Надо Знать

добавить знаний



Госпитальеры



План:


Введение

Ранний герб ордена госпитальеров
"Мальтийский крест" - 8-Кутна звезда Соломона

Орден кавалеров святого Иоанна ( лат. Ordo Equitum Sancti Johannis ) - рыцарский орден Римско-католической церкви основан в XII веке. Современная латинское название - "Рыцарский орден госпитальеров святого Иоанна Крестителя из Иерусалима "( лат. Ordo Militiae Sancti Johannis Baptistae Hospitalis Hierosolimitani ). Рыцарей ордена часто называют иоаннитов или госпитальеров.

Орден собственное государство в Иерусалиме, на острове Родос, на острове Мальта. Позднее этот орден имел еще одно название "Мальтийский Орден". Официальное название - "Суверенный рыцарский орден госпитальеров св. Иоанна с Иерусалим, Родоса и Мальты" ( итал. Sovrano Militare Ordine Ospedaliero di San Giovanni di Gerusalemme di Rodi e di Malta ).

На самом деле Орден Госпитальеров известен под рядом названий, которые менялись со временем. Современное название "Суверенный Орден Святого Иоанна Иерусалимский, Родосский и Мальтийский" ( англ. Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and Malta ) Был утвержден 1936 года. Слово "госпитальный" ( англ. Hospitaller ) Было принято в XIX веке и добавлено к ранее существовавшему наименования. Слово "суверенный" ( англ. Sovereign ) Было добавлено после потери Мальты 1800 года, чтобы отразить автономный экстерриториальный принцип; слова "военный" ( англ. Military ) И "мальтийский" ( англ. of Malta ) Не отвечают современному состоянию дел, но отражают исторические и рыцарские традиции.

История ордена и его государственности состоит из следующих периодов:

  1. Период Крестовых походов (1096-1291 гг), когда йоаниты были составной частью элиты государств крестоносцев на Ближнем Востоке;
  2. "Кипрская интерлюдия" (1291-1310 гг) - после краха господства в Палестине;
  3. Пребывание на Родосе (1310-1522 гг) - во время которого окончательно сформировалось орденское сообщество;
  4. Мальтийский эра (1530-1798 гг) - период наивысшего взлета, расцвета и упадка, который закончился изгнанием рыцарей с острова Наполеоном Бонапартом;
  5. Период "в изгнании" (1798-1834 гг) - во время которого члены ордена пытались найти себе новое местонахождение, в частности, в Российской империи
  6. Современный период - с 1834 года официальной резиденцией Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского является Рим. Орденом управляет пожизненно избран Великий Магистр и правительство Ордена.

Несмотря на потерю государственной территории Орден и сейчас является суверенным субъектом международного права и поддерживает дипломатические отношения более чем со 100 государствами. В 58 странах Орден имеет собственные структуры и более в 110 странах Орден активно осуществляет гуманитарную деятельность. В 9 международных организациях (в частности ООН, ЕС, WHO, UNHCR) Орден имеет дипломатические представительства.


1. Роль ордена в тогдашней Европе

Иоанниты сыграли значительную роль в развитии западно-европейской военного дела и борьбе с исламской работорговлей, а также известные как организаторы первых европейских госпиталей.

Расцвет Ордена связан с эпохой Крестовых походов (1096-1291 гг.) Из всех орденов госпитальеры является, пожалуй, старейшим [ ] Из известных двенадцати монашеско-рыцарских орденов средневековья. С этой дюжины наиболее заметный след в истории средневековья вообще, и в частности, в истории Крестовых Походов оставили три: госпитальеры, тамплиеры и тевтоны. Орден Тамплиеров прекратил свое существование в первой половине XIV века, два других существуют до сих пор, хотя и не играют сейчас заметной политической или военно-политической роли: они, скорее, превратились в благотворительные общественные организации, т.е. вернулись к тому состоянию, с которого начинались.


2. Символика

Флаг Мальтийского Ордена

Отличительной чертой госпитальеров является белый восьмиконечный крест на черном плаще. Этот знак известен также под названием "мальтийский крест". Примерно с середины XII века белый восьмиконечный крест носят на груди на красном супервесте (суконный жилет, повторяющий покрой металлической кирасы и одевается поверх кирасы или вместо нее).


3. Основание

В начале второго тысячелетия Иерусалим стал основным местом паломничества христиан, хотя трудности, с которыми сталкивались путешественники, которым после долгого путешествия морем, где корабли караулили пираты и мародеры, приходилось проходить через охваченную беспорядками, разделенную войнами и сварливыми местными вождями страну, делали это мероприятие чрезвычайно опасным. А на Святой Земле почти не было христианских организаций, способных обеспечить ночлег, медицинскую помощь и питание пилигримам, которых, к тому же, часто захватывали местные жители с целью получения выкупа.

Относительно точного времени рождения Ордена в разных исторических источниках приводятся разные даты. По некоторым источникам 1070 года (за 25 лет до Первого Крестового Похода) знатный рыцарь Жерар (Джерард) основал при приюте для паломников в Иерусалиме, уже существовал в то время, священное братство, взявшее на себя заботы о христианских пилигримив. По другой версии это произошло 1080 года и основатель не был рыцарем. Историк Ги Удалить Сенти, сегодняшний официальный историограф Тевтонского ордена утверждает, что большинство историков сходятся на том, что какой-то Жерар Блаженный родом из города Мартиг, что во французской провинции Прованс, на время захвата крестоносцами Иерусалима 15 июля 1099 года уже был ректором (rector) или магистром (master) госпиталя в Иерусалиме.

Во времена Жерара Госпиталь был сугубо мирной организацией. Количество мест в госпитале достигало 2 тыс., применялись методы передовой тогда арабской медицины. Жерар создал первые Уставы Госпиталя, что для того времени, характерного отсутствием каких-либо правил и предписаний, было диковинкой. Госпиталь располагался возле Церкви Святого Иоанна Крестителя неподалеку от Церкви Гроба Господня и аббатства Святой Марии Латинской. Госпиталь был организован в двух отделениях - одно для мужчин, посвященное Святому Иоанну, другой (для женщин) - посвящено Марии Магдалине. Оба отделения находились сначала под властью аббатства Святой Марии Латинской.

Помощь предоставлялась раненым и больным любого вероисповедания, что приносило Госпиталя немалый доход от благодарных пациентов и позволило ему вскоре после взятия крестоносцами города стать независимым от Бенедиктинского аббата. С обретением независимости Госпиталь отказался от поклонения Святому Бенедикту в пользу Святого Августина. 1107 года тогдашний христианский король Иерусалима Болдуин I официально утвердил монашеское братство и закрепил за ним землю, на которой располагался Госпиталь.

Замок иоаннитов на о.Родос

4. Роль Жерара Блаженного

Под руководством Жерара брать сформировали себя в религиозное братство, составляя торжественную обеты бедности, целомудрия и повиновения. Как символ своего отказа от всего светского, брать выбрали униформой простую одежду и белый крест, который впоследствии стал восьмиконечный: символизировал восемь блаженств. Буллой Postulatio Voluntatis от 5 февраля 1113, Римский папа Пасхалий II (Pope Pascal II) одобрил их устав, за исключением упоминаний о любых военные режимы работы. В последующие годы под эгидой Братства были основаны госпитали для паломников в Европе, в основном, в портовых городах Сен-Жиль (Saint-Gilles), Асти, Пизе, Баре, Отранто, Таранто и Мессине. В этих госпиталях паломники могли приготовиться к паломничества, ждать корабля и готовиться к долгой и опасного путешествия через Средиземное море, а также отдохнуть после паломничества перед возвращением домой.

Жерар умер 1120 года: день его смерти до сих пор отмечается в календаре Мальтийского Ордена. Еще до смерти Жерара к Братства присоединяется группа рыцарей крестоносцев во главе с Раймоном де Пюи, из Прованса (который позднее стал вторым руководителем Госпиталя после Жерара). Неизвестно, когда Братство взяло на себя военную защиту Гроба Господня ( англ. Holy Sepulcher ) И обязанность бороться с неверными везде и повсюду. Считается, что это произошло примерно между 1126 и 1140 годами. Первым военным задачи, встал перед новыми братьями-рыцарями, был физическая защита паломников, направлявшихся от Яффы в Иерусалим, от бандитов, которые постоянно их грабили. Очень быстро задача разрослась до обязанности очищать окрестности от разбойников и вообще от неверных.

С тех пор и до времени падения Мальты Мастера или Гроссмейстеры (с 1489) ордена, были, и религиозными наставниками, и военными командирами рыцарей. Таким образом, между 1126 и 1140 годы Братство все больше становится военно-религиозной организацией, хотя функции заботы о слабых и больных паломников дальнейшем сохранялись. В этот же период название организации "Братство" заменяется на "Орден" ( лат. Ordo , англ. Order ), Как это уже было принято в военно-религиозных обществах в Европе. Точных сведений о происхождении первых рыцарей-госпитальеров нет. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство было французами, поскольку основная масса крестоносцев Первого Крестового Похода была из Франции, и Раймон де Пюи также был французом. Однако большинство госпиталей Ордена в Европе располагались в южной Италии, а большая часть пожертвований поступала из Испании. Поэтому есть все основания считать, что среди рыцарей-госпитальеров были немало итальянцев и испанцев. 1137 Римский папа Иннокентий II утвердил правило, по которому, брат, поступил в ордена, не имел права самостоятельно снять с себя обет. Для этого требовалось согласие остальных братьев. Те, кто вступал в ордена, принимали три обычных монашеских обета - безбрачия, бедности и послушания.


5. Состав и структура

Сначала для вступления в ряды рыцарей-госпитальеров не требовалось никаких доказательств благородного происхождения: наличие дорогого оружия, защитных доспехов, боевого коня уже означало благородство. Нередко для выполнения военных задач временно привлекались и рыцари, которые не принадлежали к братству. Однако, до 1206 года члены Ордена уже делился на классы:

  • к первому принадлежали только рыцари. Руководство выбирали только из их состава;
  • ко второму классу принадлежали орденские священники, так называемая служебная братия (сержанты), сотрудники госпиталей;
  • к третьему классу принадлежал персонал обслуги. Последний класс обетов монашества не давал; в боях участвовали рыцари и сержанты.

Кроме братьев некоторые привилегии и защиту Ордена получали также так называемые "собратья" ( лат. confratres ) И "дарители" ( лат. donati ), Т.е. те, кто помогал Ордену или непосредственным участием в боевых действиях или материально. Этой системы в других орденах не было. Орден очень быстро стал мощным военно-монашеской организацией. Его военная мощь уже в 1136 году побудила короля Иерусалима передать госпитальерам крепость Бетгемлин (Bethgibelin), важный стратегический пункт на южной границе, служивший защитой порта Ашкалон. Госпитальеры за свой счет укрепили и расширили крепость.


6. Расцвет

Дворец Великого Магистра на о. Родос.

Очень быстрое развитие военно-монашеских орденов в начале XII века, и ордена госпитальеров, в частности, объясняется тем, что монархи и крупные феодалы того времени были хорошими воинами, часто неплохими военачальниками, но вовсе неудачными администраторами. Можно сказать, что все они были просто разбойниками в королевских мантиях. Завоевывать территории и крепости они умели, грабить их тоже. Но XII век был веком становления государственности. Общественное развитие требовал стабильных границ, законов, стабильности страны. И только военно-монашеские ордена со своими тщательно разработанными уставами и членами, которые научились их соблюдать, связанные целью, без личных интересов, скрепленные дисциплиной, располагая постоянное обученное и сплоченное войско, могли быть и были на самом деле зародышами возникновения государств.

Именно это привлекало к орденов и королей, видевших в этих организациях свою опору, и состоятельных людей, что искали надежной защиты от произвола крупных феодалов, и католическую церковь, видела в орденах средство укрепления власти папского престола. Госпитальеры, были хорошими администраторами, привлекали к работе выдающихся строителей, медиков, архитекторов, оружейников того времени, создавали сеть укрепленных пунктов на границах королевства, организовали собственную пограничную службу, препятствуя проникновению в страну мусульманских отрядов.

Между 1142 и 1144 годы госпитальеры приобрели пять графств вблизи Триполи, суверенное княжество на севере королевства. Всего в то время в госпитальеров насчитывалось уже около 50 укрепленных замков, включая такие важные крепости, как Крак де Шевалье и Маргат. Руины этих замков и до сих пор высятся на высотах, господствующих над долинами, напоминая о временах Крестовых Походов и власти христианства над этими землями. Рыцари Ордена, понимая свое могущество, были не очень покорны церковной власти. Они просто вытеснили из центра Иерусалима аббатство Святой Марии Латинской и заняли здания ему ранее принадлежали.

Госпитальеры принимали активное участие в Втором крестовом походе, внося в ряды крестоносцев элементы порядка, организованности, помогло получить ряд побед. Однако поход закончился провалом. В довольно длительный полувековой промежуток времени между окончанием второго Крестового похода ( 1148) и началом третьего Крестового похода ( 1189) история северной Африки богата событиями борьбы между христианами и мусульманами. Здесь было все - и свирепая жестокость и тех, и других, и возникновения союзов, и предательство, и успешные штурмы городов как с одной стороны, так и с другой. Во всех этих событиях госпитальеры принимали активное участие. 1177 года госпитальеры вместе с тамплиерами участвуют в битве при Аскалоне и вносят существенный вклад в победу христиан. Мусульмане во главе с Атабеком Нуретдином сумели организовать отпор крестоносцам: 1154 года Нуретдин овладел Дамаск и начал наступление на Иерусалимское королевство.


7. Падение Иерусалима и дальнейшая судьба ордена

1187 года Саладин вторгся в Иерусалимское королевство и осадил Тивериады. Саладин захватил город, а в течение нескольких недель - все крепости королевства. Затем настала очередь и самого Иерусалима и Тира. К этому времени раздоры между тамплиерами и госпитальерами, включая военные стычки и серьезные бои, привели к ослаблению обоих орденов, взаимной неприязни и недоверия. Настоящей обороны Иерусалима организовано не было и город покорился нашествию. 1189 начинается Третий крестовый поход. В 1191 после двухлетней осады крестоносцам удается овладеть крепостью Сен-Жан д'Акр ( Акра). 15 июля 1199, т.е. в самом начале Четвертого крестового похода крестоносцам удается вновь установить власть над Иерусалимом. В первой половине-середине XIII века госпитальеры являются основной военной силой христиан в Палестине и сдерживают натиск мусульман. Они участвуют в V, VI и VII крестовых походах.

В 1238-1241 гг рыцари оказались между двух огней - Ватикан осуждал госпитальеров за связи с сирийскими магами и медиками, а мусульманские султаны Ближнего Востока - "за благочестие" и христианство. Султаны издали приказ отдавать захваченных в боях раненых госпитальеров в рабство на галеры. Пройдя Галерное ад и совершенстве изучив морское дело, рыцари создали собственный флот и до ХVIII в. считались непревзойденными специалистами галерного военного флота.

1244 года в конце VI Крестового Похода в битве под Газой госпитальеры терпят серьезное поражение. В плен попали магистр много рыцарей. Но 1249 года госпитальеры принимают участие в VII Крестовом Походе. И снова терпят неудачу - поражение в битве у Мансуре, во время которой в плен попали магистр и 25 высших руководителей Ордена. Крестоносцев преследует одна неудача за другой. Госпитальеров становятся арьергардом последних крестовых походов. Они продолжают удерживать свои крепости, даже когда другие крестоносцы уже покидают Палестину.

Замок Крак де Шевалье в Сирии

Крак де Шевалье они удерживают до 1271 года, замок Маргат - до 1285 года. После падения Иерусалима 1187 года госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акры (Сен Жак д'Акр). Но 1291 года пришлось оставить и последний оплот христианства в Палестине. Раненый магистр ордена иоаннитов, прикрывавших эвакуацию горожан и посадку их на корабли, взошел на борт корабля последним. Так закончилась эпоха крестовых походов, а с ней и эпоха расцвета и величия военно-монашеских орденов. Орденам предстояло искать свою свою нишу в новых исторических условиях. Тевтоны отсрочат свой ​​упадок благодаря тому, что приступят к христианизации Прибалтики. Тамплиеры так и не найдут своего места в Европе и 1307 года их будет разгромлен французским королем Филиппом Красивым и римским папой Климентом V, опасавшиеся за свою власть. Госпитальеры расположились сначала на острове Кипр, а затем перебрались на остров Родос и продолжали активное существование благодаря морским операциям на Средиземном море против пиратов.


8. Кипрский период

Под натиском мусульман, Великий Магистр Жан де Вильер с немногими сторонниками переправился на остров Кипр, в королевство Лузиньян, где госпитальеры уже имели большие имения. Анри ИИ Лузиньян, имевший громкий титул короля Иерусалима и Кипра, заинтересован в поддержке иоаннитов, подарил им город Лимасол, а Папа Климент V, обеспокоен положением на Ближнем Востоке, подтвердил этот "подарок". Госпитальеры возобновили боевые действия против мусульман, осуществляя пиратские рейды на ливанское и сирийское побережье. В это время у них была стратегическая цель - оставаясь вблизи Святой Земли, при первой возможности освободить ее от врагов Христа.

Пребывание на Кипре было непродолжительным периодом в истории ордена. Отношение к нему обладателей Кипрского королевства с годами стало неблагосклонным в связи с усилением их хозяйственного воздействия, и рыцари решили оставить Кипр.

Великий Магистр Гийом Вилларе (1296-1305 гг) принимает решения: перебраться на остров Родос, плодородный, с огромным количеством удобных гаваней, расположен вблизи от Малой Азии, Кипра и Крита. В то время остров находился в составе обессиленной Византии. Брат и преемник умершего Гийома Вилларе - Фульк Вилларе (1305-1319 гг) при непосредственном участии генуэзского корсара Виньола Виньола в 1306-1308 гг захватил Родос. С 1310 года орден йоанитив стал называться "суверен Родоса".


9. Родосский период

27 мая 1306 35 рыцарей и 500 пехотинцев высадились на острове Родос. Почти четыре года длилась ожесточенная борьба с турками и сарацинами - с тех пор йоанитив стали называть "Родосский рыцарями?. Орден был полностью независим от любой светской власти (суверенный), имел своих послов в других государствах, заключал дипломатические договоры. Своей главной задачей называл "бороться за славу" Божию и католическую веру. На Родосе рыцари создали мощные крепостные укрепления и имели большой флот.

За два века пребывания ордена на Родосе он приобрел черты своеобразной аристократической республики. Полновластным хозяином ордена был Великий Магистр, избиравшийся пожизненно и был подотчетен Верховной Раде "столпов восьми языков" (Прованс, Овернь, Арагона, Франции, Италии, Кастилии, Англии и Германии), и несколько епископов и бальи. С тех пор стало традиционным закрепление за "столпами" различных "языков" определенных функций:

  • "Столб" Франции - Большой Госпитальер, был первым в иерархии после Великого Магистра;
  • "Столп" Оверни - Великий Маршал войск ордена;
  • "Столп" Прованс - Большой Препентор (казначей)
  • "Столп" Арагона - Дралье, или кастелян, был интендантом;
  • "Столб" Англии, имевший титул "Туркопилье", руководил конницей;
  • "Столп" Кастилии был Великим Канцлером;
  • "Столб" Германии, Большой бальи, отвечал за фортификационные сооружения.

Большое развитие получила в йоанитив родосского периода морское дело. Они переняли лучшие достижения местных судостроителей и лоцманов, начали строить двухъярусные "стрекача" (галеры) с 50 гребцами в ряде и блестяще пользовались "эллинским огнем". В настоящее время в ордене появилась должность адмирала, на которую приглашали опытных мореплавателей из Италии. Флот ордена состоял из огромных, на то время, кораблей. Особенно отличался от других шестипалубный, обшит свинцовыми пластинами, вооруженный пушками боевой корабль "Святая Анна", известный в военной истории как первый европейский панцирный парусник.

На Кипре до 1308 p. и на Родосе до 1522 г. рыцари создали систему мощных крепостей, которые стали почти непроходимым барьером на пути тюркского нашествия в Европу и Средиземноморье. По сообщениям некоторых восточных хроник, именно иоанниты, поддерживая дружеские отношения с заклятым врагом османов - Тамерланом, уговорили его прекратить поход на Русь и с помощью пилигримов передавали ему важную стратегическую информацию, которая способствовала разгрома турок близ Анкары 1402.

Родосские рыцари в XIV-XV вв. не только защищались от мусульман, но и в октябре 1344 захватили город-крепость смирно. 1365 иоанниты приняли участие в крестовом походе кипрского короля Пьера Лузиньяна против Египта. Отплыв из Родоса, флот крестоносцев 10 октября 1365 штурмом овладел Александрией, в порту которой был уничтожен весь египетский флот.

После уничтожения 1312 ордена тамплиеров большая часть его имущества за пределами Франции, по приказу Папы Римского Климента V, было передано ордена Родосский рыцарей. За это имущество французский король Филипп Красивый, присвоивший почти все драгоценности тамплиеров, заставил йоанитив заплатить 200 тыс. ливров. Его преемник, Людовик X, за несколько лет спустя заставил йоанитив выплатить ему еще 50 тысяч ливров. Несмотря на это, приняв долю наследства тамплиеров, орден существенно усилил свою экономическую мощь.

В родосский период под контролем иоаннитов в Европе находилось 656 командорств. На рубеже ХIV-ХV вв. рыцари построили в себя два больших госпиталя. В принятом в этот период Уставе ордена благотворительности приравнивалось к воинской обязанности. После поражения армии европейских крестоносцев вблизи от Никополя 1396 от османского султана Баязида, иоанниты выкупили много христианских пленников за 30 тысяч дукатов.

29 мая 1453 Османская султан Мехмед II завладел Константинополем, в следующем году потребовал от иоаннитов дани в размере 2000 дукатов, на что получил презрительную отказ. В мае 1480 огромное османское войско во главе с греком Мануилом Палеологом (Меши-пашой) начало осаду Родоса. Великий Магистр Пьер дьОбюссон (1476-1503 гг) был ранен в бою, но не прекратил руководить обороной. Потеряв большую часть войска и кораблей, Мануил Палеолог снял осаду и отступил. Орден одержал победу над османами, но потерпел больших человеческих и материальных потерь.

После падения Константинополя (1453 г.), родосцы стали последним форпостом христиан на Востоке. Борьба Ордена с превосходящими силами Османской империи продолжалась почти столетие. После ожесточенной борьбы Орден был вынужден покинуть Родос в декабре 1522


10. Итальянско-Триполитанський период (1523-1553 гг)

В 1523-1530 годах Орден св. Иоанна находился в Италии. В это же время Ордена принадлежали земли в Триполитании. 1553 Триполитания была захвачена Османской империей.

1 января 1523 Великий Магистр, остатки его рыцарства и 4000 родосцев на пятидесяти кораблях отправились с Родоса. Семь лет они искали убежища, разрабатывали планы отвоевания Родоса, просили римскую курию предоставить им один из островов (Минорка, Чериго, Эльба), но тщетно.

В этот период временный приют Ордена предоставил кардинал Джулио Медичи. Впоследствии, по просьбе папы Климента VII, император Священной Римской империи подарил Йоанитам остров Мальту и город Триполи. В обязанности Ордена входило защищать флот империи, бороться с алжирскими пиратами и защищать Европу от османского нашествия.


11. Мальтийский период (1553-1798 гг)

Еще в 1530 году император Карл V передал остров Мальту Ордену госпитальеров, а после потери Триполитании территория острова окончательно стала убежищем Суверенного ордена.

23 марта 1530, согласно Акта, подписанного в Кастель-де-Франко, орден иоаннитов стал сувереном острова, который был передан ему в пожизненное владение на правах свободного лена - со всеми замками, укреплениями, доходами, правами и привилегиями и с правом самой юрисдикции. Формально Великий магистр ордена признавался зависимым от Королевства обеих Сицилий, и поэтому в знак этой зависимости должен был ежегодно в праздник Всех Святых, 1 ноября, отдавать вице-королю Испании как дань белого сокола.

Папа Климент VИИ утвердил "Акт о Мальте", и 26 октября 1530 Великий Магистр Филипп де Вилье де л'Иль-Адам в сопровождении членов и других главных чинов ордена вступил во владение островом. С этого дня, по постановлению капитула, орден иоаннитов был переименован в "Суверена Мальты".

Уже в начале XVII в. Орден славу морского щита и лучший в Европе флот. Столицу Мальты, город Ла Валетта, строил известный архитектор Франческо Лапарелли, там было собрано знаменитую Мальтийскую библиотеку, основан университет.

Однако в это время в ордене начались расколы. Еще в 1539 г. рыцари семи из тринадцати командорств Бранденбургского бальяже перешли в лютеранство и создали самостоятельную евангелическую ветвь йоанитив. Со временем к этому бальяже, в котором со второй половины XVIII века. власть получили Гогенцоллерны, присоединились шведский, голландский, финский и швейцарская орденская братии. Отношения с Мальтой фактически прекратились, хотя по соглашениям 1763-1764 гг бальяже с центром в Зонненбурзи признавался частью Мальтийского ордена с правом уплаты соответствующих взносов. Трудные времена переживал также английский центр ордена, в котором до второй половины XVIII века было официально установлено англиканское Большое Приорство, что на практике было неподвластно ордена. Таким образом, в конце XVIII века Мальтийский орден распался на три самостоятельных рыцарско-монашеские организации, еще больше углубило упадок и тяжелое положение госпитальеров.

Великая Французская революция 1789 года привела к окончательному упадку ордена, ведь во Франции были самые владения йоанитив. Когда во Франции разразилась революция, сотни рыцарей выехали из Мальты в Европу, чтобы спасать и защищать имущество ордена на континенте. Декреты 1789 года о отмена десятины и конфискации церковного имущества лишили мальтийских рыцарей главного источника доходов - домениальных владений. Руководящая верхушка ордена, фактически уже не был ни сувереном, ни военной силой, ни религиозной корпорацией и, по меткому выражению английского историка Р.Льюка, превратился в "институт поддержания безделья младших отпрысков некоторых привилегированных семей".

А тем временем Мальта становится прибежищем контрреволюционной аристократии. На остров переезжают семьи знатных рыцарей, и орден тратит огромные средства на их содержание, хотя сам находится в трудном положении, вызванном национализацией его имущества во Франции.

1798 Мальту захватили французские войска генерала Бонапарта. 6 июня 1798 флот Наполеона появился на рейде Мальты. Два судна, которыми командовал адмирал Брюэ, вошли в Марсаклока под предлогом пополнения запасов питьевой воды. Разрешение было получено, а через трое суток до побережья Мальты подошел весь французский флот. В тот же день на острове началось восстание против рыцарской администрации. Течение 36 часов французы почти без сопротивления овладели Мальтой. На борту флагманского корабля "Восток" был подписан Акт о капитуляции гарнизона острова. Отныне вся власть на острове переходила к Франции. Рыцарям предоставлялась возможность выехать или остаться, а взамен французам разрешалось свободно жить во Франции, где их не будут считать эмигрантами. На Мальте осталось лишь 260 рыцарей-иоаннитов.

1800 французы, в свою очередь, были изгнаны англичанами, которые оккупировали остров. Флот Великобритании, под командованием адмирала Нельсона блокировал Мальту. По Мальты существовала британо-российская конвенция о возвращении острова в собственность ордена, но русский превосходство над ним обеспокоила Лондон. Именно поэтому, когда 5 сентября 1800 французский республиканский губернатор Мальты Е. ВОБУ капитулировал, в Ла-Валетте утвердилось английское владычество и англичане отказались отдавать остров Ордена (т.е. русскому императору).


11.1. Орден и Украина

В этот период развиваются достаточно тесные связи между Мальтийским орденом и Запорожской Cиччю. Хотя официально Мальтийский Орден на украинских землях появился 1609 года, контакты имели место и раньше. Князь Дмитрий Вишневецкий, который организовывал Запорожскую Сечь, развивал ее по образцу Мальтийского Ордена. Одним из подтверждений этому является изображение на казацких знаменах и другой атрибутике, а также на казацких (надгробных) крестах мальтийских крестов.

С 1609 года, на территории современной Украины, Мальтийский Орден Волынское Приорство, созданное на землях князя Януша Острожского, который завещал Орденом свое имение. Польский Сейм официально разрешил создание Волынского Приорства.

Исследователи говорят, что многие казаки принадлежали к этому рыцарского ордена. "Мальтийцев" (членами ордена) также было много представикив украинской шляхты, некоторые из них даже завещали свои имения на территории Украины ордена, например, в Корсунь-Шевченковском, Коростышеве и на Подолье. 1609 князь Януш Острожский завещал свое имение на Волыни в наследство Мальтийском ордена, основав майорат (ordinatio) "Острожской ординации".

Известный французский историк и путешественник Пьер Шевалье прямо сравнивал Запорожскую Сечь с Орденом Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийским Орденом).

Следы казаков-запорожцев прослеживаются и на Мальте и на першобатькивщини Орденского рыцарства - в Иерусалиме, где в храме Гроба Господня сих пор хранится подаренная гетманом Мазепой чаша из чистого золота. Украинских казаков хорошо знали и на самой Мальте. Был на острове гостем в Мальтийского Ордена и Дмитрий Вишневецкий, изучая строй и устройство Ордена. Запорожцы ездили на Мальту изучать мальтийское военное искусство, а мальтийцы приезжали в Запорожье изучать казацкое. В столице Мальты Валетте стоит памятник запорожец. А в соборе Иоанна Богослова на Мальте является скульптурная композиция, которая датируется примерно 1680 годом или позже. В верхней части композиции - бюст Великого магистра Мальтийского ордена Николо Котанера (1660-1663 гг), а поддерживают его две мраморные фигуры - запорожского казака и африканского невольника. Исследователи ствердують, что это - символ Запорожской Сечи, много лет поддерживала тесный союз с Мальтийским орденом иоаннитов против османов.

После разгрома Запорожской Сечи и оккупации Правобережья русскими войсками, в начале 80-х гг XVIII в. по приказу царицы Екатерины II в пользу Мальтийского ордена был решен комплекс спорных вопросов собственности рыцарей в Речи Посполитой и в Украине, ведь орден существовал здесь более 200 лет. Одновременно была основана Большое Польское Приорство в составе шести командорств. Основана 14 декабря 1774 г., его существование было последовательно утверждено Польским Сеймом 18 октября 1776, папой Пием VI, 26 сентября 1777 и Великим Магистром фра Эммануэлем де Роганом 17 ноября 1777


12. Российский период (1798-1817 гг)

1 июня 1698 на остров Мальта прибыл посол Петра Борис Шереметьево. Этот визит стал первым шагом к знакомству России с Мальтийским Орденом.

1784 г. на Мальте было открыто российское генеральное консульство, что должно было способствовать достижению двуединой цели Российской империи в Средиземноморье: прекращения политических спекуляций относительно роли России на Мальте и профессионализация наблюдений за Леванте, Южной Италией и Грецией.

В середине 90-х гг элита ордена также стремится к сближению с Россией. В Санкт-Петербург прибывает с визитом граф де Литта, который был в свое время советником Екатерины II с морских и международных средиземноморских дел. Через его посредство Великий Магистр де Роган предлагал Павлу И стать защитником-протектором ордена.

Одним из первых шагов нового царя Павла I стало подписание 1797 Конвенции между императором и Мальтийским Орденом. В России создалось Большое Приорство, членами которого могли стать подданные империи католики; хранились владения Ордена в Польше и Волыни; устанавливались суммы выплат казначейства в казну Ордена.

1 июня 1798 руководство Ордена решило выделить не-католиков в отдельный Приорат. Того же года остров Мальта был сдан революционном армии Наполеона почти без сопротивления. Великого Мастера обвинили в измене. Обращением 7 ноября 1798 в Павла I Большое Приорство Российское придавало ему титул и просило принять Орден "под руку".

29 ноября 1798 Павел I издал "высочайший Манифест" об установлении в пользу российского дворянства ордена Св. Иоанна Иерусалимского и Правила для принятия дворянства Российской империи в этот орден. Тогда же Орден Святого Иоанна Иерусалимского становится высшей наградой империи.

Однако, июньские события на Мальте и капитуляция магистра Гомпеша разозлили Павла I, потому что овладев островом, французы нанесли не только удар средиземноморской политике Российской империи, но и личной обиды императору, выслав российского посланника. После того как было объявлено, что любой корабль под российским флагом, который появится у побережья Мальты, будет потоплено, Черноморская эскадра России во главе с адмиралом Ушаковым получила приказ отправиться к Босфору для борьбы с французами.

Мальтийский крест был внесен в государственный российского герба - он украсил грудь двуглавого орла и значки гвардейских полков. Мальтийский крест также получил значение нагрудного ордена, которым награждали за выдающиеся достижения.

Когда Папу Римского Пия VI сообщили об избрании нового Великого Магистра, его возмущению не было предела. Рим признал данный акт незаконным.

После захвата Мальты английским флотом у Павла И остались лишь корона и жезл Великого Магистра, но остров ему возвращать не собирались. Гневу императора не было границ: российского посла в Лондоне графа Воронцова немедленно отозвали на родину, а британскому послу в Санкт-Петербурге лорду Вордсворту предложили немедленно покинуть Россию. В новой ситуации Павел I пошел на сближение с Бонапартом, который еще в июля 1800 г. известил царя о согласии вернуть Мальту ордену и даже подарил шпагу, в свое время подаренную папой Львом Х одном из Великих Магистров иоаннитов. Теперь Павел I резко меняет курс: недавний союзник - Великобритания превратился в злейшего врага. Однако, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павла И был убит мятежниками.

В течение 1798-1817 гг Орден располагался в России, в Санкт-Петербурге, а великим магистром Ордена с декабря 1798 по март 1801 был император российский.

После убийства Павла I его преемник Александр I хотя и подписал Манифест, в котором подтверждал права и привилегии Ордена, на самом деле мало интересовался этим делом и даже не захотел принять титул Великого Магистра. Впоследствии власти конфисковали орденские земли и сооружения, прекратились денежные выплаты, было запрещено носить Мальтийские ордена и награды.


13. Итальянский период (с 1817 г. до сих пор)

После изгнания из Мальты и отказа российского императора Александра I от патроната над Орденом в его суверенных владениях осталась лишь территория посольства в Риме. С этого времени начинается современный период истории Ордена Йоанитив.

В начале 1815 года, после окончания морской войны между США и Великобританией и заключение Гентского мирного соглашения (декабрь 1814 г.) в Средиземное море вошла крупная американская военная эскадра. Американцы обратились за помощью к мальтийских лоцманов и рыцарей-иоаннитов. Последние были предоставлены огромный картографический материал регионов Средиземного моря. На американских судах советниками были лоцманы-иоанниты. В результате победоносных действий американского флота правители Алжира, Ливии и Туниса были вынуждены уплатить огромную контрибуцию США. Вскоре военные операции против североафриканских стран и их флотов начала объединенная англо-голландская эскадра, в составе которой тоже были иоанниты. После этого корсарство в Средиземном море было ликвидировано, а страны Магриба потеряли военные флоты.

После трех десятилетий скитаний по Сицилии (Катания, Мессина), Испании и Южной Италии Мальтийский орден, а точнее - то, что от него осталось, нашел себе постоянную резиденцию в папском Риме. 1834 Капитул Ордена переехал в дом VII в., Расположенный по ул. Кондотти в Риме. Еще одно здание, принадлежащее ордену, расположена на Авентийському холме.

Главным направлением деятельности ордена становится благотворительности и санитарно-медицинская служба. Абиссиния, американо-испанский и Англо-бурская война - вот далеко не полный перечень мест деятельности ордена. 1912-1913 гг - Балканские войны.

В годы Первой мировой войны Белый Крест был не менее известный, чем Красный. Сотни стационарных и полевых госпиталей - вот лишь небольшая часть деятельности братьев-иоаннитов. Во время Второй мировой войны, кроме медицинской помощи, мальтийские рыцари сражались в рядах Движения Сопротивления. Известным руководителем подполья был кавалер Большого Креста кардинал фон Галян, епископ Мюнстера. По особому приказу Гитлера были казнены 12 рыцарей Ордена.

Мальтийский Орден еще является субъектом международного права, ведет активную благотворительную деятельность. Он не осуществляет функций власти, но имеет право активного и пассивного посольства. Послы Мальтийского Ордена аккредитованные в нескольких странах и принадлежат к дипломатическому корпусу этих стран. В свою очередь послы этих стран аккредитованные в Мальтийском Ордене. Орден имеет своих представителей в Красном Кресте, Международной организации по делам беженцев.


Источники

п ? в ? р Католические ордена
Монашеские ордена и конгрегации
Августинцы ? Алексиано ? Амадеиты ? Ангельские сестры св.Павла ? Ассумпционисты ? Василиане ? Василиане лат.обряда ? Бенедиктинцы ? Бернардины ? Белые отцы ? Бонифратры ? Братья христианских школ ? Братья Успения ? Бригидки ? Валломброзианы ? Варнавиты ? Вербисты ? Вербисткы ? Визитанткы ? Викентианкы ? Гильбертинци ? Гоноратка ? Доминиканцы (орден) ? Дочери Божьей Любви ? Дочери Марии Помощницы Христиан ? Дочери милосердия ? Едмундисты ? Езуаты блаженного Иеронима ? Иезуиты ? Евхаристкы ? Еронимиты ? Камальдулы ? Камиллианци ? Кармелитки ? Кармелитки босые ? Кармелиты ? Кармелиты босые ? Кармелиты светские ? картезианцев ? Кларетинци ? Кларисинкы ? Клюни (конгрегация) ? Конгрегация сестер от Ангелов ? Концепционисткы ? Лазаристы ? Латеранские каноники ? Мавристы ? Малые сестры присутствия Богоматери ? Малые сестры Успения ? Марианны ? Милосердные сестры Успения ? Миним ? мхитаристов ? Назаретянкы ? Назаретянци ? Общество Христа для Заграничной Полонии ? Облатки Успения ? Оливетанци ? Оранты Успения ? Ораторианы Иисуса ? Ораторианци ? Паллотинкы ? Паллотинци ? Паулина ? Пиары ? Премонстранты ? Редемптористы ? Рыцари Колумба ? Сакраменткы ? Салезиане ? Салезианкы ? Сестры Богородицы Сиона ? Сестры милосердия ? Сестры Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии ? Сестры Поклонение Святому Духу ? Сестры служанки Иисуса в Евхаристии ? Сервиты ? Сестры Жанны д'Арк ? Сестры милосердия с Миядзаки ? Сестры Миссионерки Любви ? Сестры Миссионерки Успения ? Сестры Служебницы Непорочной Девы Марии ? Сестры Успения ? Сестры Креста ? Сильвестринци ? Сомаскы ? Театинци ? Общество Иисуса ? Терциариев ? траппистов ? Тринитарии ? Урсулинкы ? Фельянтинци ? Францисканкы Миссионерки Марии ? Францисканцы ? Целестинци ? Цистерцианцы
trumb
Военно-монашеские ордена
Ависький орден ? Орден Алькантара ? Вифлеемский орден ? Рыцари Святого Иоанна Божьего ? Орден Госпитальеров ? Иерусалимский Орден Святого Гроба Господня ? Добжинский Орден ? Орден Калатравы ? Орден Святого Лазаря ? Ливонский орден ? Орден Монтегаудио ? Орден рыцарей с Монтесы ? Орден Святого Духа ? Орден Святого Иоанна Акрського и Святого Фомы ? Орден Сан-Хорхе де Альфама ? Орден Святой Марии Вифлеемской ? Орден Сантьяго ? Орден Святого Стефана (военный орден) ? Орден Сантьяго да Эспада ? Тамплиеры ? Тевтонский орден ? Орден Христа
См.. также Католические религиозные ордена ? Монах
п ? в ? р Рыцарство
Рыцарские ордена
п ? в ? р Рыцарские ордена
Монархические ордена
Орден Будяк | Орден Бани | Орден Башни и Меча | Орден Британской империи | Королевский Викторианский орден | Военный орден Италии | Высший орден Святого Благовещения (Италия) | Орден Римского орла | Орден Святого Иоанна (Великобритания) | Колониальный орден Звезды Италии | Королевский гвельфской орден | Орден Святых Маврикия и Лазаря | Орден Непорочного зачатия Девы Марии Вилла-Викозськои | Орден Дракона | Орден индийская империи | Орден Звезды Индии | Орден Короны Италии | Орден Нидерландского льва | Орден Почетного легиона
trumb
Военно-монашеские ордена
Ависький орден | Орден Алькантара | Вифлеемский орден | Орден Госпитальеров | Иерусалимский Орден Святого Гроба Господня | Добжинский Орден | Орден Калатравы | Орден Святого Лазаря | Ливонский орден | Орден Монтегаудио | Орден рыцарей с Монтесы | Орден Святого Духа | Орден Святого Иоанна Акрського и Святого Фомы | Орден Сан-Хорхе де Альфама | Орден Святой Марии Вифлеемской | Орден Сантьяго | Орден Святого Стефана (военный орден) | Орден Сантьяго да Эспада | Тамплиеры | Тевтонский орден | Орден Христа
Монашеские ордена и конгрегации
Августинцы | Алексиано | Амадеиты | августинцев Успения Пресвятой Богородицы | Василиане | Белые отцы | Бернардины | Орден сестер Богоматери в Сионе | Бонифратры | Братья христианских школ | Бригитткы | Валломброзианы | Варнавиты | Вербисты | Визитанткы | Гильбертинци | Доминиканцы (орден) | Дочери Марии Помощницы Христиан | Дочери милосердия | Езуаты блаженного Иеронима | Общество Иисуса | Еронимиты | Камальдулы | Камиллианци | Кармелитки | Кармелиты | картезианцев | Кларетинци | Клариссинкы | Клюни (конгрегация) | Конгрегация сестер от Ангелов | Латеранские каноники | Мавристы | Марианны | минимально | мхитаристов | Назаретянкы | Назаретянци | Общество Христа для Заграничной Полонии | Оливетанци | Паллотинкы | Паллотинци | Паулины | Пиары | Премонстранты | Редемптористы | Рыцари Колумба | Сестры милосердия | Сестры Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии | Сестры служанки Иисуса в Евхаристии | Сервиты | Сестры Милосердия из Миядзаки | Сестры Миссионерки Любви | Сестры Служебницы Непорочной Девы Марии | Сомаскы | Театинци | Терциариев | траппистов | Тринитарии | Урсулинкы | Фельянтинци | Францисканкы Миссионерки Марии | Францисканцы | Целестинци
См.. также украинские монашеские ордена
Рыцарские титулы
Рыцарские доспехи
Рыцарские обряды
Рыцарская культура
Рыцарский роман ? Рыцарская поэзия ? Рыцарские доблести ...


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам