Надо Знать

добавить знаний



Государственный исторический музей


Moscow state historical museum.jpg

План:


Введение

055.755 0037 .618 Координаты : 55 ? 45ь19 "с. ш. 37 ? 37ь03 .8 "вост. д. / 55.755278 ? с. ш. 37.617722 ? в. д. (G) 55.755278 , 37.617722

Государственный исторический музей, ДОМ ( рус. Государственный исторический музей , Старое название - Императорский Российский Исторический музей императора Александра III) - значительный национальный музейный заведение в городе Москва с несколькими филиалами, разбросанными по разным углам российской столицы.


1. Предпосылки. Имперский период

На волне национального осознания русской нации и с модой на исторические исследования, коллекционирование национальных древностей - возникла идея создания исторического музея.

Идея окрепла в 1872 году и ее начали деятельно реализовывать граф Уваров Алексей Сергеевич и историк Забелин. С предложениями вышли на ректора Императорского Московского университета Соловьева, последний и разработал программу будущего музея. Музей основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 ходатайствами организаторов Политехнической выставки 1872 года. Была создана комиссия по фонда музея и формированию его коллекций. В комиссию вошел и граф Уваров А.С., коллекционер, передавший будущему музею собственные сборки. Среди первых экспонатов - артефакты отдела Крымской война 1853 - 1856 гг, которые тоже были на Политехнической выставке.

Концепция музея была имперской по характеру и весьма ограниченной, консервативной, ибо не учитывала будущих изменений как монархического правления, так и исчезновение Российской империи в 1917 году (а также распада и исчезновения СССР, что подражал империю, возникновение ряда независимых государств, изменения государственных границ самой России в конце 20 стотиття т.п.).


2. Этапы создания

Керамика Золотой Орды
Кожаные маски скоморохов из раскопок в Великом Новгороде
Окна с использованием слюды
Изделия из хрусталя и стекла
Лошадиная парадная сбруи
Медаль 18 века
Тележка вельможи 18 в. Мастер Е. Кенель
Изделия из малахита 19 в.
  • Московское правительство (Дума) отдал под будущее сооружение музея участок земли неподалеку самого Кремля, где когда-то стояла Земская приказном изба 17 века. Провели конкурс на лучший проект музея. Победу одержали архитекторы Семенов и Шервуд, давшие интерпретацию сооружения в мелких исторических формах 17 века.
  • 1875 год - заложено здание.
  • 1881 год - здание доведено до крыш и созданы крыши-шатер.
  • 1883 год - за два года создана первая экспозиция и в музей попали первые посетители.

Музей работал бесплатно с 11 до 15.00, имел выходной в субботу. Музей, кроме экспозиции, имел собственную читальный зал, созданную по проекту И. Бондаренко. Музей также получил несколько частных библиотек (Черткова, Голицына и др.).

В музей стали поступать подарки как от дворян (главных носителей официальной культуры), так и от образованных московских купцов и фабрикантов, новой прослойки капиталистических дельцов, заинтересованных в посвитництви или благотворительности. Среди них - представители семей Уваровых, Масальских, Голицыных. Несколько коллекций заведение получило от купцов из семей Грачев, Бахрушина, Постников, Щукин. Среди переданных вещей -

Прогресс техники отразился и на музейных собраниях. Сюда передали фотоальбом с фотофиксации московских монастырей и церквей. После значительных разрушений памятников истории и культуры Москвы во времена СССР часто это единственные документальные и градостроительные источники.

С 1900 года - новая экспозиция по историческому принципу -

  • неолит
  • Медная эпоха
  • эпоха железа
  • остатки материальной культуры скифов
  • античные города Северного Причерноморья
  • достопримечательности Кавказа, Украина
  • Киевская Русь, Великий Новгород, Владимиро-Суздальское княжество, Московия
  • 18 века
  • Война 1812 года.

3. Подсоветскую период

  • В 1918 году столицу перевели из Петрограда в Москву. Начато реформирование московских музеев, среди них и Императорского Исторического. Он получил новое название - Государственный Русский Исторический музей.
  • В 1922 году как филиал Исторический музей получил Музей дворянского быта 1840-х гг в Москве.
  • В 1928 году количество филиалов значительно увеличилось через национализацию имений и отверженность исторических сооружений и усадеб. Исторический музей получил ряд исторических сооружений как в Москве, так и за ее пределами. Среди них -
  • "Музей-собор Василия Блажен"
  • "Музей бывшая Грузинская церковь"
  • "Музей архитектурных памятников села Коломенского"
  • "Музей Пафнутий-Боровского монастыря"
  • "Генуэзская крепость" в городе Судак в Крыму
  • "Музей Александровского монастыря".
  • "Палаты бояр Романовых" - с 1932 года
  • "Новодевичий монастырь" - с 1938 года.

С 1928 года музейная работа сориентирована и перенаправлена ​​на коммунистическую пропаганду. Цензурные ограничения и запреты коснулись и облика музея, и его декора. С крыш-шатер сняли двуглавых орлов, часть стенописей с портретами российских императоров зарисовали или уничтожили вообще. Особенно спешили к выставке годовщины 20-летия октябрьского переворота 1917 года.

Концепция музея была имперской по характеру и во времена СССР, но ориентирована на коммунистическую идеологию. Экспозиция строилась на наследственности со времен античности и Византийской империи к СССР.

  • Палаты бояр Романовых, Москва, филиал ДОМ

  • Музей-собор Василий Блаженный, филиал ДОМ

  • комплекс сооружений в Крутицах, филиал ДОМ

  • Новодевичий монастырь, Смоленский собор, филиал ДОМ


4. После распада СССР

Были завершены ремонтно-реставрационные работы, розпочался еще в 1980-е годы. (Еще в 1986 году Государственный исторический музей закрыли на ремонт и реконструкцию). После распада СССР - на крыши-шатер заново вернули золоченые двуглавые орлы, потому начался этап подчеркнутой наследственности новой буржуазной России от Российской империи.

В 1996 году фонды музея составили 4373757 единиц хранения. Музей вместе с многочисленными филиалами стал одним из крупнейших в буржуазной России. В 2008 году музейное заведение получил от буржуазного правительства медаль "Символ Науки".


5. Филиала Государственного исторического музея

  • Храм Покрова на Рву (Василия Блажен)
  • Церковь Святой Троицы в Никитниках
  • царская усадьба Измайлово
  • усадьба Романовых в Зарядье
  • комплекс сооружений в Крутицах
  • Новодевичий монастырь с кладбищем в Лужниках.

6. Экспозиции

На двух этажах исторического здания под экспозицию отведено тридцать девять залов (39). Начало - со второго этажа. В 2006 году работники Государственного Исторического Музея закончили создание новой постоянной экспозиции. Древнейшие исторические этапы представлены в залах второго этажа. Российское государство в 18 веке представлена ​​в залах третьего этажа. В экспозиции представлено около 22 000 вещей, в основном малых. Протяженность выставочных залов достигает трех километров. Наряду с оригиналами представлены новейшие аудиовизуальные устройства с мониторами, где можно увидеть вещи, сооружения, пейзажи или фрагменты вещей, которые не вошли в экспозиции. Прежде всего это касается рукописей. Историческая экспозиция довелена до начала 20 века.


6.1. Отдельные отделы

7. Оружие

В марте 1909 году известный московский негоциант французского происхождения Александр Андреевич Катуар де Бионкур подарил заведению собственную коллекцию холодного и огнестрельного оружия. Сборник перевезли в двадцати двух (22) ящиках. Редкий для империи вроде систематической коллекции, которую собирали целенаправленно и долго.

Александр Андреевич был сторонником охоты, ради которого приезжал на Алтай или в Западную Европу. Был также покупателем редких образцов огнестрельного оружия многих антикварных магазинов и ярмарок. Озабоченный судьбой собственной сборки, он передал (кроме оружия) музейном заведения 10.000 рублей на обустройство помещения, где экспонировались сборник.


8. Ковры

Сборник ковров и гобеленов Государственного исторического музея - невелка. Но музейщики сделали все от них зависящее, чтобы хотя бы пунктиром обозначить историю развития ковроткачества в странах Азии, Западной Европе и России. Сборник ковров и гобеленов - часть отдела текстиля и исторических костюмов. Хронологические рамки музейной коллекции 16 - 20 века.

  • В небольшом сборнике гобеленов Фландрии 16 века - ковер 16 века на библейский сюжет "Возвращение блудного сына". Библейская тематика преобладала и в произведениях 17 века. В коллекции практически отсутствие ковры предыдущего периода 15 века - мильфльоры. Остатки воздействий мильфльорив ощутимы в гобелене "Возвращение блудного сына", где разбросаны несколько растений, выполненных из провинциальной непосредственностью. До 16 века относится и ковер - вердюра с изображением растений и животных. Лишь в центре отведено небольшое место для батальной сцены (неизвестная мастерская Нидерландов 16 в.)
  • Французские гобеленовые мастерские заняли почетные места в 17 веке. Исторический музей имеет только декоративные изделия мастерских Обюссон 19 в.
  • В Российской империи производство собственных гобеленов наладили только в 18 в. В музейном собрании есть образцы 18 - 20 веков. Сюжеты русских гобеленов 18 века - малосамостийни, преобладают имитации картин западноевропейских художников ( гобелен "Купание Вирсавии" 18 ст., гобелен "Полтавская баталия", 1764 г.) Среди произведений 20 века - поодинаки образцы ковров и гобеленов мастеров эпохи СССР (мастер Звирбуль, ковер, 1970, мастерица Гусейнова "Памятники архитектуры" , 1971, мастерица Латонина "Серебряные рельсы" и т.д.).
  • Имеет музейное собрание и небольшое количество ковров Украина, Азербайджана, Дагестана. Среди лучших образцов - ворсовый ковер из Азербайджана, имеет дату 1801 год. Значительную художественную ценность имеет ковер из города Дербент, датированный 1910-ми годами 20 века.

9. Письменные источники

Количество письменных источников Государственного исторического музея достигает 15.000.000 единиц хранения. Особенностью отдела есть - принадлежность этих источников также Архивном фонда и Музейном фонда Российской Федерации.

10. Сборники живописи и графики

Ангелика Кауфман. "Графиня Анна Чернышева с дочерью Екатериной"

Поскольку музей имеет исторический, а не изобразительный профиль, сборки живописи включают как известных, так и второстепенных, провинциальных или самодеятельных художников. Ведь последние, меньше связаны со столичными кругами и менее подвержены политическому давлению, брались за воспроизведение сюжетов и тем, интересных историкам и потомкам, но не разработанных известными столичными мастерами. Поэтому в экспозициях рядом можно видеть произведения Шимона Богушевича и Василия Верещагина, повинцийного портетиста и Ильи Репина, копии художников крестьян с картин и портретов столичных художников, рисунки и зарисовки дворян, для которых рисование было и осталось забавой, культурным досугом ( альбомы дворянских семей, рисунки декабриста Бестужева).

Особую группу в сборнике живописи музея составили произведения Верещагина Василия Васильевича, та их часть, посвященная войне 1812 года. Несколько сухая, реалистичная художественная манера художника хорошо работала на документальность, историческую точность его произведений. Он отказывался показать безумие и головокружительную скуку провинциального быта воинов, грязь и пыль лачуг, которые становились временными помещениями солдат, страшную действительность войны или каждой схватки с врагом, когда смерть косит правых и виноватых. В Верещагина не найти одобрение войны, ее оправдания даже в картинах с "победными" сюжетами. Среди сборники его полотен здесь -

  • "Наполеон с генералами на Бородинском холме", 1897 г.
  • "Крестьян захватили с оружием? Расстрелять!" (Наполеон и русские крестьяне-партизаны), 1887-1895 гг
  • "Расстрел в Кремле", 1897-1898 гг
  • "Отступление французов из Петровского путевого дворца", 1895 г.
  • "Мир любой ценой!" (Наполеон и генерал Лористон)
  • Шимон Богушевич. "Коронационный портрет Марины Мнишек"

  • Шимон Богушевич. "Польский король Сигизмунд III Васа"

  • Аноним. копия портрета А. С. Строганова с оригинала Александра Рослина

  • Верещагин В.В. "Мир любой ценой!" (Наполеон и генерал Лористон)

  • Повинцийний маляр. " Болотов Андрей Тимофеевич "

  • "Джакомо Казанова", рисунок его брата Франческо.

  • П.Ф.Соколов. "Великая княгиня Александра Федоровна"

  • Рисунок Кольмана по поводу восстания воинов 14 декабря 1825 на Сенатской площади Санкт-Петербурга. из усадьбы Фалло Бенкендорфов.

  • М. Бестужев. "Декабрист Волконский С. с женой в ссылке в Сибири"

  • Повинцийний маляр. Портрет Пугачева этаж портрета императрицы Екатерины II. Частичная расчистка.


11. Источники. Ресурсы интернета

  • Кириченко Е. И. Исторический музей: Путеводитель. - М.: Московский рабочий, 1984.
  • http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9618.php ("Подарок русского француза").

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам