Надо Знать

добавить знаний



Григорий I


Gregorythegreat.jpg

План:


Введение

Святой Григорий I, также Григорий Великий, также Григорий Диолог, также Григорий Двоеслов ( лат. Gregorius * Ок. 540 - ? 12 апреля 604), шестьдесят четвёртом Папа Римский ( 3 сентября 590 - 12 апреля 604), христианский теолог. В православной церкви известен также как Григорий диалогист. Признан доктором церкви, является одним из четырех заглавных латинских отцов церкви рядом с Амвросием, Августином и Иеронимом. Из всех пап Григорий произвел наибольшее влияние на церковь раннего Средневековья.

"Что на самом деле мне приносит честь, так это то, когда никому не отказывают в чести, которая ему принадлежит" - Римский Папа св. Григорий Великий


1. Биография

1.1. Ранние годы жизни

Точная дата рождения Григория неизвестна, однако ее обычно определяют около 540 года. Он родился во много знатной римской семье во время, когда Рим столкнулся с существенным снижением численности населения, уровня благосостояния и влияния на внешний мир. Семья Григория была набожной, его прапрадедом был папа Римский Феликс III (II). Отец Григория Гордиан служил Римской церкви, а три сестры отца были монахинями. Мать Григория Сильвия является святой. При жизни отца Григорий принимал активное участие в политической жизни Рима, по некоторым источникам он даже был префектом города. После смерти отца Григорий превратил свой дом, который находился напротив Circus Maximus (ныне Титулярный церковь Сан Грегорио Маньи на цели), в монастырь, посвятив его апостолу Святому Андрею. Сам Григорий поступил в монастырь как простой монах. Папа Пелагий II рукоположил Григория в дьяконы и пользовался его помощью в борьбе с Ересь Трех разделов. Позже папа назначил Григория своим представителем при дворе императора в Константинополе.


1.2. Конфронтация с Евтихия

В Константинополе Григорий обратил внимание, начав спор с патриархом Константинопольским Евтихия, который опубликовал трактат о бестелесность людей после их общего воскресения. Григорий, наоборот, считал, что после воскрешения души получат тела, аргументируя свою позицию телесностью воскресшего Иисуса Христа. Для разрешения спора судьей был избран самого императора, который поддержал Григория. Трактат Евтихия был приговорен к сожжению. Вернувшись в Рим Григорий был назначен первым секретарем Пелагия.


2. Григорий как папа

Папа Григорий I Великикй

В 585 или 586 г. папа Пелагий II (579-590 гг.) Отозвал своего посланника в Рим. А когда понтифик умер, в разгар страшной эпидемии чумы, Григорий был единодушно избран его преемником. Поздняя традиция гласит, что он бежал из Рима, считая себя недостойным быть епископом, однако он был найден и возвращен в город. Он возглавил покаянии процессии с охваченном мором Риме, и произошло чудо: когда процессия пр [[оходила мимо гробницы императора Адриана (ныне замок Св. Ангела) вблизи Ватикан]] в, над ее куполом появляется Архангел Михаил, который вложил свой ​​пылающий меч в ножны, тем самым показывая, моления римлян услышаны на небесах, и чума прекратилась. 3 сентября 590 г., после того как было получено одобрение императора, Григорий был рукоположен в епископы Рима и стал одним из самых влиятельных людей в империи. Папская резиденция располагалась в Латеранском дворце на юге Рима, где Григорий жил в монашеском сообществе, придерживаясь строгих правил монастырской жизни. Предпочитая монахам, он удалил из администрации Римской церкви мирян и ослабил позиции клириков. В это время церковная власть приобретали все большее влияние в Риме по мере того, как ослабевало светское правление, не способно даже организовать оборону города от лангобардов. Римская церковь взяла на себя многие функций. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные из церковных земельных владений, которые занимали площадь от 3.5 до 4.7 тыс. квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилия, Корсика и Сардиния, он снабжал согражданам продовольствие, оплачивал войска, строил стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Неудивительно, если действительно после смерти Григория папская казна оказалась почти пустой: никогда еще Римская церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти. Византийский же правительство оборонял центр имперской администрации в Италии - Равенну и ее окрестности - и часто вел войну, не обращая внимания на отчаянный состояние Рима и не присоединяясь к перемирия, заключенного папой на церковные средства. Дважды в течение первых трех лет понтификата Григория лангобарды брали Рим в осаду, а папа от них откупался и побудил имперских представителей в Италии заключить прочный мир. Однако его вмешательство в государственные дела вызвало недовольство в Константинополе, и в 595 г. император Маврикий написал оскорбительный Григорию, который в отчаянии хотел заключить сепаратный мир с королем лангобардов Агилульфом. Мир был заключен в 596 г. представителем папы аббатом Проббом при поддержке экзарха (главы византийской администрации в Италии) Каллиника. Тем не менее, спокойствие, безопасность и благосостояние остались в прошлом. Войны, эпидемии чумы, неурожаи, наводнения создавали ощущение приближения вселенской катастрофы, конца света. В 599 г. папа пишет о близости собственной смерти: его жестоко мучает тяжелая болезнь синкопа, порой надолго приковывает его к постели и высушивает тело. Но он продолжает соблюдать строгую монашеской дисциплины. Бои с лангобардами возобновились в 601 г., а двухлетнее перемирие наступившее затем в 603 г. снова изменилось войной, когда Григория уже не было в живых.

Не только проблемы военной стратегии вызвали разногласия между Константинополем и Римом. Было много других причин для взаимных обид: например, терпимость имперской власти по отношению к еретикам - донатистов в Африке или упорство Константинопольских патриархов, которые именовали себя вселенским. Григорий настаивал на том, что у папы, как преемника первого среди апостолов - Св. Петра, есть право рассматривать жалобы на церковнослужителей, подозреваемых в любом нарушении. Фактически же юрисдикция Римского епископа распространялась на Италию, Сицилию, Сардинию и частично Балканы, но и здесь он часто наталкивалась на сопротивление местного клира. Большие церкви в самой Италии (Милан, Равенна, Аквилея) претендовали на самостоятельность и тем, как, например, Аквилейска церковь, совсем стремились к общению с папой. Равенна, имперская метрополия в Италии, заявляла о своих правах на роль автономного церковного центра, вступая в соперничество с Римом, не прекращалась даже тогда, когда епископами равеннского церкви становились римские клирики (например, близкий друг Григория - Мариниан). Здесь папе в основном приходилось уступать под натиском византийских властей. Чем дальше от Рима, тем слабее было влияние Римского епископа и тем неопределенным его влияние о местной ситуации. Так, Григорий напрасно требовал от византийской администрации в Северной Африке жестких действий в отношении донатистов, т.е. части африканской церкви, выгнала из своих рядов тех, кто во время гонений на христиан в начале IV в. изменил ей, и очень твердо отделилась от всех других церквей, воспринявших толерантное отношение к тем что оступились в годы преследований. Однако в конце VI в. в Африке уже нет прежнего деления на католиков и донатистов, и донатизма Григорий обозначает некоторые особые традиции африканской церкви и ее дружный сопротивление римскому влиянию. Сложно складывались отношения Римской церкви с Константинопольским патриархатом. Патриарх Иоанн IV Постник (582-595 гг) именовал себя Вселенским патриархом (впервые на синоде в 587 г.). Этот титул использовался византийскими иерархами с начала VI в., А в середине V в. восточные епископы величали так папу Льва Великого (440-461 гг.) Папа Пелагий II признал его дерзким и распорядился, чтобы римский представитель в Константинополе прекратил общение с патриархом, если тот не откажется от этого звания. Этим посланником и был Григорий Великий, который находился тогда в дружественных отношениях с благочестивым патриархом. Впоследствии он стал папой, и сам протестовал против использования этого титула. Он указывал на то, что беды, обрушившиеся на империю, - это результат пренебрежения клира пастырскими своими обязанностями, суеты и тщеславия духовенства, которое возлагает на себя антихристианские звания, его гордыни, которая разрушает правопорядок. Григорию было важно, чтобы тогда, когда его мир оказался пораженным к основанию, даже в титулатуре и символике не было допущено превышения полномочий и нарушения законных прав. В данном случае, как видимо, считал папа, когда один из епископов заявлял о своих вселенских полномочиях, разрушалась равенство пяти древнейших основанных апостолами архиепископств (Рима, Антиохии, Александрии, Иерусалима и Константинополя) при почетном первенстве Римского престола, утвержденном церковными соборами. Кроме того, для него звание - это не возможность демонстрации превосходства и власти, а призвание служить ближним, жертвовать собой и уметь подчиняться чужим интересам. Ни Иван IV, ни его преемник Кириак, ни император Маврикий, грубо отписал папе из-за его вмешательства в дела Константинопольского патриархата, ни йог преемник Маврикий Фока, который выдал указ, согласно которому "апостольский престол Св. Петра, есть Римская церковь, и должна быть главой всех церквей ", так и не удовлетворили жалоб Григория. Он был вынужден смириться с этим титулом и восстановить общение с патриархом. Возможно, для контраста он, как когда-то Августин, стал называть себя "рабом рабов Божиих". История понтификата Григория свидетельствует о том, что его возможность влиять на имперскую власть была весьма ограниченной и фактически сводилась к личным контактам, которые он имел, когда был посланником при императорском дворе. Что касается варварских королей, то попытки Григория ближе привлечь их в Рим и контролировать местные церкви вряд ли можно назвать успешными. Здесь, правда, были свои большие достижения: например, крещения лангобардского принца, установления особых отношений с Испанией, где Григория очень уважали и оберегали его наследие, миссия Августина в Англию и обращения к христианской вере Кентского короля Этельберта и его народа. Именно в Англии появилось первое житие Григория, написанное неизвестным монахом из Уитби около 713 г. Своими трудами Григорий Великий, уважаемый Церковью как ее учитель, во многом сформировал новый "христианский Запад" на месте разделенной империи, а его толкование библейских книг, проповеди ("Мораль на Книгу Иова", "Беседы на Евангелие", "Беседы на Книгу пророка Иезекииля", "Толкование Песни песней") и "Пастырское правило" стали неотъемлемой частью западной христианской традиции. Григорию приписываются "Толкование 1 Книги царств" и "Собеседования о жизни итальянских родителей и о бессмертии души", где, в частности, рассказывается о деяниях "отца западного монашества" св.Бенедикта.


Источники

  • Claude Dagens, Saint Gr?goire le Grand: Culture et exp?rience chr?tienne. Paris: ?tudies augustiniennes, 1977.
  • Sofia Boesch Gajano, Gregorio Magno: alle origini del Medioevo. Roma: Viella, 2004.
  • Stephan Ch. Kessler, Gregor der Grosse als Exeget: eine theologische Interpretation der Ezechielhomilien. Innsbruck: Tyrolia, 1995.
  • Michael Fiedrowicz, Das Kirchenverst?ndnis Gregors des Grossen. Eine Untersuchung seiner exegetischen und homiletischen Werke (R?mische Quartalschrift f?r christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte, 50. Supplementheft). Freiburg, Basel, Wien: Herder, 1995.


Ключи св. Петра Это незавершенная статья о Папу Римского.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
п ? в ? р Папы Римские
Легенда: * Не вступил на престол
Emblem of the Papacy SE.svg I - II ст. Emblem of the Papacy SE.svg
III ст.
IV в.
V в.
VI в.
VII в.
VIII в.
IX в.
X в.
XI в.
XII в.
XIII в.
XIV в.
XV в.
XVI в.
XVII в.
XVIII в.
XIX в.
XX ст.
XXI в.
Список Римских пап ? Список антипап
п ? в ? р Учителя Церкви
Отцы Церкви
Другие Учителя Церкви
Женщины


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам