Надо Знать

добавить знаний



Готгольд Эфраим Лессинг


Gotthold Ephraim Lessing Kunstsammlung Uni Leipzig.jpg

План:


Введение

Готгольд Эфраим Лессинг ( 22 января 1729, Каменц, Саксония, - 15 февраля 1781, Брауншвейг) - немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Писал басни в прозе, драматические произведения, критические произведения.


1. Биография

Готгольд Эфраим Лессинг

Родился в семье пастора в небольшом саксонском городке Каменц. Отец Лессинга был настоятелем городского собора, работа почетная, но малоприбыльна. Старшему из двенадцати детей родители дали хорошее образование. С 1741 к 1746 pp. Лессинг учился в Мейсенский княжеской школе, которую окончил с похвальным аттестатом. Через много лет, оглядываясь на пройденный путь, Лессинг писал: "Теофраст, Плавт, Теренций были моим миром, я спокойно изучал в узкой области похожей на монастырь школы. Как хотелось бы мне вернуться в эти годы, - единственные годы, когда я жил счастливо ".

С 1746 к 1748 pp. Лессинг - студент богословского факультета Лейпцигского университета, но спустя много лет он с трудом мог вспомнить содержание прослушанных им курсов. Довольно рано обнаружив, что чтение книг дает немного для знания жизни, семнадцатилетний Лессинг с присущей молодости жаждой наслаждений погрузился в мир этого удивительного города, который был в то время "малым Парижем".

Лессинг понимал, что его манеры и внешний вид далеки от совершенства, но юноша не растерялся и довольно быстро достиг успехов в науке фехтования, танцев и вольтижировка. Лессинг вспоминал: "Этот хорошее начало очень меня ободрил. Мое тело стало проворнее, и я начал искать общества, чтобы теперь научиться жить". Поиски были непродолжительными. Лессинг познакомился с актрисами труппы Каролины Нейбера, писал комедии для ее странствующего театра. Но труппа вскоре вынуждена была покинуть Лейпциг, а Лессинг получил первый удар судьбы: он должен скрываться от кредиторов, преследовавших его.

В августе 1748 Лессинг приехал в Виттенберг, где поступил на медицинский факультет, но его и здесь настигли кредиторы, и Лессинг отправился в Берлин, который был прямой противоположностью Лейпцига. Характеристики, которые встречаются в записях иностранцев, побывавших в прусской столице, отличаются удивительным сходством с замечанием итальянского поэта В. Альфьери, который охарактеризовал Берлин как "большую казарму", а прусскую государство назвал "огромной и сплошной гауптвахтой". Атмосферу этой гауптвахты точно передаст Лессинг в своей "немецкой комедии" со времен Семилетней войны. Но пока он вел жизнь свободного писателя и критика, дописывая к "Берлинской газеты", известной по имени издателя как "Фоссова газета", вплоть до 1755 г.

К этому периоду относится и первая проба писательского пера Лессинга. Его попытки в области поэзии были очень несамостоятельны, а страсть к театру, возникшая еще в Лейпциге, породила желание стать "немецким Мольером". Лессинг написал комедии "Молодой ученый" (1748), "Евреи" (1749), "Вольнодумец" (1749) и др..

В 1751 г. Лессинг приехал в Виттенберг, чтобы получить ученую степень, но вместо "кандидата медицины" стал магистром свободных наук. К своему академической степени Лессинг относился так же безразлично, как и к придворного чина надворного советника, который он получил против своей воли. Конце 1752 г. Лессинг вернулся в Берлин, чтобы продолжить сотрудничество с "Фоссовою газетой", в ней он вел отделы научных новостей и фельетонов, публикуя различные произведения научного и литературного характера. Одновременно он выступал как переводчик, а затем попытался организовать собственные театральные периодические издания.

В 1753 - 1755 pp. вышло первое шеститомное собрание сочинений Л., которое объединило его юношеские стихи, драмы и прозаические произведения. Лессинг слыл в литературных и читательских кругах как критик и многообещающий писатель.

В своих критических выступлениях 50-х pp. Лессинг касалось не только вопросов литературы. Он нарушает ряд важнейших социальных, философско-исторических и нравственных проблем, пропагандирует учение английских и французских просветителей, разделяя немало их взглядов. Так, в "Фоссовий газете" появились рецензии на труды Вольтера, Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро.

Лессинг, как и большинство просветителей, придавал большое значение театру, рассматривая его как самый из всех видов искусств. Задаваясь плачевным состоянием театрального дела в Германии, Лессинг не только глубоко изучал современный английский и французский театры, но и его истоки и традиции. Критик ставил перед собой задачу вывести немецкий театр с плачевного состояния и воспитать настоящего зрителя. Поэтому он организовал один за другим ряд театральных журналов, с помощью которых пытался обновить репертуар театра, реформировать господствующие принципы драматургии. Так вышедших "Материалы к истории и критической оценки театра" (1750), приложением к ним стала "Театральная библиотека" (1754-1758). Вопрос драматургии занимают заметное место в третьем из журналов "Письма о новой немецкой литературе" (1759-1760), содержание которого уже имел более универсальный характер. Вершиной в развитии эстетики драмы и театра стала "Гамбургская драматургия" (1767-1769).

Берлинский период жизни Лессинга был ознаменован и появлением первой немецкой мещанской трагедии. Это была "Мисс Сара Сампсон" (1755), написанная на вилле под Потсдамом. Современники вспоминали, что успех пьесы был огромен: во время первой представления во Франкфурте-на-Одере, на которой присутствовал и сам автор, зрители в течение трех с половиной часов сидели тихо, как статуи, и плакали. Подобной пьесы в истории немецкой драмы еще не было. Впервые перед зрителями в пьесе, жанр которой обозначен как трагедия, были представлены не цари и мифологические герои, а простые, незнатные люди и события разворачивались не на полях сражений или в королевских апартаментах, а в повседневной бытовой обстановке.

Лессинг, которому были близки слова английского писателя А. Поупа, что "благородным предметом занятий для человека является человек", обратился в своей трагедии к исследованию человека, мира его чувств, простых и трогательных. Действие его пьесы разворачивается в Англии.

То обстоятельство, что герои трагедии имеют английские имена и действие происходит в Англии, вполне понятна: для Германии этот жанр был новым, и, обратившись к нему, Лессинг значительной мере ориентировался на англичанина Дж. Лилло - автора весьма популярной пьесы "Лондонский купец ". Вслед за ним Лессинг делает героями своего произведения представителей "третьего сословия", а события, которые они переживают, переносит в сферу обыденного. "Сара Сампсон" положила начало немецком просветительском театру.

После выхода "Мисс Сары Сампсон" материальное положение Лессинга не улучшилось, и невозможность создать в Германии пригодные для жизни условия заставила критика в 1755 г. даже думать о поездке в Москву, где он мог рассчитывать на место профессора при открывшемся Московском университете. После неудачной попытки осуществить вместе с купцом Винклером путешествие, Лессинг вернулся в 1758 г. и с 1759 г. издавал журнал "Письма о новой литературе" (1759 - 1766), в котором вел борьбу за создание новой литературы, отрицая классические каноны и подражание античных образцов. Особенно известным был 17-й "Литературный письмо", в котором Лессинг говорил о "великой трагической поэта" В. Шекспира, называя его драматургию "полнокровной и мужественным". Ближайшей по духу к шекспировских драм Лессинг считал немецкую народную легенду о докторе Фаусте], а сцену из собственного "Фауста" Лессинг поместил в 17-м письме.

В 1759 г. в Берлине вышли в свет байки, которые Лессинг объединил в три книги. Сборнике басен предшествовал специальный размышление, в котором автор изложил свою теорию жанра. По мнению Лессинга, басня занимает промежуточное место между поэзией и моралью, находится на границе этих областей, подчиняясь законам каждой из них. Басни Л. представляют интерес скорее как эксперимент, чем высокохудожественное произведение. В них содержится критика немецкого общества XVIII в. ("Водяная змея", "Осел и волк"), а также сатира на фридрихивську Германию ("Подарок фей"), звучит защите достоинства простого человека ("Шахматный конь"), развенчивается миф о всемогуществе чиновников ("Воинственный волк ").

11 ноября 1760 Лессинг был избран членом-корреспондентом Берлинской Академии наук, но это известие не застала его в столице. Лессинг поехал в Бреславль, где более четырех лет занимал должность секретаря при губернаторе Силезии генерале Тауенцини. Следствием углубленных исследований в области теории и истории искусства, которым были посвящены эти годы, стал трактат "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии" (1766).

Главный вопрос, который рассматривается в трактате, - границы поэзии и живописи, их специфика и своеобразие художественного языка. В результате проведенного анализа живописи и поэзии Л. отличает следующие особенности, присущие рассматриваемым области искусства. Он делит все виды искусства на пространственные и временные. К пространственным он причисляет живопись, поскольку тот изображает предметы, находящиеся рядом. К временным принадлежит поэзия, поскольку она изображает события в движении, то есть в их временной последовательности. Подобный подход ориентировал художников слова не на описательность, а на проникновение в психологию, изображение чувств и страстей. Ці міркування Лессінґа справили величезний вплив на подальший розвиток поезії, посиливши інтерес до дії, зображення почуттів і пристрастей.

Перебування у Бреславлі ознаменувалося появою драми "Мінна фон Барнгельм, або Солдатське щастя" (1763-1767). Це була перша п'єса Лессінґа, написана на німецькому матеріалі. Сюжет п'єси заснований на фактах німецького життя, пов'язаних з подіями Семилітньої війни (1756- 1763), яка нещодавно закінчилася. Наприкінці 1766 р. Лессінґ отримав запрошення від директора Гамбурзького театру і в квітні 1767 р. переїхав у Гамбург, сподіваючись втілити тут свою мрію про національний театр. До того часу в Німеччині були тільки мандрівні театральні трупи, і новий театр задумувався як перший стаціонарний національний театр. Очолював цей театр Левен, людина віддана справі й освічена. Були в трупі й чудові актори, серед яких - видатний К. Екгоф, однодумець просвітників, новатор у царині акторської техніки, котрий заперечував декламаційну манеру виконання ролі, притаманну французькій школі, і ратував за природність і правдивість поведінки актора на сцені. До складу трупи входили актори Аккерман, Бек, Ганзель. Їхні імена неодноразово зустрічаються на сторінках "Гамбурзької драматургії".

Підсумком цього періоду життя Лессінґа став театральний журнал, відомий під назвою "Гамбурзька драматургія" (1767-1769). Беручись за видання журналу, Лессінґ ставив перед собою завдання ознайомити публіку з п'єсами поточного репертуару, мав на меті їх критичний огляд та аналіз гри акторів. Але після кількох вихваток актриси Ганзель Лессінґ відмовився від останнього. Перший випуск побачив світ 1 травня 1767 p., а наступні виходили регулярно щовівторка і щоп'ятниці кожного тижня. Але надалі зберегти регулярність випусків виявилося неможливим. У повному вигляді "Гамбурзька драматургія" побачила світ навесні 1769 р.. У ній Лессінґ проаналізував п'єси, які йшли на сцені театру впродовж 52 вечорів: від 22 квітня до 28 липня 1767 р. Аналіз пізніших постановок не увійшов до твору. З гіркотою говорив Лессінґ про крах задуму створити національний театр на останніх сторінках "Драматургії": "Спало на думку наївне бажання заснувати для німців національний театр, тоді як ми, німці, ще й не нація".

Культурно-історичне значення "Гамбурзької драматургії" важко переоцінити, позаяк вона є відображенням послідовної боротьби, яку вів Лессінґ за створення німецького національного театру, вираженням поглядів просвітника на завдання й функції театру. У "Драматургії" Лессінґ обґрунтовує точку зору на театр як на трибуну просвітницьких ідей, розробляє питання теорії драми, її функцій, проблеми характеру, дає трактування понять типового й індивідуального в драматургії та способів їхнього естетичного опанування. Особливу увагу Лессінґ приділяє жанровій системі, пропонуючи свій підхід до визначення жанрової специфіки комедії, трагікомедії, "слізної драми". У цій праці Лессінґ продовжив полеміку з класицистами, вважаючи, що класицизм, обстоюючи нормативність як критерій естетичної вартості, позбавляє мистецтво його органічної природи. Зразком мистецтва, близького до природи, для Л. був В. Шекспір; ім'я англійського драматурга неодноразово зустрічається у "Гамбурзькій драматургії".

Теорія драми], всебічно розроблена Лессінґом у "Гамбурзькій драматургії", стала своєрідним полем боротьби за поновлення в правах мистецтва, зверненого не до інтересів двору, а підпорядкованого завданням осягнення людини. Чітко й недвозначно Лессінґ заявляє: "Двір аж ніяк не є тим місцем, де поет може вивчати природу. Якщо ж пишнота й етикет перетворюють людей на машини, то справа поета - знову перетворити ці машини на людей".

Невдачі переслідували Лессінґа у Гамбурзі. Після закриття театру зазнав фіаско й почин Л. заснувати власну друкарню та книжкову ятку. Становище було безпорадне. Усі спроби влаштуватися в Берліні виявилися безуспішними, і, щоб хоч якось забезпечити майбутнє своєї родини, Лессінґ прийняв пропозицію герцога Брауншвейґського й поїхав у Вольфенбюттель, де з травня 1770 р. і до кінця життя працював бібліотекарем. Слід зауважити, що книгозбірня у Вольфенбюттелі була однією із найкращих у Європі, але й власник її, принц-наступник Карл-Вільгельм Фердинанд, був одним із наймерзенніших деспотів Німеччини XVIII ст. Перебування в Брауншвейзі було, мабуть, найважчим періодом у житті Лессінґа. Лише на короткий час йому вдалося вирватися 1775 р. до Італії, де Лессінґ відвідав Рим, Флоренцію, Мілан, а на зворотній дорозі заїхав у Відень. Тут у 1776 р. він взяв шлюб з Євою Кеніг, з якою був заручений ще з 1771 р. Родинне щастя Лессінґа було нетривалим. Через рік Єва померла, забравши з собою у могилу єдиного сина. Відчаю Лессінґа не було меж. Повільно згасало його життя. 15 лютого 1781 p., вирушивши у Брауншвейг, він помер.

Останній період у житті Лессінґа ознаменувався з'явою трагедії "Емілія Ґалотті" (1772). Дія п'єси відбувається в Італії. Однак зображені в ній події безпосередньо пов'язані з обстановкою в Німеччині, і лише з цензурних міркувань письменник вдався до деяких (втім, доволі прозорих) інакомовлень. Передано важку та гнітючу атмосферу князівської сваволі, характерної для Німеччини часів Лессінґа.


2. Творчість

"Мінна фон Барнгельм, або Солдатське щастя" (1763-1767)

Головний герой комедії, прусський офіцер Тельгейм, розуміючи, що мешканці ворожої Тюрінгії не здатні виплатити надто велику контрибуцію, допоміг їм і вніс у казну власні дві тисячі пістолів, попередньо взявши з мешканців Тюрінгії розписку. Після встановлення миру він прохає прусський уряд повернути йому ці гроші, але уряд запідозрив у гуманному вчинку Тельгейма злочин. Він вирішив, що мешканці Тюрінгії видали майорові розписку як вдячність за те, що той просив зменшити контрибуцію. І ось майор Тельгейм, незважаючи на поранення й бойові заслуги, звільнений у запас без пенсії, проти нього порушено кримінальну справу. Він, оганьблений, живе у скромному берлінському готелі, очікуючи на вирішення своєї долі.

У цьому готелі його розшукала Мінна фон Барнгельм, одна з найбагатших і найзнатніших спадкоємиць Тюрінгії. Свого часу вона була дуже зворушена гуманним вчинком Тельгейма і покохала його. Майор від'їздить із Тюрінгії нареченим Мінни, але потім, опинившись у скрутному становищі, відмовляється від неї задля її ж блага. І ось тоді Мінна розігрує комедію: вона оголошує, що її багатий дядечко, на спадок якого вона розраховувала, позбавив її спадщини через неприязнь до Тельгейма. Тепер вони обоє бідні й ніщо не заважає їм поєднатися. У цей час Тельгейм отримує звістку, що його честь поновлена і король повернув його на службу. Але тепер Мінна не дає згоди на шлюб, позаяк їхні ролі начебто перемінилися. Урешті-решт, все з'ясовується, і Мінна виходить заміж за коханого нею Тельгейма.

Щаслива розв'язка, розіграна Мінною роль бідної дівчини дали Лессінґу підставу назвати свою п'єсу комедією, але проникливий читач не міг не помітити новаторського характеру твору. Це була перша на німецькій сцені п'єса із сучасним змістом, що опирався на німецький матеріал. Лессінґ заявив про себе як майстер побудови характерів реалістичних і психологічно переконливих, які вирізнялися гармонійним поєднанням індивідуальних і загальнолюдських рис. Майор Тельгейм - прусський офіцер, але він дуже далекий від усталеного стереотипу фрідріхівського служаки. Це передусім людина високих моральних принципів, шляхетна і чесна. Він гордий і не заражений вірусом низькополонництва, переконаний у торжестві справедливості, демократичний з підлеглими, шляхетний з дамами. Через це такі віддані йому вахмістр Вернер та слуга Юст. Вони знають, що Тельгейм - це смілива й пряма людина. Під час війни він не ховався від куль і слугував прикладом для вояків. Майор вміє витримувати і прихильність, і немилість примхливої солдатської служби. Шляхетне ставлення до переможених мешканців Тюрінгії та кохання до вродливої саксонки Мінни виявляють у майорі відсутність вузького націоналізму, властивого для прусської воєнщини. Перед нами людина широких поглядів на життя, у якій воїнське покликання та свої питання честі. Лессінґ, створюючи образ Тельгейма, спробував підкреслити в ньому передусім загальнолюдські чесноти, виразником яких цілком свідомо вже не вперше зробив людину з "третього стану".

Безсумнівним художнім досягненням Лессінґа став і чарівливий образ Мінни. Вона винятково жіночна, віддана своєму нареченому. Головний зміст її життя полягає в коханні, задля якого вона вирушає на пошуки свого коханого, знехтувавши усіма загальноприйнятими нормами і скоряючись лише голосу власного серця та розуму. З дивовижною винахідливістю та відвагою вступає Мінна у бій за своє щастя, готова боротися до переможного кінця. І тут у п'єсі їй немає рівних. Навіть у найбезнадійніших, здавалося би, ситуаціях вона не втрачає мужності, вміло використовуючи й жіночі чари, й жіночі примхи, але завжди залишаючись життєрадісною й природною.

Имя Минны совсем не случайно вынесено в заглавие пьесы, ведь конфликт драмы строится как раз на столкновении простых и понятных для каждого чувств по бездушной, а потому противоестественной государственной машиной, которая может лишить честного человека пенсии, но никогда не сможет отобрать права любить и быть любимым, а потому характерны для Минны черты автор умножает, вводя в пьесу образ верной и преданной памяти мужа вдовы (Дама в черном), изобретательной и всегда готовой разделить судьбу со своим любимым Франциско (служанка Минны).

Виртуозно выполненные в пьесе и характеры эпизодических лиц: Дамы в черном, корчмарь, Юста. Сатирическая мастерство Лессинга проявилась в создании образа Рикко де ла Марлиньера, человека без принципов и без родины; передачи атмосферы, царящей в прусском государстве. В этой пьесе Лессинг показал себя мастером, который в совершенстве владеет законами драматического искусства. Он демонстрирует искусство диалогической речи, владеет техникой организации драматического действия, мастерски выстраивает интригу, избегая дешевых трюков и каждый раз поражая зрителя необычным поворотом событий. Как следствие, комедийная интрига наполняется удивительным по глубине содержанием, изнутри подрывая устоявшиеся рамки комедии. На наших глазах происходит рождение нового жанра, который историки литературы называют "мещанской драмой".

На новаторский характер пьесы указывает и вторая часть ее названия - "Солдатское счастье". Счастливая развязка, которая заключает перипетии судьбы героев, вряд ли может быть воспринята всерьез. В государстве, где всегда найдутся услужливые корчмари-виказувачи, где процветают "марлиньеры", где забывают погибших за родину воинов и их семьи (история Марлофа), а честному человеку приходится надеяться на благосклонность судьбы, вряд ли стоит рассчитывать на длительное и безоблачное счастье.

Путь "Минны фон Барнгельм" на сцену был нелегким. После долгих проволочек 30 сентября 1767 она была поставлена ​​на сцене Гамбургского театра. Роль Тельгейма выполнял Конрад Екгоф. В Берлине пьеса была поставлена ​​лишь после того, как обошла сцены Ганновера, Франкфурта-на-Майне, Вены, Лейпцига. Премьера состоялась 21 марта 1768 и имела огромный успех. Гете в разговоре с И. П. Эккерман, вспоминая годы своей молодости, заметил: "... как влияла эта пьеса на нас, молодежь, когда она впервые появилась в ту мрачную эпоху! Это был поистине сияющий метеор . Она показала, что существует нечто выше, о чем наша тогдашняя слабая литература не давала ни малейшего представления ".

"Эмилия Галотти" (1772)

Г.Е.Лессинг Минна фон Барнхельм, Эмилия Галотти, Лаокон.-К.: "Днепр".-1976.-335 с.

Главная героиня трагедии, Эмилия Галотти, воспитанный своим отцом, полковником Одоардо, согласно строгим предписаниям семейной приличия. У нее есть жених, граф Аппиани. Неожиданно на балу с Эмилией познакомился принц Этторе Гонзаго. Он увлекся Эмилией. Коварный царедворец Маринелли помогает принцу организовать нападение на свадебный кортеж, убить графа Аппиани, а Эмилию переправить в замке Этторе Гонзаго.

Отец Эмилии, уведомлен о преступлении, спешит во дворец. Здесь его встречает графиня Орсини, которая рассказывает Одоардо всю правду. Несчастный отец добивается встречи с дочерью. Эмилия сообщает ему, что боится не насилия, а искушения, перед которым может не устоять. Воспитанная в строгих религиозных правилах, Эмилия страдает и мучается от своей уязвимости. Она готова покончить с собой, но, вырвав у нее кинжал, отец не дает ей убить себя. Смертельный удар он наносит ей сам, спасая ее от унижения и оскорбительного положения фаворитки.

Всей логикой развития действия в "Эмилии Галотти" Лессинг утверждает, что не только "лица исторические", но и "лица частные" - а именно такими показаны здесь Эмилия и Одоардо - способны быть настоящими героями и подчинять свои чувства велению долга. Лессинг призывает своих сограждан отказаться от пассивной покорности, от настроений обреченности, он подает им примеры героической мужества и нежелание мириться с унижением. Одоардо любит свою дочь, но выход из трагической ситуации находит в щонайришучиших действиях. Эмилия и Одоардо - носители героического начала в трагедии Лессинга, которая включает в себя вполне отчетливое предупреждение: человек, наделенный абсолютной властью, при определенных условиях становится преступником; обычный человек при определенных условиях проявляет героизм. В ситуации, представленной в "Эмилии Галотти", героическая действие соединенная с трагедией.

Социальный смысл пьесы впервые заметил И. Г. Гердер, один из последователей Лессинга, предложив в качестве эпиграфа к трагедии слова: "Учитесь, потому что вы предупреждены".

Первое представление "Эмилии Галотти" состоялась 30 марта 1772 г. в Брауншвейге, а в апреле того же года трагедия была поставлена ​​в Берлине труппой Коха. Выдающиеся немецкие актеры XVIII в. с успехом исполняли роли в трагедии - К.Екгоф (Одоардо), госпожа Ганзель (Орсини), Шарлотта Аккерман (Эмилия), Шредер (Маринелли).

Последней пьесе Лессинга была трагедия "Натан Мудрый" (1779). В отличие от всех предыдущих произведений, она написана белым стихом. Действие драматической поэмы происходит в конце XII в. в Иерусалиме, в эпоху крестовых походов. В основу "Натана Мудрого" Лессинг положил мысль о том, что фундаментом любой религии является нравственное чувство, а догматический смысл имеет преходящий характер и ни в коей мере не свидетельствует о превосходстве одной религии над другой.

Три главные герои "Натана Мудрого" - арабский султан Саладин, богатый иерусалимский купец еврей Натан и христианский рыцарь-храмовник (т.е. член средневекового рыцарского ордена тамплиеров), прибывший в Иерусалим войсками крестоносцев, - принадлежат к трем разным нации и религий. За ходом развития действия драмы Лессинг заставляет героев забыть предубеждения, их разделяли, осознать братство, объединяет людей.

Стремясь пограничного обобщения в создании образов, драматург снова обнаруживает свое мастерство в построении характеров. В центре трагедии - образ Натана Мудрого, глубины личности которого раскрываются в его рассуждениях и действиях. После еврейского погрома погибла вся его семья (жена и семеро детей). Он три дня и три ночи лежит в пыли и пепле и клянется отныне беспощадно мстить всем христианам без исключения. Но потом Нафану возвращается рассудок. И когда ему приносят христианскую девочку Реху, он удочеряет ее и воспитывает не согласно с еврейскими убеждениями, а в духе деятельной любви, которую он сам имеет в своей душе.

Нравственная высота человека - в проявлении деятельной любви, превосходства общечеловеческой морали над искусственными догмами. Эти мысли были дорогими Лессинг. Не случайно в одном из набросков драмы он записал: "Образ мышления Натана ... был всегда моим образом мышления".

Гете, высоко оценивая постановку пьесы "Натан Мудрый" в Веймаре 1801 p., Писал: "Пусть ... высказанное в ней чувство терпимости и сострадания навсегда останется для народов священным и дорогим". Создавая свою пьесу, Лессинг сомневался, что она когда-нибудь увидит сцену. И его опасения оправдались. Постановка, осуществленная известным актером и антрепренером Деббелином в Берлине, продержалась недолго. Лишь в 1801 г. Гете и Шиллер в Веймарском театре смогли восстановить спектакль, эта постановка и проложила путь "Натан Мудрый" на сцену. Роль Натана выполняло немало известных актеров, и среди них А. Иффланд (1802).

О значении Лессинга для немецкой литературы прекрасно сказал Гете: "Такой человек, как Лессинг, необходима для нас, поскольку он большой именно благодаря своему характеру, благодаря своей твердости. Столь же умных и образованных людей много, но найти такой характер ! "

Творчество Лессинга высоко оценивал И. Франко. Ряд произведений Лессинга в Украину перевели Е. Попович, Л. Федоришин, М. Годованец, Б. Гавришкив.


3. Среди других работ

  • "Мисс Сара Сампсон"
  • "Материалы к Фауста"

См.. также

  • 7425 Лессинг - астероид, названный в честь этого человека.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам