Надо Знать

добавить знаний



Готфрид Вильгельм Лейбниц


Gottfried Wilhelm von Leibniz.jpg

План:


Введение

Готфрид Вильгельм Лейбниц
Gottfried Wilhelm von Leibniz.jpg
Худ. Бернхард Кристоф Фрэнк. Портрет Лейбница
Родился 1 июля 1646 ( 16460701 )
Лейпциг, Саксония
Умер 14 ноября 1716 (70 лет)
Ганновер
Национальность Немец
Область научных интересов математика, философия
Известные ученики Якоб Бернулли

Готфрид Вильгельм Лейбниц (Лейбниц) ( нем. Gottfried Wilhelm Leibniz ; 1 июля 1646, Лейпциг - 14 ноября 1716, Ганновер) - ведущий немецкий философ, логик, математик, физик, языковед и дипломат.

Предсказал принципы современной комбинаторики. Создал первую механическую счетную машину, способную выполнять сложение, вычитание, умножение и деление. Независимо от Ньютона создал дифференциальное и интегральное исчисление и заложил основы двоичной системы счисления. В рукописях и переписке, которые были напечатаны лишь в середине 19 в., Разработал основы теории детерминантов. Внес весомый вклад в логику и философию. Имел чрезвычайно широкий круг научных корреспондентов, многие из идей изложены в рукописях и переписке, все еще полностью не опубликованы.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Готфрид Вильгельм родился 1 июля 1946 года в семье профессора философии морали (этики) Лейпцигского университета Фридриха Лейбнюца ( нем. Friedrich Leibntz ) И Екатерины Шмук ( нем. Catherina Schmuck ). Отец - Фридрих Лейбнюц родился в Саксонии и был Серболужские происхождения, мать - дочь уважаемого лейпцигского юриста и профессора Вильгельма Шмука.

Когда мальчику было шесть лет, его отец умер, поэтому воспитанием мальчика занималась его мать. После смерти отца, осталась большая личная библиотека. Лейбниц учился в известной Лейпцизьский школе Святого Фомы [1]. Библиотека отца позволила Лейбницу изучить широкий спектр передовых философских и теологических работ, к которым он мог бы иметь доступ только в студенческие годы. [2]. Лейбниц рассказывал [3] :

" Когда я подрос, мне стало приносить величайшее наслаждение чтение всякого рода исторических повествований. Немецкие книги, которые мне попадались под руку, я не выпускал из рук, пока не прочитывал их до конца. Латыни я занимался сначала только в школе и, без сомнения, я продвигался бы с обычной медлительностью, если бы не случай, который указал мне совершенно другой путь. В доме, где я жил, я наткнулся на две книги, оставленные одним студентом. Одна из них была произведения Ливия, другая - хронологическая казна Кальвизия. Как только эти книги попали мне в руки, я проглотил их. "

Намагаюсичь глубже разобраться в полученных произведениях Лейбниц заинтересовался и другой античной литературой. До десяти лет Лейбниц изучил книги Цицерона, Плиния, Геродота, Ксенофана и Платона. В возрасте 12 лет Лейбниц уже был знатоком латыни В возрасте 13 лет он за одно утро составил триста гекзаметров латинского стихотворения для специального мероприятия в школе [4].:

Я радовался, что нашел клад, потому что сгорал от нетерпения увидеть древних, которых знал только по имени, - Цицерона и Квинтилиана, Сенеку и Плиния, Геродота, Ксенофонта и Платона, писателей периода Августа и многих латинских и греческих отцов церкви. Все это я стал читать, смотря по влечения, и наслаждался чрезвычайным разнообразием предметов. Таким образом, не имея еще двенадцати лет, я свободно понимал латынь и начал понимать по-гречески.


1.2. Обучение в университетах

В 1661 году, в возрасте 14 лет, Лейбниц поступил в Лейпцигского университета, где в 1663 году получил степень бакалавра, с диссертацией "De Principio Individui", из которой берет начало его поздняя теория монад. Преподавание математики в Лейпциге было плохим, и летом 1663 Лейбниц учился в Йенском университете, где его совершил большое влияние философ и математик Эрхард Вейгель. В октябре 1663 Лейбниц возвращается в Лейпциг и начинает курс обучения в доктора права. Получает степень магистра философии за диссертацию, которая объединяет аспекты философии и права с некоторыми математическими идеями, которые происходят от Вейгеля. Получает степень бакалавра права, работает над докторской диссертацией по философии, "Dissertatio de arte combinatoria", которую напечатана в 1666 г.

Несмотря на его большую на то время репутацию и признание его трудов, Лейбницу было отказано в степени доктора права в Лейпциге, поэтому он немедленно поехал к Нюрнбергскому университета в Альтдорфе, где в феврале 1667 получил эту степень за свою диссертацию "De Casibus Perplexis" . Ему была предложена должность профессора в Альтдорфе, но Лейбниц отказался, выбрав вместо карьеру дипломата и юриста.


1.3. Политическая и публицистическая деятельность

С 1667 до 1676 г. находился на службе Майнского курфюрста, барона Иоганна Кристиана фон Бойнебурга. Во время дипломатической работы Лейбниц путешествовал по странам Европы. В 1672 г. он получил возможность путешествовать в Париж, где и остался до октября 1676 года. До путешествия во Францию ​​Лейбница побудила надежда склонить Людовика XIV к завоеванию Египта, которое должно отвлечь честолюбивые замыслы Франции от немецких земель и в то же время нанести удар турецкой мощи [5]. По дороге из Парижа в Германию Готфрид Вильгельм Лейбниц встречался в Голландии с Спинозой, там же он узнал и об открытии Левенгука, которые сыграли важную роль в формировании его естественно-научных и философских взглядов. Во время этих путешествий Лейбниц обознался с некоторыми из величайших ученых и философов того времени, в частности Арно, Малебраншем и Гюйгенсом (который стал его учителем математики) в Париже, а также Гуком, Бойлем и Пелле в Лондоне. Лейбниц внес существенный вклад в политическую теорию и в эстетике.

Во время пребывания в Париже, Лейбниц начал исследования по дифференциального и интегрального исчисления. Лейбниц придавал огромное внимание вопросам удобной научной нотации, и в рукописи от 21 ноября 1675 он впервые использовал ныне общепризнанность запись \ Int f (x) dx для интеграла функции.


1.4. Жизнь в Ганновере

В 1676 году, вскоре после смерти курфюрста майнцского, Лейбниц переходит на службу к герцогу Брауншвейг-Каленберга - Эрнста Августа. Он одновременно советник, историк, дипломат и библиотекарь Библиотеки герцога Августа в Вольфенбюттеля; этот пост он не оставил до конца жизни. По поручению герцога Лейбниц составляет историю рода гвельфов-Брауншвейг. Он работал над ней более тридцати лет и успел довести ее до раннего Средневековье.

Лейбниц продолжает математические исследования, открывает теорему Ньютона-Лейбница. Уже в 1676 году Лейбниц в письмах излагает основы математического анализа. Объем его переписки колоссален. Переписка Лейбница достигала поистине астрономического числа - примерно 15 000 писем.

В 1682 году Лейбниц основал научный журнал "Acta Eruditorum", который сыграл значительную роль в распространении научных знаний в Европе. Впервые "Acta Eruditorum" был опубликован в Лейпциге. [6]


1.5. Последние годы

В 1698 году умер герцог Брауншвейгский, его преемником стал Георг-Людвиг, который недолюбливал Лейбница. Он смотрел на него только как на своего придворного историографа, который стоил ему много лишних денег.

В 1700 году Лейбниц основывает Берлинскую Академию наук и становится ее первым президентом. Избирается иностранным членом Французской академии наук.

Отношения между Лейбницем и герцогом остыли еще больше, когда Георг-Людвиг, под именем Георга I, вступил на английский престол [5]. Лейбниц хотел быть приглашенным к лондонскому двору, однако он встретил ожесточенное сопротивление английских ученых, через печально известную спор, которую он вел с Ньютоном. Лейбниц безуспешно пытался примириться с королем и привлечь его на свою сторону. Георг I постоянно делал Лейбницу выговора за неаккуратное составление истории его династии; конце он выдал рескрипт на имя ганноверского правительства, где было официально высказано осуждение Лейбница, и знаменитый ученый публично был назван человеком, которому не следует верить.

Готфрид Вильгельм Лейбниц был окружен интригами придворных, его раздражали нападки ганноверского духовенства. Последние два года жизни в Ганновере были для Лейбница особенно тяжелыми, он находился в постоянных физических страданиях, "Ганновер - моя тюрьма", - сказал он однажды.

В начале августа 1716 года, после затяжной болезни Готфрид Лейбниц умирает. Никто из свиты ганноверского герцога не проводил Лейбница в последний путь, за гробом шел только его личный секретарь. Берлинская академия наук, основателем и первым президентом которой был Лейбниц, не обратила внимания на его смерть, однако через год Б. Фонтенель произнес известную речь в его память перед членами Французской академии наук [7].


  • Ганновер, церковь Св. Эгидия, руины после 2-й мировой войны.

  • Ганновер, историческая часть города


2. Научные достижения

2.1. Философия

Лейбниц стал завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии, его философская система сложилась к 1685 году как итог двадцатилетней эволюции, в процессе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и других [8]. Хотя Лейбниц восхищался интеллектом Спинозы, он также откровенно встревожен его выводам [9] [10] [11], особенно, когда они были несовместимы с христианской ортодоксальностью. Однажды Лейбниц сказал, что одобряет большую часть того, о чем читает, но это свидетельствует не о эклектизм, а о присущей ему дар синтезировать различные идеи, создавая оригинальное учение. Лейбниц обладал способностью примирять и объединять разнородное, и плюрализм его метафизики определенной степени обязан именно этому свойству. В отличие от Декарта, который противопоставлял новую науку традиционной схоластической философии, Лейбниц был убежден в необходимости примирить платонизм и аристотелизм в их средневековой интерпретации с физикой и астрономией Галилея и Кеплера, геометрией Кавальери, анализом Валлиса и Гюйгенса, а также с биологией Левенгука, Мальпиги и Сваммердама [12].

Лейбниц отвергает выдвинут Декартом как критерий истины, принцип непосредственной достоверности, т.е. ясности и выразительности идей. Лейбниц считал такой критерий психологическим, а потому субъективным, в противовес он указывал, что не столько субъективная очевидность, сколько логическое доказательство гарантирует объективность и истинность знания. Совершенство действительного мира Лейбниц понимал как гармонию сущности и бытия": оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум потерь при максимуме результате.

Лейбниц - один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, в центре внимания которой - вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему, получившую название субстанциальный плюрализм или монадология. Лейбниц первых системно и доказательно представил высказываемое еще в пифагорейские времена идею о том, что монаднисть Вселенной - признак транзитивная. То есть рассмотрение Вселенной как монады означает одновременно признание как монад и индивидуальных составляющих Вселенной. Взятые как множество, а не как Единственное, монады появились в качественно ином ракурсе, обогатились новыми значениями. [13] Монады не изменяют своей внутренней структуры под влиянием других монад. Каждая монада выступает как некий мир, отражая в себе весь мировой порядок, и имеет свою собственную определенность (является носителем определенных качеств), которой она отличается от других. Монады не имеют никаких пространственных или каких-либо физических характеристик. Их, таким образом, нельзя познать чувственно. Они являются чисто идеальными, духовными элементами бытия. Мы можем их узнать только с помощью разума. Чувственные вещи, т.е. сочетание монад, зависят от монад, из которых они состоят.


2.2. Математика

Лейбниц ищет возможности для расширения научных контактов. Он начинает переписку с Ольденбург, секретарем Лондонского научного общества. Осенью 1672 г., по случаю дипломатической миссии от Бойнебурга в Париже, Лейбниц знакомится с Гюйгенсом и с его руководством начинает исследования по теории рядов и находит знаменитую формулу

\ Frac {\ pi} {4} = 1 - \ frac {1} {3} + \ frac {1} {5} - \ frac {1} {7} + \ ldots.

Под влиянием Гюйгенса Лейбниц изучает труды Паскаля, Грегори и других с инфинитезимальных геометрии, есть вопросы касательных к кривым, и выходит с идеей "функции", в современной терминологии - производной, таким образом изобретая центральную концепцию математического анализа.

В 1675 году Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление и впоследствии публикует основные результаты своего открытия, опередив Ньютона, который еще раньше пришел к сходным результатам и писал о них Лейбницу в частной переписке.

В 1684 году Лейбниц публикует первую в мире большую работу по дифференциальному исчислению: Новый метод максимумов и минимумов", причем имя Ньютона в первой части даже не упоминается, а во второй заслуги Ньютона описаны не вполне ясно. Тогда Ньютон не обратил на это внимания. Его работы по анализу начали издаваться только с 1704 года. Впоследствии из-за этого возникла многолетний спор между Ньютоном и Лейбницем о приоритете открытия дифференциального исчисления. Ньютон написал два письма Лейбница, в которых сообщил о своих исследованиях по анализу, но без преподавания методов. В ответ Лейбниц описал некоторые из своих методов, по которым Ньютон пренебрежительно заметил: "... не решен ни предварительно открытый вопрос ...".

В 1686 году Лейбниц разделяет действительные числа на трансцендентные и алгебраические. Впервые вводит в печать символ \ Int для интеграла (и указывает, что эта операция обратная дифференцированию).

Лейбниц изложил свои исследования математического анализа в нескольких мемуарах, начиная с "Nova Methodus pro Maximis et Minimis, Itemque Tangentibus, qua nec Fractas nec Irrationales Quantitates Moratur, et Singulare pro illi Calculi Genus" ("Новый метод для максимумов и минимумов, а также касающихся, которому не мешают ни дробные, ни иррациональные числа, и удивительный вид исчисления для этого "), недр. в Acta Eruditorum в 1684 г. В частности, уже первый мемуар содержит нотацию dx и правила для диференциювання произведений, частиц и степеней. Поскольку никакие из результатов метода флюксий Исаака Ньютона, который он разрабатывал крайней мере с 1671 г., еще не было опубликовано (ньютоновскую "Philosophiae Naturalis Principia Mathematica" появились только в 1687 г.), эти публикации Лейбница впоследствии привели к чрезвычайно жестокой и продолжительной споры относительно приоритета в создании дифференциального и интегрального исчисления. Так или иначе, идеи Лейбница и его нотация имели гораздо большее влияние на развитие математического анализа в течение следующего столетия, особенно на континенте.

Еще одним из выдающихся достижениях Лейбница был его трактат "Dynamica" с аналитической механики, который подытожил исследования, начатые в 1676 г.


3. Изобретения

1673 года, после знакомства с Христианом Гюйгенсом, Лейбниц создал механический калькулятор (арифмометр), выполняющий сложение, вычитание, умножение и деление чисел, а также извлечение корней и возведение в степень. [14] В машине Лейбница использовался принцип связанных колец суммирующей машины Паскаля, но Лейбниц ввел в нее подвижный элемент (прототип каретки настольного калькулятора), который позволил ускорить повторение операции сложения, необходимо при перемножении чисел. Вместо колес и приводов в машине Лейбница использовались цилиндры с нанесенными на них цифрами. Каждый цилиндр имел девять рядов выступов или зубцов. При этом первый ряд включал одно выступление, второй ряд - два выступления и так вплоть до девятого ряда, содержавший соответственно девять выступлений. Цилиндры с выступлениями были подвижными.

Специально для своей машины Лейбниц применил систему счисления, использующая две цифры: 0 и 1. Принцип двоичной системы счисления Лейбниц объяснял на примере коробочки с отверстиями: открытый проем означает 1, закрытый - 0. Единица сказывалась пулей, выпавшей ноль - отсутствием шара. Двоичная система счисления Лейбница нашла впоследствии применение в автоматических вычислительных устройствах. Машина была продемонстрирована во Французской академии наук и лондонском Королевском обществе. [14]

Лейбниц подсказал Дени Папену конструкцию паровой машины (цилиндр и поршень). Сам Готфрид Лейбниц с переменным успехом пытался создать паровой насос на рубеже XVII и XVIII веков рядом с Христианом Гюйгенсом. [15]

Лейбниц мог за неделю предложить с полдюжины гениальных идей: от подводной лодки до абсолютно новой формы часов, от новаторской модели фонарика до повозки, который мог двигаться с такой же скоростью, как и современные автомобили (даже во времена, когда дороги представляли собой путевые пути) , однако ни один из этих изобретений так и не был завершен. [16] Как инженер, Лейбниц работал над вычислительными машинами, часами и даже над оборудованием для горнодобывающей промышленности [37]. Как библиотекарь, он более-менее изобрел современное представление о каталогизации. [17]

Несмотря на то, что проект осушения шахт в горах Гарца в 1678-1684 г.г. потерпел неудачу, во время его выполнения Лейбниц разработал немало конструкций мельниц, насосов и других механизмов. К тому же, благодаря накопленным наблюдением Лейбниц превратился в першостатного эксперта геологии, сформулировав гипотезу, что Земля вначале была расплавленной. Среди изобретений Лейбница можно отметить:

  • проектирование оптических приборов и гидравлических машин [18]
  • работа над созданием "пневматического двигателя" [18]

4. Другие сведения

Лейбниц переписывался почти со всеми тогдашними учеными Европы, в его корреспондентов принадлежало более 600 человек. Он убедил Фридриха Вильгельма I основать Бранденбургские научное общество (позднее - Берлинская АН) и с 1700 был его президентом. По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Также приложил немало усилий для создания научных академий в Санкт-Петербурге (которая была создана уже после его смерти) и Вене.

В своих метафизических работах, например, "монадологии" (1714), доказывал, что все состоит из множества элементов, монад, находящихся между собой в отношении гармонии. Монады, будучи независимыми друг от друга, взаимодействуют. Это означает, что христианская вера и научное знание не должны быть в конфликте, и существующий мир создан Богом как наилучший из всех возможных миров.


5. Память

5.1. Лейбниц на почтовых марках

  • Марка 1966 р.Нимеччина

  • Марка 1980 Германия


Литература

  • В. И. Арнольд, Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук. М., Наука, 1989.
  • Volodymyr Olexijovyc Abaschnik, Leibniz-Rezeption in der Ukraine im 18. und 19. Jahrhundert. In: Nihil sine ratione. Mensch, Natur und Technik im Wirken von GW Leibniz. VII. Internationaler Leibniz-Kongress. Berlin, 10.-15. September 2001. Vortraege in 3 Teilen hg. von Hans Poser ua - Berlin: Druckhaus Berlin-Mitte, 2001, 1. Teil, S. 1-8.
  • Volodymyr Oleksijovyc Abaschnik, Vladimir Karinskij und der ukrainisch-russische Neuleibnizianismus. In: Einheit in der Vielheit. VIII. Internationaler Leibniz-Kongress (Hannover, 24. Bis 29. Juli 2006). Vortraege 1. Teil, hg. v. Herbert Breger, Juergen Herbst u. Sven Erdner. Hannover: Druckerei Hartmann, 2006, S. 1-8.

Примечания

  1. Ulrich Leisinger: Leibniz-Reflexe in der deutschen Musiktheorie des 18. Jahrhunderts. Knigshausen & Neumann, Wrzburg 1997, ISBN 3-88479-935-5, S. 8.
  2. Mackie, John Milton; Guhrauer, Gottschalk Eduard, 1845. Life of Godfrey William von Leibnitz. Gould, Kendall and Lincoln. p. 21.
  3. Филиппов MM Готфрид Лейбниц. Его жизнь, общественная, научная и философская деятельность. - 1893.
  4. Mackie, John Milton; Guhrauer, Gottschalk Eduard, 1845. Life of Godfrey William von Leibnitz. Gould, Kendall and Lincoln. p. 22.
  5. а б Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. : Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.
  6. Acta Eruditorum (Philosophical Transactions) - www.math.dartmouth.edu/ ~ euler / publications / journals / ActaEruditorum.html (Англ.)
  7. Энциклопедия Кольер, 2000
  8. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов, 1983
  9. Ariew, R & D Garber, 1989. Leibniz: Philosophical Essays. Hackett. 272-84.
  10. Loemker, Leroy, 1969 (1956). Leibniz: Philosophical Papers and Letters. Reidel. 14, 20, 21.
  11. Wiener, Philip, 1951. Leibniz: Selections. Scribner. III.8.
  12. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Под редакцией С. Стёпина, 2001
  13. Бойченко И.В. Философия истории. Учебник - pidruchniki.ws/19880521/filosofiya/filosofiya_istoriyi. - 2001.
  14. а б Энциклопедия Кольер. - Открытое общество. 2000.
  15. Семенов Н. М. Пыхтящий двигатель прогресса. "Вокруг света", 2008.
  16. Деятели философии. Жизнь и труды Лейбница - www.tin-vek.ru/filosofa-482.html
  17. Internet Encyclopedia of Philosophy: "Leibniz: Metaphysics" - www.iep.utm.edu/leib-met/
  18. а б Лейбниц Готфрид Вильгельм - slovari.yandex.ru / Лейбниц Готфрид Вильгельм / БСЭ / Лейбниц Готфрид Вильгельм /

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам