Грамотность

Грамотность (в значительной мере равноправный срок грамотность) - традиционно определяется как умение читать и писать или умение использовать язык, чтобы читать, писать или говорить.

Уровень грамотности в мире

Традиционно под словом грамотный или грамотный подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать любой языке. В современном понимании это означает способность писать согласно принятым нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют "полуграмотными".

В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся ее повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте от 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) определенного народа есть отношение между числом грамотных лиц и численности всего населения. Отношение это обычно выражается в процентах. Грамотностью, выраженная в процентах, если не измеряется, то, по крайней мере, ярко характеризуется степень народной образования.

Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книги, она дает возможность пользоваться сокровищницей мнения и знания, созданные человечеством. Но возможность-это еще не факт. Степени распространения грамотности в данном народе характеризуется степень участия всего народа в умственной жизни человечества, но характеризуется лишь до определенной степени, ибо неграмотные народы участвуют и участвовали, хотя и незначительно, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

Много усилий для роста грамотности (преодоление неграмотности) делает ЮНЕСКО. Эта авторитетная международная организация считает грамотность одним из базовых прав человека [1] и считает, что


1. Факторы распространения грамотности

1.1. Географические условия

Распространение грамотности крайне неравномерное как между различными слоями одного и того же народа, так и между различными народами, оно зависит, во-первых, от географических условий, в которых живет данный народ. Внешний вид поверхности, климат, характер растительности и фауны и вообще географические условия страны, что делает народ или кочующим, или земледельческим, создает условия то благоприятные, то неблагоприятные для распространения грамотности, а также влияет и на развитие потребности в ней. Российский статист В. Григорьев в своем исследовании Иркутской губернии (1889 г.) показал, что наименьшее число грамотных и учащихся встречается в тех местностях, где наиболее развито скотоводство.

На развитие грамотности действует климат, хотя влияние его проявляется крайне разнообразно. Долгие зимы и длинные вечера в Финляндии, Швеции и Норвегии при отсутствии полевых работ, по замечанию Левассера, вероятно, отражаются благоприятно на развитии грамотности, хотя связь между климатом и ею еще не разрабатывался статистически.


1.2. Этнографический состав населения

Этнографический состав населения также не остается без влияния на развитие грамотности, хотя это влияние достаточно трудно проследить и выразить цифрами, так как для сравнения необходимо брата две народности других условиях более или менее одинаковых, между тем, в огромном большинстве случаев при смешанном этнографическом составе одна любая народность преобладает и экономически, и политически, учения идет языке официально признанном и т. д. На распространение грамотности может влиять разноплеменных состав населения. Известны случаи, когда такой состав населения побудил некоторые правительства усиленно заботиться об устройстве школ как орудие ассимиляции разных национальностей, входящих в состав государства. В одних случаях, как, например, в Пруссии во времена Фридриха Великого, такая политика дала некоторые результаты, но в других она отражается на развитии грамотности негативно.

С другой стороны, разноплеменных состав усложняет устройство школ и тем препятствует распространению грамотности. Характер рас также обусловливает собой развитие грамотности. Язык народа, влияя на алфавит, усложняет или облегчает изучение грамоты. Так, сравнительно слабое распространение грамоты в китайском народе значительной мере объясняется трудностями изучения ее для массы. Способность к усвоению грамотности разными народами до сих пор служит предметом спора между учеными. Правда, вряд ли можно сомневаться, что папуасам, например, любая наука, а в том числе и грамота, дается с большим трудом, чем европейцу, но значение врожденной способности или неспособности вообще сильно преувеличивается. Кажущаяся невосприимчивость дикарей к обучению в значительной степени объясняется не отсутствием способностей, а их другим направлением. О способности всех рас к обучению свидетельствуют многие исследователи.


1.3. Религия и грамотность

Некоторое влияние на распространение грамотности оказывала религия. Духовенство было первым составителем школ и распространителем грамотности. Иудаисты устраивают школы при синагогах, мусульмане - при мечетях (медресе и мектебе).

Молодым католикам хоть и приходится учиться читать, чтобы изучать катехизис, но нередко преподавание религии ведется в них устно (проповедь и уроки священника, исповедь). По мнению протестантизма, общение со Христом обязывает к непосредственного ознакомления верующего с книгами святого Писания. Отсюда требование, чтобы верующие были грамотны. Протестант, не знает грамоты, не допускается к причастию и конфирмации.

Прежде реформации была борьба за развитие грамотности в народе, тогда как католицизм не только не поощрял распространение грамотности в массе народа, но и стремился оставить эту массу безграмотно, запрещая перевод Библии на родной язык или даже ее чтение. В Швейцарии кантоны, которые пользуются одними и теми же правами, природными богатствами, географическим положением и т. д., заметно отличаются друг от друга по степени распространения грамотности в зависимости от различия в религии:% неграмотных выше в католических кантонах. В Богемии гуситское движение распространил грамотность по деревням и селам, но потом страна эта, придавленная иезуитами, скоро вновь погрузилась в невежество.

В Камышинская уезде Саратовской губернии четыре волости с наибольшим% грамотных и учащихся населенные протестантами (лютеранами, реформатами и кальвинистами; Сосновская - 76,5% грамотных и учащихся мужчин п. Усть-Кулалинская - 76,0%). На основании исследований земской статистики, сектанты по проценту грамотных стоят выше православных. Например, в Бузулукский уезде первое место по грамотности занимают молокане. При одинаковых экономических и при более тяжелых условиях юридических молокане села Максимовка имеют - 19,4% грамотных, православные - 6,7%.


1.4. Государство и экономический уклад

Зависимость грамотности от экономических условий относительно легко поддается исследованию. Если эти условия очень тяжелые, то погоня за хлебом не оставляет столько времени, сколько нужно для обучения грамоте. Перед большой французской революцией 1789 года бедность народа, несомненно, поддерживала его невежество, которое, в свою очередь, влияло на его бедность.

Огромное влияние на развитие грамотности имеют такие факторы, как распределение землевладения в стране, распределение налогов и налогов и т.д. Любой неправильность, всякая несправедливость в этом отношении, отражаясь на обеднении народа, негативно отражается и на развитии в нем грамотности, и нужны другие, более мощные факторы влияния для компенсации данного влияния, чтобы компенсировать ущерб, причиняемый экономическими факторами.


1.5. Гражданские свободы

1.6. Крипостне право

Отменили

1.7. Роль духовенства

1.8. Правительственные инициативы

1.9. Соотношение между грамотностью и преступностью

Мнения возбуждает вопрос о соотношении между грамотностью и преступностью. Левассер в своем капитальном труде "La population fran?aise" (т. II, стр. 464) собрал интересные данные для решения этого вопроса. Между преступлением и грамотностью, по мнению Левассера, нет никакой необходимой и математической связи. Хотя% неграмотных преступников уменьшается, а% грамотных и образованных увеличивается, но этот факт есть необходимое следствие вообще успехов просвещения во Франции. Конце реставрации% осужденных грамотных равен 39%, а% грамотных рекрут - 44,8; в настоящее время грамотных рекрут 84,4% (среднее за 1876-1885), а грамотных осужденных - 68%. Грамотная часть народонаселения не только поставляет контингент преступников меньше, чем неграмотный, но преступность показывает явное стремление сосредоточиться в среде невежества.


2. Советский Союз

3. Международное сообщество

В 1966 году ЮНЕСКО объявила Международный день грамотности, который ежегодно отмечается 8 сентября.

Сегодня в мире один из пяти взрослых неграмотный, и две трети из них - женщины. 72000000 детей не посещают школу.

С момента основания в 1945 году ЮНЕСКО находится на передовых рубежах борьбы за грамотность, за то, чтобы проблема грамотности не сходила с повестки дня на национальном, региональном и международном уровнях. Однако пока 759 000 000 взрослых не владеют элементарными правилами грамотности, цель - добиться грамотности для всех - продолжает ускользать [3].

Исходный текст (Англ.)

Today one in five adults is still not literate and two-thirds of them are women while 72 million children are out of school.

Since its foundation in 1946, UNESCO has been at the forefront of global literacy efforts and is dedicated to keeping literacy high on national, regional and international agendas. However, with some 759 million adults lacking minimum literacy skills, literacy for all remains an elusive target.


4. Родственные сроки

Братский проект Посмотрите грамотность в Викисловарь, свободном словаре.