Надо Знать

добавить знаний



Гуцало Евгений Филиппович


Plaque to Yevhen Hutsalo, 3 Suvorova Street, Kiev.JPG

План:


Введение

Евгений Филиппович Гуцало ( 14 января 1937, с. Старый Животов, теперь Новоживотов Оратовского района Винницкой области - 4 июля 1995, Киев) - украинский писатель, журналист.

В 1959 окончил историко-филологический факультет Нежинского педагогического института. Работал в редакциях газет Винницкой, Львовской, Черниговской, в "Литературной Украине", редактором в издательстве "Советский писатель".


1. Анализ творчества

Работы Гуцало - один из богатейших количественно и разнообразных жанрово в украинской литературе 2-й половины 20 века. Он - поэт, новеллист, автор повестей, романист, публицист, эссеист. Поэтический цикл "Зеленая радость ландышей" (1961) и сборник стихотворений "Письмо Земли" ( 1981), "Время и пространство" ( 1983), "Живем на заре" (1984), "Накануне нынешнего дня" (1989) вводили в состояние сосредоточенности на духовном восприятии мира, переживания природного бытия в богатстве его реалий. Особенно органической оказалась для Гуцало форма лирических рассказов, которых он написал более 200. Обратила на себя внимание уже первый сборник рассказов Гуцало "Люди среди людей" ( 1962) - свежей эмоциональностью и вкусом к воспроизведению разнообразных характеров, даже формально было отмечено в названиях отдельных рассказов ("Иван", "Светлана", "Чумак", "Марыся", "Божена", "Кесарь" и др.). Но молодой автор еще нередко прибегал к натянуто "романтических" ситуаций, надуманных сюжетных обострений из банка литературщины; ощущались время прямое подражание ритмомелодики и синтаксических конструкций новеллистики 20-х годов (особенно раннего А. Головко) и стилизация под народнопоэтическое лад.


Уже две следующие сборники - "Яблоки с осеннего сада" ( 1964) и "Платок шелка зеленого" (1966) показали сформированность Гуцало как самобытного новеллиста, которому присущи бережливость и емкость простой повествования, когда чувства и состояния души человеческой (а это и был основной объект изображения) дается почувствовать и "доуявиты" за каким-то одним словом персонажа, жестом, взглядом. Вместе сказывается и тенденция к пространного лирического истолкования переживаний. Любимые герои Гуцало этого периода творчества - юноша или девушка с крестьянским типом эмоциональности, которые только еще входят в жизнь, сталкиваются с его загадками (рассказ "Скупану в любистка", "Багровый листья") подросток или ребенок с необычной поэтической душой ("Олень Август "), со щедро развитым чувством природы (" Яблоки с осеннего сада "). Охотно рисует Гуцало благодатный момент пробуждения души ("Лунный свет"), зарождением первых неясного чувства девушки ("Пускай цветет ..."); поэтические, уязвимы на красоту персонажи с неясными мечтами нередко подвергаются непонимание со стороны обыденных, черствых или душевно грубых людей (например, кинорежиссер Альтов в "Елене Августе", ремесленник Назар в "Клаве, пиратской матери"). Два состояния человеческой души, интимно близкие Гуцало как художнику, - возвышенная восприимчивость любви и детская бескорыстие и открытость впечатлений жизни. Сборник рассказов "В аиста деревне" ( 1969) стала одной из лучших в украинских литературных книг о детях.

Определенную эволюцию Гуцало как новеллиста показала появление в его произведениях персонажей, каждый из которых по-своему чувствует потребность в общении, контактах, творении мира "коллективных" переживаний на уровне народного быта; по сути, это форма торгово-эмоционального выявления их народности; в душевной причастности к другим людям, в стремлении приключений, путешествий и т.д. - вожделение к расширению собственного мира, обогащение содержания личности ("Правильный человек Щерба", "Неистовый, безумный Кирик", "Песня о Карпа Окипняка" и др.).

В последующих сборниках растет интерес к человеческим судьбам и нравов - до ощутимого пафоса життеписання интересных личностей. Эти рассказы можно условно разделить на 2 типа: 1-й - ситуационные, построенные вокруг какого-то случая, будто подытоживает или неожиданной стороны освещает всю человеческую судьбу ("Шутили с Екатериной", "Единственная в мире Варенька? и др..) 2 -й - "портретные": изображение отчетливо самобытного человеческого характера с максимально выраженной главной страстью, что придает повествованию эмоциональной приподнятости, часто таким рассказом Гуцало дает условное жанровое определение - "песня" ("Песня о повесы Авдия Гору", "Песня о Варваре Сухораду ?,? Песня о Максиме "и др..) своеобразной песней на славу сельских патриархов, кто прожил большую трудовую жизнь, есть и рассказ" Орлами пахано ". Песнями обозначил автор и некоторые рассказы, поэтизируют или живописно характеризуют сельский быт ("Песня о ожесточенные торги"), в "Песни о сельский дом" дом предстает как вместилище всей жизни села. С любовью изображает Гуцало общий образ традиционного украинского села ("Высокие горы", "Ой крик, мама, шум"). Интересует его коллизия нового и старого в быту села, в котором, всех социальных и хозяйственных изменений, еще сохранялась определенная традиция, а ее гарантией была постоянство народного характера. Среди галереи сельских типов особенно удавались Гуцало образы матерей ("Веселые Терны", "Путь озаряли березы", "До серебряной свадьбы", "Песня о мгновение").

В рассказах Гуцало - необыкновенное богатство наблюдений над жизнью природы, автор словно предлагает читателю вернуть себе способность неспешного и бескорыстного переживание красоты мира. Открытие человеком для себя природы перерастает в особое самоощущения, когда в ней просыпается "духовный беспредел" и она как никогда чувствует себя саму, свою духовную личность. Часто это сопровождается и другим, параллельным процессом - пробуждением в юной душе чувства любви. Гуцало смог изобразить в счастливом любви декабря тонких нюансов, показать его в развитии, а не как вспышка, акт - и не в последнюю очередь именно благодаря сопереживанию персонажами мира природы, соединяющее их. Собственно, это и есть эстетический центр большинстве рассказов Гуцало - живое соотношение между человеком и природой, углубленное восприятие природы человеком в особом эмоциональном состоянии и раскрытие самого состояния через такое восприятие. В основном таким состоянием является любовь, ее манящая, порывая сила ("И девушка, как парус", "Весенние святыни травы", "Лунный свет" и др.)..

Природа бывает в Гуцала и самодостаточной темой лирического созерцания - в многочисленных этюдах, эскизах (цикл "Озарения" и др.). Диапазон широк - от живописных зарисовок разных уголков родной земли в разное время года - к размышлениям о тайне бытия, о феноменах жизни природы, о месте человека в природе, слияния с ней, о вечности ... Так же характерно для рассказов Гуцало и лирика памяти ("Крыло синего ветра", "По мерзлую калину", "В свете на горизонте", "Взрослые девушки нашего детства") - в этом последнем из щемящим состраданием изображено судьбу девушек первых послевоенных лет, их бедные радости и безбороннисть перед суровым бытом. Многие рассказы Гуцало имеют характер открытого лирического воспоминания. Душевная жизнь предстает как поток. Оно не состоит из отдельных компонентов, не конструкции. Поэтому Гуцало тяготеет к лирическим импрессий, к организации материала вокруг одного человека, одного эпизода.

Гуцало имел определенные хлопоты с композицией, сюжетом при первых попытках овладения крупных прозаических форм. Однако тяготел к ним, повинуясь внутреннему установку на глубокое понимание жизни в большей историческом масштабе, широком жизненном, социальном материале. Повесть "Путники" ( 1969) возникла из потребности дать выход детским воспоминаниям о временах войны. Мать с сыном возвращается в деревню, откуда сбежала во время боев. Дорога становится картиной сплюндрованости земли, пустоши, которую оставила война. Но одновременно дорожные происшествия показывают и выносливость людей, и непобедимость душевного здоровья народа, человечности, доброты. Образ матери с ее "умом сердца", чуткость ко всему живому и постоянным "покровительством" за все живое открывает галерею таких образов матерей в поздних повестях Гуцало

В "Девчатах на выданье" ( 1971) средоточие произведения - коллизия между естественным душевностью, народным нравственным чутьем (молодая девушка Акулина) и формальной моралью, внешней "приличием", маскирующий эгоистический расчет и душевную неправду (агроном Арсен Тугай и его жена учительница Антонина Петровна). Есть в повести образ тети Пистины, олицетворяющий традиционную нормативную мораль деревни. Но, узнав, что Акулина беременна, она не осуждает ее, а поддерживает в желании иметь ребенка хотя бы и без мужа. Это должно свидетельствовать человечность народного ума, который реагирует на исторические изменения условий бытия и храните фарисейскую догму, а дух жизни. Правдивость изображения нелегкой девичьей судьбе в условиях неблагоприятной демографической ситуации на селе (Гуцало бы оплатил часть долга литературы этим несчастным девушкам и их стольким драмам и трагедиям) содержательность суждений и размышлений как автора, так и героев о проблеме, ее выразительная житейское и моральная очерченность , глубокая характерность образа Акулины; объемность воспроизведения всей атмосферы крестьянской жизни и органического поиски народного моралью новых подходов к жизненной проблематики, которые учитывали бы социальную реальность и одновременно сохраняли душевное здоровье народа и человека, - все это придает незаурядной содержании повести Гуцало.

В повести "Школьный хлеб" ( 1973) Гуцало изобразил быт и работу коллектива сельских учителей в трудные послевоенные годы, когда им ставились в обязанность несвойственные им функции, как: взыскание государственного займа из земляков, участие в сборе колхозного урожая, в антирелигиозной пропаганде подобное. Учителя живут тем же жизнью, что и крестьяне, но одновременно одни из них меньше, другие больше понимают свое призвание сельской интеллигенции. "Мы учителя, мы не хотим никого обманывать", - говорит одна из героинь повести, Ольга Левкивна, когда ее хотят принудить к фальши. Она - словно совесть села. На первый взгляд, сельские учителя забитые своим бесправным положением и бедностью, но за этим есть свое душевное и моральное жизнь, есть ощущение своей просветительской миссии. Писатель, который сам вырос в семье сельских учителей, отдал дань уважения и понимания их скромной благородной работы, благодаря которой сквозь толстый слой обыденности пробивается "луч духа". Люди в селе приглушенные нуждой, ежедневными заботами, униженные военными и послевоенными нищетой, издерганные колхозной крутаниною, - однако живет в них совестливость, душевность. Тема народной морали, народной мудрости - одна из главных в дилогии, как, впрочем, и во всем творчестве Гуцало

Особое место в творчестве Гуцала занимает роман "Заемный муж" ( 1982). Использовав известный фольклорный мотив (шуточная песня "Ой там на толкучке, на базаре / / жены мужей продавали?, что-то подобное в фольклоре других народов, например, карельский поэт Яакко Ругоев на основе народного шутки написал рассказ "Самовар", в котором женщина занимает соседке мужа за самовар), Гуцало разворачивает парадоксальные ситуации, которые должны представить своеобразный комический сечение сельской жизни. При этом Гуцало с неизвестной в украинской прозе изобилием насыщает повествование народными пословицами, прибаутками, остроумными словечками, что становятся не декоративными, а структурным элементом романа: фабула будто держится на них. Здесь оказались не только влюбленность Гуцало в природную слово, удивление перед богатством народной речи, желание захватить ее выраженностью читателя, - а тревога за будущее родного языка. Есть определенные аналогии в мировой литературе. Скажем, в ответ на угрозу обесцвечивания французского языка из-за засилья литературщины Р. Роллан пишет своего "Кола Брюньона", где герой по каждому поводу сыплет колоритными народной словечками и прибаутками. Можно вспомнить и "Курземите" современного латышского писателя И. Зиедониса, где фактическое содержание составляет прямое демонстрации пословиц, старинных песен, архаичных слов, редких оборотов и т.д. - как национального духовного богатства. Гораздо большая угроза обеднения и забвения стояла и стоит перед украинским языком, поэтому роскошество Гуцало в народном слове имело не только значение эстетического восхищения.

Словно "войдя во вкус", Гуцало провел "заемного мужчины" Фому еще два романа - "Личная жизнь феномена" (1983) и "Парад планет" ( 1984). Так уложилась трилогия "о старшем куда пошлют", которая должна стать своего рода пародийным энциклопедией тогдашней жизни села, а вместе с коллажем гротескно трактованных мировых событий. В трилогии нашли свое самовикривальне завершения немало традиционных мотивов илюзорого представления о действительности (стереотипов казенного мышления). Однако экстенсивное разрастание повествования, злоупотребление однотипными приемами комикування привели к некоторой механичности и клишованости вымышленных ситуаций, что ослабило сатирический содержательность трилогии.

Большая часть творчества Гуцало пришлась на советские времена, когда неизбежны были большие или меньшие самоограничения. Но в последние годы Гуцало обращается к эротической тематике ("Эпос-эрос", "Блуд"), к политической публицистике ( "Ментальность орды"). Гуцало выступал также с очерками, литературно-критическим статьям.


2. Награды

3. В кинематографе

  • Автор сценария документального фильма "Встречи на стройке" ( 1963).
  • По мотивам его рассказа "Пойдем ко мне, Иван ..." создана новеллу "Остановись, минут ..." в киноаль-манаху "Киевские встречи" (1979).
  • По повести писателя "Мертвая зона" и его рассказами Юрий Ильенко снял фильм "Соломенные колокола" (1987).
  • На Гостелерадио Украины по произведениям Е. Гуцало завершено видеоленты: "В лугу на старом диване" В. Витера и "Выездной товарищеский суд" (1981).
  • На студии "Укртелефильм" на основе рассказов писателя выпущен фильм "Мария" (1987), снят теленовеллу "Блуд" к сериалу О. Биймы "Остров любви" (1996).

Евгений Гуцало Филиппович был талантливо, он написал много стихов для детей и взрослых, для детей он написал книги: "Дениска", "В Лелеч СЕЛЕ", "из ореха зернышко" ==! ==


4. Произведения

4.1. Проза

  • Сборник рассказов "Люди среди людей" (1962).
  • "Яблоки с осеннего сада" (1964).
  • "Скупану в любистка" (1965).
  • "Платок шелка зеленого" (1966)
  • "Семейный очаг" (1968).
  • "Путники" (1969).
  • "Запах укропа" (1969).
  • "Август, вспышка любви" (1970).
  • "Предчувствие радости. - Девушки на выданье" (1971).
  • "Весна високосного года" (1973).
  • "Бережанская портреты" (1975).
  • "Счастливая семья" (1976, соавтор - Ростислав Самбук).
  • "Орлами пахано" (1977).
  • "Из огня воскресли" (1978).
  • "Что мы знаем о любви" (1979).
  • "Охота с гончей собакой" (1980).
  • "Кто ты?"
  • "Перебито крыло"
  • "Лось"
  • "Сватовство в Яблоновке"

4.2. Поэтические сборники

  • "Письмо земли" (1981).
  • "Время и пространство" (1983).
  • "Живем на Заре" (1984).

4.3. Книги для детей

  • "Олень Август" (1965).
  • "Пролетели кони" (1966).
  • "С ореха зернышко" (1977).
  • "В аиста деревне" (1979).
  • "Дениска" (1973).

Литература

  • Дончик В. Гуцало Гуцало Евгений Филиппович / / Украинская литературная энциклопедия. - Т. 1. - М., 1988. - С. 527-528.
  • Писатели Советской Украины. - М., 1970. - С. 114.
  • Писатели Советской Украины. - М., 1976. - С. 85-86.
  • Писатели Советской Украины. - М., 1981. - С. 65.
  • Искусство Украины. - М., 1997. - С. 187-188.
  • Шевченковские лауреаты 1962-2001: Энциклопедический справочник. - М., 2001. - С. 122-124.
  • Янковская А. В. Гуцало Евгений Филиппович / / Энциклопедия истории Украины. - Т. 2. - М., 2005. - С. 261 - http://uk.wikipedia.org/skins-1.5/common/images/cyrl/button_italic.png262.
  • [Некролог] / / Литературная Украина. - 1995. - 20 июля. - С. 4.
  • Стрельбицкий Михаил. Цикл "Песни" Евгения Гуцало / / Проблемы. Жанры. Мастерство: Литературно-критические статьи. - Выпуск 6. - М., 1981. - С. 100-116.
  • Плющ Василий. Хохлатка / / Литературная Украина. - 1995. - 20 июля. - С. 4.
  • Бабляк В. В синем небе сияли лес ... / / Знамя Октября (Каменец-Подольский). - 1987. - 28 февраля. - С. 3.
  • Бабляк В. Нина Матвиеноко: "Пение как дыхание" / / Знамя Октября. - 1987. - 14 марта. - С. 2-3.
  • Панч П. Молодой голос / / Дружба народов. 1962. № 9;
  • Клочко М. На третьей строчке - диалектика души / / Отчизна. 1964. № 10;
  • Брюгген В. Пора змужиння / / Там же. 1966. № 12;
  • Орлик Ю. Баба Акулина и суперинтеллект / / ЛГуцало 1966, 27 июля;
  • Шевченко А. Чего стоит жизнь? / / ЛУ. 1967, 5 сент.;
  • Гримич Гуцало Композиция-характер-идея / / Днепр. 1969. № 12;
  • Дончик В. Грани современной прозы. К., 1970;
  • Новиченко Л. Елена Левкивна и другие / / Лит-ра и современность. К., 1972. Вып. 5;
  • Янченко А. Три повести Гуцало / / Октябрь. 1973. № 2;
  • Бахаева Л. К вопросу о сюжетах / / Отчизна. 1973. № 4;
  • Штонь Гуцало Без полноты синтеза / / Днепр. 1974. № 4;
  • Гитович И. Испытание памятью / / Новый мир. 1974. № 6;
  • Брыли Я. Где-то на Винниччине / / Лит. обозрение. 1975. № 10;
  • Слабошпицкий М. Необъятный мир героя / / Отчизна. 1978. № 6;
  • Высоцкая Н. непредсказуемость таланта / / ЛГуцало 1981, 8 апр.;
  • Штонь Гуцало Духовная стратегия темы / / ЛУ. 1983, 8 сент.;
  • Жажда всеобъемлющей и грани таланта (Штрихи к портрету Евгения Гуцало) / / УМЛШ. 1985. № 11;
  • Жулинский М. Приближение. К., 1987;
  • Плющ В. Как зеркало писательской души / / Гуцало Е. Сочинения: В 5 т. Т. 1. К., 1996;
  • Дончик В. Из потока лет и литпотоку. К., 2003;
  • Жулинский М. Открылся птицам, людям и растениям ... [Десять лет без Евгения Гуцало] / / ЛУ. 2005, 6 лип.
  • Дзюба И. М. Энциклопедия современной Украины. - Т. 6. - Киев, 2006. С. 691-692
  • Ментальность орды
  • Стихи

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам