Надо Знать

добавить знаний



Готика



План:


Введение

Готика ( итал. gotico, были германского происхождения племени готов). Готический стиль - это художественный стиль, который оказался завершающим этапом в развитии средних веков культуры стран Западной Европы (между серединой XII и XVI веков). Термин "Готика" введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским".


1. Происхождение (История)

Готика зародилась в Северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами. Готический стиль, это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII-XVI веков). Термин "готика" введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считалось варварским. С начала XIX в., Когда для искусства X - XII вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (витражей). Сравнимо с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2 -, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни.


2. Стиль готики

Известно, что готический художественный стиль, определился в своих типичных чертах во время развития западноевропейской средневековой художественной культуры. Беря начало в середине XII в. в северных и центральных областях Франции на территории Иль де Франса, он получил общеевропейское распространение и прошел ряд самостоятельных этапов эволюции и национальных версий.

Расцвет средневековой художественной культуры возникли на базе интенсивного социального движения широких народных масс, которые вызвали еще задолго до формирования искусства мощные идеологические течения. Художественная культура уходит корнями непосредственно к самодеятельной практики социального низа. Таким образом, стремление личности на внимание к себе подготовило основу для появления новых форм и способов самовыражения в художественной культуре.

С ростом численности городов и возвышением роли, которую они играли, росла потребность в новых формах организации труда. Ремесленники в городах объединялись в союзы и цеха. Укрепление городских ремесел способствовало формированию городской культуры.

Во многих городах на базе церковных и приходских школ возникали университеты, как новые формы культурно-просветительских учреждений. Они способствовали развитию образованности и постепенно меняли мышление средневекового человека. Усиливается дух рационализма, дух любознательности, устанавливается тенденция к исследованию нового. Росла индивидуализация мироощущения каждой личности. Постепенно университеты превратились в своеобразные интеллектуальные центры. На смену романскому искусству пришла готика. Синонимом варварства назвали историки Возрождения средневековое искусство. В отличие от романского, готическое искусство "пропагандирует" интерес к человеческим чувствам, обращается к красоте реального мира, возвращается к индивидуальности Готическое искусство является символом цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известности и самостоятельности внутри феодального мира. Грандиозные готические соборы отличались высотой, вместимостью, нарядностью, зрелищным и богатым декором. Для готического стиля характерны острые сооружения, со стрельчатыми сводами, множество каменной резьбы и скульптурных украшений.

  • Собор Парижской Богоматери

  • Собор в Шартре, Франция

  • Реймский собор, Франция


3. Готические стили в архитектурном искусстве

Отверстие для ключа и ручка. Город Монс, Бельгия.
Любек, Германия, готические Голштинская ворота.
Реймский собор, южный фасад.
Венец часовен, собор Св. Реми, Реймс.

Для готики характерны символико-аллегорический тип отображения. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий.

Особое место в искусстве готики западноевропейских стран занимал городской собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несравним пространство собора, вертикализм его башен и свод, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительства и гражданская архитектура, преимущественно замковая и фортификационное.

Городские архитектурные ансамбли западноевропейских стран включали культовые и светские здания, крепости, мосты, колодцы.

Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трехэтажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с багатоприкрашенимы проездными башнями. Замки феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.

Обычно в центре города западноевропейских стран, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием как церковного, да и городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.

Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и стрельчатых арок, опирающихся на них.

Структура здания складывается из прямоугольных ячеек ( травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Храм в готическом стиле. Схема

Боковой распор свода главного нефа (или нави) передается с помощью опорных арок ( аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора своды за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение легкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Во Франции каменные готические соборы - получили свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ( "Деамбулатория"), к которому примыкают радиальные часовни ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер обычно озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтаря создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, ускоренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности и величия храмового пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали - узорные вимперги, фиалы, Краббе и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие достижения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге проникнуты одухотворенной красотой, искренностью и благородством.


4. Готика Англии

Cомерсет, Кафедральный собор, Великобритания.

Готика Англии возникла очень рано (в конце ХИИ ст.) и существовала до XVI ст. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор стал не городским, а монастырским, окруженным полями и лугами. Отсюда, очевидно, его "розпластанисть" по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек. Доминанта собора - огромная башня на середхрести. Чистейший образец ранней английской готики - собор в Солсбери. Он станет темой полотна Джона Констебла - хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк.

Главный готический собор Англии - Кентерберийский, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - место коронации и погребения английских королей со времен Вильгельма Завоевателя, впоследствии усыпальница великих людей Англии - близкий к французской готики.

Начиная со времени Столетней войны строительство в Англии сокращается. С гражданской архитектуры этого периода можно вспомнить славный Вестминстерский королевский дворец (XIV в.) С его Вестминстер-холлом площадью 1500 кв.м.

В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, "розы". Основа - сугубо романская: широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, что создает полосатую поверхность фасада (собор в Сиене). Пример поздней итальянской готики - огромный Миланский собор, который вмещает 40 тысяч человек, другийсеред крупнейших храмов Европы (начало строительства XV в. - Конец XVI в.). Венецию и до сих пор украшают ее мраморные дворцы с аркадами, которые отражаются в каналах или лагунах (Дворец дожей, 1310 г. - XVI вв.).

Готические достопримечательности есть в Нидерландах (ратуши в Брюгге, Брюсселе и т. д.), Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге), Австрии (собор св. Стефана в Вене), Польше (Вавельский собор под Краковом, Мариацкий костел в Кракове) и других странах Европы. С XI в.


5. Готика Польши

Польша также осуществила значительный прогресс в культурном развитии, особенно после окончательного восстановления в XIV в. собственного королевства. Географические условия, прежде значительная удаленность от развитых культурных центров Западной Европы, и политическая раздробленность привели к тому, что польские достижения в области культуры до начала XVI в. не были не значительным, как достижение чешских мастеров. Кроме того, это движение в Польше возглавляло духовенство; темпы подготовки местных священников для замены иностранных миссионеров были медленными, а распространение христианского образа жизни после первой вспышки энтузиазма в правление Болеслава Великого было очень тяжелым.


Медленное распространение западных идей в Польше вызвано тем, что церковные реформы Григория VII были восприняты в Польше только в начале XIII в., гораздо позже, чем в Богемии.

Готический стиль распространился в Польше в течение XIV-XV вв. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готического искусства мало в городах немецких колонистов. Тевтонские рыцари, крупные магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры богатых городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге ( 1345 - 1503) и значительная кирпичное сооружение - дворец великих магистров в Мариенбурге (1276-1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Мало свое влияние и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Позднеготического стиль расцветет в в Польше только в XV в.

Древнейшими скульптурными памятниками Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовая ворота собора в Гнезно ( 1129 - 1137) и двери собора в Плоцке. Готические скульптурные памятники датируются XIV-XV вв. Самые известные из них - статуи князей династии Пястов, сохранившиеся в Вроцлаве, Ополе, Кресобожи, Любуши и Кракове. С середины XIV в. значительного развития в Польше получило резьба. До наших времен сохранилось несколько хороших образцов резных деревянных алтарей (алтарь Вита Ствоша в Кракове).

К лучшим образцам живописи относятся миниатюры и орнаменты в манускрипте, содержащим житие св. Ядвиги, созданные Николаем Прусс ( 1353 г.). Богемское искусство миниатюры, было сочетанием французской и итальянской традиций с оригинальными чешскими элементами, достигло Польши только в XV в.


6. Готика Украине

Церковь Святой Елизаветы Хусте на Закарпатье - одна из характерных памятников готики на украинской территории, ныне Хустский Реформатская церковь.

Один из самых интересных периодов истории архитектуры Украины - конец XIV - первая и половина XV века. На западных землях, которые меньше других пострадали от монголо-татарского нашествия, тогда растут города, развиваются ремесла и торговля. В украинские города прибывает много поселенцев, преимущественно немцев, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуре, новые стилевые формы.


Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Его заложили в начале 60-х годов XIV века, а завершили в основном в 80-х годах следующего.

Среди строителей этого храма известны Ничко, Йоахим Гром, Амброзий Рабиш; одним из заботливые опекунов строения в городских актах названо Петра Штехер.

Объемную композицию костела сотворено благодаря двум главным составляющим: пресбитериуму (алтарной части) и корпуса нав (собственно молитвенной зале).

Также сохранились готические костела в Скеливци (XV-XVIст.) Новом городе (1463-1512), Дрогобыче (XIV-XVI вв.). Одним из последних построили 1538 готический костел св. Николая в местечке Куликов.

Расцвет Кафедральной готики в Украине приходится на времена правления короля Владислава II Ягайло (1386-1434).

На Закарпатье готические постройки строились венгерской церковной властью. До нашего времени сохранились готические церкви XIV - XVI вв. - Св.Елизаветы в Хусте, Вознесения и св.Франциск в Виноградов, Крестовоздвиженская в Берегово, Св.Мартина в Мукачево, Сердца Иисуса в Бене, Св.Духа в Четфалва и другие.


Ссылки

("Латинская церковь в Киевской Руси и первые костелы Львова / Костел Марии Снежной" / "Костел Вознесения Девы Марии (Латинский собор)" / "Монастырские костелы Львова" / "Госпитали средневекового Львова" / "Часовня св. Екатерины" / " Сакральная готика Львова в контексте исторического развития Центрально-Восточной Европы "

  • Gothic Churches of Lviv. Abstract of MA Thesis / / Annual of Medieval Studies at Central European University 1996-97 / ed. M. Sebok. - Budapest, 1998. - Vol. 4. - S. 97-98.

6.2. Готические деревянные церкви

Готические церкви в селах Сокирница, Крайниково, Данилово, Александровка Хустского района производят неизгладимое впечатление. Готические церкви в селах Диброва, Нересница Тячевского района. По долинам рек Реки и Теребли готический стиль заходит в села Негровец, Репинное, Сухой, Рекиты, Тюшка, Обляска, Соймы, Кужбии Межгорского района, а также в Ивашковица, Локоть Иршавского района и Новоселица Виноградовского района.

В 1930-х годах две готические церкви из сел Нижнее Селище и Холмовец перевезено в Чехию.

Закарпатские готические церкви во многом подобны готических храмов и колоколен румынского и венгерского Потисья.


7. Готика на российских просторах

На землях, вошедших в состав Русского централизованного государства, собственно готический стиль практически не был известен. Это было в значительной степени обусловлено собственной архитектурной традиции, которая сформировалась на этих землях. Памятники готики западноевропейского типа единичны. В Великом Новгороде частично сохранилась Владычна палата ( 1433 - 1435) - памятник северной кирпичной готики. Одностовпна здание перекрыта звездчатыми нервюрами. В 1624 - 1625 гг шотландцем Христоф Галовея в готическом стиле была перестроена главная башня Московского Кремля - Фроловская (ныне Спасская, в конце XVII в. уже русские зодчие перестроили по ее образцу самую башню Кремля - Троицкая).

Российская шатровая архитектура, - особый стиль, распространенный в XVI - XVII в. как в церковном, так и гражданском строительстве, в значительной степени было западноевропейское корни. Первые памятники этого стиля (Покровская церковь Александрова, 1508 - 1513 и Вознесенская церковь в Коломенском, 1528 - 1532) были построены иностранцами и имеют ярко выраженные черты типично готической архитектуры.

Также сохранились и некоторые другие памятники западноевропейской готики, построенные иностранцами на собственной территории, вошедшие в состав России позже. Среди них выделяется Выборгский замок (XIII - XVI вв., в результате многочисленных перестроек потерял немало первоначальных элементов), а также замковые строения и кирхи бывшей Восточной Пруссии. Большинство объектов средневековой готики в Калининградской области уничтожено или находится в руинированного состоянии. Среди наиболее лучше сохранившихся - Свято-Георгиевский храм в г. Правдинск ( XIV в.). Это тринавна храм с шатровой башней перед главным порталом. Храм имеет сложную систему свода - звездчатых нервюр.

  • Зирчати нервюры Владычна палаты Новгородского кремля. XV ст.

  • Готический верх Спасский башни Московского Кремля

  • Церковь Покрова в Медведкови ( 1635 - 1640) - типичная памятник русской шатровой архитектуры.

  • Церковь Георгия в г. Правдинск (бывший Фридланд) - ныне православный храм.


8. Готика Испании

Арабы принесли в искусство Испании развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры, среди которых мечеть в Кордове (XVIII в.) и дворец Альгамбра в Гранаде (XIII-XV вв.) - мавританский стиль. В XI-XII вв на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, лучшая памятник стиля-собор в городе Сантьяго-де-Компостела. В XIII - первой половине XV в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль.

Конец 12 - начало 13 вв. в Испании, как и во всей Европе, были отмечены важными изменениями: усилилась мощь великих монархов, объединены мелкие государства, монастыри теряли свое влияние, возникли городские общины с их самоуправлением. Все это способствовало пробуждению народного сознания всех сфер жизни общества и прежде искусства, архитектуры, что отразилось в готике. Испанская готика нередко заимствует мавританские черты (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо).


Кафедральный собор в Толедо - среди крупнейших в Европе. Его заложили в 1227 году или около того дать. Имеет пять нефов и напоминает французские образцы. Толедо был центром католицизма в Испании, поэтому собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробная зал). Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами второй стили и насыщался образцами искусств (резьба кресел Алонсо Берругете-шедевры прикладного искусства Испании в хоре кафедрального собора).

По плану должно быть две башни на западном фасаде. Но построили только одну, и такую ​​высокую, что стала доминантом исторического центра Толедо.


Особое художественное явление в Испании-так называемый стиль " мудехар" , сформировавшийся слиянием в архитектуре элементов готики (а позднее - Ренессанса) с мавританским наследием.


9. Готический стиль в конце XIV века

В XIV веке бурное развитие европейских городов стимулировал демократизацию готики, ее применение в внекультовой архитектуре. Элементы готического стиля начинают использовать даже в предметах повседневного обихода ( мебель). История искусства оперирует понятиями "английский, французский, немецкий готика".


В течение последующей (от XIV в.) Истории отношение к готике было неоднозначное. Примерно до середины XVIII века готика ассоциировалась с "варварским искусством", воспринималась как нарушение художественного вкуса, симметрии и пропорций. Считалось, что готическое искусство унижает человека, вызывает чувство страха и обреченности. Расположение в восприятии готики связана с идеологией немецкого и французского романтизма, которые заново "открыли" этот стиль, подчеркнув ее способности пробуждать у человека чувство возвышенного, величественного восторга. Значение готики в истории европейской культуры была подчеркнута и в 19-20 веках появлением неоготических тенденций в искусстве многих стран Европы (неоготика Чехии, Германии, Англии, Венгрии, Польше, даже Украины.






В создании новой архитектуры ведущую роль сыграли монахи, а маршруты паломничества облегчили обмен идеями. С ростом новых городов на западе проявилась тенденция к превращению романского стиля в готический. Собственно, пизньороманський стиль создал все формальные предпосылки готики (стрельчатая арка, аркбутанов, ребристый свод). Не хватало только новый толчок к пониманию пространства в движении, перенимал все массы и открывал новые направления развития действия. Подибуваний в Дареме двойной эффект (движение вдоль и вверх) надо было сделать как можно более динамичным и легким, чтобы верующего в костеле тянуло время к алтарю и вверх, к небу. Это требовало новой совокупности напряжений и освобождая ритмов, и они появились на хорах Сен-Дени в сороковых годах XII в. Движение к алтарю опоряджувався богатыми вновь ритмами, однако в первую очередь подчеркивалась вертикаль. Гармоничный вселенная романского стиля превратился в динамичный, устремленный ввысь вселенная готики: снова торжествовал образ небесной горы. Устремленность ввысь окончательно сосредоточилась в шпили.

Внешние особенности согласовывались с внутренними: было видно, как сооружение собиралась вместе и поднималась. Однако внутри прежде отмечалось на эмоциональном впечатлении. Если с внешней стороны это была священная гора, которая радушно касалась неба, то во внутренней пустоте (еще - бугорок Венеры, ведьмин холм) располагался целый мир ритмических форм, которые одновременно разрешала и сковывали зрителя. Столетия породило готику, было также большим временем схоластической науки, попыток создать энциклопедические системы знания, которое гармонировало с природной и духовной действительностью, Историей и Божьим замеру, разумом и верой, а также определяло место человека во вселенной. Подобным образом и кафедра была одновременно аллегорической и органической космической известием. Для Северной Европы характерна кирпичная готика. Самым знаменитым циклом скульптур периода готики неоспоримо считается скульптурный декор собора в Наумбурге. Рельефы "Страстей Христовых", изображенные на ограждения западного хора ("Тайная вечеря", "Предательство Иуды", "Взятие под стражу"), преисполненные чрезвычайного драматизма, реальности событий, проницательной достоверности. В самом помещении хора наумбурзьки мастера поставили 12 статуй основателей храма. Это целая галерея человеческих характеров, очень разных и противоположных друг другу.


10. Поздняя готика

В позднеготического немецкой скульптуре много патетики, появляются манерность, претенциозность, чрезмерная утонченность, сочетание религиозной экзальтации с жестокой натуралистичности (деревянные скульптуры "Распятый" и "оплакиваемый"). Культура средневековья, которая существовала тысячелетия, выдвинула новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы. Вдохновляясь духом христианства, искусство этого времени глубоко проникло во внутренний мир человека. Интерес искусства средневековья к духовности был огромным. Мыслители и художники этого времени так же, как и в античности, стремились гармонии, рассуждали о разумном устройстве мира. Но выражали это специфически, абстрактной языке.


Источники


См.. также



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам