Надо Знать

добавить знаний



Гуру



Статьи на тему
Индуизм

Aum

История ? Пантеон

Вайшнавизм ? Шайвизм
Шактизм ? Смартизм

Дхарма ? Артха ? Кама
Мокша ? Карма ? Самсара
Йога ? Бхакти ? Бхакти-йога ? Майя
Пуджа ? Мандир

Веды ? Упанишады
Рамаяна ? Махабхарата
Бхагавад-гита ? Пураны
другие

Близкие темы

Индуизм по странам
Гуру и святые
Календарь ? Праздники Терминология
Аюрведа ? Джйотиша

Hindu swastika п ? о ? р

Гуру ( санскр. गुरू , "Достойный", "тот, кто знает путь") в индуизме, сикхизм, а также буддизме и новых религиозных учениях - духовный наставник, учитель.


Описание

Гуру в прямом смысле не учителем, передающим какую-либо информацию, а тем, кто направляет и питает пробуждений ученика. Часто словом "гуру" называют профессионалов, виртуозов, мастеров своего дела.

История

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает "важный человек", тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципы, и он не диктатор, но советчик. В современном мире роль гуру основном выполняют книги, а многие добиваются больших успехов в своей практике различных направлений йоги, если соблюдаются книг с внимательным внутренним различением и умеренностью.

Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник. Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень уважения среди людей. Наиболее уважаемые учителя учителей, родоначальников школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам ( риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий ( варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций.

Риши сделали знание доступным для других, поднимая "юношей" до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, приобретенное за долгие годы нелюдимого жизни, но и новую идеологию, гармонизируя общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя к ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, скрытую, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др.. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение уделялось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева?) Ученика учителю, а на стадии приобретения высших знаний - характер высшего служения (уттама-сева?). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить ее, а ученик может вызвать образ учителя методом визуализации (духовной концентрации) даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йогой, регулирующего их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения.


Терминология

Учеников называют чела, Челак, шравак, шравака, шайкша, садгак, садгака, шишья, прашишья, атеваси и др.. Ученик низшей ступени (атгама) трудно понимает учителя. Средний ученик (мадгьяма) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама) продолжает дело учителя. Найти ?своего? учителя или ученика считается большой удачей.

Термина "гуру" синонимичны - ачарья, Пандита, упадгья, бганант и др.. Сложные концепции буддизма усваивают на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удается в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает еще один шаг на пути к спасению.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам