Надо Знать

добавить знаний



Государство



План:


Введение

Государство - формальный институт, который является формой организации политического сообщества под управлением правительства [1]; субъект политики, ядро политической системы.

Часто обращаются к понятию "Суверенное государство" - тип государства, который характеризуется суверенитетом, олицетворяет в себе суверенитет национальностей и народа. Суверенное государство - особая политико-территориальная организация, обладающая суверенитетом специального аппарата управления и принуждения и способна предоставлять своим поведением общеобязательного характера.


1. Понятие "государство"

Понятие государство можно понимать как систему официальных органов, осуществляющих руководство обществом.

1) Государство (за Котюком И.) - осуществляемый с помощью официальных органов политико-территориальное способ организации публичной власти, призванный руководить общественными процессами, путем предоставления своим поведением общеобязательного характера и возможностью реализации этих повелений через принуждение.

2) Государство - это 1) совокупность людей, территории, на которой они проживают, и суверенной в пределах данной территории власти, 2) организация политической власти, главный институт политической системы общества, направляет и организует с помощью правовых норм совместной деятельности людей и социальных групп, защищает права и интересы граждан. ( Юридическая энциклопедия) '

Сущность государства - это внутреннее содержание ее деятельности, который выражает единство общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство, вместе с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи (общие дела), без которых не может функционировать ни одно общество. Это - средства связи и транспорта, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.

Два аспекта сущности государства определились с момента ее возникновения:

  • классовый аспект - защита интересов экономически господствующего класса, осуществление организованной принуждения;
  • общесоциальный аспект - защита интересов всего общества, обеспечения общественного блага, поддержания порядка, выполнение других общесоциальных дел.

Преимущество общесоциального аспекта сущности государства произошло благодаря снижению доли его классового содержания как определенного результата развития гражданского общества, утверждения прав и свобод личности. В современных цивилизованных государствах не стало четко выраженных классов, социальные противоречия потеряли антагонистический характер, возрос общий жизненный уровень населения.

Содержание деятельности государства приобрел новые качества:

  • государство стало на путь преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а посредством достижения общественного компромисса, толерантности, создание условий для развития гражданского общества;
  • государство в своей деятельности широко использует такие общедемократические идеи и институты, как разделение властей, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и др..;
  • государство применяет средства защиты человека труда, социальной защищенности всех граждан;
  • на международной арене государство проводит политику, которая требует взаимных уступок, компромиссов, договоренностей с другими государствами.

Такое государство в современных западных теориях трактуется как надклассовая, представляющий интересы всех слоев общества. Она называется социальным правовым государством, государством социальной демократии. Сущность и этого государства не лишена классового аспекта, однако он не столь выражен, как в эксплуататорских государствах - рабовладельческих, феодальных, буржуазных.

Более того, в современных государствах (вследствие потери антагонистического характера классовых противоречий) эти аспекты вовсе не обязательно противоположны друг другу. Социальная правовое государство предполагает наличие гражданского общества, где гражданин - субъект права - является свободной, автономной личностью.


2. Функции государства

Функции государства - это роль, которую она выполняет в отношении общества, это основные направления его деятельности. В функциях государства выражается его сущность и назначение.

Конкретные функции государства, а их достаточно много, целесообразно рассматривать через их классификацию на виды.

В общем, функции государства можно разделить на следующие группы:

2.1. По социальному значению

- На основные и неосновные.

Основные функции - общие и важные комплексные направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед ней в конкретный исторический период. К ним относят функции: обороны, поддержания внешних отношений, охраны правопорядка, регулирования экономики, обеспечения экологической безопасности, поддержание и развитие культуры, обеспечения образования населения и др..

Второстепенные функции - направления деятельности государства по осуществлению конкретных задач во второстепенных сферах общественной жизни. К ним относятся: управление персоналом, материально-техническое обеспечение и управление государственным имуществом, правосудия и юридические функции, сбор и распространение необходимой для управления информации и т.п..


2.2. В зависимости от территориальной направленности

- Внутренние и внешние.

Внутренние функции - такие направления деятельности государства, в которых конкретизируется внутренняя политика в отношении экономических, идеологических, экологических, культурных и других аспектов жизни общества. К таким относят функции: регулирование экономики, поддержание и развитие культуры, охрану и защиту всех форм собственности, социальная защита населения, обеспечения экологической безопасности, охране правопорядка и др..

Внешние функции - основные направления деятельности государства за ее пределами во взаимоотношениях с другими государствами, мировым общественными организациями и мировым сообществом в целом. Функциями являются: организация сотрудничества с другими субъектами международных отношений, защита государственного суверенитета, поддержание мира в регионе, культурный и образовательный обмен и т.д..


2.3. По времени осуществления

- Постоянные и временные.

Постоянные функции - направления деятельности государства, которые осуществляются на всех этапах ее развития. Большинство осуществляемых государством функций являются постоянными

Временные функции - направления деятельности государства, обусловленные конкретным этапом исторического развития общества. Примером временных могут быть функции стабилизации экономики в переходный период, преодоления последствий аварии на ЧАЭС или наводнения в Закарпатье

2.4. По сферам общественной жизни

- Гуманитарные, экономические и политические.

 По принципу разделения властей 

- Законодательные, управленческие (исполнительные), судебные.

Гуманитарные функции: обеспечение, охрана и защита основных прав человека, охрана природной среды, охрана и восстановление здоровья; социальное обеспечение; образование, воспитание, развитие культуры и т.д.. В международной сфере - участие в международном обеспечении и защите прав человека, помощь населению других стран (в случае стихийного бедствия, кризисных ситуаций и т.д.), участие в защите природной среды (экологическая функция), участие в международном культурном сотрудничестве.

Экономические функции: создание условий для развития производства на основе равноправного признания и защиты различных форм собственности на средства производства; программирование и организация производства на государственных предприятиях, распоряжения объектами государственной собственности, организация и стимулирование научных исследований. В международной сфере - участие в создании мировой экономической системы на основе международного разделения и интеграции производства и труда, участие в решении хозяйственных и научных проблем (энергетической, использования Мирового океана, исследований и освоения космоса и др.).

Политические функции: создание демократических условий, институтов для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп общества, в частности для деятельности различных политических партий и других общественных объединений ("демократизаторский" функция) обеспечение условий для сохранения и развития национальной самобытности коренного и всех других наций, проживающих на территории, охрана и защита государственно-конституционного строя, законности и правопорядка. В международной сфере в политических функций относится организация, поддержка и развитие межгосударственных договорных отношений на основе общепризнанных принципов международного права оборона своей страны от внешнего нападения, аннексии, участие в обеспечении ненасильственного мира во всех регионах планеты, участие в борьбе с нарушениями международного правопорядка (в том числе с использованием военных средств).


3. Теории происхождения государства

В современной юридической науке различают теории возникновения государства, теории, объясняющие сущность и социальные функции государства. Разновидностями теорий, объясняющих возникновение государства и права являются:

3.1. Теологическая теория

Одним из ее представителей был Фома Аквинский (1225-1274). Его учение построено на иерархии форм - от Бога - чистого разума - к духовному и материальному миру. Провозглашение происхождения государства от Бога обосновывает ее вечность и незыблемость, оправдывает наиболее реакционные государства, подчеркивает мысль о том, что любое посягательство на государство обречено на неудачу, поскольку власть вложена в руки правителя Богом и призвана защищать благо всех.


3.2. Патриархальная теория

Сущность ее заключается в утверждении, что государство происходит от семьи и является результатом исторического развития и разрастания семьи, а следовательно абсолютная власть монарха - это продолжение отцовской власти. Основными представителями названной теории является Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский и др.. Например, Роберт Фильмер в своем произведении "Патриархия или естественная власть короля" утверждает, что абсолютная власть монарха берет свое начало непосредственно от Адама. Государство вырастает из семьи, а власть монарха через Адама передана богом и неподвластная никаким человеческим законам. С позиции Аристотеля в основе возникновения государства лежит политическое общение. С разрастания патриархальной семьи появляются административно-территориальные единицы (села, поселка, города), население которых, общаясь, образуют такую ​​политическую организацию общества, как государство.


3.3. Договорная теория

Она объясняет возникновение государства в результате объединения людей на основе добровольного согласия (договора) о том, что одни будут управлять, а другие выполнять их управленческие решения. Представителями этой теории были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др..

3.4. Психологическая теория

По этой теории государство возникло благодаря особым свойствам психики людей. Вроде человеческой психике присуща потребность повиновения, подражания, осознание зависимости от выдающейся личности. Народ является инертной массой и не способен принимать решения, а потому требует постоянного руководства. Представителем этой теории был Л. Петражицкий (1867-1931).

3.5. Теория насилия

По этой теории государство возникло как результат завоевания одних племен другими, порабощения одного народа другим. По мнению сторонников теории, государство является той силой, которую образуют захватчики для удержания в повиновении завоеванных народов и укрепления власти победителей. Представителями теории были Гумплович, К. Каутский, Дюринг и другие.

3.6. Органическая теория

Ее обосновывал английский философ Г. Спенсер (1820-1903). Он проводил аналогию между государством и биологическим организмом. По мнению Спенсера, государство, подобно биологическому организму, рождается, растет, мужает, стареет и погибает. Как и биологический организм государство политическое тело: руки, ноги, голову, органы, которые выполняют соответствующие функции.

3.7. Теория технократизма

Государство возникает как необходимый результат общения человека с техникой.

3.8. Историко-материалистическая теория

Сущность этой теории заключается в том, что государство возникает как результат развития и упадка первобытного строя, развития способа производства, что и определяет социальные изменения в обществе. Эта теория включает в себя два подхода:

  • подход советской науки, связанный с возникновением классов и классовых антагонизмов ( Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ульянов)
  • подход, связанный с усложнением структуры общества и общественных отношений, возникновения "общих дел" и необходимости совершенствования управления обществом (Л. Морган). Как считают ученые, именно эта теория имеет научное обоснование и оба подхода в равной степени имели место при возникновении государства и права.

4. Государственный строй

Государственный строй имеет три составляющие:

5. Типы государств

См.. также

Примечания

  1. "State". Concise Oxford English Dictionary (Oxford University Press). 1995. "3 (also State) a an organized political community under one government; a commonwealth; a nation. B such a community forming part of a federal republic, esp the United States of America".

Источники

  • Самолюк В., Филипьев А., Мартынюк Р. Основы правоведения: Учебное пособие. - book.li.org.ua / ua / intro / - Острог: Издательство Национального университета "Острожская академия", 2006. - 253с. SBN 966-7631-90-7
  • Гусарев С. Д., Олейник А. Ю., Слюсаренко А. Л. Теория права и государства: Учебное пособие.-К.: Всеукраинская ассоциация издателей "Правовое единство", 2008. - 270 с.


Политика Это незавершенная статья политики.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам