Готическая архитектура

Реймский собор.
Костел Св. Анны (Вильнюс)

Готическая архитектура - период развития западноевропейской архитектуры с 12 по 16 века. Готическая архитектура заменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила архитектуре суток возрождения. Сам термин "готика" возник именно в эпоху Возрождения для обозначения предыдущего периода развития архитектуры, чтобы подчеркнуть различия архитектуры, возродила стилистику архитектуры Древнего Рима и имела значительные отличия (стилевые и конструктивные) от средневековой архитектуры.


1. История изучения

Ратуша в Ауденарде.
Церковь Св. Николая, Гданьск, Польша.

Ни один из периодов развития европейской архитектуры не вызывал таких споров в оценках - от неприятия и осуждения к захвату, проявления дружбы и желание возродить как национальное наследие, значительной художественной ценности, модности. Несмотря на различные оценки, готическая архитектура николи не исчезала из горизонтов и составных частей западноевропейской культуры. На это указала история изучения готической архитектуры. Осуждение и пренебрежительное отношение к готике шло с ренессансной Италии, чрезвычайно богатой памятниками древнеримской архитектуры. Они мощно влияли на мировоззрение итальянских художников - от художников к архитекторов (теоретиков и практиков).

Западноевропейское искусство неоднократно возвращалось к стилистике античного искусства. Наиболее мощным это обращение стало в сутки Возрождения. Именно со стороны деятелей итальянского Возрождения и начался осуждение, пренебрежительное отношение к готической архитектуры. Пренебрежительное отношение имело целью отделения от средневековой (то есть готической) традиции ради подчеркивания преимуществ новой манеры, манеры возрождение античности в новых условиях. Итальянские теоретики архитектуры 15 века - Альберти Леон-Баттиста и Филарете создают трактаты по панегириками древнеримской архитектуре. Но все рисунки Филарете к трактатам - компромиссное сочетание готических элементов с римскими. Технологии готической архитектуры подал Чезаре Чезарино 1521 г. в комментариях к ... произведения римского архитектора Витрувия, где подал и подробное описание Миланского собора, наиболее похожего среди итальянских соборов с образцами соборов Франции и которого не было в античности. Готическая архитектура - важная составляющая театральных декораций как Бальдассаре Перуцци, так и Себастьяно Серлио, годами строил во Франции и собственными глазами видел прославленные образцы французской готики. Готические постройки найдены в рисунках-штудиях Леонардо да Винчи.

Готическая архитектура, наоборот, не имела ни значительного осуждения, ни оппозиции в странах Северной Европы, где была и оставалась в лоне национальных культур и в средневековье, и в эпоху Северного Возрождения. Проблематику готической архитектуры изучают и подают в своих произведениях - Филибер Делорм, Винченцо Скамоцци, Гварини Гварини, Франсуа Блондель, не говоря уже о британских архитекторов, постоянных приверженцев готической архитектуры вопреки всем модам и воздействиям, которые шли с континента.

Славится западноевропейское барокко без стыда заимствовало идеи и конструктивные особенности готической архитектуры, особенно в барочных художников Испании, Австрии, немецких княжеств. В сочинениях по истории европейской архитектуры о готической архитектуре спокино писал сторонник барокко, австриец Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Вполне логичным было обращение к опыту и достижениям готических мастеров французских архитекторов 18 века, среди которых Жак-Жермен Суффле и ложь, хотя во Франции тогда была совершенно другая стилистика - классицизм.

Готическую архтектуру деятельно возрождали деятели искусства Британии в конце 18 века, породив настоящее увлечение ею в среде сторонников романтизма самой Британии, Германии и Франции. В 19 веке впервые переоценили весь путь европейской архитектуры и отказались от преимуществ и престижности произведениям эпохи Возрождения или классицизма. Готика, готическая архитектура получила чрезвычайное значение заинтересованности ученых, реставраторов (Виоле ле Дюк), коллекционеров, архитекторов-практиков ( Огастес Пьюджин). Начался этап реставраций готических сооружений и активного достройки готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных и недостроенных еще во времена средневековья), который продлится и в бурном 20 веке, когда поднимут из руин готические соборы, поврежденные в двух мировых войнах.

Восстановления и реставрации памятников готической архитектуры идут наряду с тщательным изучением архивов, надгробий суток готики, археологическими раскопками. Секретарь французского Исторического Комитета Искусств и Памятников Эжен Дидрон старший - 37 лет (1844-1881) печатал так называемые "Археологические анналы", где обнародовал архивные тексты, имена средневековых мастеров, чертежи архитекторов той эпохи, даже легенды относительно тех событий. С изданием Дидрона сотрудничали Виоле ле Дюк, Карл Шнаазе, Альфред Дарсель и др.. Ученый Эмиль Маль приложил усилия и соединил огромные объемы исторической информации по романской и готической архитектуры, накопленные различными исследователями. Ганс Ханлозер 1935 года обнародовал капитальное исследование так называемого альбома Виллара де Оннекура, уникального памятника-рукописи и почти дневника архитектора эпохи готики первой половины 13 века. Среди значительных научных событий 20 в. - И Международный коллоквиум 1983 года в городе Ренн (Франция) по проблемам изучения средневекового искусства и готической архитектуры. Мы нуждаемся и совершенных знаний.


2. Предпосылки

Кентерберийский собор, план.
Кафедральный собор в городе Лан, план.
Состояние собора св. Вита на 1887 год.

Романская и готическая архитектура - невозможны без архитектурного опыта предшественников и математических знаний. Метод геометрического пропорционування председательствовал через авторитет математических знаний ученых арабской Испании и античных математиков, произведения которых активно переводили в средневековой Франции. Геометрия поразила воображение средневековых художников как будто универсальное средство познания и построения вселенной. Одним из подразделений этого познания стала архитектурная теория и практика готической архитектуры. К второй половине 10 века закончилась эпоха военных действий с норманнами и венграми. Во Франции возобновилось строительство аббатств и монастырей, главных центров тогдашнего знания и образования.

Для побудобы готической церкви или величественного готического собора понадобились разведанные залежи камня, песка, извести, соответствующий лес (древесина) и положи свинца, пластинами которого покрывали протяженные готические крыши. Прославились каменные карьеры Франции, особенно вблизи Турне, откуда камень и обтесанные детали везли в Пикардию, Артуа, Шампань и даже в Англию. Важной частью строительства был строительный инвентарь - железные инструменты, механические пилы, вороты, блоки, большие деревянные колеса для снабжения д.. материалов вверх. Широкое использование этих колес и других инженерных устройств зафиксировано в книжных миниатюрах, на картинах Яна ван Эйка и Питера Брейгеля старшего. Поломанные и случайно спасены колеса того времени стали музейными экспонатами.

  • Обтесують каменные глыбы

  • Строительные леса

  • Колесо подъема каменных глыб

Все эти условия удачно совпали во Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Италии. Дерево не годилось для гигантских сооружений, которые к тому же часто горели и исчезали после пожаров. Это обусловило преимущества каменного строительства при создании сакральных сооружений, замков феодалов и крепостей. Сохранены свидетельства энтузиазма горожан (когда в дождливые дни лужи и грязь препятствовали работать скоту), и те же впрягались в телеги или вытаскивали из карьеров каменные глыбы и колонны, переносили известь и песок. Средневековые города становятся центрами денежных и коммерческих операций и средневекового производства и ремесел. Возникли и окрепли профессиональные гильдии и цехи. Материальное обогащение религиозно настроенных слоев населения и священства помогло направить значительные материальные ресурсы именно на сооружения готической архитектуры. Создание алтарной части и хора было достаточным, чтобы начинались богослужения. (С алтарной частью и выстраиваемой южной башней века простоял и собор Св. Вита в Праге. Его западные башни и своды достроили только в 19 в.) Тогда на боковых столбах возводили крышу и уже под крышей своды собора, прозрачное стекло или витражи в окна и настилу пола.


3. Молитва - как товар

Английские исследователи склонны считать, что именно в сутки готики сложилась представление о молитву монаха - как товар. Военное положение и рыцарство вносило плату в монастырь и отбывали на очередную войну, тогда как монахи молили бога о победе или в память погибшей в военных столкновениях души. Существенному обогащению монастырей и аббатств способствовала и распространенная практика паломничеств. Паломничество пропагандировалось и поддерживалось церковью, основывалось на стремлении верующих поклониться святыням, связанным с Христом, апостолами, Богородицей, многочисленными святыми, святыми реликвиями, припасть к святым источникам в стремлении получения благодати или лечения. Церковь быстро становилась еще одним влиятельным феодалом и инструментом власти.

Собрание пожертвований на построение храмов сопровождались настоящими махинациями монахов, путешествовали с реликвиями и торговали индульгенциями. Чтобы ограничить использование сомнительных реликвий, Латеранский собор 1215 был вынужден запретить их использование. Парижский прелат Пьер де Шантр в 1180 году писал:

Тяжелый грех строить церкви так, как это делается в наше время. Монастырские сооружения и соборы строят с применением жажды и заблуждения, хитрости лжи, неискренних проповедей.

Мятежные горожане города Реймс 1235 даже захватили и дрались камнями, предназначенным для построения прославленного ныне Реймского собора.


4. Готика и "черная смерть"

Хронология распространения пандемии в Европе
Авиньон, готическая резиденция папы римского.

Среди угрожающих, опасных условий развития готики стало сосуществование с "черной смертью", эпидемией болезни, охватившей Западную Европу. "Черную смерть" склонны считать или чумой, или другой угрожающей инфекцией, схожей с сибирской язвой. "Черная смерть" опустошала северное Причерноморье, Балканы, Италию, Испанию, Францию, Нидерланды, в середине 14 века перекинулся на Великобританию.

Сутки готики отличалась религиозной настроенностью и повышенной духовностью. Эпидемия "черной смерти", наоборот, привнесла хаос и в религиозное, и в социальную жизнь. Испуганные духовные пастыри могли предложить только молитвы и раскаяния за грехи. На волне массовых смертей возникли дикие практики раскаяния вроде флагеллантив и тщательные поиски виноватых. Католики подозрительно относились к больным флагеллантив, что били себя кнутами и слонялись из одного города в другой, тоже разнося болезни. Но сдерживать полусумасшедших верующих скоро некому стало, потому что болезнь пришла в церкви и монастыри, викосившы и священство. Испуганный папа Климент VI даже отказался от общения и часами сидел по-между двух горящих каминов, что обезвредили воздуха, когда заболел и его частный врач Гюи де Шолиак. Город Авиньон, тогдашняя резиденция папы, стал опустошенным городом.

Еще до начала эпидемии периодами вспыхивали еврейские погромы. Евреи - единственные в христианской Европе, кому было разрешено заниматься денежными операциями и давать деньги под проценты. Христианская церковь считали подобную практику смертельным грехом для христиан и разрешенной евреям, представителям иудаизма, нехристианам. Европейскими городами покатилась волна арестов евреев, их пытками и сожжением. Массовые смерти заставили отвести под кладбище новые посвященные земельные участки. Когда смертность достигла наивысшего ступени, папа римский Климент VI возвел даже реку Рона, куда массово сбрасывали трупы умерших.

Европа испытала мятежных настроений и падение нравов, ибо живые, напуганные эпидемией, считали, что церковь их предала. Три года эпидемии 1348 - 1350 гг в сутки развитого периода готики забрали 20 - 25.000.000 человеческих жизней.


5. Появление во Франции

План аббатства в Клюни 13 ст.
Старое и новое в 17 в. Реймс.

Готика зародилась в Северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с ?высшими? иррациональными силами.

Южная Франция раньше другие регионы возобновила экономику после упадка 4 века. Именно в южной Франции сохранилось много зданий Древнего Рима, технические средства архитектуры которого наслидувались и использовались. И именно здесь монахи были носителями математических и строительных знаний.

Центром реформ во Франции стало аббатство Клюни, что в Бургундии. (Более известное двор Клюни в Париже, было тоже имением бенедиктинцев, сейчас музей Клюни.) В Бургундии расположен старейший из монастырей ордена бенедиктинцев. Библиотека монастыря насчитывала 570 манускриптов и была среди крупнейших в тогдашней Европе. Именно здесь уделяли большое значение укреплению церкви как духовного заведения и разработали свой тип базилики, которая лучше соответствовала условиям католической мессы.

Так возникла в 1088 году пятинефную базилика Клюни с двумя трансептами, алтарная часть которой была расширена венком часовен. После достройки в 1220 г. тринавна помещения с запада базилика в Клюни сравнялась в размерах с главным храмом католичества - базиликой Св. Петра в тогдашнем Риме. Длина базилики Клюни достигла 187 метров. Самая башня церкви достигала на 30 метров.

Так называемая третья базилика Клюни возникла на месте двух предыдущих и стала образцом для многих крупных соборов Франции суток готики. Строители в Клюни вернулись к симметрии в плане, а чертежи, несмотря практическое использование строителями, получило высоких эстетических качеств. К сожалению, базилика разрушили в 1807 году. Но фиксационные чертежи позволяет увидеть все величие первоначального замысла здания. Странствующие артели строителей Франции разнесли знания и строительные традиции бенедиктинцев из Клюни - до Иль де Франса и Парижа, Швейцарии, Германии, Великобритании. Так, специалисты из Германии и Франции начали строительство Миланского собора, а художники Франции работали на строительстве Кентерберийского собора в Британии, на строительстве собора св. Вита в городе Прага, в Италии - в Сицилии, Апулии и Тоскане, севернее Франции - в недалекой Фландрии (ныне Бельгия). Несмотря на эпидемию Черной смерти - четырнадцатое века считают веком триумфального распространения готики по странам Европы. Возникает "Интернациональная готика".


5.1. Национальные варианты

6. Готика Англии

Сомерсет, Кафедральный собор, Великобритания.
Город Йорк, собор, западный фасад.

Готика Англии возникла очень рано (в конце ХИИ ст.) и существовала до XVI в. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор здесь стал не городским, а монастырским, окруженным полями и лугами. Отсюда, очевидно, его "розпластанисть" по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек. Доминанта собора - огромная башня на середхрести. Чистейший образец ранней английской готики - собор в Солсбери. Он станет темой полотна Джона Констебла - хранится в музее искусства Метрополитен, Нью-Йорк.

Главный готический собор Англии - Кентерберийский, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - место коронации и погребения английских королей со времен Вильгельма Завоевателя, впоследствии усыпальница великих людей Англии - близкий к французской готики.

Начиная со времени Столетней войны строительство в Англии сокращается. С гражданской архитектуры этого периода можно вспомнить славный Вестминстерский королевский дворец (XIV в.) С его Вестминстер-холлом площадью 1500 кв.м.

В отличие от французской, английская готика не связана тесно с конструкцией, сохраняла прямоугольные, удлиненные объемы. Фон заполняли декоративными елементкмы, что на фасадах образовывали справжнв экраны-декорации. За ними трудно роспизнаты построение интерьера. Декор (форма окон, рисунки оконных перегородок и т.п.) председательствует и первым бросается в глаза. Эволюцию английской готики ведут за изменениями именно декора. Отсюда и названия периодов -

  • раннеанглийська готика (конец 12 в. - середина 13)
  • геометрически-криволинейная (середина 13 - середина 14 вв.)
  • перпендикулярна (середина 14 в. - 16 век).

Сохранены свидетельства о приглашении французских мастеров в Британию. Хоры собора в Кентербери выстроил французский архитектор Вильгельм с Сана. Но пример не имел последствий и его копировали. Огромный собор в городе Дарем строили по плану собора Св. Троицы города Кане в Нормандии, Франция. Даремский собор всего пострадал от поздних перестроек, но имеет "британские" черты - мощные прямоугольные объемы, прямоугольную башня над середхрестям, более насыщенный декором западный фасад, чем собора в Кане. Высота нав британских соборов меньше французские образцы, поэтому не было развитой системы аркбутанов и контрфорсов, хотя они встречаются.

Были свои герои и в эпоху английской готики. Один из них жил в первой половине 14 в. в Уэльсе. Когда должна рухнуть башня над середхрестям собора в Сомерсете, он предложил, убедил и выстроил крещатые контрфорсы не извне, а внутри башни, в интерьере храма. Необычные контрфорсы Х - образной формы созданы по периметру квадратной башни в 1338-1340 гг Изобретателем был Уильям Джой. Художники английской готики отказываются и от создания и готических "роз" (круглых окон на фасадах). Их удачно заменили на большие стрильчкасти окна, практические, легкие в исполнении и тоже украшены витражами.

Нервюры сводов со временем усложняются. Англичане начинают соревноваться в изобретении все новых рисунков и орнаментов потолков. Небольшие сооружения до сих пор удивляют велики готическими окнами и переускладненимы рисунками потолков. Им настолько предпочитали, что они пережили настоящий расцвет в сооружениях часовен, балдахинов, потолков над захоронениями. Переускладнени готические потолки - характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создания приветствовали еще в 17 веке, игнорируя европейские стили и европейский опыт.

Храмовое строительство в стране понемногу сокращалось (большими были еще романские соборы, которые никуда не делись и использовались по назначению). Набирают мощи торгово-промышленные корпорации, которые заказывают "банкетные залы", цеховые дома, к соборам пристраивают роскошные цеховые часовни. Так распространяются зальные постройки с большими окнами. Потолки удивляют ювелирно созданными нервюрами звездчатых, сотовых, веерообразных форм различных вариантов.

  • Собор в Йорке, зирчасте свода

  • Часовня Воскресения, Оксфорд

  • Своды в Богословской школе, Оксфорд

  • Ц-ва Св. Марии, Яттон, плоский декор южного портала

  • Своды собора в Винчестере

  • Собор в Винчестере, своды главной нави.


7. Планы готических соборов Великобритании

  • План собора в Или.

  • План собора в городе Линкольн, Англия.

  • План собора в городе Дарем.

  • Кентерберийский собор, план


8. Готика Германии

Ульмский собор.

Немецкая готика складывалась под влиянием готики Франции, но имела региональные особенности. Недостроенные романские сооружения достраивают в новом стиле или добавляют к ним только готические детали и элементы, не меняя конструктивную базу сооружений. Возникает целый ряд сооружений романско-готических, переходного стиля, не лишенных выразительности, монументальности и весьма отличных от готических сооружений Франции, Испании, Британии. Среди значимых сооружений этого периода -

  • Михаельскирхе, 11 ст., Гильдесгайм, Нижняя Саксония
  • часовня Санкт-Бартоломеус, 1017 г., Падерборн, Северный Рейн-Вестфалия
  • собор Санкт-Килиан, 1042-1188рр, Вюрцбург, Бавария
  • собор Санкт-Петер-унд-Георг, 1186-1237 гг, Бамберг, Бавария
  • собор Санкт-Петер-унд-Георг, Бамберг, Бавария

  • Кафедральный собор, Вюрцбург, план

  • Михаельскирхе, Бамберг

  • Санкт-Андреаскирхе, Гильдесгайм

Бамберг, кафедральный собор. План (отсутствие западного входа, вход с бокового фасада, дворик - за собором

Постепенно немецкой готика приобретает прочности, индивидуальности и появляются как заимствованные из Франции образцы, так и оригинальные, местные. Среди первых зданий носили чисто готические черты, была церковь Богоматери в городе Трир. Она центристская по плану, в основу которого положена ривноконечний крест. Удлиненная только алтарная часть. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Образного расположения часовен не знала даже классическая страна готики - Франция. Изобретение неизвестного немецкого мастера стал шедевром чертежи архитектора.

Готические постройки Германии имеют особенности: архитекторы не разрабатывают и не украшают западный фасад, как во Франции, башен часто не две, а одна высокая или четыре, вход в собор с бокового фасада, а сама архитектура сохраняет строгий, геометрический, почти крепостной характер.

Meyers b9 s0945b.jpg

Исключением стал Кельнский собор, напоминающий французские образцы. Сооружение Кельнского собора началось 1248 года и заняло, с перерывами до окончания в 1880 году - более 600 лет. Его проект создал архитектор Герард фон Рила, (или Мастер Герхард). В молодые годы, находясь еще в состоянии подмастерья, он путешествовал по городам Франции, где видел воочию ссозданию величественных соборов в городах Бове, Амьен тошо. Имея соответствующую квалификацию, участвовал в строительстве и набирался опыта. Вернулся в Кельн, где получил Заказы на создание небаченогодоси городского собора, где должны хранить реликвии волхвов (или Трех Царей). Считают, что архитектор два года работал над созданием плана невиданного по размерам и высотой собора. Он имел пять нав, семь часовен (по числу трех Царей и четырех евангелистов). Очень тщательно архитектор разработал и фундаменты собора, экономно используя остатки еще романского храма и глыбы древнеримских сооружений. При жизни Герард фон Рила успеет увидеть готовые часовни, хор и здание собора без башен. Он умер, когда ему исполнилось больше шестидесяти (точной даты рождения - не найдено). Собор стоял недостроенным до середины 19 в. По его достройку взялась протестантская Пруссия, которая финансировала проект, как признак национального воссоединения и которая инициировала собрание средств. К строительству привлекли талантливого архитектора и инженера, им был Эрнст Фридрих Цвирнер. Смелый Цвирнер руководствовался проектными решениями Герарда фон Рила, но использовал и современные материалы. Так, он отказался от использования дерева в построении конструкций крыши и заменил его железом, чем вызвал шквал обвинений. Убеждение правоты Цвирнера пришло неожиданно. Погорел деревянная крыша собора во Франкфурте - и критики замолчали. Талантливый Цвирнер получил право достраивать собор без значительных препятствий. Кельнский собор - длиной 144,5 м и имеет 86,5 м ширины, а его две башни достигают 157 м в высоту.


9. Кирпичная готика Германии и Польши

Базилика святой Марии. Гданьск, Польша.
Висби, Германия, церковь Св. Николая, готическая "роза" из кирпича.

Медленное распространение западных идей в Польше вызвано тем, что церковные реформы Григория VII были восприняты в Польше только в начале XIII в., Гораздо позже, чем в Богемии.

Готический стиль распространился в Польше в течение XIV-XV вв. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Тевтонские рыцари, большие магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры зажиточных городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (ныне Гданьск, 1345-1503) и самая значительная кирпичное сооружение - дворец великих магистров в Мариенбурге (1276-1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Мало свое влияние и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Позднеготического стиль расцветет в в Польше лишь в XV в.

Готическая архитектура обычно использовала тесаных камней (песчаник, мрамор). Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич. Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши. Кирпич использовали не только для построения небольших жилых домов, но и для величественных готических соборов. Использование кирпича обусловило особенности подобной готики, потому унифицированная кирпич значительно ограничивала создания готических узоров, сделанных из тесаного камня. Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), которая дала возможность создавать настоящее готическое плетение.

  • Костел Св. Анны, Вильнюс

  • Мэрия Любека, кирпичная готика, Германия.

  • Голштинская ворота, г. Любек, Германия.

  • г. Торунь, кирпичная готика Польши.


10. Готика в Украине (в составе Польши)

или Латинский кафедральный собор во Львове

, Киев

Один из самых интересных периодов истории архитектуры Украины - конец XIV - первая и половина XV века. На западных землях, которые меньше других пострадали от монголо-татарского нашествия, тогда растут города, развиваются ремесла и торговля. В украинские города прибывает много поселенцев, преимущественно немцев, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуру, новые стилевые формы.

Расцвет Катедральной готики в Украине приходится на времена правления короля Владислава II Ягайло ( 1386 - 1434).

Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Латинский кафедральный собор во Львове - памятник архитектуры национального значения. Готическую составляющую подчеркивает высокий шип крыши. Колокольня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так вторая колокольня достроили. В интерьере высокие снипчасти колонны поддерживают стрельчатые арки и своды с готическими нервюрами. Стены и своды покрыты многочисленными фресками. Строительство собора началось 1361 (по другим данным - 1370) на средства короля Казимира Великого. Среди строителей этого храма известны Ничко, Иоахим Гром, Амброзий Рабиш; одним из заботливые опекунов строения в городских актах названо Петр Штехер. Объемную композицию костела сотворено благодаря двум главным составляющим: пресбитериуму (алтарной части) и корпуса нав (собственно молитвенной зале).

1527 года во время большой львовской пожара сгорело практически все готический город. Пострадала также и кафедра - особенно западная ее сторона и башня. Восстановлением храма занялись уже ренессансные архитекторы, повлияло на будущий облик сооружения.

  • Латинский кафедральный костел, г. Львов

  • Часовня Св. Мартина, остатки разобранного готического собору.м. Мукачево

  • Костел Св. Николая, поздняя готика, Куликов (пгт), Львовская обл.

Восточные границы распространения готической архитектуры на землях Украины достигли городов Киев и Чернигова. В Киеве - это прежде всего Петропавловская церковь (Подол). Монастырь доминиканцев был основан на Подоле конце XVI в. Костел св. Николая при этом монастыре был построен в 1600 -е гг епископом Кшиштофом Казимирським. На построение величественного тринавна храма пошли строительные материалы из руин вышгородского собора Бориса и Глеба. Около 1610 г. костел был освящен, но пристройки и перестройки продолжались до 1640 г. Однако польское господство подходило к концу, и когда в 1648 г. доминиканцы были изгнаны из города, их монастырь был ликвидирован, а костел - ограблен и запущен. В 1650 -е гг русский воевода использовал здании бывшего кляштора как караульные помещения. Постепенно монастырские сооружения были разобраны, но сам костел уцелел. Конце XVII в. в нем даже устроили трактир. Лишь в 1691 г. митрополит Варлаам Ясинский освятил храм как православную Петропавловскую церковь. Сначала она не имела своего причта, и была приписных к Софийского собора. В 1786 года храм стал греческой церковью и был таковым до пожара 1811 года.

Пренебрежительное отношение к католицизму со стороны православныя иерархов было перенесено и на готические сооружения Киева и Чернигова. Их перестраивали под канонические потребности православных сооружений или безжалостно уничтожали в 18 веке или в подсоветскую период. Готическая архитектура вернется на земли Украины в 19 - начале 20 в. только в виде неоготики (Дворец Даховских, Воронцовский дворец (Алупка), Дворец Терещенко в Красном, Церковь святого Николая (Киев), Одесская кирха) и в построении ряда неоготических церквей в городах Львов, Чертков, Одесса, Черновцы, Скала-Подольская.

  • Заброшенный храм святого Иоанна Крестителя (Изяслав), состояние на 1950-е гг

  • Готический свод, приспособленное под православные фрески. Церковь Спаса на Берестове, Киев.

  • Петропавловская церковь (Подол) до разрушения.


11. Готика в Чехии

Собор святого Вита, Прага.
Собор Богоматери, Кутна Гора

В эпоху готики (13-14 - частично 15 века) Чехия вошла в круг развитых и культурных стран Европы, имела значительную самостоятельность несмотря формальное подчинение Священной Римской империи германской нации. Здесь активно развивались торговля, ремесла, городская жизнь, архитектура.

Архитекторы быстро усваивают новые архитектурные идеи. Малоустойчивыми деревянная архитектура заменяется каменной, что способствует ее безопасности и сохранению на века. Образцы чешской готической архитектуры мало уступают образцам готической архитектуры других стран, а исключений только два - архитектура Франции и Италии. Готический собор становился доминирующей зданием городских площадей, сплачивая вокруг себя ратушу и дома жителей с готическими галереями первого этажа - характерный признак многих чешских городов со времени готики и дальше. Готические соборы Чехии - часто зального типа, когда главная нава равна высоте боковых нефов или мало ее превышает. Трансепт развития не получил (поперечная нава, предоставляющий плана форму креста), его почти не используют. Нет и башни над середхрестям, как в соборов Великобритании. Краеугольные стены толстые, мощные, лишены дополнительных опор, как в соборов Франции. А их высотный образ играл значительную роль пространственного ориентира. Узкие высокие окна украшены витражами. Трудомиська технология и войны становились в пути и большие соборы оставались недостроенными, как это произошло с грандиозным собором св. Вита в Праге. Его достроили в формах, приближенных к средневековой манеры Парлержа лишь в конце 19 и начале 20 в. Но именно готические соборы Чехии стали крупнейшими церквами страны, среди них -

  • собор св. Вита, Прага
  • собор Успения Богоматери, Седлице, Кутна Гора
  • собор бенедиктинского монастыря, Кладрубы.

Шедевром поздней готики Чехии стал собор Св. Барбора (Кутна Гора).

  • Витражи алтаря. Собор Св. Вита

  • Южный фасад собора Св. Вита

  • собор Св. Барбора, Кутна Гора

  • Храм Марии латинское, Прага

  • Собор Св. Вацлава, Оломоуц

  • Костел Св. Петра и Павла, Мелник

  • Кутна Гора, Катедраль Св. Барбора

  • Кутна Гора, Костел Св. Якуба


12. Испанская готика

Кафедральный собор, Сантьяго-де-Компостела

Арабы привнесли в искусство Испании развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры, среди которых мечеть в Кордове (XVIII в.) и дворец Альгамбра в Гранаде (XIII-XV вв.) - мавританский стиль. В XI-XII веках на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, лучшая память стиля - собор в городе Сантьяго-де-Компостела. В XIII - первой половине XV в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль.

Конец 12 - начало 13 в. в Испании, как и во всей Европе, были обозначены важными изменениями: усилилась мощь великих монархов, объединялись мелкие государства, монастыри теряли свое влияние, возникли городские общины с их самоуправлением. Все это способствовало пробуждению народного сознания всех сфер жизни общества и прежде всего искусства, архитектуры, что отразилось в готике. Испанская готика нередко заимствует мавританские черты (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо).

Кафедральный собор в Толедо - среди крупнейших в Европе. Его заложили в 1227 году или около того даты. Имеет пять нефов и напоминает французские образцы. Толедо был центром католицизма в Испании, поэтому собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробная зал.) Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами второго стиля и насыщался образцами искусств (резьба кресел Алонсо Берругете-шедевры прикладного искусства Испании в хоре кафедрального собора).

По плану должно быть две башни на западном фасаде. Но построили только одну, и такую ​​высокую, стала доминанта исторического центра Толедо.

Особое художественное явление в Испании - так называемый стиль "Мудехар", сформировавшийся слиянием в архитектуре элементов готики (а позднее - Ренессанса) с мавританским наследием.


13. Готика в Нидерландах


Башня монастыря Св. Левена, г. Зирикзе, Голландия. Слева - проект и замысел, рядом - 2 осуществлены яруса.
Деревянные готические своды протестантской церкви Св. Баво в Гарлеме, 14 ст.

Тогдашние земли Нидерландов сейчас поделены между Бельгией, Голландией (что сохранила историческое название Нидерланды), Люксембургом и северной Францией.

Уже в 12 веке архитектура Нидерландов и их инженерное знания достигли значительных успехов. Романский стиль несколько задержался здесь, породив интересные компромиссные формы с романскими и готическими чертами, как было характерно и для готики Германии. Примером такого компромисса были сооружения собора в Турне, что южнее Брюссель. Собор имел одну башню над середхрестям и четыре - у трансепта, что дало сооружении своеобразия и величия. Выразительность хора собора в Турне была такой значительной, что стала примером для других сакральных сооружений, например, в Утрехте.

Значительной постройкой эпохи готики стал собор Св. Гудулы в столичном Брюсселе, заложен 1220 года и закончен в 15 в. Образцом для него служил Реймский собор Франции. Но в Нидерландах не получила значительного развития скульптура на фасадах, что придавало такой выразительности и привлекательности соборам Франции. Поэтому фасады собора Св. Гудулы более сдержанны.

Амбициозные проекты возникают не только в столичных городах нидерландских провинций, но и в небольших городах вроде Зирикзе, что южнее Роттердама. По проекту, башня монастырской церкви Св. Левена должна была иметь пять ярусов несмотря фигурный крышу, но успели выстроить лишь гигантские два нижних.

Низинни земли (Нидерланды) имеют влажные, недолговечны почвы. Здесь опасно строить достаточно высокие соборы с каменными сводами, а те, что строили, разрушались из-за усадки сооружений и почвы. Это обусловило сооружение только величественных башен и невысоких сакральных сооружений с деревянными перекрытиями, характерными для ранних готических сооружений Италии и, особенно, для Англии. Отсутствие значительных залежей камня побудила к широкому использованию кирпича, особенно в северных районах.

Кроме сакральных сооружений, значительного развития достигло создании светских по назначению готических сооружений - ратуш, гильдейские домов, рынков. Раскованная инициатива горожан и архитекторов способствовала чрезвычайному их распространению и разнообразию образного строя, которого в сутки готики не имела ни одна из стран Западной Европы. Нижние этажи отводили под склады или магазины, верхние служили для заседаний городского самоуправления и руководителей гильдий. Из старейших из сохранившихся готических гильдий - Палата сукновалы в городе Пр., закончена в 1304 г. Палата сукновалы была значительно повреждена в годы 1-й мировой войны и реставрирована в послевоенное время. Восторг современников вызвали ее размеры, схожие с небольшим собором, узоры и красота линий, схожие с дворцами Венеции. Фасад сооружения достигал 135 м длиной и имел башню 70 метров высотой. Высотной доминантой богатого исторического города Брюгге была и осталась величественная башня Торговых рядов (1283-1364 гг), более схожих с другими образцами национальной архитектуры, лишенных легкомысленных узоров и лишних мелочей. Черты поздней готики присущие другим светским сооружениям городского самоуправления в городах Левен, Ауденарде, Брюссель, созданные уже в 15 и 16 веках.

Несмотря на проторенесансни черты искусства Нидерландов 15-16 веков, готическая стилистика сохранила свои позиции в строительстве. Примером широкого использования форм поздней готики стал собор в городе Мехелен (Малин), созданный в 1342 - 1487 гг Величественную башню собора, более похожую на образцы Британии, достроили в 16 веке, когда Нидерланды уже были вторым после Италии известным центром стиля Возрождения в Западной Европе.

  • Церковь Синт Янс, г. Гертогенбосх

  • Палата сукновалы в городе Пр.

  • Кафедральный собор, г. Мехелен


14. Готика в Италии

, Флоренция

Сиенский собор. Западный фасад.
Миланский собор

Искусство заняло замечательное место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии. Не только сакральная архитектура, но и создания бронзовых монументов, общественно значимых светских сооружений, фресок, икон - стало предметами внимания как простых людей или купцов, так и чиновников или аристократии, искала политической поддержки и популярности. Уже в 12-13 вв. Византийская империя и арабские страны были значительно ограничены в использовании торговых путей Средиземноморья, которые взяли на себя города Италии. Итальянские города-государства Пиза, Генуя, Венеция чрезвычайно обогатились в посреднической торговле между странами Востока и слабой Византией и странами Европы. Ремесла расцвели в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. Накопленные богатства и были направлены на создание новых величественных соборов, крепостей, замков, дворцов, правительственных сооружений. Черты своеобразия было уже архитектура романской эпохи Италии и так называемый инкрустационный стиль. Последний возник в Италии из-за наличия разноцветных залежей камня и мрамора и через любовь итальянцев к орнамента. Архитектура 12-13 вв. в Италии не отличалась стилевой единством. Уже первые готические постройки (Сиенский собор, собор в Орвьето), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветных камня с другими средствами декора - мозаиками, тесаными деталями, рельефами. Готические влияния имели место при создании трех известных памятников Флоренции готической эпохи - это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата (позже переименована в Санта Мария дель Фьоре). Но сразу бросались в глаза разительные отличия. В церкви Санта Кроче (Святого Креста) архитекторы отказались от каменных сводов. Их заменили деревянными балками, что облегчило нагрузку крыши на опоры. Столбы опор можно было сделать на большем расстоянии, а саму церковь - шире. Боковые нефы соединялись с центральной, что производило впечатление единого и спокойного интерьера без значительного поезда вверх, присущего соборам Франции и Британии. В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции - Санта Репарата. Проект сооружения создал архитектор Арнольфо ди Камбио, причастен к проекту и строительства и церкви Санта Кроче. Создание гигантского (153 м длиной) собора имело целью сравнить флорентийский собор с готическими соборами других стран. Собор запланировано настолько большим, что в реальности выстроили значительно короче в длину при сохранении проектной ширины в 40, 6 метра.

  • Санта Кроче, интерьер.

  • Санта Мария дель Фьоре. интерьер.

Ясное построение и "зальнисть" присуща и интерьера Санта Репараты, несмотря на готичность столбов и каменные своды без обильного рисунке нервюр. Различия были и в отсутствии привычного трансепта и середхрестя. Вместо него Арнольфо ди Камбио спроектировал огромный восьмиугольный хор, который планировал перекрыть - куполом. Купол - элемент архитектуры, детально разработан еще архитекторами Древнего Рима. Не найти подобного решения в проектах и ​​готических постройках Франции, "родины" готики. Ясными, "зальными", лишенными готической переускладнености выглядят даже планы якобы готических сооружений Флоренции - и Санта Кроче, и Санта Репараты. Еще во времена готики в Тоскане и Флоренции сложились условия для проторенесансу и триумфального развития архитектуры итальянского Возрождения. Купол в сутки готики так и не смогли создать через техническую сложность задачи. Величественный купол таки создадут, но в эпоху Возрождения.

  • Санта Репарата и проект Арнольфо ди Камбио.

  • Нотр Дам в Кутанс, Франция, план.

Наиболее "готической" сооружением Италии стал Миланский собор, сохраняя и готичность, и парадоксальность. Этому способствовали и географическая близость столицы Ломбардии к Франции и Германии, и культурные, торговые связи со странами по ту сторону Альп. Большой по размерам (158 м длиной и 58 м шириной), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем. Построение собора растянулась с 1386 года до 1906 - го. По сущий планом Миланский собор напоминает сакральные сооружения Германии. Но "немецкий план" сочетается с ломбардских фасадом, изобилует множеством мраморных деталей и украшений. Миланский собор производит впечатление приземистой сооружения, несмотря на размеры и масса башен, шпилей и башенок, скрывающих его приземкуватисть. Еще во времена Древнего Рима здесь стоял храм богини Минервы. В средневековья его заменили две церки - Санта Текта и Санта Мария Маджоре, которые окончательно разрушили в 16 в. Высвободившиеся площади и отвели под постройку Миланского собора. Первоначальный план создал архитектор Марко ди Кампионе. По его плану должен возникнуть комплекс сакральных сооружений, так и не был реализован. По плану Марко ди Кампионе - собор имел план в виде латинского кресте пять нав. Но на протяжении пятьсот пятидесяти лет к построению Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях. В Европе - это большое сооружение, вполне выстроена из мрамора.


Источники

Флоренция, Санта Мария Новелла, боковая и алтарная часть церкви.
  • Искусство Средней веков. Искусство готики - электронный альбом на CD, электронное издательство "ДиректМедиа", М., 2008
  • Муратова К. М., "Мастера французской готики 12-13 вв", М,. "Искусство", 1988
  • Всеобщая история искусств, Т.2, М., "Искусство", 1960
  • Каптерева Т. П., "Искусство Испании", М., "Изобразительное искусство", 1989
  • Дзуффы С. "Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет". - М.: ОЛМА-Пресс, 2002, ISBN 5-224-03922-3
  • Мерцалова "Костюм разных времён и народов". Т.1 - М.: Академия моды, 1993, С. С. 179-222, ISBN 5-900136-02-7
  • Michael Thimann: Ged?chtnis und Bild-Kunst. Die Ordnung des K?nstlerwissens in Joachim von Sandrarts Teutscher Academie, Freiburg: Rombach, 2007.
  • Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, Т 1, М, 1962
  • Ювалова Е. П. "Немецкая скульптура 1200-1270 гг.", М, 1983