Надо Знать

добавить знаний



Даргомыжский Александр Сергеевич



План:


Введение

Александр Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский [1] (другой вариант правописания - Даргомизький [2] * 2 февраля ( 14 февраля по новому стилю) 1813, село Троицкое, ныне Тульской области России - ? 5 января ( 17 января по новому стилю), 1869, Санкт-Петербург) - русский композитор.


1. Биография

Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 - начале 30-х г. 19 вв. изданы первые сочинения Даргомыжского (романсы, фортепианные пьесы).

В 1837-41 он написал первую оперу - "Эсмеральда" (по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери"), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества.

В 40-х гг создал ряд лучших романсов, в том числе "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир". А также один из центральных произведений - оперу "Русалка" (по одноименной драматической поэме Пушкина).

С конца 50-х гг широко развернулась его музыкально-общественная деятельность. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием "Могучая кучка"; участвовал в работе сатирического журнала "Искра" (позже и "Будильника").

В 60-х гг Даргомыжский обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанные на народных темах: "Баба-Яга, или С Волги nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864), "Чухонская фантазия "(1867).

В 1864-65 совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844-1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 он начал работать над оперой "Каменный гость", поставив новаторское задача - написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков.

Был знаком с Тарасом Шевченко (поэт и композитор познакомились весной 1858 года в Петербурге) и Семена Гулака-Артемовского - первым исполнителем партии Клода Фролло в опере Даргомыжского "Эсмеральда" (поставлено 1847 года).


2. Творчество

Даргомыжский является автором более 100 романсов, сборников хоров, 4 опер ("Рогдана", "Русалка", Эсмеральда ", "Каменный гость"), а также небольших симфонических произведений, среди которых самые известные: "Малороссийский казачок", "Чухонська фантазия" и "Баба-яга".

Вслед за Глинки Даргомыжский заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В ряде произведений (опера "Русалка", песни "Старый капрал", "Червяк", "Титулярный советник") он с большой остротой воплотил тему социального неравенства.

Склонность к драматизации часто проявлялась у Даргомыжского в вокальной лирике (романсы "Мне грустно", "И скучно и грустно", "Я все еще его люблю" и др..). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для него воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды". Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере "Каменный гость", основанной почти полностью на мелодизованому речитативе.

Среди последователей Даргомыжского первую очередь следует отметить М. П. Мусоргского, который назвал его великим учителем правды в музыке.


Литература

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Даргомыжский Александр Сергеевич
  • А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Петроград, 1921.
  • Дроздов А. Н. Александр Сергеевич Даргомыжский. - М., 1929.
  • Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский. - М.: 1932.
  • Серов А. Н. Русалка. Опера А. С. Даргомыжский / / Серов А. Н. Избр. статьи. Т. 1. - М.-Л., 1950.
  • Пекелис М. С. Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской Классической музыке. - М.-Л., 1951.
  • Пекелис М. С. Даргомыжский и его окружение. Т. 1-3. - М., 1966-1983.
  • Шевченковский словарь. - Т. 1. - К., 1978. - С. 183.
  • Майбурова К. Даргомыжский Александр Сергеевич / / Искусство Украине: Биографический справочник / Составители: А. В. Кудрицкий, М. Г. Лабинский. Под редакцией А. В. Кудрицкого. - К. : "Украинская энциклопедия" им. М. П. Бажана, 1997. - 700 с. - ISBN 5-88500-071-9. - С. 193.
  • Dissinger B. Die Opern von Aleksandr Dargomyzskij - Frankfurt am Main: Lang, 2001.
  • Ганзбург Г.И. Стихотворение А. С. Пушкина "19 октября 1827" и трактовка его смысла в музыке А. С. Даргомыжский. - Харьков, 2007. ISBN 966-7950-32-8 [1]
  • Самоходкина Н. В. Оперный стиль А. С. Даргомыжский: Учебное пособие. - Ростов н / Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. - 80 с. - (Библиотека методической литературы).

Примечания

  1. правописание согласно УРЕ - leksika.com.ua/14620113/ure/dargomizhskiy
  2. афиша Запорожской филармонии - www.filarmonic.zp.ua/afisha/2010/04/17/, газета "Высокий замок" - www.wz.lviv.ua/pages.php?ac=arch&atid=80654


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам