Надо Знать

добавить знаний



Губная гармоника



План:


Введение

Хроматическая гармоника Hohner.

Губная гармоника ( англ. Harmonica , англ. Harp ) - Духовой музыкальный инструмент, звук в котором добывается с помощью металлических язычков, колеблющиеся под действием воздуха, выдыхаемого или вдыхается музыкантом.

В отличие от большинства других язычковых инструментов, губная гармоника не имеет клавиш. Вместо этого с помощью губ и языка выбирается один из отверстий, расположенных в линию. Каждое отверстие соединен с одним, двумя или несколькими язычками. Выбор одного из них во время игры происходит через направление дыхания (вдыхание или выдыхание).

Губная гармоника чаще всего используется в блюзе и фолка, а также в джазе, классической музыке, кантри, рок - и поп-музыке.


1. История

Губную гармонику можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент. По своей сути гармоника является духовым органом западного образца. Распространенное мнение о том, что гармонику был изобретен Христианом Фридрихом Людвигом Бушман ( нем. Christian Friederich Ludwig Buschmann ) В 1821 году. [ ] После появления хроматической гармоники фирмы "Hohner", существенно расширился репертуар, который можно было бы выполнять на подобных инструментах. [ Источник? ]

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине XVIII века. Этот инструмент состоял из 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению, подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений по клавишных инструментов.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в XIX веке. Первая губная гармоника была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушман в 1821 году. Изобретение, получившее название "аура", был металлической пластиной с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По замыслу автора, его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и проигрывались только с помощью выдоха.

В 1825 году другой немец, Ф. Хотц, начал производство духовых органов на собственной фабрике в Книттлингене. Еще один уроженец Германии, Христиан Месснер приобрел несколько изготовленных Бушман "аур" и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом "мундеолины" (от нем. mund "Рот", "губы"). Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл "сим-фониум".

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармоники с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название "Mundharmonika" или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиэр организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое сделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 года крупнейшим массовым производителем гармоник стала фирма с Троссингена. В то время ею руководил Маттиас Хонер. Лишь в 1857 году с помощью членов своей семьи и одного наемного работника он сумел изготовить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармонику к Северной Америки. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. [ Источник? ] До 1879 года Хонер изготовлял 700 000 инструментов в год. На рубеже веков годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармоник, для игры в различных стилях: классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка.

Губная гармоника, или духовой орган, в разных языках имеет похожие по происхождению названия - все они имеют в составе "рот" или "рот" и "гармоника". По-немецки ее называют "Нем. Mundharmonika "( нем. mund - Рот), по-французски - "Фр. harmonica а bouche ", По-итальянски - "Итал. armonica а bocca ", По-испански "Исп. armonica ", По-английски - "Англ. harmonica " "Англ. mouth organ " "Англ. French harp "Или "Англ. harp ".

Говорят, что своим названием губная гармоника обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно - "handharmonika" (ручная гармоника). Через похожий принцип действия духовой орган стали называть "mundharmonika" (губная гармоника).

Стремительному распространению гармоники по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: "l'Epatant" и "La Marseillaise" для Франции "King George" и "Alliance Harp" для Англии "El Centenario" для Мексики и даже гармоники на цепочках для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. При 1-й мировой войны различные организации обеспечивали гармониками немецких и английских солдат. Была даже такая модель "Kaiser Wilhelm".

Первые записи губной гармоники были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленке еще ​​в 1894 году. В Тридцатые годы Великая депрессия, а в Сороковой - 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс способствовал распространению маленького инструмента по всей территории США. Тогда среди черных жителей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли "Сонни Бой" Уильямсон ( англ. Sonny Boy Williamson II ). В то же время на другом конце света, в Нюрнберге, Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции.

Солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто видчувавлось подъема, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снук Прайор) теперь играли на губной гармонике через микрофон и усилитель. Это было что-то новое - "миссиссиппский саксофон" (так на американском сленге называли губную гармонику) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В Пятидесятых года рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармоника оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в черном американский блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.


2. Строение гармоники

Гребень и две пластины с язычками.
Пластина с язычками.
Звуковая пластинка прикреплена к расческе на диатонический гармонике.

Гармоинка состоит из расчески, пластины с язычками и корпуса.


2.1. Расческа

Расческой называют основную часть гармошки, в нем находятся отверстия для пропускания воздуха через язычки. Название расческа происходит от сходства между гребешками для простых гармоник и расческами для волос. Традиционно, гребни гармоник изготавливали из дерева, сейчас же, как правило, их изготавливают из пластмасс ( ABS-пластик) или металла.

Считалось, что материал, из которого изготовлена ​​расческа, влияет на звучание гармоники. В то время, как материал расчески имеет некоторое влияние на звук гармоники, основное отличие материалов заключается в долговечности инструмента. [1] В частности, изготовлен из дерева расческа может впитывать влагу, что выдыхает музыкант или передает через прикосновения языком.


2.2. Звуковая пластина

Звуковая пластина является группой нескольких гребешков на одной основе. Расчески обычно изготавливают из латуни, но, также, используют и сталь, алюминий или пластмассы. Отдельные язычки обычно крепятся к пластине, однако, они также могут быть приварены или прикручены. Расчески, закрепленные внутри (в воздушной камере расчески) пластины отвечают на выдох, а снаружи - на вдох.

Существенно отличаются от традиционных, гармоники, разработаны Финном Магнусом ( англ. Finn Magnus ) В 1950-тех, в которых расчески и звуковая пластина виплавлялись из одного куска пластмассы. В этой схеме, расческа, язычки (или звуковая пластина) изготавливают из пластмасс и закрепляют клеем или сваркой.


2.3. Корпус

Корпус гармошки состоит из двух пластин, обычно металлических, хотя также используются деревянные или пластиковые. Выбор пластин корпуса влияет на звук гармошки. Существует два типа пластин корпуса: традиционные открытые схемы с отштампованных металлом или пластмассы, предназначены только для содержания гармошки, и закрытые схемы (такие как в Hohner Meisterklasse и Super 64, Suzuki Promaster и SCX), которые дают лучшую тональную качество.

3. Виды гармоник

Хроматические гармоники
Хроматические гармоники позволяют проигрывать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, однако на них можно сыграть любую мелодию без необходимости овладения такой сложной техникой игры, как бэнд. Гармоники такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя - слайдера, на одной из боковых сторон инструмента.
Диатонических гармоники
В диатонических гармониках используется диатонической строй (например: C, D, E, F) без полутоновых интервалов между нотами (C #, D # и т.д.). Игра на диатонический гармонике напоминает игру на фортепиано только на белых клавишах, без черных (некоторые из отсутствующих звуков можно получать с помощью специального приема - бэнда). В большинстве случаев диатонических гармоники имеют 10 отверстий и выпускаются в тональности C или G. Диатонических гармоники имеют диапазон в 1-4 октавы.
Блюзовые гармоники
Блюзовая гармоника является важнейшим типом диатонических гармоник. Блюзовая диатоника обычно имеет 10 отверстий, с пластинками для вдыхания ( англ. draw ) И для выдыхания ( англ. blow ) В каждом из отверстий.
Тремоло гармоники
Тремоло-гармоника является разновидностью диатонических. В ней есть две звуковые пластины, звучащие одновременно и несколько розлаштовани в отношении друг к другу, что создает эффект тремоло. Аудио Пример игры описание файла
Октавные гармоники
Еще один вид диатонических гармоник. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно и налажены точно в октаву друг к другу. Это придает большую громкость и другой тембр звука. Аудио Пример игры описание файла
Оркестровые гармоники
Мелодические гармоники
Басовые гармоники
Фактически два отдельные инструменты, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.
Аккордовые гармоники
Подобно бас-гармоники, также состоит из двух подвижно закрепленных пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, аккордовые гармоники имеют ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

4. Техника игры на гармоници

Существуют многочисленные техники игры на гаромници, некоторые из них предназначены для получения дополнительной тональной динамики, а некоторые для расширения возможностей музыканта. В частности, распространены такие техники: бэнд (бендинг), овербенд, овердроу, позиционная игра, и вибрато.

Бендинг и овербендинг
Позволяет проигрывать дополнительные ноты на диатонический гармонике [2] [3] ( Аудио пример бэндов описание файла). Достигается специальным расположением инструмента и языка, заставляя язычок гармоники вибрировать с другой частотой. Название происходит от похожего приема игры на гитаре. Бэнды важны для игры в стиле блюз и других. В 1970-х, Говард Леви разработал технику игры под названием "овербендинг" (в англ. языков. литературе может называться: англ. overbending , англ. overblowing , англ. overdrawing ). Овербендинг вместе с бендами позволяет воспроизводить все звуки хроматического диапазона.
Позиционная игра
Позволяет разнообразить тональность звуков. [4]
Вибрато
Обычно применяется при игре с другими инструментами, как правило, со струнными, придает звуку эффекта "колебаний". Существует деиклька способов воспроизведения вибрато: наиболее распространенный, изменять содержание гармоники. Например, быстро закрывая и открывая ладони вокруг гармоники. Другой способ - быстро передвигать губы между отверстиями гармоники.

При игре с усилителями звука (микрофоны), можно использовать свойства передачи звука в усилитель, как, например, изменение положения рук по отношению к микрофону, или дутья на микрофон или шепот т.д..


5. Система табуляции

Система табуляции - это специальная система записи нот, которая предусматривает обозначение цифрами и специальными знаками соответствующих отверстий на губной гармонике с учетом направления потока воздуха (вдох или выдох), наличия дополнительных нот (бэндов, овербендив), длительности нот, а также различных технических приемов и эффектов. Этот вид записи значительно упрощает чтение нот, заменяя стандартный нотный стан на соответствующую нумерацию отверстий. [5]

Различные системы табулатур нашли свое применение. Простейшая систима знаков имеет следующий вид.

Для диатонических гармоники:

 2 = выдох через отверстие 2 -2 = вдох через отверстие 2 -2 '= вдох через отверстие 2 из напивбендом -2 "= вдох через отверстие 2 с полным бэндом 

аккорды обозначаются группами нот в скобках:

(2 3) = выдох через отверстия 2 и 3 одновременно

Для хроматической гармоинкы:

 2 = выдох через отверстие 2 -2 = вдох через отверстие 2 <2 = выдох через отверстие 2 с нажатой кнопкой <-2 = вдох через отверстие 2 с нажатой кнопкой 

Обычно, вместе с нотами, в табулатуре показано и слова песни для того, чтобы показать тон и время игры нот.

Также, на табулатуре может приводиться информация о том, для гармоник в каком ключе эта песня.

Ниже приведен пример табулатуры:

 Mack the Knife C Diatonic 5 6 -6 -6 5 6 -6 -6 Oh the shark has pretty teeth, dear -4 -5 -6 -6 -4 -5 -6 And he shows them pearly white 6 -7 -8 7 -7 -6 7 -4 Just a jack knife has MacHeath, dear 5 -5 7 -4 7 -7 -6 And he keeps it out of sight 

6. Известные производители

Современные

  • Hohner
  • CA Seydel S?hne
  • Tombo - Lee Oskar
  • Hering
  • Huang
  • Suzuki

Исторические

  • Koch
  • Thie
  • Spanger
  • FA Rauner
  • FA B?hm
  • K?stler

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам