Надо Знать

добавить знаний



Гравюра



План:


Введение

Favorsky Famar 03 1.jpg
Гравюра А. Дюрера Святой Иероним
Сергей Конончук. "Т.Г. Шевченко". 1929. Линогравюра

Гравюра ( фр. gravure от graver - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства, создание тиражируемых изображений путем контрастного печати с рельефных поверхностей или через трафарет. Каждый оттиск с печатной формы считается авторским произведением.



1. Возникновение гравюры

Гравюра, как вид искусства возник довольно поздно по сравнению с другими видами искусств. Для печати обычно используются различные материалы: ткань, дерево, кожу, картон. Но все они ограничивали тираж. С конца 14 в. в странах Западной Европы распространилось использование бумажных мельниц. Гравюра сразу получила дешевый и простой материал, чрезвычайно легкий для печати и распространения. Бумага стала классическим материалом почти всех видов гравюры. Появились художники чисто граверы и коллекционеры гравюр. Благодаря им для человечества сохранены работы граверов 14-15 вв., Древнейшие среди гравюр Европы. Чрезвычайно полной является собрание гравюр стран в музее Альбертина в Вене (более 1 000 000 листов и 65 000 рисунков), отделы Художественно-исторического музея. Собственные сборки гравюр имеют музеи Лувр, Метрополитен-музей, Эрмитаж, музей искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве и другие. Гравюра быстро отзывалась на значимые события в мире. Началась эпоха Великих географических открытий. Морские державы соперничали в орудии для мореплавателей, которым были нужны книги, карты, инструкции. Распространялась грамотность. К книгопечатания привлекали все больше граверов. Некоторые актуальные книги выполняли роль газет до их возникновения. Желающие могли увидеть изображения героев суток в книжных фотографиях (Христофора Колумба, Америго Веспуччи и др.). Различие этих изображений с реальным человеком тогда не волновало. Гравюра и книга долго шли рядом. Голый текст - без визуального оформления - плохо воспринимается. Это знали еще мастера рукописной книги. Чтобы украсить рукописную книгу "картинкой", для нее оставляли место в начале строки. Картинку рисовал автор рукописи. Эта практика быстро изменилась при появлении мастеров, специализировавшихся только на создании книжной миниатюры. Теперь "картинка"-миниатюра могла занимать даже отдельный лист. Практику отделки печатной книги рисунком печатники позаимствовали из рукописей. А развитие гравюры как вид искусства хорошо помог печатникам. Гравюру использовали для создания обложки и оформление при начале и окончании разделов книги в техниках. До создания обложек обращались выдающиеся граверы и даже мастера художники. Многие обложек создал, например,

 Отпечатки были преимущественно черного цвета. А разные краски наносили кистями. 

Питер Пауль Рубенс. Картины давно украшали усадьбы и дворцы чиновников. Украшением интерьеров постепенно стали и карты, которые тоже делали в технике гравюры и раскрашивали позже. Многие карт было в домах голландцев 17 века. Об этом свидетельствуют картины голландских мастеров ( Ян Вермер с Делфта и др.). К процессу отделки присоединилась и гравюра, отделившейся от книги и стала самостоятельным элементом интерьера. Деревориты относятся к найдавнищих разновидностей гравюры. Китайские источники утверждают о возникновении дереворитов в шестом веке до н.э. Древнейшая из гравюр Китая на дереве относится к 9 веку. Из деревянных досок-матриц печатали не только изображение, но и тексты. В Корее имеют текст напечатали с деревянной доски в 8 веке. В Европе тоже деревориты - давняя Гравюрный техника. Она схожа с техникой патронов рисунков и орнаментов на ткань. Матрицу делали на досках как вдоль волокна древесины, так и на торцах. Поверхность доски шлифуют и режут рисунок. Он не такой гибкий, как на гравюре резцом, но по-своему привабливий.Видбиткы были преимущественно черного цвета. А разные краски наносили кистями. Пробовал резать доски как негатив (белое на черном) известен гравер из Швейцарии Урс Граф. Но это скорее исключение из правил. Хотя было наблюдать на отпечатках белые глаза и ресницы, белые волосы, белые губы и т.д.. Принцип удивить подхватят позже мастера маньеризма и раннего барокко. Библейские сюжеты в дереворит воспроизвел мастер по Украине Илия в 17 веке. Новые техники гравюр вытеснили ксилографии по пути искусства. И деревориты забыли. Подзабытую технику возродили в 20 веке. Среди мастеров дереворитов 20 века почетное место занимал Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972). Надолго запомнятся и ксилографии Стасиса Красаускаса (1929-1977) из Литвы.

  • Картон.

Самый простой из них - это распространенный картон. Его легко резать. Но картон быстро портится и не дает больших тиражей. Но для малотиражных вещей вполне пригоден.

  • Линолеум.
  • Органическое стекло.
  • Пластмассы.
  • Металлические доски из сплавов.

Источники

  • Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. ХХ век (история, Феноменология. Техники, имена). СПб, 2010, 304 стр. ил. (Рус).
  • Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004. (Рус).
  • Поляков Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва, 2002. - 284 стр. (рус).
  • Очерки по истории и технике гравюры. Москва: Изобразительное искусство, 1987. (Рус).
  • Флекель М. И. Вот Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукцтонной равюры 16-20 вв. М.: Искусство, 1987 (рус).
  • Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. т 2-М.: Сов.энциклопедия, 1986 (рус).
  • Эрмитаж за 200 лет. История и состав коллекций. Л.: Сов.художник, 1966, тираж 20 500, с.54-60 (рус).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам