Надо Знать

добавить знаний



Густав Малер


Gustav Mahler 1909.jpg

План:


Введение

Густав Малер (Gustav Mahler) ( 7 июля 1860 - 18 мая 1911), австрийский композитор и дирижер. Представитель позднего романтизма, один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков.


1. Биография

Родился 7 июля 1860 в Калиш ( Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея-винокура. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглава - островок немецкой культуры в Южной Моравии (ныне Чехия).

Ребенком Малер проявил незаурядную музыкальную одаренность и учился в местных преподавателей. Потом отец отвез его в Вены. В возрасте 15 лет Малер поступил в Венскую консерваторию, где занимался у Ю.Епштейна (фортепиано), Р.Фукса (гармония) и Ф. Кренна (композиция). Он также слушал курсы лекций по истории музыки и философии в Венском университете и познакомился с А.Брукнером, работавший тогда в университете.


1.1. Ранний период

Густав Малер в возрасте 6 лет

Первое значительное произведение Малера, кантата "жалобная песня" (Das klagende Lied, 1880), не получил консерваторской Бетховенськой премии, после чего разочарованный автор решил посвятить себя дирижерской деятельности - сначала в маленьком опереточный театре под Линцем (май-июнь 1880), затем в Любляне (Словения, 1881-1882), Оломоуце (Моравия, 1883) и Касселе (Германия, 1883-1885).

В возрасте 25 лет Малер был приглашен дирижером в Пражскую оперу, где с большим успехом ставил оперы Моцарта и Вагнера и исполнил Девятую симфонию Бетховена. С 1886 по 1888 Малер работал помощником главного дирижера А.Никиша в Лейпцигской опере. Безответная любовь, пережитое музыкантом в это время, вызвало к жизни два больших произведения - вокально-симфонический цикл Lieder eines fahrenden Gesellen (1883) и Первую симфонию (1888).


1.2. Средний период

Вслед за триумфальным успехом в Лейпциге премьеры законченной им оперы К.М.Вебер "Три Пинто" (Die drei Pintos), Малер исполнил ее в течение 1888 еще несколько раз в театрах Германии и Австрии. Эти триумфы, однако, не решили личных проблем дирижера. После ссоры с Никишем он уехал из Лейпцига и стал директором Королевской оперы в Будапеште. Здесь он провел венгерские премьеры "Золота Рейна" и "Валькирий" Вагнера, поставил одну из первых веристской опер, "Сельская честь" Масканьи. Его интерпретация "Дон Жуана" Моцарта вызвала восторженный отзыв Й.Брамса.

В 1891 Малеру пришлось покинуть Будапешт, поскольку новый директор Королевского театра не желал сотрудничать с иностранным дирижером. К этому времени Малер уже написал три тетради песен с фортепианным аккомпанементом; девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии "Волшебный рог мальчика" (Des Knaben Wunderhorn) вошли в одноименный вокального цикла. Следующим местом службы Малера стал Городской оперный театр Гамбурга, где он исполнял обязанности первого дирижера (1891-1897). Теперь в его распоряжении оказался ансамбль первоклассных певцов, и он получил возможность общаться с крупнейшими музыкантами своего времени. В роли покровителя Малера выступил Ганс фон Бюлов, который накануне своей кончины (1894) передал Малеру руководство Гамбургской абонементными концертами. В гамбургский период Малер закончил оркестровую редакцию "Волшебного рога мальчика", Вторую и Третью симфонии.

Г.Малера, 1885 год

В Гамбурге Малер пережил увлечение Анной фон Мильденбург - певицей (драматическое сопрано) из Вены, тогда же завязалась его многолетняя дружба с скрипачкой Натали Бауэр-Лехнер: они проводили месяцы летнего отдыха вместе, и Натали вела дневник, один из самых достоверных источников сведений о жизни и ход мыслей Малера. В 1897 он принял католицизм, одной из причин обращения стало желание получить место директора и дирижера Придворной оперы в Вене. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: дирижер отобрал и воспитал ансамбль великолепных исполнителей, предпочитая при этом певцов-актеров виртуозам бельканто.

Художественный фанатизм Малера, его упрямый характер, пренебрежение некоторыми исполнительскими традициями, стремление проводить осмысленную репертуарную политику, а также необычные темпы, которые он выбирал, и жесткие замечания, сделанные во время репетиций, создали Малеру немало врагов в Вене - городе, где музыка рассматривалась как предмет скорее наслаждения, чем жертвенного служения. В 1903 Малер пригласил в театр нового работника - венского художника А.Роллера; вместе они создали ряд поставленных, в которых применили новые стилистические и технические приемы, которые сформировались на рубеже веков в европейском театральном искусстве. Крупнейшими достижениями на этом пути стали "Тристан и Изольда" (1903), "Фиделио" (1904), "Золото Рейна" и "Дон Жуан" (1905), а также цикл лучших опер Моцарта, подготовленный в 1906 к 150-летию со дня рождения композитора.

В 1901 Малер женился на Альме Шиндлер, дочери известного венского художника-пейзажиста. Альма Малер была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой, даже пыталась писать музыку, вообще чувствовала себя творческой натурой и вовсе не стремилась тщательно исполнять обязанности хозяйки дома, матери и жены, как того хотел Малер. Однако благодаря Альме расширился круг общения композитора: в частности, он близко сошелся с драматургом Г.Гауптманом и композиторами А.Цемлинським и А.Шенбергом. В своем маленьком "композиторском домике", спрятанном в лесу на берегу озера Вертерзее, Малер закончил Четвертую симфонию и создал еще четыре симфонии, а также второй вокальный цикл на стихи из "Волшебного рога мальчика" ("Семь песен последних лет", Sieben Lieder aus letzter Zeit) и трагический вокальный цикл на стихи Рюккерта "Песни об умерших детях" (Kindertotenlieder).

К 1902 композиторская деятельность Малера получила широкое признание, во многом благодаря поддержке Рихарда Штрауса, который устроил первое полное выполнение Третьей симфонии, имевшее большой успех. Кроме того, Штраус включил Вторую и Шестую симфонии, а также малеривськи песни, в программу ежегодного фестиваля возглавляемого им общенационального музыкального союза. Малера стали часто приглашать дирижировать собственными произведениями, и это привело к конфликту композитора с администрацией Венской оперы, считала, что Малер пренебрегает своими обязанностями художественного руководителя.


1.3. Последние годы

Очень тяжелым выдался для Малера 1907 год. Он ушел из Венской оперы, заявив, что его деятельность здесь не умеют по достоинству ценить, его младшая дочь умерла от дифтерии, а сам он узнал, что страдает серьезной болезнью сердца. Малер занял место главного дирижера нью-йоркской "Метрополитен-опера", но состояние здоровья не позволило ему заняться дирижерской деятельностью. В 1908 в "Метрополитен-опере" появился новый менеджер - итальянский импресарио Дж.Гатти-Касацца, который привез своего дирижера - знаменитого А.Тосканини. Малер принял приглашение на должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, который в ту пору нуждался в срочной реорганизации. Благодаря Малеру число концертов вскоре возросло с 18 до 46 (из них 11 - в гастрольных поездках), в программах стали появляться не только известные шедевры, но и новые произведения американских, английских, французских, немецких и славянских авторов.

В сезоне 1910/1911 Нью-йоркский филармонический оркестр дал уже 65 концертов, но Малер, который плохо себя чувствовал и устал от борьбы за ценности с руководством филармонии, в апреле 1911 уехал в Европу. Он задержался в Париже, чтобы пройти курс лечения, затем вернулся в Вену. Умер Малер в Вене 18 мая 1911.


2. Музыка

При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии Малера именовались "симфоническими попурри", их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление "реминисценциями" из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. Мастерскую композиторскую технику Малера не отрицали, но его обвиняли в том, что бесчисленными звуковыми эффектами и применением грандиозных оркестровых (а иногда и хоровых) составов он пытается скрыть свою творческую несостоятельность. Его произведения порой отталкивали и шокировали слушателей напряженностью внутренних парадоксов и противопоставлений, таких как "трагедия - фарс", "пафос - ирония", "ностальгия - пародия", "изящество - пошлость", "пламенный мистицизм - цинизм".

Немецкий философ и музыкальный критик Адорно первым сумел показать, что разного рода изломы, искажения, отклонения у Малера никогда не бывают случайными, даже если они не подчиняются обычным законам музыкальной логики. Адорно также первым отметил самобытность общего "тона" музыки Малера, который делает ее сразу узнаваемой и не похожей ни на одну другую. Он обратил внимание на повествовательный характер развития в симфониях Малера, драматургия и размеры которых определяются чаще ходом определенных музыкальных событий, чем заранее установленной схеме.

Среди открытий Малера в области формы можно вспомнить почти полное подавление точной репризы; употребление рафинированных вариационных форм, в которых общий рисунок темы сохраняется, тогда как меняется ее интервальный состав, применение разнообразных и утонченных полифонических приемов, что порождает иногда весьма смелые гармонические сочетания; в поздних произведениях - тенденцию к "тотального тематизма" (позже теоретически обоснованном Шенберга), т.е. к насыщению тематическими элементами не только главных, но и побочных голосов. Малер никогда не претендовал на изобретение нового музыкального языка, однако он создавал музыку столь сложную (яркий пример - финал Шестой симфонии), что в этом смысле ему уступают даже Шенберг и его школа.

Известно, что гармония Малера сама по себе менее хроматична, менее "современная", чем, например, в Р.Штрауса. Кварта последовательности на грани атональности, которые открывают Камерную симфонию Шенберга, имеют аналог в малеровський Седьмой симфонии, однако подобные явления для Малера - исключение, а не правило. Его произведения насыщены полифонией, все более усложняется в поздних опусах, и созвучия, сочетание полифонических линий, образующихся в результате, могут казаться часто случайными, такими, которые не подчиняются законам гармонии.

При этом малеривська ритмика в основном довольно проста, очевидное преимущество предоставляется метра и ритма, типичным для марша и Лендлером. Пристрастие композитора к сигналам труб, и вообще к военно-духовой музыки, легко объясняется детскими воспоминаниями о военных парадах в его родной Йиглава. По словам Малера,

"Процесс произведения напоминает детскую игру, в которой из одних и тех же кубиков возводятся все новые сооружения. Но сами эти кубики лежат в сознании с детства, ибо только оно есть время сбора и накопления".

Оркестровое письмо Малера вызывает споры. Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик. Он применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов. Фактура его музыки очень изменчива, и массивное здесь и всего оркестра может внезапно меняться одиноким голосом солирующего инструмента. Характерна также довольно плотная оркестровая фактура.

Хотя на протяжении 1930-х и 1940-х годов музыку композитора пропагандировали такие дирижеры, как Б.Вальтер, О.Клемперер и Д.Митропулос, настоящее открытие Малера началось только в 1960-х годах, когда полные циклы его симфоний были записаны Л.Бернстайн, Дж.Шолти, Р.Кубеликом и Б.Хайтинком. К 1970-м годам произведения Малера вошли в репертуар и стали исполняться во всем мире.


3. Список произведений

Gnome-speakernotes.svg
Фрагмент
Соло тромбона с Симфонии № 3, первая часть


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справку.
Выполнение 8-й симфонии в Филадельфии

симфонии

  • № 1, ре мажор, 1884-88
  • № 2, до минор, для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра, 1888-94
  • № 3, ре минор, для контральто, женского хора, хора мальчиков и оркестра, 1895-96
  • № 4, соль мажор, для сопрано и оркестра, 1899-1901
  • № 5, до-диез минор, 1901-02
  • № 6, "Трагическая", ля минор, 1903-04
  • № 7, e-moll, 1904-05
  • № 8, ми-бемоль мажор, для 3 сопрано, 2 контральто, тенора, баритона, баса, хора мальчиков, 2 смешанных хоров и оркестра, 1906
  • № 9, ре мажор, 1909
  • № 10 - фа-диез мажор, неоконченное.

Для хора с оркестром

  • "Жалобная песня" (Das klagende Lied) для сопрано, альта, тенора, смешанного хора и оркестра, 1878-80, 2-я редакция 1888, окончательная редакция 1898-99)
  • "Песня о Земле" (Das Lied von der Erde) для тенора, контральто или баритона и орк., На тексты китайских поэтов 8 ст. н. е., 1907-08)

Вокальные циклы

  • 14 песен и напевов юношеских лет (Vierzehn Lieder und Gesange. Aus der Jugendzeit), для голоса с фортепиано, слова Р. Леандера, Тирсо де Молина, нар. тексты из "Волшебного рога мальчика", 1880-92,
  • Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen), для голоса с оркестром 1883-84,
  • 12 песен с "Волшебного рога мальчика" (Zwolf Lieder aus "Des Knaben Wunderhorn"), для голоса с оркестром, 1892 - 1895
  • 7 песен последних лет (Sieben Lieder aus letzter Zeit) для голоса с оркестром, слова из "Волшебного рога мальчика" и Рюккерта, 1899 - 1903,
  • Песни об умерших детей (Kindertotenlieder), для голоса с оркестром, слова Рюккерта, 1901-04.

Другие произведения

  • Квартет ля-минор (1876)
  • "Humoresken" для оркестра
  • M?rchenspiel "R?bezahl"

Литература

Немецком языке:

* G. Mahler. Briefe (1879-1911). Hrsg. von Alma Maria Mahler, В. - W. - Lpz., 1924;

  • Mahler AM, Gustav Mahler. Erinnerungen und Briefe, Amst., 1940, 2W., 1949.
  • Jens Malte Fischer: Gustav Mahler. Der fremde Vertraute. Paul-Zsolnay-Verlag, Wien 2003, ISBN 3-552-05273-9
  • Henry-Louis de La Grange: Gustav Mahler. Chronique d'une vie. I Vers la Gloire 1860-1900. Fayard, Paris 1979 (1149 S.)
  • Henry-Louis de La Grange: Gustav Mahler. Chronique d'une vie. II L'?ge d'Or de Vienne 1900-1907. Fayard, Paris 1983 (1278 S.)
  • Henry-Louis de La Grange: Gustav Mahler. Chronique d'une vie. III Le G?nie foudroy? 1907-1911. Fayard, Paris 1984 (1365 S.)
  • Henry-Louis de La Grange: Gustav Mahler. Volume 2. Vienna: The Years of Challenge 1897-1904. Oxford University Press, Oxford / New York 1995, ISBN 0-19-315159-6 (Neuausgabe, verbessert und erweitert vom Autor; voraussichtlich in 4 B?nden)
  • Henry-Louis de La Grange, G?nther Wei? u. Knud Martner (Hrsg.): Ein Gl?ck ohne Ruh ': Die Briefe Gustav Mahlers an Alma. Erste Gesamtausgabe. Siedler, Berlin 1995, ISBN 3-88680-577-8. - 2. Ausg. (Taschenbuch) btb, M?nchen 1997, ISBN 3-442-72243-8
  • Alma Mahler-Werfel: Erinnerungen an Gustav Mahler. Ullstein, Frankfurt aM 1980, ISBN 3-548-03526-4
  • Stephen McClatchie, Helmut Brenner (Hrsg.): Gustav Mahler "Liebste Justi!" Briefe an die Familie. Weidle, Bonn 2006, ISBN 3-931135-91-8
  • Karl-Josef M?ller: Mahler - Leben-Werke-Dokumente. Serie Musik, Piper-Schott, Mainz 1988, ISBN 3-7957-8264-3 (Schott) / ISBN 3-492-18264-X (Piper)
  • Wolfgang Schreiber: Mahler. rororo Bildmonographien, Reinbek 2003, ISBN 3-499-50181-3 * Preiswerte, kurze, illustrierte und ?bersichtliche Biografie)
  • Theodor W. Adorno: Mahler: eine musikalische Physiognomik. Suhrkamp, ​​Frankfurt am Main 1985, ISBN 3-518-01061-1
  • Paul Bekker: Gustav Mahlers Sinfonien (1921)
  • Hermann Danuser: Gustav Mahler und seine Zeit. Laaber-Verlag, Laaber 1996, ISBN 3-921518-91-1
  • Hans Heinrich Eggebrecht: Die Musik Gustav Mahlers. Neuausgabe. Noetzel, Wilhelmshaven 2003, ISBN 3-7959-0764-0
  • Constantin Floros: Gustav Mahler - Vision?r und Despot. Arche, Hamburg 1998, ISBN 3-7160-3901-2
  • Constantin Floros (Hrsg.): Gustav Mahler und die Oper. Arche, Hamburg 2005, ISBN 3-7160-3904-7
  • Michael Gielen, Paul Fiebig: Mahler im Gespr?ch. Die zehn Sinfonien. JB Metzlersche Verlagsbuchhandlung, Stuttgart 2002, ISBN 3-476-01933-0
  • Stefan Hanheide: Mahlers Visionen vom Untergang. Interpretationen der Sechsten Symphonie und der Soldatenlieder. epOs-Music, Osnabr?ck 2004, ISBN 3-923486-60-X
  • Mathias Hansen: Reclams Musikf?hrer Gustav Mahler. Reclam, Stuttgart 1996, ISBN 3-15-010425-4
  • Hermann Leins (Hrsg.): Arnold Sch?nberg, Ernst Bloch, Otto Klemperer, Erwin Ratz, Hans Mayer, Dieter Schnebel, Theodor W. Adorno ?ber Gustav Mahler. Rainer Wunderlich Verlag, T?bingen 1966
  • Ferdinand Pfohl, Gustav Mahler, Eindr?cke und Erinnerungen aus den Hamburger Jahren. (Hrsg. Knud Martner), Musikalienhandlung Karl Dieter Wagner, Hamburg 1973
  • Renate Ulm (Hrsg.): Gustav Mahlers Symphonien. B?renreiter / dtv, Kassel / M?nchen 2001, ISBN 3-7618-1533-6 / ISBN 3-423-30827-3
  • Altug ?nl?: Gustav Mahlers Klangwelt. Studien zur Instrumentation. Peter Lang, Frankfurt / M. 2006, ISBN 3-631-50599-X
  • Bruno Walter : Gustav Mahler. S. Fischer, Frankfurt am Main 1957
  • Gerhard Scheit, Wilhelm Svoboda: Feindbild Gustav Mahler. Zur antisemitischen Abwehr der Moderne in ?sterreich. Sonderzahl Verlag, 2002, ISBN 3-85449-196-4

Русском языке:

  • Соллертинский И., Г. Малер, Л., 1932;
  • Густав Малер и проблема европейского симфонизма, Музыкальный альманах, М., 1932;
  • Роллан Р., Французская и немецкая музыка, Собр. соч., т. 16, Л., 1935;
  • Рабинович А., Г. Малер, в сб.: Избр. статьи и материалы, М., 1959;
  • Кнеплер Г., Густав Малер. Портрет великого музыканта и человека, в сб.: Избр. статьи музыковедов ГДР (пер. с нем.), М., 1960;
  • Нестьев И., Заметки о Малера, "СМ", 1960, N 7;
  • Слонимский С, "Песнь о земле" Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963;
  • Густав Малер. Письма. Воспоминания (пер. с нем.), М., 1964, 2 1968;
  • Михеева Л., "Чудесный рог мальчика", "СМ", 1960, № 7;
  • она же, Тематические связи и замысел 1-4 симфоний Малера, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969;
  • она же, Густав Малер. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1972;
  • Завадская Е., Восток на западе, М., 1970, с. 90;.
  • Коломийцов В., Г. Малер и его симфония (1906), в его сб.: Статьи и письма, Л., 1971;
  • Тимощенкова Г., строфическая вариантная форма у Малера, "СМ", 1972, № 6;
  • она же, Малер: художник и эпоха, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 13, Л., 1974;
  • Барсова И., Малер в контексте времени, "СМ", 1973;
  • она же, симфонии Малера, М., 1976;
  • Розеншильд К., Густав Малер, М., 1975;
  • Шлифштейн Н., О Некоторых особенностях "симфоний финалов" Малера, "СМ", 1973, К "9;

Других языках:

  • Adorno, Theodor Wiesengrund. (1996). Mahler: A Musical Physiognomy. Chicago: University of Chicago Press. ISBN 0-226-00769-3.
  • Blaukopf, Kurt. (1973). Gustav Mahler. Harmondsworth: Allen Lane. ISBN 0-7139-0464-X.
  • De La Grange, Henry-Louis. (1995). Gustav Mahler: Vienna: The Years of Challenge (1897-1904) (Vol. 2). Oxford University Press. ISBN 0-19-315159-6.
  • De La Grange, Henry-Louis. (2000). Gustav Mahler: Vienna: Triumph and Disillusion (1904-1907) (Vol. 3). Oxford University Press. ISBN 0-19-315160-X.
  • Franklin, Peter (1997). The Life of Mahler. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-46761-6
  • Greco, Antonio. (2006). Gustav Mahler: "Il mio tempo verr? - Meine Zeit wird kommen" - Viaggio tra le 10 Sinfonie. - Giuseppe Laterza Editore. Bari (Italia). ISBN 88-8231-370-0
  • Machlis, J. and Forney, K. (1999). The Enjoyment of Music: An Introduction to Perceptive Listening (Chronological Version) (8th ed.). New York: Norton. ISBN 0-393-97299-2.
  • Pfohl, Ferdinand. 1973. Gustav Mahler, Eindr?cke und Erinnerungen aus den Hamburger Jahren. Schriftenreihe zur Musik 4, edited by Knud Martner. Hamburg: Verlag der Musikalienhandlung KD Wagner.
  • Sadie, S. (Ed.). (1988). The Grove Concise Dictionary of Music. London: Oxford University Press. ISBN 0-333-43236-3.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам