Государственное управление

Государственное управление ( англ. public administration ) - Является видом деятельности государства, осуществление управленческого организующего влияния путем использования полномочий исполнительной власти через организацию исполнения законов, осуществления управленческих функций с целью комплексного социально-экономического и культурного развития государства, его отдельных территорий, а также обеспечение реализации государственной политики в соответствующих сферах общественной жизни, создания условий для реализации гражданами их прав и свобод [1].

Государственное управление является составной политического управления, то есть процессом реализации государственной власти как средства функционирования любой социальной общности.


1. Другие определения

Государственное управление - это организующая деятельность государственных органов исполнительной власти, которая заключается в организации выполнения законов и нормативно-правовых актов, осуществлении распоряжения ресурсами общегосударственной собственности, в целях комплексного социально-экономиче ? ного развития, а также обеспечение реализации государственной политики в соответствующих сферах жизни. Государственное управление - это форма практической реализации исполнительной власти. Государственное управление является категорией организационно-правовой, а исполнительная власть - политико-правовой. Поэтому выделяют два понятия государственного управления: 1) как всей деятельности государства, 2) как деятельности исполнительной власти.


2. Черты государственного управления

Выделяют следующие черты государственного управления, раскрывающие его сущность: 1. Государственное управление всегда представляет собой определенную организующую деятельность, в результате которой возникают конкретные, управленческие по содержанию отношения. 2. Необходимым условием их возникновения является наличие субъекта, наделенного властными полномочиями для осуществления управленческих функций. 3. Для возникновения управленческих отношений, кроме субъекта, в них должен участвовать также и объект (объекты), на деятельность которого направляется управляющее воздействие субъекта. 4. Характер отношений, возникающих между ними, всегда властным, а в условиях государственного управления - государственно-властным, причем этими полномочиями наделен всегда одна сторона - субъект управления, а объект управления является лишь исполнителем указаний и директив, поступающих от субъекта. 5. Организующая деятельность государственно-властного характера заключается в выполнении и распорядительстве согласно требованиям закона, то есть подзаконным, основывается на действующем законодательстве. 6. Управленческое воздействие, возникающее во время этой организующей деятельности и налаживания управленческих отношений, может иметь разный по своим параметрам характер: это и государственное регулирование, и централизованное руководство и оперативное управление. 7. Государственное управление, функционируя в правовом поле действующего законодательства, в случае его нарушения, влечет за собой юридическую ответственность.


3. Признаки государственного управления

Можно выделить следующие характерные признаки государственного управления: 1) исполнительно-распорядительный характер, 2) подзаконность 3) масштабность и универсальность 4) иерархичность 5) организующий характер. Исполнительно-распорядительный характер означает, что государственное управление составляют два взаимосвязанных аспекта: исполнительная и распорядительная деятельность. Органы, осуществляющие государственное управление, - это исполнительные структуры, и отражено в их названии (органы исполнительной власти). Основным их назначением является организация выполнения законодательных актов, принятых парламентом, и актов главы государства. Вместе с тем, реализация данной функции невозможна без осуществления определенных распорядительных действий. Распорядительная деятельность реализуется: во-первых, через издание общеобязательных нормативно-правовых актов (постановлений, приказов, распоряжений и т.д.), во-вторых, в организации выполнения указанных предписаний, в-третьих, в осуществлении контроля за их выполнением. Подзаконность государственного управления понимается как осуществление исполнительно-распорядительной деятельности на основе правовых норм, главное место среди которых принадлежит Конституции, законам, актам главы государства. Именно они создают правовую базу для осуществления государственного управления и определяют границы его исполнительного направления, главные средства достижения целей. Масштабность государственного управления означает, что эта государственно-управленческая деятельность является объемной в государстве. Она распространяется на всю ее территорию и огромное количество объектов управления. В сферу его непосредственном ведении относятся правовые, инфор ? формационные, экономические, финансовые, технические, организационные, человеческие и другие ресурсы, которые есть в наличии у государства. Универсальность государственного управления выражается через деятельность органов исполнительной власти, которая является непрерывной, то есть она невозможна без повседневного и постоянного управленческого воздействия на общественные отношения, включая все, без исключения, сферы общественной жизни и осуществляется на всех уровнях управления - от центра к регионам и конкретных территорий . Иерархичность состоит в том, что система органов исполнительной власти по ? построенная на принципах четкой подчиненности и субординации нижестоящих органов вышестоящим. Организующий характер государственного управления выражается через его управляющее воздействие, направленное на организацию совместной работы членов общества, социальных коллективов, организаций с целью обеспечения жизнедеятельности государства и обеспечения благосостояния ее граждан с применением для этого средств производства, природных ресурсов, материальных и других ценностей [2].