Грандж ( англ. Grunge ) - Музыкальное направление, поджанр альтернативного рока. Возник в середине 1980-х годов в пригородах Сиэтла (штат Вашингтон, США), что обусловило альтернативное название направления - "Звук Сиэтла" ( англ. "Seattle Sound" ). Формирование гранджа происходило под влиянием хардкор-панка, тяжелого металла и инди-рока. Для гранджа характерны перегружено звучания электрогитар, частые изменения музыкальной динамики течение композиции, а также надрывный вокал или вокал с характерным растяжением слов.

В 1980-х центром развития музыкального направления была независимая студия звукозаписи Sub Pop. Коммерческий успех пришел к гранджа в начале 1990-х годов после параллельного выхода двух довольно несхожих по звучанию альбомов Nevermind группы Nirvana и Ten группы Pearl Jam. Успешные продажи этих записей способствовали росту популярности альтернатвного года и в конце концов привели к признанию гранджа популярным направлением рок-музыки 1990-х. [1] Большинство гранж-групп потеряли популярность в конце десятилетия, однако их наследие продолжает влиять на развитие современной рок-музыки.



1. Происхождение названия

Логотип студии звукозаписи Sub Pop Records, своеобразной "колыбели" гранджа.

Слово грандж (grunge) вероятнее происходит от прилагательного grungy [2] с американского сленга, который имеет значение "грязный, неопрятный". Первое употребление термина грандж для определения музыкального направления Сиэтла приписывают одному из родоночальникив стиля - вокалисту групп Green River и Mudhoney Марку Арму, а популяризацию - основателю студии Sub Pop Брюсу Павитту, который применял его по Green River [3].


2. Характеристика

Характерное звучание музыки гранджа определяется его происхождением от смешения элементов панка и тяжелого металла. Типичное для панка жесткое "грязное" звучание из-за влияния тяжелого металла стало сложнее и мелодичным, темп музыки значительно замедлился [1]. Инструментарий гранджа состоит из классического набора - одна или несколько электрогитар, бас-гитара, ударная установка. При этом гитарный звук в большинстве случаев поддается деформации с помощью звуковых эффектов - дисторшн, фузз-бокса и акустической обратной связи.


2.1. Тематика песен

Большинство композиций гранджа полны отчаяния и обращаются к проблематике социальной отчужденности, апатии, невозможности самореализации, озабоченности будущим. В своем творчестве гранж-музыканты выражают недовольство состоянием общества и его предвзятым отношением к потребностям личности. В этом плане грандж следует протестную идеологию панка и есть отражение настроений американской молодежи периода своего расцвета [1].
Время, некоторые гранж-песни имеют иронические и сатирические тексты, нередко объектом высмеивания становилась эстетика глэм-рока [3].


2.2. Субкультура гранджа

Растущая популярность гранжа среди молодежи ожидаемо вызвала появление в начале 1990-х отдельной молодежной субкультуры. Как и в случае других субкультур, развивающихся на основе того или иного музыкального направления, представители субкультуры гранджа - гранджеры ( англ. grungers в Великобритании или англ. grungies в США) [4] пытались максимально следовать музыкантов своих любимых групп во всем, от стиля одежды до мировосприятия.

В противовес представителям популярных в 1980-х рок-течений, прежде глэм-рока, музыканты гранж-групп избегали применения на свои концертах любых визуальных (световых или пиротехнических) эффектов и не разрабатывали для своих выступлений отдельных сценических образов. Своим сценическим одеждой они подчеркивали единство со своей аудиторией, которую на первых этапах развития гранджа основном составляла молодежь из рабочих семей небольших городов Северо-Запада США. В документальном фильме Hype! 1996 отмечается, что целью ранних выступлений сиэтлской гранж-групп было развлекать, а "оторваться". [3]

Типичный одежда сиэтлской гранж-музыканта состоял из голубых джинсов, тенниски и теплой фланелевой рубашки, т.е. отвечал повседневной наряду жителей цого региона с довольно прохладным климатом. Вариантами одежды были штаны (или шорты) и рубашки (или тенниски) темных цветов. Все это покупалось в дешевых магазинах обесцененного одежды или даже в магазинах секонд-хенда. Позже, когда субкультура гранджа приобрела популярность и нашла своих сторонников среди зажиточных слоев населения, к эстетике гранджа обратились представители индустрии моды. Известные производители молодежной одежды начали выпускать коллекции грандж-одежды, вещи из которых выглядели подчеркнуто дешевыми, но продавались за достаточно высокую цену.) [4] Брэд Моррелл в своем исследовании "Nirvana и звук Сиэтла" позже писал: "В то время мир высокой моды , который трудно назвать реальным миром, решил, что грандж - это шикарно. Дизайнеры разработали глупые модели свитеров цене по 500 долларов каждый, точные копии десятидолларовых. " [5]


3. История

3.1. Раннее развитие (1986-1990)

Обложка альбома Deep Six

Появление гранджа как известного широкой публике музыкального феномена связывают с выпуском в 1986 году студией звукозаписи C / Z Records альбома Deep Six, в который вошли записи шести сиэтлской групп - Green River, Soundgarden, The Melvins, Malfunkshun, Skin Yard и The U-Men. Для большинства из этих групп сборник стала первым выпущенным студийной записью. Выбор произведений именно этих исполнителей для объединения на одной пластинке объясняется сходством звучания их музыки, которую нельзя было отнести к любому из известных музыкальных стилей, но можно было характеризовать как смесь панка и тяжелого металла.

В этом году вышел первый альбом группы Green River Dry As a Bone. Альбом был выпущен созданной Брюсом Павиттом студией Sub Pop, миссией которой было взначено продвижения "звука Сиэтла". Впоследствии флагманским группой студии стала успешная гранж-группа 1980-х Mudhoney, создана музыкантами Green River после распада последней. Оригинальное звучание сиэтлской групп и грамотная политика Sub Pop по популяризации их музыки за несколько лет сделало Сиэтл столицей андеграундной музыки, к которой зьизжалися группы из других частей США, перенимая гранджове звучание и стиль. [3]


3.2. Период розквиту (1990-1994)

Вхождение гранджа до мейнстрима музыкальной культуры связывают с подписанием в конце 1980-х вместе Soundgarden контракта со звукозаписывающей студией A & M Records. Контракты с крупными студиями также заключили Alice in Chains и Screaming Trees, а в 1990 году - Nirvana. Сам факт подписания контрактов с крупными звукозаписывающими компаниями свидетельствует о превращении гранджа в составную массовой культуры, однако настоящая широкая известность приходит к этому музыкального направления с выпуском в сентябре 1991 года альбома Nirvana Nevermind. Альбом, на который продюсерами возлагались достаточно небольшие надежды, оказался чрезвычайно успешным - в конце 1991 его продажи достигали 400 тысяч экземпляров в неделю. А уже в январе 1992 года Nevermind достиг первой строчки рейтинга Billboard 200. [6]. Песня "Smells Like Teen Spirit" презентовала грандж миру.

Успех альбома Nevermind стал настоящим сюрпризом для музыкальной индустрии. Позже один из руководителей студии Geffen, выпустившей этот диск, Гэри Герш писал: "Те, кто сейчас утверждает, что заранее знал, насколько этот диск станет популярным, говорят неправду". [5] Nevermind не только популяризировал грандж, но и доказал " культурную и коммерческую жизнеспособность альтернативного рока в целом. " [7] Успех альбома Nirvana привлек внимание меломанов к "звука Сиэтла" и по результатам 1992 года в сотни самых успешных музыкальных альбомов по версии Billboard также вошли Dirt группы Alice in Chains, Ten от Pearl Jam, Badmotorfinger группы Soundgarden, а также альбом Temple of the Dog, записанный совместно музыкантами Pearl Jam и Soundgarden. Причем Ten стал не менее успищним за Nevermind - на конец лета 1992 года он разошелся совокупным тиражом более 4 миллионов экземпляров.

Пиком мировой известности гранджа считаются 1992-93 годы. В течение этих лет музыканты ведущих гранж-групп активно гостролюють, собирая тысячи поклонников на концертных площадках по обе стороны Атлантики, их творчестве и личной жизни активно обсуждается в печатных СМИ, на радио и телевидении. В этот же период на музыкальном горизонте один за другим появляются новые или до тех пор малоизвестные гранж-исполнители.


3.3. Падение популярности гранджа

К уменьшению популярности гранджа привела целый ряд внутренних и внешних факторов. С одной стороны значительный коммерческий успех музыкального направления создал существенное внутреннее противоречие. Получалось, что музыканты, которые получили у молодежи не в последнюю очередь за счет демонстративного протеста против тотальной коммерциализации всех сфер жизни, стали неотъемлемой и весьма прибыльным составляющей шоу-бизнеса. С другой стороны, в середине 1990-х на музыкальном небосклоне появились новые стили - в Северной Америке восходила звезда пост-гранджа с его мягким, рассчитанным на широкую аудиторию, звучанием, а на Британских островах набирал популярность брит-поп, который своей жизнеутверждающей позицией в определенном смысле стал противоположностью гранджа. Наконец грандж стал лишним доказательством того, что крайне редко то или иное направление рок-музыки может удержаться на вершине успеха более трех лет. [5]

С начала широкой популярности гранджа олицетворением его субкультуры был лидер Nirvana Курт Кобейн, поэтому неудивительно, что завершение эры гранжа принято связывать по времени с самоубийством Кобейна в 1994 году. Того же года вышло несколько еще по-настоящему коммерчески успешных альбомов раскрученных гранж-групп, остальные же полноценные грандж-альбомы, прошедших незамеченными музыкальным целом, датируются 1996 годом.


4. Самые грандж-группы ...

4.1. ... Из Сиэтла и пригородов

4.2. ... Из других городов

4.3. Украинские

Самыми известными украинскими грандж-группами являются " Дымная смесь " [8]

и Скрудж