Горожанка (село)

Горожанка - село Монастырского района Тернопольской области. Расположен на реке Горожанка, на западе района. Одно из крупнейших и старейших сел Монастырского района. Оно граничит с селами Подлесное, Высокое (Монастырского района); Гнильче, Пановичи (Пидгаецкого района); Кинчаки, Бышев (Галицкого района, Ивано-Франковской обл.).
Горожанка расположена в пределах географического региона Ополье Подольской возвышенности, поэтому ее территория раскинута между живописными холмами, которые расчленены оврагами и долинами. Самой высокой точкой является гора Круглая, расположенная прямо в центре села. Ее высота более 300 м. Большая часть горы покрыта лесом, который называется Большой Лес. Другие холмы, окружающие село, носят названия Плоская, Луки и др..
К гражданская сельсовета подчинен хутор Саджовка, который когда-то был селом. Также в село относятся хутора Французивка, Антоникова, Камыши, Камень, Лиса.
Основные улицы: Город (центральная улица), Валахия (по обе стороны реки, дорога на с.Кинчакы) Высоцкая (на с.Высокое) Гнилецкая (дорога на с.Гнильче), Бурты и Долины (по обе стороны реки, дорога на с.Подлесный) Драгановка или Дриганивка (дорога на х.Очереты и с.Бишив).
В село относится большой фруктовый сад, который когда-то принадлежал к гражданская колхоза "Первое Мая", люди его называют Климитовський Сад.
Через село пролег автодорога Монастыриска - Галич - Ивано-Франковск. Население - 1007 человек ( 2003).

Вид на центр села с горы Грабаровка Вид на центр села с поля По Садом Красивый пейзаж села Вид на проборство Вид на каминницю на Садживцы Костел в Горожанке Магазин и клуб Горожанская сельсовет Горожанская школа Могила Гражданская магазины Река Горожанка


1. История

Первое письменное упоминание - 1445 как Рожанка.

Принадлежала родовые Яблонских, за господство которых получила магдебургское право.

1578 Горожанка значилась как частный город.

В 16 в. здесь каждую среду проходили ярмарки.

1620 - 1621 Горожанка претерпела наиболее опустошительных нападений татар.

Позже городок перешел в собственность рода Курдвановських, впоследствии - Малиновских, в 19 в. - До Гогендорфив.

Действовало общество "Просвита"

В марте 1946 МГБ расстрелянных 4 членов ОУН.


2. Достопримечательности

Есть церковь Успения Пресвятой Богородицы ( 1792; деревянная) и новая церковь ( 2001) польский Костел Святого Духа ([1723])

3. Памятники

Построен памятники:

  • воинам-односельчанам, павшим в немецко-советской войне ( 1967, памятник - две стелы на невысоком постаменте [1]),
  • воинам, погибшим за освобождение села ( 1985),
  • воинам УПА ( 1992).

Насыпана символическая могила УСС ( 1993).

4. Социальная сфера

Действуют Горожанская общеобразовательная школа I-III ступеней, Дом культуры, библиотека, ФАП, почтовое отделение, три магазина. В школе создан музей истории родного края. По село витупае футбольная команда "Ополье" Горожанка, стабильно занимает призовые места в районном чемпионате и неоднократно становилась чемпионом района. Также команда участвовала в областном и межрайонных (кустовых) чемпионатах. На май 2012 года - команда является действующим чемпионом района по футболу.

5. Персоналии

В Горожанке родились:

  • краевой проводник ОУН Ф. Воробец,
  • общественный деятель А. Голубьяк,
  • общественный деятель в США А. Мулык.

6. Библиография

О селе издана книга В. Сурмачевский и Д. Сурок "Горожанка" ( 2002). Горожанка

7. Данные о селе

Малое городок, расположенный в узкой и длинной долине, вдоль реки Княгиня, которая сегодня значится на картах как Горожанка. Раньше Горожанка составила для себя отдельную гмину, а позже к ней был присоединен два предельных села, которые именовались Бурта (на север) и Валахия, расположена южнее. Название реки Княгиня существует еще и сегодня между местным населением. Берет она начало в селе Дрищеви, на север из источника так называемого "Окно", а впадает в Днестр ниже Устье-Зеленого. Поля горожанки в некоторых местах равнинные, а в других холмистые со средней урожайностью, преобладают известковые почвы. В горе Валахии находятся значительные залежи извести. К Подгаец 21км, ближайшая Поездная станция - Галич. В городке есть костел, церковь, школа двухклассная, почта. На водах Княгини работает 4 мельницы. Хозяйка полевая в гмине ведется неспешно. Кроме обычных сортов зерна выращивают различные травы для скота. С скота преобладает-крупный рогатый и овцы. Горожанка выступает в городских актах и ​​всех тогдашних документах как местечко. В последние десятилетия дано ей название как всем, хотя базары недельные и дорожные ярмарки всегда происходили. Только в 1893г. стараниям гмины признано ту местность городком. Горожанка и ее окрестности принадлежала к семье Курдвановських, о которых пишет Неседський, которая занимала значительное место на Руси и обладала значительными богатствами в галицкой земле, он был как человек и общественный деятель. Эта благородная семья, а в частности Михаил Курдвановський и Николай Маковецкий фондувалы также костел в 1727 году. После тех семей владели горожанки Малиновские, а наконец Романовский и Гогендоргы. Домашнее хозяйство, в частности под наблюдением последнего развивается. В городке проводится в год 16 ярмарок, на которые с "съезжаются люди с десятимильнои округа. Происходили ярмарки всегда в последующие дни по пасхальных праздниках украинских. Например, во вторую среду по пасхальных украинских праздниках, на так называемый" Рахманский Пасха ". Местный люд эт "связывает этот день поверь" ям, в это время приплывают с водой скорлупки с осв "ячеинх яиц, которые с" ели невольники, которые остались в плену у татар и турок.

Николай Незведський "Округ Подгаецкий" Станиславов 1896.


8. Легенды села

8.1. Нищидив

Где-то далеко-далеко из-за горизонта надвигалась большая туча, которая закрывала собой весь горизонт. Странность этого явления усугублялась еще и тем, что яркая сухая солнечная погода отнюдь не предвещала приближение дождя. Все шло как обычно: дети весело играла, взрослые были заняты своей работой, казалось, ничто в мире не сможет нарушить спокойную размеренную жизнь этих мирно работающих людей. Но в глазах некоторых людей, особенно старшего возраста, начал с "появляться какой-то страх. Он рос по мере того, как приближалась туча и ее стал сопровождать непонятный для многих все нарастающий глухой гул. Скоро и всем стало понятно, что этот гул и облако- это не приближение какой-то природной стихии, а пыль, поднявшаяся многими тысячами копыт татарской орды ... Родители в панике начали искать своих детей, хватали их за руки и старались быстро бежать в направлении леса-в глазах всех был ужас. Теперь, когда эта беда подошло так близко, уже не было никакого сомнения-это татары. Как всегда в таком случае, спасения мешала общая паника. Село напоминало муравейник, который по совершенно неизвестным причинам старались покинуть его жители, в панике двигаясь в разные стороны, мешая друг другу. Когда село, как молния, облетел слух о приближении татар, спасаться было уже слишком поздно. Из всех сторон начали с "являться их полудикие уродливые фигуры. Убивая на своем пути всех, кто оказывал хоть какое-либо сопротивление, они плотнее смыкали кольцо окружения. Не прошли и часа, как татары, злорадно улыбаясь, еще сп "янили от свежей крови своих жертв, в" связали своих пленников. И только нескольким людям, которые в это время находились за пределами села, удалось спастись. Они и обнаружили казацкий отряд, прося спасения. Казаки быстро начали готовиться к наступлению. Долго повтишалися своей победой и, основания разорив деревню, татары с награбленным добром и с невольниками медленно отправились в обратный путь в степи. Но вдруг опытные невольники увидели какое-то изменение в самовлюбленных и замкнутых лицах татар. В них неожиданно появился довольно ощутимый беспокойство. Передовой роз "съезд татар донес о появлении казаков. Долго размышлял хан над своими дальнейшими действиями. Принять бой с казаками и испытать судьбу, или избавиться лишнего" груза ", бежать без такого желанного ясыря. В глазах пов" связанных, как скот людей, засветилась надежда на спасение: кто-то тихо прошептал молитву, призывая Бога на помощь; некоторые стали внимательнее прислушиваться, ожидая откуда "появится их надежда на жизнь, а самые смелые стали плотнее сжиматься вместе, готовясь оказать казакам всю возможную помощь ... Но не суждено этом произойти. Краткий взмах плетки положил конец всем их ожиданиям. И татары, как бешеные собаки, бросились рубить всех напуганных невольников ... Эта трагедия и дала название урочищу - Нищидив. сих пор милый взгляду природный пейзаж, будто несет в себе отрицательный заряд той далекой события.


8.2. Симлин

Недалеко за пределами горожанских полей стоял величественный замок. На вид он просто поражал своей красотой. Но эта холодная красота вселяла в окружающих крестьян был ужас. Не одно поколение господ жестоко издевалось из местных жителей, делая грабительские разбойные выезды. И каждый, кто об этом знал, старался обходить его далеко стороной, не забыв перед этим предусмотрительно перекреститься. Однажды, в следующий после Пасхальных праздников день к воротам дворца подошел нищий. Весь его внешний вид говорил о бесчисленное количество страданий, которые ему пришлось претерпеть за долгую нищенскую жизнь. Вот и сейчас измученный дальней дорогой и постоянным голодом, который казалось вот-вот свалит его с ног, он дрожащей рукой постучал в окованный железом ворота. Кругом как всегда царила почти могильная тишина, не было никого, кто бы мог предотвратить эту немощную старую человека от необдуманного шага, и только солнце, несмотря ни на какие земные проблемы, дарило этом заброшенном Богом месту свое яркое животворный свет. Не чувствуя никакой беды, нищий еще раз постучал, прислушиваясь к звонкого эха которое звонко раздавалось в этом глухом месте. Во дворе послышался лай собак. На этот звук выбежала удивлена ​​и несколько напугана служанка, она уже и забыла, когда в последний раз сюда сворачивал какой-то путник. Быстро пооглядавшись, она дала старом напиться и на дорогу кусок хлеба. Но все это увидела госпожа и приказала спустить на нищего и служанку собак. Они набросились на бедных и стали беспощадно рвать их одежду и тело. Даже для собак, которые долгое время прослужили таким жестоким и черствым к чужому горю людей, эта работа была уже достаточно привычным делом. Лай собак, крик на помощь, этот невероятный шум услышали чумаки, которые отдыхали неподалеку и спасли двух едва живых людей от неминуемой смерти. Казалось бы кровожадность господ должна бы быть довольна. Но для них этого оказалось мало. И вслед чумакам на расправу послали своих гайдуков. Увидев угрожающее положение, чумаки отв "связали лошадей от повозок и поехали в горожанки за помощью. Гайдуки гнали своих лошадей вслед и стреляли. Несколько чумаков были ранены и убиты. Звуки выстрелов донеслись и до села, где в это время проходил летний Рахманский ярмарка. Выстрелы и бегство людей не вызвали никакого сомнения-это новый кровавое преступление господ. И когда все увидели, что среди беглецов есть раненые и убитые-это переполнило чашу терпения. Люди, все существовавшие: на лошадях, на повозках, пешком, с топорами, вилами , бросились на помощь. Гайдуки отступили. Не раздумывая, толпа хлынула к дверям дворца. Панская челядь отчаянно сопротивлялась. И только тогда, когда замок охватило пламя, люди отступили. Это не только не остановило господ, а сделало их еще более жестокими. И скоро на горожанки напал вооруженный отряд драгун, которые были призваны на расправу. Снова пролилась кровь невинных людей. Еще дольше драгуны находились в деревне, "устанавливая порядок". сих пор и улица, где были на постое драгуны, называется Драгановка. Но слезы и горе людей не прошли даром и однажды всю округу всколыхнул невероятной силы грохот, стены дворца стали обваливаться, все охватило пламя "я, и только когда все развеялось и стало ясно, люди увидели на месте ненавистного дворца прекрасное озеро. Беззаконие было наказано-высшая сила добра и справедливости победила. Еще долгое время люди по инерции обходили это место. Но время зарубцював и эту рану-и сейчас это красивое живописное озеро Симлин является одним из любимых мест отдыха.


8.3. Таможня

Несколько в стороне от дороги на Галич, на границе с землями с. Бышева есть небольшая наклонная гора-Таможня. С ней пов "связано больше легенд, рассказов, предрассудков о темные силы: чертей, упырей, ведьм, и об обязанности" связной блуд, который охватывает каждого путешественника. Следует отметить, что эти рассказы и поверь "я имели достаточно реальное подтверждение-были нередки случаи, когда действительно люди теряли ориентацию и долго бродили вокруг одного места, пока не встречали кого-то, кто указывал им дорогу. А были и трагические случаи-много человек замерзал в снегах или топились в якобы и не глубоких канавах с водой. Блуд имел и свое реальное объяснение, отнюдь не пов "связано с действием потусторонних сил. Люди, истощенные тяжелым трудом и голодом (в частности во время новины), дополненным долговременными постами, болели так называемые "слепоты". Уже под вечер, когда в обычных условиях еще достаточно хорошо все вокруг видно, люди теряли зрение. И это больше способствовало заблуждение. А человеческая фантазия, народные традиции и поверь "я, усиленные почти сплошной безграмотностью и невежеством давали просто огромную базу для ведьмовских объяснений этого явления. Само название горы имеет и достоверные исторические корни. На ней размещались таможенные границы для сбора пошлины с людей, которые ехали торговать на местный рынок. сих пор сохранилось несколько фамилий Мытник, происхождение которых имеет тот же источник.


Примечания

  1. Богдан Андрушкив. "Некрополи Тернопольщины, или о рассказывают молчаливые могилы", Тернополь, "Ранок", 1998

Литература

Тернопольский энциклопедический словарь. - М.: Издательско-полиграфический комбинат "Збруч", 2004-2010. - ISBN 966-528-197-6 , Том 1, 2004.