Надо Знать

добавить знаний



Гриньох Иван Михайлович


Гриньох.jpg

План:


Введение


Гриньох Иван Михайлович (* 28 декабря 1907, Павлов - ? 14 сентября 1994, Мюнхен) -, богослов, общественный и политический деятель.


1. Детство и молодые годы

Родился в семье Михаила и Анастасии из рода Чесак 28 декабря 1907 в селе Павлов, что на Львовщине. В 1909 родители эмигрировали в США и поселились в Филадельфии. 27 декабря 1911 в Гранях родился еще один сын - Степан. Впоследствии семья вернулась на Украину.

Народную школу Иван Гриньох закончил в Павле, а среднюю - во Львове, в украинской академический гимназии. Богословия начал в Львовской богословской академии 1926 - 1930. В 1930 продолжил обучение в Инсбруке, где защитил докторскую диссертацию на латинском "De ultima Metropoliae Halicensis restauratione 1806-809".

В 1932 рукоположен в священника митрополитом Андреем Шептицким.

В 1932 - 1933 учился на философском факультете в Инсбруке, изучая христианскую философию, психологию и социологию. Изучение этих дисциплин в. Иван продолжил в 1933 - 1934 в Мюнхене, работая подле в Институте психологии. В упомянутом институте написал работу "Psychologie der Fehler in fremdsprachlichen Schularbeiten".

В 1935 его позвали преподавать философию и богословие в Богословской Академии, одновременно ему поручено быть духовным опекуном украинской студенческой молодежи.

Отец Иоанн был членом " Пласта ". Его пластовое путь начался 1920 года. Он перешел различные функции на постах юношеского проводника и воспитатели - братика в Новацкий роях. Был куренным 43-го, и в конце 7-го куреня им. короля Даниила. 1929 года, в стенах Греко-Католической Духовной семинарии во Львове, тайно появился пластовой курень, который был назван а предложением отца 13-м шалашом им. Владимира Великого. Все члены куреня были обязаны держать это в тайне, и пока о. Иван был куренным, тайна оставалась не разглашены. 1930 году состоялся летний пластовый странствующий лагерь, длившегося 4-5 недель. Но к сожалению в следующем году ректор узнал о существовании Пласта в стенах семинарии и запретил ему дальше существовать. 1950 года о. др. Гриньох пристал к Великого Народа "Лесные черти", где получил псевдоним - архидидько Йонас.

Его появление как духовного опекуна на студенческом форуме Львова стала особенным событием. Его воскресные проповеди были глыбки осмысленные и насыщенные религиозно-духовным и патриотическим содержанием. Он великолепно владел словом. Своими проповедями проявлял глубину и динамическую силу своего мышления и знания. Он пленил слушателя, то есть студенческую молодежь, которая в то время увлекалась доминирующими идеями волюнтаризма и интегрального национализма. Он направлял молодежь на правильные рельсы борьбы за независимость украинского народа. Такая его деятельность дала основание польским правительственным факторам его арестовать. Просидел в. Иван в тюрьме вплоть до развала Польши.


2. Вторая мировая война

Оставаться под большевистской оккупацией о. Ивану, разумеется, не было никакого смысла. Он получил благословение от митрополита Андрея на душпастирством вне Советского Союза. На территории южной Польше, в Кракове занимался пастырской и политической работой. Он также пастырем известного легиона "Нахтигаль", который был сформирован с помощью немцев, и его назначение было идти на восток. Немцы свои захватнические планы относительно легиона, которые, разумеется, не укладывались в украинской. Строить самостоятельное украинское государство не было в планах Гитлера. Поэтому легион не зашел далеко на Восток. Его расформировали, а кто не сумел вовремя сбежать, того арестовали.

Встречался с митрополитом Андреем Шептицким, который благословил его на службу военного капеллана. Отец Иоанн посещал воинов в военных казармах в течение всего времени пока батальон "Нахтигаль" был во Львове. 6 июля 1941 г. он в церкви Преображенского храма отслужил Божественную Литургию, а 7 июля "Нахтигаль" начал движение на восточный фронт. Во время похода по восточной Украины о. Иван служил Литургии, участие в которых принимали не только воины, но и местное население, в с. Юзвин, на Виннитчине на Литургию собралось более трех тысяч местных жителей. С боями батальон дошел до г. Южный Буг, но с фронта его отозвало немецкое командование. "Нахтигаль" отправили в Нойгамер Крайс. По дороге к Нойгамеру были короткие остановки во Львове и Кракове. В Кракове, в церкви св. Норберта полевой духовник о. Иван Гринох отправил св. Литургию. В Нойгамери батальон расформировали. После чего о. Ивана был уволен с должности духовника с согласия Романа Шухевича.

Очень скоро немецкие оккупационные факторы обнаружили свою грубость против украинского населения, что вызвало среди украинской молодежи решительное сопротивление. Инициатором сопротивления была Организация Украинских Националистов (ОУН). В формациях движения сопротивления в. Иван занимал важное положение. Он был участником ИИИ Чрезвычайного Великого Сбора ОУН, который состоялся в Украину 1943 г. также был одним из инициаторов создания надстройки украинского освободительного движения - Украинского Главного Освободительного Совета (УГВР). Был избран вторым вице-президентом УГВР.

На этой должности о. Иван выполнял дипломатическую работу, в частности принимал участие в переговорах с официальными представителями Румынии и Венгрию. Разговоры велись в секрете от немцев. Договорились с мадьярами, что их отступающие воинские части оставлять оружие для УПА. Следует подчеркнуть, что это, пожалуй, единственный движение сопротивления во время Второй мировой войны, который не имел помощи от каких-либо внешних факторов. УПА с оружием отбивалась от вражеских сил, а всю остальную помощь УПА придавал украинский народ, за что дорого заплатил массовыми арестами и ссылкой. Это действительно уникальное явление в истории движений сопротивления.


3. Деятельность после войны

Известно, что некоторые ведущие члены УГВР планово, по поручению руководства были высланы на запад, чтобы искать связей с алиянтамы. Одним из них был о. Иван Гриньох, которого путь проходил через Прагу на запад в Германию. Баварская столица Мюнхен стала его месту быта. Здесь, в послевоенные годы, он продолжил свою пастырскую и политическую деятельность. В 1950 году стал председателем Заграничного представительства УГВР (ЗП УГВР), которое возглавлял до 1980 г. Одновременно был председателем Общества иностранных студий, которое было ответственным сначала за издательство газеты "Современная Украина" и "украинский Литературной Газеты", а позже журнала "Современность".

Политическая заангажированность о. Ивана забирала ему немало времени и энергии. За то приходилось ему пережить немало неблагодарности с разных сторон: и от раздробленной украинских политических партий, и с высоты духовного олимпа.

Вместе с политической деятельностью в. Иван бережно выполнял пастырскую работу. Будучи профессором богословия в Бословський Академии во Львове, возобновил свою педагогическую деятельность. В богословской семинарии в Гишбергу (Германия), а потом, когда семинарию перенесли в Кулембургу (Голландия), продолжал преподавать философию и богословие. Также был профессором Украинского Свободного Университета (Мюнхен).

С появлением Митрополита Киево-Галицкого УКЦ Блаженнейшего Иосифа в Риме (27 января 1963 года) начинается новый творческий период в. Ивана. Сверх всяких надежду ватикаських и украинских церковных кругов Блаженнейший Иосиф развернул динамическую работу в Риме. Отец Иоанн стал одним из ближайших советников Блаженнейшего Иосифа. Одним из первых шагов Блаженнейшего было основание Украинского Католического Университета им.Климента Папы в Риме, где в. Иван был профессором. После посвящения собора св.Софии и дома УКУ в Риме, которое совершил Папа Павел VI 1969г., состоялся основополагающий Синод УК Церкви, строителем которого был о. Иван. На этом синоде было решено, что УКЦ становится на патриаршие основы. Также было решено направить совместное письмо от владык к Святейшему Отцу Папы Павла VI с просьбой, чтобы поднял поместную УКЦ в достоинства патриархата. Правда, трое владык отказались ставить свои подписи под этим письмом.

о. Иван был особенным публицистом, стоит упомянуть его статью, появившуюся в журнале "Современность" за январь 1963 г. под названием "Эпилог или пролог во встрече двух эпох?" Автор представляет свои критические наблюдения первой сессии ИИ Ватикаського Вселенского Собора и указывает ватиканским специалистам, "не на христианском Востоке, а на католическом христианском Западе звихнено идею" католицькосты "Христовой Церкви. Не на Востоке, но на Западе сужено понятие" католицькосты Церкви "к одной культуре, к одному географического понятия "Западной Европы" и одного типа латинского христианства ".

В той же статье он высказал критическое мнение и в адрес нашей иерархии, утверждая: "Для нашей Церкви Собор пришел на десять лет преждевременно, потому что наша Церковь-Мать осуждена на молчание, а ее Церкви-Дочери обнаружили бездарность ..." Автор также не злым, добрым словом вспоминает наших братьев-православных:

"Нашим следующим желанием было бы, чтобы наши православные братья преодолели в себе комплексы несправедливости меньше стоимости и исторических, безразлично - оправданных или нет - жалел и предубеждений, и чтобы они вырвались из оков чужой духовости и нашли путь к виризьблення своего христианского лица в духе древнего, чужими влияниями не искаженного, православие старой Украины. Нашим горячим желанием было бы, чтобы эти наши братья трактовали дело соединения как дело серьезное, дело прежде всего нашей общей веры ... ".

Как великий подвижник слуги Божьего Андрея отец написал работу "Слуга Божий Андрей - благовестник единства", а также "Православие и католичество", "Куда идет Ватикан?" и другие.

В одном письме от 25 мая 1974 о. Иван написал:

"Что мне с того, что получаю ряд писем от мирян и от священников, которые мне" погратулюють "за то или иное положение ... Вместе получаю также и другие - от стоящих высоко, как" светильники ", мол," вы нанесли большой вред нашей Церкви через написание статьи-рецензии "Куда идет Ватикан ..." Задаю себе вопрос: кто нанес вред? Ватикан, что соглашается на смертный приговор для нашей Церкви, или о. Гриньох, написавший об этом приговор? .. "

о. Иван убежденно верил в исторические права украинских Церкви и ее право патриаршей Церковью. Использовал каждую возможность для письма или действия, чтобы бесперебойно утверждать патриаршие права УКЦерквы. Года 1975, во время торжественного архиерейского св. Литургии в базилике св. Петра в Риме и на его гробе, при главном алтаре, о. Иван поднял впервые официально возглас за Патриарха Киево-Галицкого и всея Руси-Украины Блаженнейшего Иосифа. Официальный Рим этого исторического факта не признал, но и не опроверг.

По случаю 90-летия Патриарха Иосифа 1982 г. в Риме патриарх за преданную работу преподнес о. Иоанна в достоинства Патриарший Архимандрита. Он дожил до времени самостоятельной Украине, посетил свои родные стороны, поклонился гробам родителей, видсвижив память храма св. Юра и митрополичьих палат и был в престольном граде Киеве. Был участником переноса бренных останков Патриарха Иосифа к склепа кафедры св.Юра во Львове.

Отец д-р Иван Гриньох окончил земную путешествие и перенесся в Божьи зажги 14 сентября 1994 г. в Мюнхене на 87 году многотрудное жизни. Останки, согласно его желанию, погребен на кладбище в Олифант штат Пенсильвания в общем семейном гробе.


Источники

п ? в ? р Руководство украинских государственных структур (1940-е - 1950-е)
Украинское Государственное Правление
(С 30.06.1941)
OUN-B-01.svg
УДП.JPG
Печать УГВР.jpg
UPA-Zaslugy1.png
Украинский Главная
Освободительная Рада
(С 11-15 июля 1944)

Участники 1-го Великого Сбора

Дали согласие на членство в УГВР, но не смогли принять участие в Собрании:

Кооптированы члены УГВР:

  • Осип Дякив "Горновий" - зам.председателя Генерального Секретариата (вторая половина 1950 - ? 28.11.1950)
  • проф. "Г.Зелений" - член УГВР (1949),
  • Василий Кук - зам.председателя, и впоследствии Председатель Генерального Секретариата УГВР,
  • Петр Федун "Полтава" - 3-й Председатель Бюро информации УГВР (1946 - ? 23.12.1951) и зам.председателя Генерального Секретариата УГВР,
  • о. Николай Хмилевский - член УГВР,
  • Нил Хасевич - член УГВР (1949 - ? 4.03.1952)
  • Роман Кравчук "Петр" - член УГВР (1950 - ? 21.12.1951), президент УГВР (1951).
Украинская Повстанческая Армия
Роман Шухевич (май 1943 - ? 5.03.1950) ? Василий Кук (июль 1950 - арест 23 мая 1954)
Главный Военный Штаб (ГВШ УПА)
Дмитрий Грицай-Перебийнис (сечет 1944 - ? декабря 1945) ? Алексей Гасин-Рыцарь (январь 1946 - ? 31.01.1949)
УПА-Север
Дмитрий Клячкивский - "Клим Савур" (1944 - ? 12.02.1945) ? Михаил Медведь - "Карпович-Кремьянецький" (февраль 1945 - ? 4.06.1945) ? Литвинчук Иван - "Дубовый" (1945 - ? 19.01.1951)
УПА-Запад
Александр Луцкий - "Андриенко" (июль 1943 - август 1944) ? Василий Сидор - "Шелест" (сентябрь 1944 - ? 14.04.1949)
УПА-Юг
Емельян Грабец - "Отец" (лето 1943 - ? 10.06.1944) ? Василий Кук - "Лемех" (июнь 1944 -)
УПА-Восток
Командир не предназначен
СБ ОУН
Николай Лебедь (март 1940 - март 1941) ? Николай Арсенич (март 1941 - ? 23 января 1947) ? и.о. Ярослав Дякон (январь 1947 - ? 9 ноября 1948)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам