнения

В молодости Горгий занимался натурфилософией, как ученик Эмпедокла, затем перешел к диалектики элейской школы и, усвоив скептические аргументы Зенона и Мелисса против мнимого бытия, развил их дальше и обратил против всякого бытия и всякого познания в сочинении "О природе, или о несуществующем", которого содержание излагается в Секста Эмпирика ( лат. Adversus Mathematicos ), Также в приписываемой труда Аристотеля сочинении "De Melisso, Xenophane et Gorgia". Впоследствии Горгий, подобно другим софистам, променял философию на словесное искусство.

В названном произведении Горгий доказывает следующие положения: 1) не существует, 2) если что-то существовало, его нельзя было бы познать, 3) если бы оно существовало и было узнаваемым, его можно было бы выразить.


Доказательство

1. Если бы что-то существовало, оно было бы или сущее, или не сущее, или и то, и другое; но сущим не может быть, потому что за ним нельзя удержать никакого определения. Если сущее есть, то оно либо определяется самим собой, и следовательно, вечное, безначальное и бесконечное, или же определяется другим. В первом случае его нигде, потому что если оно где-нибудь, то оно не бесконечно, потому что то, в чем оно находится, отличается от него самого и составляет его границу, а также не может оно быть в самом себе, поскольку это означало бы, что оно отличается от самого себя и не есть то, что есть, а это нелепо.

Столь же невозможно и другой случай: сущее не может быть, как то, что происходит от другого, потому что оно походило бы или из сущего, или из не сущего, но от сущего оно происходить не может, ибо тогда оно уже было, а не образовалось, от не сущего же оно не может происходить, потому что из ничего ничего не получается.

Подобным образом Горгий доказывает, что сущее не может быть ни единственным, ни множественным и т. д. Так что его совсем нет, но также нет и не сущего, ибо если бы оно было, то оно тем самым была бы сущим. Наконец нельзя допустить, чтобы сущее и не сущее существовали вместе, поскольку они различаются ли между собой, либо не различаются: если различаются, то ни то, ни другое не может существовать согласно предыдущему, если же не различаются, то нельзя о них сказать оба - тогда остается только одно, находящееся в сущее, или не сущее и опять же не может существовать ни в том, ни в другом случае, как доказано.

2. Если что-то существовало, то его можно было бы узнавать, потому что мы можем познавать только в наших собственных представлениях, но наши представления не являются внешними вещами. Если бы представление ручалося за бытие, тогда все представляется бы реальным. Например, летающий человек, колесница, катящийся по морю, и тому подобное. Также то, что не существует, не могло бы быть представлено, между тем, мы представляем себе Химеру, Сциллу и тому подобное.

3. Если что-то существовало и было узнаваемым, мы не могли бы выразить это познание, поскольку слова - особые звуковые явления, которые относятся только к одному чувства - слуха, тогда как познаваемое нами относится к различным чувствам и не имеет ничего общего со словами.


Источники


Философы / Античные философы / Досократики
Предфилософских традиция

Орфей Лин Ферекида Эпименид Акусилай Семь мудрецов

Милетская школа

Фалес Милетский Анаксимандр Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор Алкмеон Филолай Архит Гиппон

Элеаты

Ксенофан Парменид Зенон Элейский Мелисс

Атомисты

Левкипп Демокрит

Софисты

Протагор Продик Горгий Гиппий Критий

Вне школами

Гераклит Анаксагор Эмпедокл Диоген Аполлонийский

п о р Древняя Греция в темах - Портал: Греция
История
География
Экономика
Деньги и монеты Сельское хозяйство Рабство Вина
Культура
Древние греки
Происхождение
и племена
Полководцы,
ученые
Архитектура
Искусство
Наука
Календари Астрономия Математика Медицина Технологии
Язык и письмо
Протогреческие Микенская Гомеровская Диалекты (эолийский аркадокиприотський аттический дорийский ионийский локридський давньомакедонська язык Памфилии) койне Линейное письмо А Линейное письмо Б Греческий алфавит

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам