Грушевский Марк Федорович

Марк Федорович Грушевский ( 25 апреля ( 7 мая) 1865 ( 18650507 ) , Худолиевка - 2 сентября 1938) - церковный деятель, педагог, этнограф, краевед. Родственник Михаила Грушевского.


1. Биография

Родился 25 апреля ( 7 мая) 1865 года в селе Худолиевке Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне село Чигиринского района Черкасской области). Окончил Черкасское духовное училище и Киевскую духовную семинарию. В семинарии был членом патриотически настроенной общины, ставила целью возрождение украинского православия и защиту интересов украинского народа.

С 1889 года, по окончании семинарии, преподавал в церковно-приходской школе села Худолиевка ( 1889 - 1890), служил учителем и псаломщиком в селе Брюнетка ( 1890 - 1893; Черкасского уезда Киевской губернии, ныне село Черкасского района Черкасской области), псаломщиком в Андреевской церкви в Киеве ( 1893 - 1894). Из-за попытки воплощать в жизнь общинные принципы подвергся преследованиям со стороны царской власти, поэтому вернулся на Чигиринщину, где учительствовал в селах Мордва ( 1895 - 1896, ныне село Красноселье) и Головковка ( 1896 - 1897, сейчас оба села Чигиринского района). В 1897 году рукоположен в священника, служил в Михайловской церкви села Суботов. От 1899 года был также законоучителем в местном министерском училище.

За годы работы на Чигиринщине собрал богатый материал по истории, фольклористики и этнографии края. Часть исследовательского наследия опубликовал при поддержке Михаила Грушевского в Львове и Киеве. Наибольшей научной работой Марка Грушевского было незаконченное исследование "Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа", 1906 - 1907 годах вышло в Львове под редакцией Зенона Кузеля и стало одним из первых в мире исследований по этнографии детства, было высоко оценено Иваном Франко. Исследовал историю рода Грушевских (впоследствии материалы были изъяты НКВД), собирал древности для музеев, в частности вместе с женой Марией Ивановной (урожденной Ильич) собрал уникальную коллекцию народных вышивок и кукол (сохранилась до нашего времени).

Через доносы некоторых представителей духовенства был обвинен в украинофильской деятельности и подстрекательстве крестьян против царской власти. Его дело рассматривал киевский губернатор, а в 1910 году Киевская духовная консистория, несмотря на крестьянские обращения, перевела Марка Федоровича на должность священника в Покровской церкви города Таганча Каневского уезда (ныне село Каневского района Черкасской области), где одновременно он был утвержден законоучителем местного двухклассного министерского училища. Около 1916 года "по украинофила" на него было совершено покушение со стороны российских черносотенных сил.

Летом 1918 года с семьей переехал в Киева. Был членом Всеукраинского православного церковного совета, активным участником движения за автокефалии православной церкви в Украине. Летом 1919 вошел в состав первого украинского клира Софийского собора. В 1920 году был инструктором-организатором ВПЦР, 1922 года стал епископом Украинской автокефальной православной церкви. Член редколлегии журнала ?Церковь и жизнь", много внимания уделял переводам и изданию украинском языке богослужебных книг.

Вследствие давления со стороны Государственного политического управления УССР вынужден был в 1930 году прекратить церковную деятельность и отречься духовного сана. В последние годы жизни работал сторожем в артели инвалидов, хотя продолжал вести научные записи (были изъяты во время ареста). 11 июня 1938 года арестован и заключен в Лукьяновской тюрьме. Согласно постановлению Особой тройки НКВД по Киевской области от 9 августа 1938 года был казнен.

Кенотаф Марка Грушевского

Посмертно реабилитирован 16 мая 1989 года. Кенотаф Грушевскому установлен в 1997 году на киевском Лукьяновском кладбище на могиле жены (участок № 22).


2. Произведения

  • Дытячы игрушки и гры людях. Зибраны по Чыгирынщыны Кыивской губернии. "Киевская старина", 1904, № 7-8;
  • Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа. Материяли с полуденной Киевщины. Собрал Мр. Г., обработал др. Зенон Кузеля. В кн.: Материяли в украинском-русской етнольогии, т. 1-2. Львов, 1906-07;
  • Гетманское гнездо. Урочища и перевозы села Суботов, собраны в гг 1897-9. Подал Марко Грушевский. Львов, 1912, [Перепечатка: "Памятники Украины: история и культура", 2002, № 2];
  • Из жизни крестьян на Чигиринщине. Подал Марко Грушевский. В кн.: Украинский этнографический сборник, т. 1. К., 1914; То же. "Памятники Украины: история и культура", 2002, № 2.

См.. также

Литература

  • Энциклопедия "Черкасская". Составитель Виктор Жадько.-К., 2010.-С.236.
  • Жадько В. А. Украинская некрополь.-К., 2005.-С.165.
  • Франко И. Рецензия на издание: Грушевский Марко. Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа. материяли с полуденной Киевщины. собрал Мр. Г., обработал Др. Зенон Кузеля. Материяли к украинскому етнольогии, т. 8. "ЛНВ", 1907, № 5-12;
  • Левчук В. субботовский наследства. "Наука и культура. Украины", 1990, вып. 24;
  • Маленькая "сага" о роде Грушевских. (Воспоминания Тамары Марковны Грушевского, примечания М. Кучеренко). "Памятники Украины: история и культура", 2002, № 2;
  • Коваль Е. С. Воспоминания о Марке Федоровича Грушевского. "Памятники Украины: история и культура", 2002, № 2;
  • Кучеренко, Н. Н. Марко Грушевский: "Не здесь и не в си времена" [Текст] / Кучеренко / / Достопримечательности Украины. - 2008. - № 2. - С. 88 - 107.
  • Дубовой, А. Неугасимый светоч [Текст] / А. Дубовый / / Реабилитированные историей. Черкасская область. - Смела, 2004. - Кн. 4. - С. 406 - 409.
  • Кучеренко, Н. Жизнеописание Марка Грушевского [Текст] / Кучеренко / / Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа. - М., 2006. - С. 232 - 246.
  • Кукса, Н. В. Фигура Марка Федоровича Грушевского в становлении детской этнографии и украинской автокефальной православной церкви [Текст] / Н. В. Кукса / / Черкасская в контексте истории Украины. - Черкассы, 2004. - С. 387 - 395.
  • Найден, А. Первый собиратель народной игрушки [Текст] / А. Найден / / Нар. искусство. - 1998. - № 1 - 2. - С. 60 - 62.