Надо Знать

добавить знаний



Даосизм



План:


Введение

Дао

Даосизм - китайское традиционное учение, в котором присутствуют элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитаций, а также традиционная философия и наука. Последователи даосизма носят даосами.

В истории Даосизма имеет место разделение обучения на философский Даосизм (дао цзя), развившийся в неодаосизм, и религиозный (дао цзяо), включивший алхимию, демонологии, лечение. За время своего существования даосизм не создал единой церкви, а догматические положения его ортодоксальных направлений не сформировались в конкретный, общий для всех верующих догмат, подобно христианского "Символа Веры". Это отразилось на полиморфизме даосской доктрины особенностях ритуальной деятельности и организационных уровнях. Однако даосизм является целостный социокультурный феномен, что оказывает значительное влияние на жизнь современного китайского общества.


1. Элементы учения

Даосизм возник в 6 веке до н. н.э. и является одной из двух коренных китайских религиозно-философских систем (другой является конфуцианство), которая значительно повлияла на развитие китайской культуры. Цель даосизма, как философии выражается в "Дао Дэ Чинг" (книга пути и благодати) мыслителя Лао-Цзы, Чуанг Цу, и в Лье Цу будучи глубоким, радостным, таемничною и практической гармонией с мирозданием. В политике и выживании, даос ищет действенного пути наименьшего сопротивления и скромности. Все крайние позиции ведущих к своим противоположностей. Все есть в движении, за исключением самого Дао (Пути). Инь (женское) уравновешивает Ян (мужское).

Отмечается:

По утверждению даосов, мир в целом и человек в характеризуются тремя видами жизненной энергии: шен (дух), ци (дыхание) и цзин (жизненная субстанция). Во время медитации человек стремится к слиянию микрокосма (ее) с макрокосмом (вселенная). С этой целью человек должен избавиться от дуалистического восприятия действительности, другими словами, он стремится отождествить свое Эго со всей вселенной, то есть избавиться от субъектно-объектной сознания. Итак, даосская медитация глубоко мистическая. Мистический союз со всем сущим не поддается рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное положение даосизма, согласно которому рассказано Дао есть истинное Дао. То, что познается во время медитации не поддается словесному выражению. Если все находится в процессе постоянного изменения, идентификация собственного "Я" становится иллюзией, явной ошибкой, но рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью перемен. Однако даосизм не склонен прибегать к мудрствований и акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен убедиться на собственном опыте в сути вопроса, то есть осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао.

Подобно водному потоку, жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления. Итак, идеалом даосов является существование, свободное от проявлений страстей и амбиций. Однако серьезным препятствием на пути к освобождению от мирских желаний является образование, ибо знание увеличивает привязанность к желаниям и амбициозные устремления. Именно поэтому даосы разработали теорию мышления, что препятствует повышению интеллектуального и образовательного уровней. Естественная простота (пью) проявляется в спонтанных поступках (ву-вэй), отражающих природную гармонию. В процессе ву-вей личность выражается в своей первозданной простоте и единении с окружающим миром. В этом случае сознание не успевает проявить свой рациональное начало и подсознание берет на себя функции управления личностью. Указанные качества способствуют осознанию природы всех живых существ и места человека в этом мире. Подобно буддистов, даосы сопереживают всем живым существам. Где ( добродетель) и чъи ( энергия) представляют силу беззусильнои действия доступной даоса.

Как религия, даосизм отмечает алхимических отношениях между макрокосмосом и микрокосмосом, ища формулу бессмертия с помощью:

  • контроля дыхание
  • диеты
  • упражнений
  • сексуального воздержания
  • химических эликсиров

В даосизме развилось священство, огромный иерархический пантеон "богов" и множество священных текстов и ритуалов связанных с различными сектами. Позднее начало монашество. Со времен китайской культурной революции (1966-1968) религиозный даосизм активно практикуется главным образом на Тайване. Философский даосизм вызвал интерес на Западе, особенно I Чинг, мистический произведение, которое имеет целью объяснить значение случайных событий.


1.1. Основные категории даосизма

  • Дао (道) - буквально путь, в даосизме-духовность.

Дао означает Путь постижения законов природы, ее закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, согласно Дао, универсальным гармонизирующим принципу. Дао трактуется как абсолютная категория, что не поддается описанию, вечный вселенский принцип. В начале "Дао дэ цзин" сказано: "Дао, о котором можно говорить, не истинное Дао". Дао бестелесное и не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенное и безымянное, бесконечное и вечное, пустое, но неисчерпаемы. Оно - прародитель всего, включая богов. Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Именно Дао находится в бесконечном циклическом круговращение: не достигая предела оно вновь направляется к истоку. Дао - высший закон бытия, но не бытие, как таковое, оно вне бытия, за его пределами, но это не Бог, не сверхъестественная сила, потому Дао естественное хотя и необъятное. О Дао упоминают как о "начале и мать десяти тысяч вещей", т.е. сущностную основу бытия. Однако Дао является бытием, но это и не небытие. Это то, что является первопричиной. В этом отношении его уместно сравнить с буддийским понятием шуньяты (пустоты). Дао универсальное, всепроникающее и не поддается разрушению. С точки зрения метафизики Дао - это источник, порождающий все сущее, и одновременно конечная цель любого проявления. Оно не обладает фиксированной субстанциальной основой, а лишь обеспечивает проявление и угасание существования. Согласно даосской философии, отдых предшествует движению, а обилие покоя - действия. Дао является основой любого процесса. Само по себе оно неподвижно, но является началом любого движения. В этом смысле Дао означает абсолютную естественность.

  • Где (德) - буквально отвага или мораль. Сила, или порядок вещей во вселенной.

Дао непознаваемо, но вездесущий. То, о чем можно говорить, называется дэ (проявленная мощность). Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения. Если Дао - это тотальная сущность мира, то где - это общий космический принцип, определяющий для каждого объекта надлежащую форму и последовательность будущих ему трансформаций, это воплощение определенного внутреннего жизненного принципа порожденного Дао, того, что связывает каждого из Дао, это проявление тотальной сущности мира в реальности. Если субъект или объект следуют дао (иными словами, действуют естественным образом), их наполняет энергия (где). При этом имеется в виду какая-то сила, которая стремится к насильственным изменениям что противоречило бы самой сути учения, а природная сила, полностью выявляет природный потенциал. По аналогии с водой, Дао подобно потоку, силу течения которого представляет месте.

  • У-Вэй (无为) - буквально не-действие - понимание того, когда нужно действовать и не действовать, находясь в гармонии с Дао

Ключевой термин, обозначающий воздержанию от активных действий, - у-вэй. Его можно перевести как невмешательство, хотя само слово вовсе не подразумевает абсолютной пассивности. Наоборот, это действие, но осуществлена ​​в соответствии с двумя принципами: - ни усилия не должно быть потрачено зря, - не следует делать ничего, что не соответствует законам природы. У-вей следовало бы перевести как спонтанная или естественное действие. Это то, что человек делает интуитивно, не планируя. Это действие, мотивированное реальными обстоятельствами, а не фантазиями. Часто мы действуем вопреки своей натуре с целью - доказать какую-либо идею или принцип. В такие моменты человек внутренне противоречива: эмоции подсказывают одно, рациональное начало - другое, сознание - третье. В таких условиях поступок малоэффективен и неестественный поскольку является результатом компромисса между различными сферами сознания. у-вэй воплощает спонтанную и естественное поведение. Действуя таким образом, мы не задаемся вопросом правомочности поступка, а просто осуществляем его. У-вей - это качество, которое позволяет непредвзято смотреть на вещи, искусство быть самим собой, навык естественного поведения и уверенности в своих силах. у-вей проявляется тогда, когда человек не придерживается условных стереотипов поведения и не задумывается над тем, что делает. Иными словами, человек подчиняется приказам подсознания, не теряя время на логический анализ и сознательную оценку ситуации. Следует отметить принципиальную разницу между моралью даосов и конфуцианцев. Согласно Конфуцию, этические нормы должны определяться законными актами регламентирующих общественное поведение. Иными словами, некоторые поступки приносят несомненную общественную пользу даже в том случае, когда противоречат естественным человеческим импульсам. Даосы считают такой подход недопустимым. Подобное насилие над человеческой природой нарушает гармонию Дао.


1.2. Компоненты даосизма


2. Исследователи

Литература

  1. Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. - СПб.: Лань, 1998. -448 С. ISBN 5-8114-0015-2
  2. Вэнь Цзянь, Л. А. Горобец Даосизм в современных КИТАЕ. - Раздел "О даосском пантеоне и кумирах" http://daolao.ru/Contemp/sovr_dao.htm # 2
  3. Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 960с. http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0663.htm
  4. Томпсон М. Восточная философия / Пер.с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФИАР-ПРЕСС, 2000. С. 257-288. - http://upelsinka.com/Russian/religion_daosism_1.htm
  5. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. Раздел "Даосизм". Электронная библиотека http://www.gumer.info/

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам