Надо Знать

добавить знаний



Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина


Gmii.jpg

План:


Введение

055.747 0037 .605 Координаты : 55 ? 44ь50 .23 "с. ш. 37 ? 36ь18 .31 "вост. д. / 55.747286 ? с. ш. 37.605086 ? в. д. (G) 55.747286 , 37.605086

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина - крупнейший музей мастеров зарубежного искусства в Москве. Был торжественно открыт 13 июня 1912 года (по новому стилю).


1. Предыстория возникновения музея

В Москве долго не было значительного художественного центра, олицетворенного в художественном музее города. Незначительные художественные коллекции в богатых усадьбах вельмож ( Кусково, Останкино (усадьба) и др..) не удовлетворяли просветительских потребностей жителей города. Потребность в подобном заведении возникла давно, потому что Москва была городом основания первого национального университета еще в 1755 году. В университет передали небольшую сборку минералов, монет и книг, погибшей в пожаре 1812 года во время захвата Москвы воинами Наполеона.

Московский университет в 1820-х годах.

Здание университета после пожара возобновили, но значительной коллекции произведений искусства не имел. Горячими сторонниками создания музея были княгиня Зинаида Волконская, академик С. Шевырев, профессор К.Герц. Но дальше проектов и деклараций не шло, потому что не было больших, а царизм не поддерживал идею. Чтобы избавить себя хлопот по созданию музея, царское правительство в середине 19 века перевез из Петербурга в Москву Музей Румянцева, что по завещанию принадлежал Петербургу. Сопротивление петербуржцев - проигнорировали. А в Москве возник Московский Публичный и Румянцевский музей с библиотекой. Картинную галерею немного усилили произведениями из хранилищ, среди которых были и небольшие произведения Рембрандта, картины второстепенных мастеров Италии, Голландии, Фландрии 17 в. и тому подобное. В этом виде музей и просуществовал до конца 19 века.


2. Профессор И.Цветаев и меценат Нечаев-Мальцев

Иван Цветаев в парадном мундири в день открытия музея. Фото 1912

Мощным инициатором создания музея в Москве в рамках Московского университета выступил профессор В. Цветаев в 1893 году. Он видел будущий музей как отдел университета со значительными коллекциями слепков и копий выдающихся образцов античного искусства (копий скульптур, архитектурных фрагментов, бронзовых отливок и т.п.). Они рассматривались как учебные пособия. Подобные музеи уже существовали в Европе и США, на опыт которых и опирался Цветаев.

Началось изучение музейного дела в Европе и привлечения к идее меценатов. Дело показалась слишком тяжелой, потому что долго не имела активных сторонников и крупных меценатских взносов, московское купечество неохотно поддерживало новую идею. Царизм помог лишь отводом участка земли, которая когда-то принадлежала Колымажный двора (двор создания бричек и карет, их хранения и ремонта). Дело сдвинулось с места после крупного денежного взноса от дворянина Ю.Нечаева-Мальцева, ставший наследником миллионного наследства. Конкурс на проект здания музея выиграл известный архитектор дворцов для богачей - Петр Бойцов. Но отсутствие прав на реальное строительство стало в пути. И его проект был с доработками воплощен московским архитектором Р.Клейном. Музей торжественно открыли 31 мая 1912 по старому стилю. Его первое название - Музей изящных искусств.


3. Изменение концепции музея

Веррокио, конный монумент Бартоломео Коллеони, копия

На день открытия музей уже имел внушительную коллекцию копий античного и средневекового искусства, суток эллинизма (копии Пергамского алтаря с Берлин, Венеру Милосскую из музея Лувр), эпоху итальянского возрождения (Давида Микеланджело, кондотьера Коллеони Андреа Веррокио из Венеции и т.п.). В музее разместили библиотеку, небольшую коллекцию античной керамики из университета, а остальные залов стояла пустой.

Изменение концепции музея пришла после первых подарков музея оригинальных произведений искусства Древнего Египта - коллекция В. Г. Голенищева (1857 - 1947), Фаюмские портреты - подарок Ю.Нечаева-Мальцева и первых оригиналов картин. Музей копируемых предметов начал превращаться в значительную музейное собрание оригиналов искусства разных стран и веков.

  • Бюст Гиппократа, гипсовая копия

  • Мальчик вынимает занозу, бронзовая копия с оригинала музея Капитолине (Рим)

  • Ариадна, копия римского оригинала

  • Метопы Парфенона из Афин, гипсовая копия


4. Античная керамика музея

Ваза трозелла.

5. Зал древнегреческих оригиналов

Надгробие древнегреческого воина, Тамань, 350 г. до н.э.

Активные археологические раскопки, которые проводили на юге СССР и в Крыму в бывших городах-колониях, предоставили возможность открыть в музее зал древнегреческих оригиналов. Музей получил образцы металлической оружия и доспехов, фрагменты архитектурных сооружений и надгробия, древнегреческие рельефы, мраморные и бронзовые статуи, ювелирные изделия и античные монеты.

Зал открыли в бывшем помещении кабинета гравюр, который был переведен в отдельное сооружение по адресу ул. Шапошникова, б. 4 рядом с музеем. Двухэтажное здание в стиле московского ампира стояла развалиной без крыш. Музей взял ее на баланс, отремонтировал и создал музей графики с хранилищами. Забрал музей и заброшенную соседнюю церковь Св. Антипия на Колымажный дворе, заложенную еще в 16 веке. Достройки церкви 18 века (трапезная, колокольня) стали дополнительными помещениями музея, а сам музей превратился в музейный комплекс из нескольких различных сооружений.

  • Акротерий, остаток архитектурной отделки из мрамора, 350 г. до н.э.

  • Председатель античного бога

  • Надгобок с острова Кипр, 4 ст. до н.э.

  • Богиня Победы на дельфине, терракота


6. Расформирование Румянцевский музей

Ян Госсарт ( Мабюз), портрет неизвестного, 16 века
Джованни Баттиста Тьеполо, смерть царицы Дидоны.
Франсуа Буше

По Радянской власти приняли решение о расформировании Румянцевский музей и его библиотека стала фундаментом Гос. библиотеки СССР имени Ленина (с 1924 г.). Коллекция гравюр, рисунков и картин Румянцевский музей переехала в Музей. В сборник добавили произведения искусства и картины из ограбленных и заброшенных усадеб и дворцов Москвы, Подмосковья (лучшая часть картинной галереи из усадьбы Остафьево князей Волконских) и даже далеких областей (сборник картин и скульптур вельмож Барятинских из Курской губернии - Марьино). Сюда передали и сборник картин западноевропейских мастеров Сергея Третьякова, брата Третьякова Павла, основателя Третьяковской галереи. Музей получил и сборник Д. Щукина. Коллекция музея получила интересные образцы различных художественных стилей ( возрождение, маньеризм, барокко, рококо, романтизм, Барбизонская школа, академизм) и разных мастеров, среди которых были -


7. Мижмузейни обмены

Худ. Николя Пуссен, "Ринальдо и Армида"
Надгробных стела всадника с Аттики. Триста восьмидесятого гг до н.э

Недостаток действительно выдающихся произведений побудила революционно настроенную администрацию музея требовать передачи доли произведений с теперь Государственного Эрмитажа и дворцов Петербурга. Было сделано несколько передач в пределах мижмузейних обменов и музей в Москве наконец получил выдающиеся произведения, среди которых были:

Мижмузейни обмены и передачи картин из Эрмитажа и дворцов Петербурга значительно подняли уровень музейного собрания. В 1937 году по случаю 100-летия смерти Пушкина музей получил приложение - "имени А. С. Пушкина", хотя поэт не имел никакого отношения к музею западноевропейского искусства.

Состоялись мижмузейни обмены и в Москве. В Москве еще с 1883 года заработал Императорский Российский Исторический музей, куда стали передавать разнообразные коллекции - археологические, нумизматические, коллекции классических древностей, старинного оружия, драгоценных посуды, древнегреческой керамики, гравюр. Не все артефакты подходили к концепции музея - освещать историю государственности Российской империи. Поэтому между двумя музейными учреждениями прошли обмены: русские исторические документы перешли и исторический музей, а давньогрецьци, античные, западноевропейские артефакты были переданы в Музей изобразительных искусств. Среди них -


8. Политическое давление на музей

В годы сталинского режима и железного занавеса музей получил чрезвычайного политического давления со стороны правительства. Картины многих мастеров Западной Европы конца 19-начала 20 веков были спрятаны, их экспонирования прекращено года, а залы музея использовали для выставок подарков Сталину. Только смена политической элиты в Кремле и ограниченная политика оттепели обратила этих мастеров в их целевой музей.

9. Главные отделы музея

Эль Греко. Родриго Васкес
Мурильо. Девочка с фруктами
  • Отдел копий и слепков (отдельный зал копий скульптур Микеланджело).
  • Отдел Древнего Египта (рельефы, скульптуры, фаюмские портреты, археология и т.д.).
  • Отдел искусства Древней Греции (археология, античная керамика, обломки скульптур и архитектурных объектов, надгробия, бронза, монеты и т.п.).
  • Отдел искусства Древнего Рима.
  • Картинная галерея
  • Отдел скульптур (небольшой)
  • Отдел миниатюр (небольшой).
  • Отдел искусства Европы эпохи средневековья (небольшой)
  • Западноевропейское декоративно-прикладное искусство (эмали, мебель, гобелены Фландрии и Франции, фарфор Делфта, старопечатные и т.п.).
  • Кабинет гравюр и рисунков
  • Отдел нумизматики
  • Библиотека
  • Реставрационные мастерские
  • Фондохранилища.
  • Музей частных коллекций.
  • Галерея искусств стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Искусство Испании и керамика доколумбовой Америки - маленькие отделы музея.

10. Мастера Голландии 17 века

Каждый музей имеет слабые и сильные участки в коллекциях, в экспозиции. В неполных и слабых участков музея принадлежат коллекции искусства Испании, где мало великих имен, а те, что есть, представлены второстепенными или ненайкрашимы произведениями ( Франсиско де Сурбаран, "Христос-малютка", произведения из мастерской Веласкеса, а не его самого, два варианта "Апостола Иакова Старшего" Хосе де Рибера, которые не являются шедеврами, Бартоломео Эстебан Мурильо, случайные произведения и т.п.). Довольно слабым был и остался отдел искусства эпохи Возрождения.

Среди лучших - коллекция картин голладцив 17 века, где представлены почти все жанры - портрет, пейзаж, бытовая картина, религиозная композиция, натюрморт. Но отсутствуют Франс Галс, Ян Вермер, талантливые предшественники Нидерландов 15-16 веков ( Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Питер Брейгель Старший, произведения представителей нидерландского маньеризма). Отсутствие в коллекции произведений этих мастеров несколько компенсирует наличие таких мастеров, как Хэри Мет где Блес ("Путь на Голгофу"), Антонис Мор ("Портрет неизвестного"), Якоб ван Рейсдал (три пейзажи), Рембрандт (шесть картин), картины учеников Рембрандта (Карел Фабрициус "Отпор главы Иоанна Крестителя", Арендт де Гелдер, Гербрандта ван дер Екхаут, Говерт Флинк т.п.).

  • Худ. Юриан ван Стрек, натюрморт "Суета сует"

  • Худ. Эмануэл де Витте, "Портовый базар"

  • Худ. Рембрандт, "Аман, Ассур и Эсфирь" или "Падение карьеры Амана"

  • Худ. Рембрандт, "Пожилая дама"



11. Кабинет гравюр и рисунков

Рисунки старых мастеров довольно поздно стали предметом коллекционирования и в предыдущие сутки мало поциновувались, горели или уничтожались. Трагическая гибель и разбросанность рукописей и рисунков Леонардо да Винчи в 16 веке тому подтверждение. Доля мастеров сама распорядилась уничтожить свои рисунки. Так, Тициан сам уничтожал свои рисунки, не желая, чтобы кто-то видел его напряжение и пот во время работы. Печальный вклад в уничтожение рисунков и гравюр внесли постоянные пожары, войны и небрежность людей.

С 16-18 веков началось создание крупных коллекций рисунков, во-первых портретов. Благодаря этому мы имеем возможность видеть лица людей, других портретов которых не созданы ли они исчезли. Позже к ним добавили и различные зарисовки художников, пейзажи, натюрморты и т.д.. Только благодаря копиям и рисункам художников удалось сохранить композиции стенописей Леонардо да Винчи (Баталия при Ангиари) и Микеланджело (Баталия при Кашина), так и не созданных когда-то в Флоренции. Так рисунки-копии стали в уровень документов суток и исторических источников.

Этот отдел музея относится к наиболее полных и значительных среди других. В основе - небольшой сборник гравюр и рисунков расформированного Румянцевский музей. Особенностью кабинета гравюр и рисунков в Москве является наиболее полное собрание графики художников эпохи СССР наряду с шедеврами мастеров Западной Европы. Сборник насчитывает более 300 000 единиц хранения. Среди них - гравюры и рисунки

Рембрандт, три креста, офорт 1653

Количество только графических произведений Жака Калло достигает 2 000. В сборнике представлены произведения различных графических техниках (рисунок пером, акварель, пастель, офорт, литография, линогравюра) и различных стилей.

  • Сэр Питер Лели, гравюра (Исаак Бекет, 1684 г.)

  • Букингемский дворец дворец, гравюра 1849

  • Трафальгарская площадь, Лондон, гравюра 1856

  • Пейзаж с мельницей, гравюра 1769

Но в сборнике никакими произведениями не представлены некоторые мастера Венеции, Рима, Флоренции, Германии, Франции, Голландии, как это и в других музейных собраниях. Кабинет гравюр и рисунков имеет отдельное помещение рядом с главным.


12. Французский рисунок конца 19 - 20 вв.

Количество рисунков этого периода в музее достигает 570 образцов (на 2010 г. ). Рисунки по разному пришли в сборник.

  • "Бретонкы" (1898 г.) Люсьена Симона были приобретены для сборников княгини Тенишева в Париже ее агентом, которым был Бенуа Александр Николаевич.
  • Национализирована сборник богача Морозова М.А. преподнесла произведения - Басьен-Лепажа, Ренуара, Тулуз-Лотрека,
  • Национализирована сборник богача Щукина С.И. обогатила рисунками Дега, Жоржа Руо, Пикассо
  • Из сборника Ларионава М.Ф. в сборник перешли рисунки Модильяни, Хуана Гриса.
  • Долгое время музейное собрание получала рисунки Анри Матисса от его многолетнего секретаря, россиянки на происхождению - госпожа Лидии Делекторськои, которые дарила также картины, литографии и даже палитру Матисса.
  • Среди передал рисунки в музейное собрание - сам Матисс, Надя Леже, Жорж Бокье, Ида Шагал, М. Марке.

13. Гравюра Японии.

Худ.Хиросиге.Злива на мосту Охашы, серия "100 видов Эдо (Токио)".

Мировую славу приобрела гравюра Японии 18-19 веков. Но Западная Еропа существенно познакомилась с ней лишь во 2-й половине 19 века. Среди первых, кто совершил путешествие по только что (в 1868 году) открытую для визитов европейцев Японию, был богач Гимэ из Франции. Лицо богатая и образованных, он одним из первых високо оценил искусство Японии. И во время путешествия приобрел много книг, альбомов, гравюр японских художников, позже станут фундаментом Музея Гимэ в Париже.

Среди первых русских, высоко оценив японских художников, был офицер флота Китаев С.М. Свою коллекцию японьких гравюр он приобрел в 1890-е годы во время мероприятий в порты Японии. Китаев сам занимался живописью и ему легче других было оценить композиционные находки и цветные гармонии непривычных для него гравюр. Классическая школа гравюры, сложившейся в столице Японии Токио, достаточно полно была представлена ​​в коллекции Китаева. Позже была передана в кабинет гравюр музея. Здесь есть портреты красавиц Китагава Утамаро, актеры в ролях Сяраку, гравюры пейзажных серий Хокусая и Утагава Хиросигэ, гравюры мастеров школы Утагава - Утагава Кунийоси и Кунисада.

Хорошо известен мощное влияние, имевшая гравюра Японии на творчество многих мастеров Франции 19 века - Эдуара Мане, Джеймса Уистлера, Винсента ван Гога. С оригиналами гравюр музея можно ознакомиться только на выставках.

  • Худ. Сяраку, актер Итикава Ебидзо, 1794

  • Утагава Кунийоси, сцена из спектакля


14. Музей частных коллекций

Музей частных коллекций, фасад.
Ск. Франческо Мессина, "Ева", 1949 г. высота 192 см

В рамках музейных отделов создано и Музей частных коллекций. Инициатором создания был Илья Зильберштейн в 1985 году. Частные коллекции всегда были неполными по количеству, разными по качеству произведений и насыщенные противоречиями. Все это присуще и названном музея. Это довольно необычная смесь русских и западноевропейских произведений искусства, разделенных границами частных коллекций. Представлены живопись, графика, мебель, стекло, скульптура, декоратино-прикладного искусства, фото и т.п..

  • Сборник И.Зильберштейна (русский и западноевропейская живопись и графика)
  • Сборник Рамм А. Н. (русское искусство 19-20 вв.)
  • Сборник О.Тишлера (графика, живопись, скульптура)
  • Сборник С.Рихтера.
  • Мастерская художника Дмитрия Краснопевцева (умер в 1995 г.).
  • Сборник Лемкуля Ф и Е. (художественное стекло России и Западной Европы) и другие.

Музей частных коллекций разместили в левом флигеле бывшей усадьбы Голицыных 17-19 веков. Весной 2005 года для музея переоборудовали две древние сооружения, которые соединили современно упорядоченной атриумом. Сооружения имеют 23 экспозиционных зала. Музей имеет три этажа, где два отданы постоянной экспозиции, а третий используется для временных выставок.

После высвобождения залов левого флигеля (центр и правый флигель давно разрушены) усадьбы Голицыных от Музея частных коллекций там разместили Галерею искусства стран Европы и Америки 19-20 веков ( Роквелл Кент, Антон Рефрежье, Диего Ривера, Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо, Армандо Пиццинато, Франческо Мессина, Эмилио Греко т.п.).


15. Отдел нумизматики

Отдел нумизматики музея - старейший по времени основания и возник тогда, когда не было самого музея. Он берет начало из 1852 г., когда в составе Московского Императорского Университета организовали Мюнцкабинет. Туда и передали коллекции монет и медалей. Коллекция античных и захидноевропейских монет и медалей Минцкабинету в 1912 г. автоматически перешла в новосозданный музейное заведение, став одним из первых отделов, имел и экспонировал прежде всего оригиналы, а не слепки или копии.

Во времена СССР нумизматическая коллекция увеличилась через национализацию нумизматических собраний дворян и купцов. В ее состав вошли сборники Голикова, Пахомова, Смирнова, Стаховича, Розанова и др.. Уникальные монеты античного Причерноморья получил отдел после раскопок в Керчи и на пивостови Тамань, которые велись в 1930-е гг Это позволило ввести в научный оборот ряд античных монет, известных в единых образцах.

Современная количество образцов достигает отметки 200.000. Отдел имеет свою специфическую научную библиотеку в 3.000 экземпляров. Коллекция роздидена на подразделения -

  • античные монеты
  • западноевропейские монеты и медали, боны
  • русские и советские монеты и медали, нагрудные знаки
  • нумизматика стран Азии, Африки и арабского Востока.

16. Отдел скульптур музея

  • Скульптор Фоджини, кардинал Леопольдо Медичи

  • Огюст Роден, писатель Виктор Гюго.

  • Скульптор эпохи барокко Фоджини, Виттория делла Ровере


17. Фаюмские портреты

  • Юноша с золотым венком

  • Женский портрет

  • Мужской портрет

  • Портет неизвестного


18. Картины Ван Гога

  • Пейзаж в Овери

  • Прогулка заключенных в тюрьме

  • Винсент ван Гог, Красные виноградники

  • Море в Сен-Мари, 1888 г.


19. Искусство Франции конца 19 в.

  • Эдгар Дега, Танцовщицы в голубом

  • Клод Моне, Бульвар Капуцинов в Париже

  • Поль Гоген, портрет мадам Жину.

  • Гюстав Курбе, хибарку в горах


Источники

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Гос. музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, каталог картинной галереи, М., 1986
  • Демская А.А., "Гос. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина", М. "Искусство", 1979
  • "Гос. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина", путеводитель по картинной галерее, под ред. Седовой Т.А.М., "Изобразительное искусство", 1980
  • Альбом "Гос. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина", авт.-составитель - Замятина А.Н., М, 1971
  • Tatyana Sedova: Pushkin Museum of Fine Arts, Leningrad, 1975, ISBN 0-569-08160-2
  • Irina Antonowa: Die Gem?ldegalerie des Puschkin-Museums in Moskau, Leipzig, 1977
  • Irina Antonova: Das Staatliche Puschkin-Museum der Bildenden K?nste, Moskau, 1986
  • Georg-W. K?ltzsch (Hrsg.): Morosow, Schtschukin, die Sammler: Monet bis Picasso, K?ln, 1993, ISBN 3-7701-3144-4
  • Wladimir P. Tolstikow und Michail J. Trejster: Der Schatz aus Troja: Schliemann und der Mythos des Priamos-Goldes, Stuttgart, 1996, ISBN 3-7630-2333-X

21. Посиланння

п ? в ? р Достопримечательности Москвы
Герб Москвы
Кремль и Красная площадь
Собор Василия Блаженного | Собор Казанской иконы Божией Матери | Спасская башня | ГУМ | Мавзолей Ленина | Могила Неизвестного Солдата | Александровский сад | Грановитая палата | Большой Кремлевский дворец | Оружейная палата | Соборная площадь | Архангельский собор | Успенский собор | Благовещенский собор | Патриаршие палаты | Колокольня Ивана Великого | Церковь Ризоположения
Собор Василия Блаженного
Культовые сооружения

Православные монастыри: Андроников монастырь | Высоко-Петровский монастырь | Донской монастырь | Данилов монастырь | Крутицкое подворье | Марфо-Мариинская обитель | Новодевичий монастырь | Новоспасский монастырь | Симонов монастырь
Православные храмы и церкви: Церковь Антипия на Колымажный дворе | Храм Архангела Гавриила | Богоявленский собор в Елохове | Церковь Большого Вознесения | Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе | Церковь Воскресения Христова в Кадашах | Храм Воскресения Христова в Сокольниках | Церковь Всех Святых на Кулишках | Храм Всех Святых в Всехсвятском | Храм Григория Неокесарийского | Церковь Зачатия Анны | Церковь Иоанна Воина | Церковь Климента Папы Римского | Церковь Косьмы и Дамиана на Покровке | Церковь Малого Вознесения | Церковь Николая Чудотворца в Звонаря | Храм святителя Николая в Пыжах | Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках | Церковь Николая Чудотворца на Болвановке | Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке | Храм Николая Чудотворца у Тверской заставы | Церковь Покрова в Филях | Храм Святого Владимира в Старых Садех | Храм Рождества Богородицы в Путинках | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове | Церковь Святого Георгия в ендове | Церковь Симеона Столпника на поварских | Церковь Спаса Преображения на Песках | Храм Тихвинской иконы Божией Матери | Храм Трех Святителей на Кулишках | Церковь Трифона в Напрудном | Церковь Троицы в Никитниках | Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищева | Храм Живоначальной Троицы в Хорошево | Церковь Филиппа Митрополита | Храм Христа Спасителя
Католические храмы: Храм святого Людовика Французского | Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Мечети: Мемориальная мечеть на Поклонной горе | Московская соборная мечеть
Синагоги:

Московская хоральная синагога | Мемориальная синагога на Поклонной горе
Музеи и научно-просветительские учреждения

Третьяковская галерея | Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина | Музей Востока | Музей-панорама "Бородинская битва" | Музей современной истории России | Политехнический музей | Музей почтовой связи | Центральный музей Великой Отечественной войны | Центральный музей Вооруженных Сил
Другие научно-просветительские учреждения:

Московский зоопарк | Московский планетарий
Памятники и монументы
Дети - жертвы пороков взрослых | Монумент Победы на Поклонной горе | Монумент "Покорители космоса" | Памятник Багратиону (Москва) | Памятник Гагарину на Ленинском проспекте | Памятник героям Плевны | Памятник Гоголю на Никитском бульваре | Памятник Юрию Долгорукому | Памятник " Памятник маршалу Жукову | Памятник Кириллу и Мефодию | Памятник Ломоносову в МГУ | Памятник Маяковскому | Памятник фельдмаршалу Кутузову | Памятник Островскому | Памятник Петру I (монумент "В ознаменование 300-летия российского флота" ) | Памятник Пушкину на Пушкинской площади | Памятник Суворову | Памятник первопечатнику Ивану Федорову | Памятник Чайковскому | "Рабочий и колхозница" | Соловецкий камень | Триумфальные ворота
Театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и стадионы

Театры: Большой театр | Ленком | Малый театр | Московский театр "Современник" | МХТ им. А. П. Чехова | Театр им. Е. Вахтангова
Концертные залы, кинотеатры: Киноконцертный зал "Пушкинский" | Кинотеатр "Художественный" | Концертный зал им. Чайковского
Цирки: Большой Московский Государственный цирк | Московский цирк на Цветном бульваре

Стадионы: Стадион "Динамо" | Стадион "Лужники" | НСК "Олимпийский"
Дворцы, усадьбы и особняки

Палаты Аверкия Кириллова | Дом Апраксина - Трубецких | Усадьба Баташова | Дом бояр Романовых | Дом Брюса | Палаты Волковых | Особняк Второва | Дом Губина | Дом Демидовых | Дом Дениса Давыдова | Особняк Дерожинской | Усадьба Дурасова | Екатерининский дворец | Дом Игумнова | Особняк Кекушева | Красные палаты XVII века | Лефортовский дворец | Усадьба Лопухиных (музей Льва Толстого) | Дом Мельникова | Особняк Ивана Миндовського | Дом московских генерал-губернаторов | Особняк Арсения Морозова | Особняк Зинаиды Морозовой | Нескучный дворец | Пашков дом | Дом Пороховщикова | Дом Разумовского - Шереметева | ?Дом Ростовых" | Особняк Рябушинского (дом-музей М. Горького) | Слободской дворец | Старый Английский двор | Особняк Хитрово (музей-квартира А. С. Пушкина) | Усадьба Хрущевых (музей А. С. Пушкина) | Усадьба Чертков | Дом Шехтеля | Дом Юшкова

Подмосковные дворцы и усадьбы, вошедшие в черту города: Измайлово | Коломенское | Кузьминки | Кусково | Останкино | Петровский путевой дворец | Царицыно
Общественные и жилые здания, сооружения

Здания XVIII - начала XX века: вдовий дом | Воспитательный дом | Гостиница "Метрополь" | Гостиница "Националь" | Здание Городской думы | Екатерининская больница | Елисеевский магазин | Катковский лицей | Конторский дом Сытина | Лазаревский институт | Манеж | Здание МГЛУ (Дом Еропкiна ) | Старое здание МГУ | Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского | Мюр и Мерилиз (ЦУМ) | Опекунский совет | Дом Перцова | провиантские склады | Ресторан "Прага" | Здание Синодальной типографии | Дом Союзов (Благородное собрание) | Средние торговые ряды | Старый гостиный двор | странноприимные дом | Здание страхового общества "Россия" | Чайный дом на Мясницкой

Здания советского периода и современные: Здание газеты "Известия" | Гостиница "Космос" | Гостиница "Москва" | Здание Госторга | Дом "Динамо" | Дом культуры имени С. М. Зуева | Дом культуры им. I. В. Русакова | "Ленiнка" | Магазин "Библио-Глобус" | Магазин "Детский мир" | Московский ипподром | Дом Моссельпрома | Москва-Сити | "Дом на набережной" | Дом Наркомфина | Новый Арбат | Останкинская телебашня | Дом Правительства России (?Белый дом?) | Северный речной вокзал | Сталинские высотки | Здание СТО | Здание СЭВ | Здание Центрального телеграфа | Здание Центросоюза | Здание ЦТСА | Шуховская башня
Достопримечательности транспорта

Московский метрополитен | Вокзалы: Белорусский | Николаевский | Казанский | Киевский | Павелецкая | Ярославский

Мосты: Большой Каменный | Большой Москворецкая | Бородинский | Горбатый | Крымский | Лужнецкой метромост | Новоарбатський | Ростокинского акведук
Сады, парки и места отдыха
Ботанический сад РАН | Воробьевы горы | Всероссийский выставочный центр (ВДНХ) | Измайловский парк | Лосиный Остров | Парк Победы | Сад "Эрмитаж" | Парк "Сокольники" | Патриаршие пруды | ЦПКиВ им. Горького | Чистые пруды
Другое
Стена Цоя на Арбате

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам