Государственное устройство Японии

Государственное устройство Японии
Flag of Japan.svg
Japon-Vlada.png
Схема разделения властей по Конституции.

Япония - унитарное демократическое национальное государство, парламентская конституционная монархия. Основной закон - Конституция 1947 года, которая предусматривает верховенство права, коллегиальность управления, нерушимость и неприкосновенность прав человека, соблюдения принципов пацифизма. Носителем государственного суверенитета является японская нация. Власть разделяется на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Первая представлена ​​двухпалатным парламентом, вторая - Кабинетом министров и органами исполнительной власти на местах, третья - Верховным и региональными судами. Муниципалитеты разных уровней имеют широкие права самоуправления. Высшим органом власти является парламент. Формальный глава государства - Император Японии; фактический - премьер-министр, руководитель Кабинета министров.


1. Конституция

1.1. Старая конституция

Устройство времен Японской империи

Первая японская конституция была принята 1889 года, во времена существования Японской империи. Она была создана коллективом юристов под руководством Ито Хиробуми по образцу прусской конституции, которая предусматривала конституционно-монархический строй. Японская конституция была жалованной конституцией, то есть предоставлялась населению Императором. Она предусматривала широкие права для японского монарха, который был носителем государственного суверенитета. Император мог принимать решения в сферах внутренней и внешней политики в обход решений кабинета министров или парламента, имел право издавать рескрипты и приказы, имевшие силу законов, был верховным главнокомандующим японских армии и флота. Главным законодательным органом был двухпалатный Имперский парламент. Он состоял из Палаты представителей и Палаты пэров. Первая формировалась из депутатов, избираемых на общенациональных выборах, вторая - из депутатов, назначаемых Императором и принадлежали к сословию титулованной шляхты. Функции парламента были ограничены - он лишь утверждал законопроекты, которые посылал правительство от имени монарха. Правительство империи назывался Кабинетом министров. Он создавался по приказу Императора и выполнял роль органа, который помогал монарху в управлении страной. Судопроизводство также велось от имени Императора. Суды делились на административные и особенные. Население Японии считалось подданными Императора. Института гражданства не существовало. Конституция гарантировала основные права и свободы населению страны, однако ограничивались законами. Также устанавливались обязанности на уплату налогов и отбывания общевойсковой повинности [1]. Обязательность образования определялась императорский рескрипт.


1.2. Новая конституция

Устройство новейшей Японии

1945 года Япония потерпела поражение в Второй мировой войне. 3 ноября 1946 года, под давлением оккупационных властей, японское правительство приняло новую демократическую конституцию Японии. Оно вступило в силу от 3 ​​мая 1947 года. Конституция провозглашалась высшим законом страны. Носителем государственного суверенитета определялась японская нация. Она осуществляла управление страной опосредованно - через представителей в парламенте и региональных советах, избираемых голосованием. Статус Императора было снижено. Он становился символом Японской государства и единства японской нации, но лишался права управлять страной. Роль Императора сводилось к церемониальных функций - подписание законов, правительственных постановлений, приема глав иностранных государств. Новая конституция признавала верховенство основных прав человека, их незыблемость и неприкосновенность. Одновременно с этим устанавливался институт гражданства, определялась обязательность уплаты налогов, труда, образования. Парламент страны оставался двухпалатным, однако Палата пэров заменялась на Палату советников. Все привилегированные сословия и олигархические институты отменялись. Особенностью новой конституции была 9-я статья, которая провозглашала пацифизм основным принципом государственной политики. Япония отказывалась от войны как средства решения международных проблем и отменяла институт вооруженных сил [2].

Конституция 1947 года остается в силе в начале 21 века. В случае несоответствия положений реальному положению дел в стране и мире, предусматривается механизм принятия поправок в Конституцию. Сначала проект поправки принимается в обеих палатах Парламента двумя третями голосов депутатов. После этого поправка выносится на национальный референдум, где ее должен одобрить более половины граждан страны, имеющих право голоса. Принятую поправку объявляет Император от имени японской нации [2].


2. Права человека

Антиядерная демонстрация педагогов в защиту права на надлежащее окружающей среды.

Основные права человека гарантируются Конституцией Японии. Они определяются как вечны и незыблемы. К этим правам относятся право на равенство, свободу, социальные права, право на защиту основных прав человека. Конституция позволяет ограничивать права человека, если они нарушают общественный общий благосостояние или права других людей [2].

Право на равенство предполагает единообразие граждан Японии перед законом, независимо от их социально-экономического статуса, политических и религиозных убеждений, половой или расовой принадлежности. Этим правом запрещается дискриминации граждан Японии по вышеуказанным критериям. Право на свободу гарантирует телесную, духовную и экономическую свободу гражданина. Он свободно выбирать веру, образование, род деятельности, место жительства и т.д.. Запрещается рабство, пытки, незаконное заключение. Социальные права гарантируют гражданам удовлетворения минимальных жилищных, культурных и оздоровительных потребностей, определяют бесплатность обязательного образования и признают право человека на труд, защиту от безработицы и эксплуатации. Для защиты своих основных прав граждане Японии имеют дополнительные права на участие в политической жизни через выборы, право на государственную помощь и возмещение ущерба [2].

Среди новых прав, которые определяет новейшее японское законодательство, право на надлежащее окружающей среды, право на информацию и право на конфиденциальность и защиту частной жизни [3].

По данным организации "Международная амнистия" на 2011 год в Японии в целом придерживаются основных прав человека. Однако существуют случаи дискриминации женщин, иностранцев, внебрачных детей; сексуальных домогательств на работе; чрезмерной эксплуатации работников; издевательства над детьми в образовательных учреждениях; несоблюдение прав заключенных [4] [5]. По индексу восприятия коррупции в 2010 году страна занимает 17-е место, опережая Великобританию, США и Францию ​​.


3. Политическая жизнь

3.1. Выборы

Агитационная кампания 2005 года. Автобус нагаса Акихисы, кандидата от ДПЯ.

Япония является страной с представительной демократией. Граждане участвуют в управлении страной путем избрания своих представителей председателями муниципалитетов, депутатами местных советов или парламента. В связи с этим, выборы этих представителей являются важнейшими во внутриполитической жизни Японии. Выборы проходят за соблюдением принципов всеобщего, равного, прямого, тайного голосования. Право голоса имеют все граждане Японии, старше 20 лет. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей, региональных советов или главы муниципалитета - 25 лет, для депутатов Палаты советников и глав префектур - 35 лет [6].

Выборы проходят на избирательных округах. Они подразделяются на большие и малые. Большие округа является многомандатным округам, в которых избираются депутаты Парламента пропорциональной системе, так называемыми партийным спискам. Барьер для прохода в парламент составляет 2% [7]. Малые округа является одномандатным округам, где избираются депутаты Парламента и местных советов по мажоритарной системе [6]. Выборы должны состояться через 30 дней, после их оглашения. Продолжительность парламентской избирательной кампании - 17 дней, других - от 5 до 17 дней [6].


3.2. Политические партии

Основными участниками японского политической жизни, которые определяют стратегию и тактику развития страны, являются политические партии. Они предлагают гражданам программы Японии, для реализации которых пытаются получить поддержку на выборах и принять участие в управлении. Основные места в парламенте и местных советах занимают представители этих партий. Они формируют японский центральный и местные правительства. Партия, имеющая большинство в парламенте имеет право возглавить Кабинет министров. Она называется правящей, а ее Кабинет - партийным. Меньше парламентские партии могут формировать коалицию с правящей партией, или выступать в роли оппозиции с критикой правящей партии.

В послевоенной Японии, несмотря на существование многопартийности, царит двухпартийная парламентская система. В течение второй половины 20 века страной руководила Либерал-демократическая партия, в оппозиции которой находилась Демократическая партия. В начале 21 века обе партии поменялись ролями. По состоянию на 2011 год при власти находятся демократы, а либерал-демократы находятся в оппозиции. Лидер Демократической партии Нода Йосихико занимает пост премьер-министра страны. Другими политическими партиями, которые представлены в меньшинстве в японском парламенте, является Партия "Новая Комэйто", Социал-демократическая партия, Коммунистическая партия. Зависимости от своих интересов они периодически формируют коалиции с правящими партиями или выступают в оппозиции [6].


4. Император

Парадный каменный мост Токийского Императорского дворца.

Согласно действующей Конституции Император является "символом Японской государства и единства японской нации" . Он выполняет функции формального главы государства, хотя этот статус за ним юридически не закреплен. В отличие от времен Японской империи, Император лишен права управлять государством. Он выполняет только церемониальные функции и все свои действия в политической сфере обязан согласовывать с Кабинетом министров страны [2].

К полномочиям Императора входит [2] :

  1. утверждение премьер-министра по представлению Парламента;
  2. утверждении председателя Верховного Суда по представлению Кабинета Министров;
  3. провозглашения законов и поправок к Конституции, после их принятия парламентом;
  4. провозглашения выборов и роспуска парламента по указанию Кабинета министров.
  5. подтверждения ратификации договоров и предоставления амнистий;
  6. вручение государственных наград, прием иностранных послов и проведения государственных церемоний.

Император и Императорский дом ограничены в своих имущественных правах. Они не имеют права принимать или дарить имущество без разрешения парламента. По действующему закону о Императорский дом от 1947 года Император выполняет свои обязанности пожизненно. Его преемник избирается из числа мужчин по мужской линии основной ветви Императорского рода. В случае болезни или несовершеннолетия Императора предполагается институт регентства. Всеми делами Императора и Императорского дома занимается Управление Императорского двора при Кабинете министров Японии [8] [9].

По состоянию на 2011 год Императором Японии является Его Величество Император Акихито [9].


5. Парламент

Diet of Japan Kokkai 2009.jpg
Здание Парламента Японии
Палаты
Представителей Советников
46th House of Representatives of Japan seat composition.svg

(2012Κ)
2010-2013 House of Councillors of Japan seat composition.svg

(2011)
Демократическая партия + беспартийные
Либерал-демократическая партия
Новая Комэйто
Коммунистическая партия
Социал-демократическая партия
Наша партия
Новая национальная партия

5.1. Статус

Высшим органом власти в Японии является Парламент - "Государственный Совет". Он является выразителем воли японской нации, носителя государственного суверенитета. Парламент является также единственным законодательным органом государства. Только он имеет право принимать законы [2] [10].

Японский Парламент является двухпалатным. Он формируется из нижней Палаты представителей и верхней Палаты советников. Первая палата состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Она рассматривает и утверждает основные законопроекты. Вторая палата состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Она проверяет законопроекты, принятые нижней палатой, утверждает или отсылает их на доработку [2] [10].

Депутаты обеих палат избираются на выборах прямым голосованием. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей - старше 25 лет, для Палаты советников - старше 35 лет. 300 депутатов Палаты представителей избирают в одномандатных округах, а остальные 180 - в 11 общенациональных многомандатных округах. 96 депутатов Палаты советников выбирают в одномандатных округах, а остальные сто сорок шестой 47 префектурный многомандатных округах. Выборы проходят по пропорциональной системе [2] [10].

Палата представителей имеет больше полномочий по Палату советников. В частности, нижняя палата может принимать законопроекты двумя третями голосов своих депутатов, если верхняя палата отклонила законопроект или не рассмотрела его в течение 60 дней. Решение Палаты представителей при утверждении бюджета, ратификации договоров и назначении премьер-министра приобретает статус всепарламентського, когда между обоими Палатами не достигнуто соглашение по этим вопросам или Палата советников не приняла собственного решения. Также Палате представителей принадлежит исключительное выражения вотума недоверия правительству [2] [10].


5.2. Сессии. Роспуск

Сессии Парламента происходят периодически. Они созываются по приказу Кабинета министров и открываются при участии императора. Сессии Парламента бывают пленарными, временными и чрезвычайными. Пленарная сессия начинается каждый год в середине января и длится 150 рабочих дней. Она может быть продлена за совместным решением обеих палат. На пленарных сессиях принимаются бюджет страны на следующий год, проходит обсуждение и принятие законопроектов. Временная сессия парламента может иметь место после окончания обычной сессии, во время парламентских каникул, в случае возникновения какой-либо политической проблемы. Такая сессия может быть созвана по требованию Кабинета министров или требование четверти депутатов какой-то из Палат. Чрезвычайные сессии возникающих в результате роспуска Палаты представителей по указанию премьера после выражения вотума недоверия правительству. Они происходят через 30 дней после завершения досрочных 40-дневных выборов в Палату [2] [10].

Палата представителей может быть распущена по решению премьер-министра страны, в случае противостояния правительства и парламента. Палата советников роспуска не подлежит, но прекращает работу на время досрочных выборов в Палату представителей. В чрезвычайных ситуациях, произошедших в период этих выборов, Кабинет министров может созвать только Палату советников для принятия политических решений. Эти решения могут утратить силу, если не будут приняты в течение 10 дней после открытия чрезвычайной сессии новоизбранного Палаты представителей [2] [10].


5.3. Обязанности. Принятие законов

Принятие законопроекта в Парламенте.

В обязанности и прерогатив японского Парламента входит [2] [10] :

  1. принятия законов, ратификация международных договоров, инициация поправок в Конституцию;
  2. обсуждение и утверждение государственного бюджета, предложенного Кабинетом министров;
  3. избрание премьер-министра из депутатов Парламента, высказывания вотума недоверия Кабинета министров, проверка государственного управления, осуществляет Кабинет министров;
  4. принятия импичмента судей, допустили нарушений во время исполнения судопроизводства.

Процесс принятия законов в парламенте проходит следующим образом. Сначала депутаты Парламента или Кабинет Министров подают законопроект председателю одной из палат. Ознакомившись с ним, глава передает законопроект профильным комитетам, в которых депутаты проводят экспертизу документа. В особых случаях кроме экспертизы проводят общественные слушания, к которым привлекают ученых и специалистов, не являющихся членами Парламента, но имеют глубокие знания предмета, чем депутаты. В случае одобрения законопроекта комитетами, его отсылают для принятия на парламентском заседании. После принятия документа одной Палатой, его передают голове другой Палаты. В этой палате законопроект проходит такие же стадии рассмотрения, как и в предыдущей. В случае неодобрения, документ обсуждается на совместном заседании обеих палат. Если утвержденный Палатой представителей законопроект был отклонен Палатой советников, первая может предоставить ему статус закона, повторно приняв двумя третями голосов. Новый закон передается головами Палат через Кабинет министров, который сообщает об этом Императору. Последний должен объявить его в течение 30 дней со дня извещения [2] [10].


6. Кабинет министров

Резиденция премьер-министра Японии.
Процесс отставки и нового избрания Кабмина в случае роспуска Палаты представителей.

Кабинет министров является руководящим органом исполнительной власти в Японии. Он осуществляет управление страной в соответствии с законами и бюджета, утвержденных Парламентом. Кабинет министров часто называют правительством Японии. Его возглавляет премьер-министр - фактический глава государства. Он избирается среди депутатов Парламента и утверждается Императором. Кабинет состоит из государственных министров, числом от 14 до 17 человек, которые возглавляют профильные министерства. Их всех назначает премьер. По законодательству все министры должны быть гражданскими лицами. Премьер-министр председательствует на правительственных совещаниях, имеет единоличное право увольнять министров [2] [11].

Кабинет министров руководит страной согласно вотума доверия, предоставленного парламентом. Половина членов Кабинета должен назначаться из депутатов обеих парламентских палат. Фактически, японский Парламент является местом формирования японского правительства [2] [11].

Кабинет министров отвечает перед парламентом за выполнение государственного управления и, в случае неудовлетворительных результатов, уходит в отставку. Она происходит после принятия Палатой представителей вотума недоверия правительству. За 10 дней, при наличии конфликта интересов Парламента и Кабинета министров, глава правительства может распустить Палату представителей и назначить новые выборы, чтобы узнать кого поддерживают граждане. Если проправительственная партия набирает на выборах большинство голосов - Кабинет переизбирается на новый срок; если проправительственная партия проиграет - правительство в полном составе уходит в отставку. Кроме этого Кабинет каждый раз обновляется после новых выборов в Палату представителей [2] [11].

Основными обязанностями и правами Кабинета министров является [2] [11] :

  1. управления страной на основе законов и бюджета, принятых Парламентом;
  2. подписание международных договоров;
  3. представление на рассмотрение Парламента проект бюджета на следующий год;
  4. принятия правительственных постановлений и приказов для выполнения законов;
  5. созыва временной сессии Парламента и чрезвычайного заседания Палаты советников, роспуск Палаты представителей, представления законопроектов в Парламент;
  6. выдвижения кандидата на должность председателя Верховного суда и назначения судей низших инстанций;
  7. предоставление советов Императору Японии в государственных церемониальных делах и утверждении протоколов церемоний с участием Императора.

По состоянию на сентябрь 2011 года действующий Кабинет министров страны сформирован Демократической партией Японии [12]. Его возглавляет премьер-министр Нода Йосихико, председатель партии [13].


7. Суды

Верховный суд Японии.
Процесс апелляции в судах.

Суды является олицетворением судебной власти в Японии. Они существуют для надзора за исполнением законов и решения конфликтов в соответствии с действующим законодательством. Судебная власть Японии является независимой от исполнительной и законодательной властей. Это необходимое условие для осуществления справедливого судопроизводства. Суды возглавляются независимыми судьями, которые при решении дел руководствуются только Конституцией, законами и собственной совестью. Одним из главных прерогатив судебной власти является конституционный контроль - проверка соответствия законов, принятых парламентом, и постановлений, изданных правительством, действующей Конституции Японии. Поэтому суды называют "конституционными часовыми" [2] [14].

Японские суды делятся на Верховный суд Японии и суды низшей инстанции. Последние состоят из высших, районных, семейных и дисциплинарных судов. Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он обладает правом конституционного контроля и выступает судом последней инстанции, решения которого не подлежат обжалованию. Верховный суд формируется из председателя и 14 судей, что номинируются Кабинетом министров и назначаются Императором. Судьи судов низшей инстанции назначаются Кабинетом министров [2] [14].

Судопроизводство делится на гражданское и уголовное. Оно проводится на основе "Шести кодексов" - сборника всех главных законов Японии [2] [14].

Суды по гражданским делам рассматривают конфликты относительно финансов, недвижимости, торговых сделок, транспорта, выплаты компенсаций и т.п.. Обычно гражданские дела проходят при участии адвокатов истца и ответчика. Если стороны не согласны с решением суда, он вправе применить силовые методы для выполнения своего решения [2] [14].

Суды по уголовным делам рассматривают случаи связаны с убийствами, грабежами, хулиганством и другими антисоциальными преступлениями. На стороне пострадавшего в роли обвинителя выступает прокурор, на стороне подозреваемого в роли защитника - адвокат. Все подозреваемые имеют презумпцию невиновности, пока их вина не будет доказана в суде. В зависимости от результатов судебного процесса судья выносит приговор [14].

Обычно, все судебные заседания являются открытыми для общественности. Однако по единодушному решению судей, ведущих процесс, заседание может происходить за закрытыми дверями. Если сторона, участвовавшая в судебном процессе, была не удовлетворена решением суда, она может подавать апелляцию в вышестоящий, а после него - Верховного суда [14].


8. Местное самоуправление

Здание Токийской префектурный совета.
Схема баланса местной общины, совета и правительства.

Местное самоуправление в Японии осуществляется на уровне административных единиц - префектур, городов, городков и сел. В стране его называют "школой демократии". Община каждого из этих уровней выбирает себе власть, которая занимается делами местного водоснабжения, пожарной службой, библиотеками, утилизацией мусора, заботой о пожилых граждан, содействии промышленности и т.д. [2] [15].

Власть местной общины состоит из однопалатной совета и правительства. Совета бывают префектурный и муниципальными. Муниципальные советы делятся на городские, местечковые и сельские. Депутаты советов избираются прямым, тайным голосованием, сроком на 4 года. Возрастной ценз для депутатов префектурный советов составляет 25 лет. Советы принимают подзаконные акты, действующие на подконтрольной советам территории, обновляют или отменяют прежние постановления. Депутаты советов обязаны принимать местный бюджет. Исполнительные органы власти и местного самоуправления представлены местными правительствами. Их комплектуют местные чиновники. Они избираются голосованием из членов общины по результатам экзаменов. Возглавляют правительства местные головы. В префектурах их называют префектами, в городах - мэрами, а в городках и селах - головами. Они избираются общиной на прямых, тайных выборах, сроком на 4 года. Возрастной ценз для глав префектур - 30 лет, для глав муниципалитетов - 25 лет. В случае конфликта между советом и правительством, совет может выражать вотум недоверия правительству, а правительство - распускать совет и накладывать вето на ее решения [15].

Местная власть имеет право устанавливать префектурный и муниципальные налоги для пополнения бюджета. В случае финансового кризиса местное правительство может издавать муниципальные облигации, а центральное правительство может выделять средства из центральной казны для поддержания жизнедеятельности общества. Основные расходы местных бюджетов идут на строительство, образование и благоустройство территории [15].

Члены местных общин влияют на самоуправление путем выборов, референдумов, сбора подписей и подачи петиций, демонстраций и т.д.. Для надзора за деятельностью местных правительств действует разветвленная сеть неприбыльных общественных организаций и профсоюзов [15].


9. Примечания

  1. Конституция Великой Японской Империи - www.ndl.go.jp/constitution/etc/j02.html / / Национальная парламентская библиотека Японии.
  2. а б в г д е ж и к л м н п р с т в ф х ц ш щ ю Конституция Японии - www.ndl.go.jp/constitution/etc/j01.html / / Национальная парламентская библиотека Японии; Конституция Японии - uk.wikisource.org / wiki / Конституция_Японии / / Википедия.
  3. Закон Японии № 91 от 19 ноября 1993 года "О окружающей среды" / / Законы Японии - law.e-gov.go.jp/htmldata/H05/H05HO091.html
  4. Япония 2011 / / Официальный сайт "Международной амнистии" - www.amnesty.org/en/region/japan/report-2011.
  5. 2010 Права человека: Япония / / Официальный сайт Государственного департамента США - www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2010/eap/154386.htm.
  6. а б в г Закон Японии № 100 от 15 апреля 1950 года "Об избрании на общественные должности" / / Законы Японии - law.e-gov.go.jp/htmldata/S25/S25HO100.html
  7. Закон Японии № 5 от 4 февраля 1994 года "О финансовую помощь политическим партиям" - law.e-gov.go.jp/cgi-bin/idxselect.cgi? IDX_OPT = 1 & H_NAME = "} - @ & H_NAME_YOMI =
  8. Закон Японии № 3 от 16 января 1947 года "О Императорский дом" / / Законы Японии - law.e-gov.go.jp/htmldata/S22/S22HO003.html; Закон о Императорский дом - uk.wikisource.org / wiki / Закон_про_Імператорський_Дім / / Википедия.
  9. а б Официальная страница Управление Императорского двора - www.kunaicho.go.jp/
  10. а б в г д е ж и Закон Японии № 79 от 30 апреля 1947 года "О Парламент" / / Законы Японии - law.e-gov.go.jp/htmldata/S22/S22HO079.html.
  11. а б в г Закон Японии № 5 от 16 января 1947 года "О Кабинете министров" / / Законы Японии - law.e-gov.go.jp/htmldata/S22/S22HO005.html.
  12. Официальная страница Кабинета министров Японии - www.cao.go.jp/
  13. Официальная страница Премьер-министра Японии - www.kantei.go.jp/
  14. а б в г д е Закон Японии № 59 от 16 апреля 1947 года "О судах" / / Законы Японии - law.e-gov.go.jp/htmldata/S22/S22HO059.html.
  15. а б в г Закон Японии № 67 от 17 апреля 1947 года "О местном самоуправлении" / / Законы Японии - law.e-gov.go.jp/htmldata/S22/S22HO067.html

10. Источники и литература

10.1. Законы


10.2. Энциклопедии