Надо Знать

добавить знаний



Горская Алла Александровна


Горськи.JPG

План:


Введение

Алла Александровна Горская (* 18 сентября 1929, Ялта - ? 28 ноября 1970, Васильков) - украинский художник-шестидесятница и известный деятель правозащитного движения 60-х годов в Украина. Жена художника Виктора Зарецкого.


1. Биография

1.1. Родители

Ее отец, Александр Валентинович Горский, был одним из организаторов советского кинопроизводства: после демобилизации он некоторое время работал в государственных учреждениях, а с 1931 года стал директором Ялтинской киностудии. Через год, в 1932 году, Александр Валентинович с семьей переезжает в Москву, где занимает должность начальника производства треста "Востокфильм". Но Александр Горский не любил Москву, поэтому очень обрадовался, когда 1933 представилась возможность переехать в Ленинград, где сначала был заместителем директора, а затем - директором ленинградской киностудии.

Мать Аллы Александровны - Елена, никогда, в отличие от мужа, карьеры не делала. В Ялте она работала воспитательницей в детских санаторно-школьного типа, а в Ленинграде художником по костюмам и потом уже все время этим и занималась.

С сентября 1939 -го года по апрель 1940 году отец Аллы, Александр Валентинович, был на финской войне, а незадолго до нападения Германии на СССР поехал руководителем группы в Монголию на съемки фильма "Его звали Сухэ-Батор". Так война застала в Ленинграде 11-летнюю Аллу вместе с матерью и старшим на 10 лет братом Арсеном (он был сыном Аллин матери от первого мужа, который погиб в первой мировой войне). Арсен летом 1941-го года вступил в народное ополчение, затем воевал в составе диверсионно-партизанской части, которая действовала на Ленинградском фронте, и весной 1943 года погиб. Алла же с мамой, пережив две блокадных Ленинградские зимы, летом 1943-го эвакуировались в Алма-Ату, где уже работал на объединенной киностудии Александр Валентинович. Однако в Алма-Ате семья была недолго и в конце 1943 года переехала в Киев, где Александр Горский занял должность директора киностудии.


1.2. Обучение

Во время войны пережила блокаду Ленинграда. С 1946 года училась в Киевской художественной школе имени Шевченко, которую закончила 1948 г. с золотой медалью. В выборе профессии сомнений не было: Горская поступила на живописный факультет Киевского художественного института (мастерская Сергея Григорьева). Летом 1952 года вышла замуж за студента этого же вуза Виктора Зарецкого, а через два года окончив институт, работала по специальности в области станковой и монументальной живописи. Ее произведения экспонировались на выставках, она пробовала себя в сценографии.

Училась в художественном институте в Киеве. Некоторое время преподавала рисунок в Республиканской художественной школе. Малая художественную мастерскую в Киеве на ул. Филатова.

В 1961-65 вместе с Василем Стусом, Василием Симоненко, Иваном Свитличным и др.. стала одним из организаторов и активным членом Клуб творческой молодежи в Киеве, который был тогда центром украинской национальной жизни. Принимала участие в организации литературно-художественных вечеров, подготовке ежегодных Шевченковских праздников и др.. Плодотворно занималась художественной деятельностью, создала ряд монументально-художественных работ.

В 1964 году за исполнение Шевченковского витража холла Киевского университета (был уничтожен), была исключена из Союза художников, однако впоследствии восстановлена. Принадлежа к группе "шестидесятников", принимала активное участие в украинском правозащитном движении. За участие в акциях протеста в 1965-68 годах против расправ над украинскими правозащитниками - Богданом и Михаил Горынь, П. Заливахой, Святослав Караванский, В. Морозом, В. Чорновилом и др.. Горская была вновь исключена из Союза художников и подверглась преследованиям со стороны советских органов безопасности. У нее буквально вырвали признание беззакония и заверения, что своей работой по художественному оформлению г. Донецка, она оправдает высокое звание советского художника. В апреле 1968 поставила свою подпись под письмом-протестом 139 деятелей науки и культуры в тогдашних руководителей СССР в связи с незаконными арестами и закрытыми судами над диссидентами.

28.11.1970 трагически погиб при невыясненных обстоятельствах в Василькове под Киевом. Это убийство по некоторым версиям приписывают КГБ, мстил Горский еще за обнародование вместе с В. Симоненко фактов массовых расстрелов киевлян в Быковнянском лесу. (Скорее всего, именно это стало причиной избиения милиционерами в г. Смеле Симоненко, вследствие чего он и умер в больнице через несколько месяцев.)

Похороны Горской превратился в демонстрацию протеста против существующего коммунистического режима в Украине. Автор многочисленных произведений: "Автопортрет с сыном" (1960), "Портрет отца" (1960), "Азбука" (1960), "У реки" (1962-63), "Портрет В. Симоненко" (1963) и др. .

Горская была одним из организаторов Клуба творческой молодежи "Современник" (1959-1964). Вместе с В. Симоненко и Л. Танюком открыла места захоронения расстрелянных в НКВД на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в Быковне (1962 - 1963), о чем они заявили в Киевский горсовет ("Меморандум № 2"). После этого В. Симоненко ул жестоко избит, в результате чего умер от скоротечной болезни почек в 1963.

1964 г. в соавторстве с П.Заливаха, Л. Семикина, Севрук и Зубченко создала в Красном корпусе Киевского университета витраж "Шевченко. Мать". Витраж был уничтожен администрацией университета. Созванная после этого комиссия квалифицировала его как идейно враждебный. Горской и Л. Семикина исключили из Союза художников, правда, через год восстановили.

1965 был арестован многих друзей и знакомых Горской. Этот год стал для него началом деятельного участия в движении сопротивления. 16 декабря 1965 Горская направила заявление прокурору УССР по поводу арестов.

Горской вызвали в КГБ на допросы в качестве свидетеля и на зводины глазу на глаз, где велись специфические "кагебистская разговоры" с предупреждениями и угрозами.

Материально и морально поддерживала семьи политзаключенных, переписывалась с ними, систематически - с П.Заливаха. В апреле 1966 подала ходатайство на его защиту. Правозащитники, которые возвращались из заключения, обращались к ней за помощью и получали ее.

Горская была на процессе В. Чорновола 15 сентября 1967 во Львове, где с группой киевлян заявила протест против незаконного ведения суда. 1968 Горская подписала "Письмо-протест 139" на имя руководителей КПСС и советского государства с требованием прекратить незаконные процессы. Начались административные репрессии против "подписантов", кагебистский давление. Киевом и Украиной пошли слухи о существовании подпольной террористической бандеровской организации, управляемой западными спецслужбами. Одним из руководителей этой организации называли Горской.

За ней следили, иногда демонстративно, ей угрожали неизвестные лица. 1970 Горской вызвали на допрос в Ивано-Франковск по делу арестованного В. Мороза, но она отказалась давать показания. За несколько дней до смерти составила протест в Верховный суд УССР о незаконности и жестокости приговора.


1.3. Трагическая смерть

Могила Аллы Горской

28 ноября 1970 Алла Горская булавбита в помещении свекор в городе Василькове Киевской области. Похороны Горской 7 декабря 1970 на Городскому (Берковецкой) кладбище в Киеве превратился в митинг протеста. Следствие, которое вела прокуратура Киевской области, пришло к выводу, что Горской убил ее свекор из мотивов личной неприязни, а затем покончил жизнь самоубийством. В Украине распространялись ужасные слухи об этих смерти, зарубежное радио подавало свои версии. Разговоры о смерти Горской и обстоятельства ее гибели пресекались властями.

Чуть больше чем через год, в январе 1972, поднялась наибольшая волна арестов участников движения сопротивления, в значительной мере ослабило украинскую духовную и интеллектуально элиту.

После распада СССР органы прокуратуры и безопасности Украины, пренебрегая требованиями общественности, не обнародовали никакой информации о гибели Горской. Открыта только следственное дело. Анализ дела показывает, что расследование было неполным, оно противоречиво, велось с нарушениями следственных норм, т.е. было сфабриковано. Прослеживаются также общие черты убийства с другими политическими убийствами в СССР.


2. Избранные произведения

мемориальная доска в Киеве
мемориальная доска в Василькове
  • "Санкомисия", дипломная картина
  • "Автопортрет", рисунок, 60-е гг
  • "Автопортрет с сыном"
  • Портрет шахтера Василия Кривинця, кон. 1950-х
  • "Песня о Донбассе", 1957
  • Портрет отца, 1960 г.
  • картина в память умершей матери "Дети (Ганя, Михаил, Петр)"
  • "Азбука", 1962 г.
  • "Припять. Паром", 1962-1963 гг
  • "Дума" (Т.Шевченко), 1963 г.
  • Портрет Александра Довженко, графика (линогравюра?), 60-е гг
  • Портрет театрального режиссера Леся Танюка, фотография, нач. 1960-х
  • Портрет Б.Антоненко-Давидовича, фотография, нач. 1960-х
  • "Подсолнух. Портрет сына", рисунок, нач. 1960-х
  • "Мать у печки", (линогравюра?), Нач. 1960-х
  • "Мать-Украина в оковах", нач. 1960-х
  • "Скажи, что правда оживет", 1963 г.
  • Портрет Симоненко, 1963 г.
  • Портрет И.Светличного, 1963 г.
  • Портрет Е.Сверстюка, 1963 г.
  • "У реки", декоративная композиция, 1964
  • Композиция (мужская фигура в профиль), 1963-64 гг

3. Примеры монументально-декоративных работ Аллы Горской

Школа в Донецке: [1] [2] [3] [4] [5]

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам