Надо Знать

добавить знаний



Готический роман



Готический роман, или роман ужасов - роман, в котором изображено необычные ситуации, ужасы ада, страшные жестокости, великие тайны, которые превращают человека в игрушку сверхъестественных сил.

Этот жанр формировался в Англии в конце 18 ст. Создателем готического романа считается Г. Уолпол, автор "Замка Отранто" ( 1765). Выдающимися авторами готического романа 18 в. были А. Радклиф, М. Льюис. Действие в готическом романе происходит чаще всего в средневековом готическом замке, проникнутом атмосферой таинственности. Иногда картины страха в готическом романе имели обратный, комический эффект, но чаще сохраняли воспитательное, дидактическое назначение.

Готический роман повлиял на творчество выдающихся писателей первой половины 19 ст. - Э.-Т.-А.Гофмана, Дж. Байрона, Бальзака и др.., - способствовал формированию новых жанров в романистике (сенсационного, фантастического романа). Восстанавливается в несколько измененной форме в литературе 20 ст. В частности, в украинской литературе - в форме причудливого романа, с "химерами", "чертовщиной", "казацкими приключениями".

Элементы причудливого романа присущи произведениям А. Стороженко, М. Йогансена, А. Ильченко, В. Миняйло, В. Дрозда, Яворивского, П. Загребельного, Д. Белого. Примером причудливого романа является дилогия В. Земляка "Лебединая стая", "Зеленые мельницы".

Всего наиболее характерными чертами готического романа являются:

  • Сюжет строится вокруг тайны - например, чьего-то исчезновения, нераскрытого преступления и т.п.. Обычно используется комбинация нескольких таких тем.
  • Рассказ окутана атмосферой страха и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покоя, безопасности и чести героя и героини.
  • Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь с темными коридорами, тайными комнатами, запахом тлена и таинственными тенями. Обстановка включает завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные места, разрытые могилы - все, что способно усилить страх героев и читателей.
  • В ранних готических романах центральный персонаж - девушка, она красивая, милая, скромная и в финале ее ждет супружеское счастье, статус в обществе и богатство. Но, что характерно для романтических героинь восемнадцатого века, ей присуща также чувствительность, сентиментальность. Она любит гулять в одиночестве лесными полянами, мечтать при луне у окна своей спальни, легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.
  • Сама природа сюжета требует присутствия героя-негодяя. По мере развития готического жанра негодяй вытесняет героиню, которая всегда была не столько личностью, сколько набором женских добродетелей, из центра внимания читателя. В поздних образцах жанра он получает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.

Все эти черты были известны в прозе и драматургии и раньше, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффектное сочетание, что произведение, в котором нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готического жанра.


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам