Даниил Паломник

Даниил, Даниил Паломник, Даниил игумен (вторая пол. XI - нач. XII в.) - Игумен одного из черниговских монастырей посетил в начале XII в. Палестину (1106-07 гг) и описал свое путешествие в сочинении, носит в рукописях название "Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена" (Жизнь и хождение Даниила), где точное описание топографии Палестины сочетается с легендарно апокрифическими материалами, заимствованными из устных рассказов и письменных источников.

"Хождение" принадлежало к наиболее распространенным в украинском старом литературе.

В Палестине, входившей в то время в состав созданного крестоносцами Иерусалимского королевства, Д. провел 16 месяцев. Он жил в монастыре св. Саввы, откуда совершал поездки по стране, посещая места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и библейскими событиями. Именно эти памятники Д. описывает особенно подробно, не упуская возможности напомнить связанные с ними переводы или апокрифические легенды. Он описывает, например, скамью, на которой покоилось тело снятого с креста Христа, камень неподалеку, сидя на котором ангел предсказал о грядущем воскресении Иисуса, описывает Голгофу и даже то углубление в скале, в котором, согласно преданию, был вставлен крест, он вспоминает место, откуда был вознесен на небо в огненной колеснице пророк Илья, пещеру, в которой Иисуса пытался соблазнить дьявол, дом Претории, куда Христа привели к Пилата, и др.. В некоторых случаях Д. воспроизводит отдельные эпизоды, передает либо сам составляет реплики участников событий (такой, например, крик Богородицы, что видит распятие Иисуса).

Столь же конкретно и образно описывает Д. природу Палестины. Он увлекается плодородием южной земли, где хорошо растут пшеница и ячмень, а в садах - изобилие различных плодовых деревьев. Стремление Д. к конкретности и наглядности поразительно: расстояния он измеряет то длиной перелета стрелы, то длиной броска камня ("как взрослый человек докинешь", - объясняет при этом Д.), реку Иордан он сравнивает со знакомой ему на Руси рекой Снов (приток Десны): так же быстрая ее течение, так же извилистое русло. Тивериадское озеро, пишет Д., можно обойти, а вода в нем такая вкусная, что не может ею насытиться пьющий. В озере том водится рыба - вкуснее всех рыб, ее любил есть Христос, с виду она напоминает карпа. Столь же подробные и наглядные описания архитектурных сооружений: Д. рассказывает о мраморные колонны, расписанные своды, мозаичные полы палестинских храмов, о крепостные сооружения.

Д. вспоминает о встречах с иерусалимским королем Болдуином, о рискованных поездки по горным дорогам, где путников подстерегали засады "сарацин", о богослужении в Иерусалимском храме. Д. постоянно чувствовал себя посланцем Руси : не случайно он оставляет в храме св. Саввы поминовения всех русских князей, перечислив их, как в соответствующем своему времени иерархическом порядке.

"Хождение" Д. стоящее не только как подробный путеводитель для паломников, оно воспроизводит знания и представления русинов о событиях и персонажи Священной истории, давая показания о широкий кругозор русских книжников начала XII в.

"Хождение" сохранилось более чем в ста списках, начиная с XV в. под названиями "Хождение", "Странник", "Паломник". и др.. Оно повлияло на развитие жанра "хождений" в литературах восточных славян. В наше время произведение игумена Даниила, как и произведения его последователей, относят к четко определенного отдельного жанра - хождений.


Литература

  • Л.Махновец. Украинские писатели: Био-библиографический словарь: В 5 т. М., 1960. Т. 1. - С. 42-45;
  • Веневитинов М. Хождение игумена Даниила в святую землю в начале XII в. / / ЛЗАК за 1876-1877 гг.-1884.-Вып. 7 - С. 1-138,
  • Янин В. Л.. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и "Хождение игумена Даниила" / / ТОДРЛ-1960-Т 16-С 112-131,
  • Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских хождений / / ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 21-37;
  • Прокофьев Н. И Русские хождения XII-XV вв. / / Литература Древней Руси и XVIII в. - М., 1970 - С 27-64,
  • Творогов О. В. Даниил / / Словарь Книжников и книжности Древней Руси. - Вып. 1. - Л., 1987. - С 109-112.