Гротеск

Гротеск - тип художественной образности, основанный на причудливом сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, жизнеподобного и карикатурного. Гротеск - высшая степень комического. Особенно ярко проявляются сатирические формы гротеска.

С помощью гротеска художник создает специфический "гротескный" мир, аномальный и удивительный мир, в котором реальное и нереальное неожиданно предстают в органическом единстве.

Нередко гротеск пересекается с сатирой, клоунадой (например, в Джонатана Свифта, Николая Гоголя, Михаила Булгакова. В украинской литературе он встречается в произведении Нечуя-Левицкого "Кайдашева семья" (бред Омелька Кайдаша), элементы гротеска использовались также в сатирических произведениях Тараса Шевченко. Гротескный характер имеют, нариклад, такие произведения, как "Ботокуды" и "Доктор Боссервисер" Ивана Франко, "Опыт коронации" Костя Москальца, "Московиада" Юрия Андруховича. Довольно распространенным гротеск становится в XX веке, прежде всего в произведениях современного направления: ср. произведения Франца Кафки, Ильи Эренбурга, Бертольда Брехта, Владимира Маяковского, Витольда Гомбровича, Славомира Мрожек, Юрия Клена.

Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания старинных или искаженных форм, таких как маски на празднование Хэллоуин или горгуйли на соборах. Кстати, что касается видимых гротичних форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротескными или химерами, а не горгуйлямы.


См.. также

Литература