Надо Знать

добавить знаний



Григорий Палама



План:


Введение

Григорий Палама

Григорий Палама ( 1296 - 1359) - византийский православный святой, исихасты-практик, совершил совершенное богословско-теоретическое оправдание исихазма. Был монахом на греческом горе Афон а позже архиепископом города Фессалоники.

В греческом городе Верия 20 декабря 2009 года состоялась праздничная литургия, которую возглавил архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, во время которой произошло причислении к лику святых всех членов семьи святого Григория Паламы: его родителей Констанция и Каллонис, двух сестер Епихарис и Феодота и двух братьев Феодосия и Макария. [1]


1. Биография

Родился в Константинополе, в аристократической семье. Автор трактата "Триады в защиту святых исихастов" (в 1995 переведены на русский язык В. Вениаминовим и изданы того же года в Москве издательством "Канон"). Известный своей полемикой с богословом Варлаамом (ставший после побега домашним учителем будущего гуманиста Франческо Петрарки) о природе Света Преображения. С 1350 проживал в Солуни, где активно сотрудничал с Николаем Кавасилой. В 1354 попал в плен к туркам, но через год был освобожденным.

В 1368 году Григория Палау был канонизирован в лике святителя, ибо еще при жизни сподобился явлений и имел дар исцеления. Патриарх Константинопольский Филофей написал его житие и порядок церковной службы в его честь.

Празднование памяти 14 ( 27) ноября (день кончины). Память свт. Григория Паламы празднуется по переходной дате, в честь его деятельности во второе воскресенье Великого поста, следующего за Торжеством Православия.


2. Григорий Палама - основатель исихазма

Как пишет известный православный богослов прот. Александр Шмеман: "В опыте "Исихазма", в богословии св. Григория Паламы оживает все передачи Отцов Церкви; в Богочеловеческом образе Христа и в дарах Святого Духа христианство раскрывается как видение обожаемой полноты человеческого естества, а в ней "богопричасносты" всего в мире ... Такое богословие самоотречения и одинокого восхождения к Богу даже в плане церковной жизни важнее, влиятельнее, чем богословие "официальное". В "духоносного" старцев Церковь обнаруживает тот полюс свободы от мира, свободы оценки всего на свете, которого ей так не хватает в тесном "браке" с государством ".


3. Учение Григория Паламы о Исихия и "божественные энергии"

Несмотря на сопротивление влиятельной на то время в Византии партии "схоластов", после многочисленных споров, противоборства и даже преследований партия "паламитив" наконец побеждает, а Костантинопильський Собор 1351 г. окончательно утверждает учение св. Григория о обожения, Исихия и "божественные энергии" как основу Православие. С этого времени исихазм является исключительно традиции монахов-отшельников. Он стал желанной практикой для всех христиан в их повседневной суетливой жизни, а вместе превратился в мощный церковно-политическое и культурное движение, что открывало перед мировой цивилизацией новые горизонты.


4. Последствия официального утверждения исихазма Григория Паламы, как основы православия

Официальное утверждение исихазма способствовало развитию не только антично-византийской, но прежде славянских национально-самобытных культур. В частности в Сербии за короля Стефана Душана (1336 - 1355), непосредственно ездил на Афон к преп. Григория Паламы и был его преданным поклонником, исихазм не только провозглашен официальной доктриной, а под его влиянием начала развиваться самобытная сербский литература, живопись и архитектура. Мало того, 1346 г., после осуждения "паламизму" византийским патриархом-варлаамитом Иоанном, была провозглашена автокефалия Сербской Церкви во главе с собственным патриархом-исихастом Иоаникия Печской. Это событие, осуществлена ​​сербскими исихастов-патриотами, решающее отразилась на всей последующей истории и культуре Сербии. Константинопольский патриарх-варлаамит в ответ подверг "анафеме" короля Душана, патриарха Иоанникия и всю Сербскую Церковь. Аналогичные события происходили и в Болгарии, где патриархом в это время был ближайший ученик преп. Григория Синаита - Феодосий Тырновская. Именно этот святой старец-патриарх в 1352 г. осуществил выдающийся поступок в истории Украинской Церкви - поставил для Киева отдельного украинского автокефального митрополита-исихаста Феодорита (1352 - 1354) - в противовес московском митрополиту-варлаамиту Феогносту (1328 - 1353), который не признавал постановления Соборов. Митрополит Феодорит пытался объединить вокруг Киева все Украина-литовские епархии, в том числе и Галичину, повсюду утверждая идеалы исихазма и соборности. С этого периода, собственно, и следует начинать отсчет разграничения митрополии на Киевскую и Московскую. Преемником митр. Феодорита новый Константинопольский патриарх-паламит пставив также митрополита-исихаста Романа Киевского (1354 - 1361), который присоединил к Киевской Церкви Черниговскую и даже Брянске епархии, наладил отношения с епархиями Тверской, Новгородской и Псковской, которые также не хотели подчиняться Москве.


Примечания

Византийская империя ? Исторический Портал
Орел Палеологов
Орел Палеологов
Византийские императоры | Византийская империя : культура ? искусство ? монеты
Константинополь | Константинопольский патриархат | Фема


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам